ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-644/2015 от 19.03.2015 Майкопского городского суда (Республика Адыгея)

<данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

«19» марта 2015г. <адрес>

Судья Майкопского городского суда РА Агафонов П.Ю.,

При секретаре судебного заседания Охтовой З.А.

С участием истца Мкртычян <данные изъяты> и его представителя по доверенности ФИО1

Представителя ответчика Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> по доверенности ФИО2

рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Мкртычян <данные изъяты> к Региональному управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда

У С Т А Н О В И Л:

ФИО3 обратился в суд с иском к Региональному управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда. В обоснование указал, что он ФИО3, с 28.12.2012г. проходил службу в должности оперуполномоченного 1 Отдела службы по <адрес> РУФСКН России по <адрес>. 05.08.2014г. им был подан рапорт об увольнении из органов наркоконтроля. На основании приказа от 04.08.2014г. №1244-лс Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Регионального Управления по <адрес>, истец был уволен по под.1.п. 142 ФЗ от 30.12.2012г. №283-Ф3 и Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, по собственному желанию. Приказом №1244-лс ему были назначены к начислению денежные компенсации и выплаты: - премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей из расчета 25% оклада денежного содержания по 25.03.2014г.;- единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания; -компенсация за неиспользованный очередной ежегодный отпуск за 2014 г., в количестве 17.5 дней; -материальную помощь за 2014г. в размере одного оклада денежного содержания. Всего на сумму 100709,90 рубль. Данный приказ им не оспаривается, денежные начисления назначены ему правомерно в соответствии с действующими нормативными актами. Однако денежные средства ему были выплачены в размере только 16978 рубля, а денежные средства в размере 78178 рублей ему не перечислены. Кроме того, за период с апреля 2013г. по февраль 2014г. истцом регулярно выполнялась сверхурочная работа в виде дежурств, в том числе в ночное время и в праздничные дни, на основании графика дежурств суточного наряда. Всего согласно имеющемуся у него графику, им отработано не менее 13 дежурств. Оплата за переработку сверхустановленной законом продолжительность рабочего времени ответчиком не производилась. Согласно п.100, п.101 Положения общая продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную ТК РФ. На основании ст.91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Согласно ст.99 ТК РФ сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. В силу ст.152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере. За последующие часы - не менее чем в двойном размере. Так как истцом осуществлялась служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, то правоотношения с ответчиком регулируются специальными нормативными правовыми актами: а также ТК РФ, в части неурегулированной специальными нормативными правовыми актами. На основании ст.ст. 103,104 ТК РФ сменная работа - работа в две, три или четыре смены - вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Данные нормы закрепляют основания для суммированного учета рабочего времени сотрудников дежурной смены - невозможность соблюдения для данной категории работников ежедневной /8 часов/ и еженедельной /40 часов в неделю/ продолжительности рабочего времени, в связи с чем, для данной категории сотрудников вводится суммированный учет рабочего времени. Исполнение сверхурочной работы не было связано с исполнением каких-либо неотложных или непредвиденных обязанностей, а носила постоянный характер, соответствующих приказов о привлечении его к такой работе руководителем не принималось. В связи чем, п. 102 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. №613, предусматривающего возможность привлечения сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника органа наркоконтроля, а такое привлечение сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха, к сложившимся правоотношениям не применим, в виду отсутствия приказов как таковых. Кроме того, о предоставлении отпуска за сверхурочную работу, руководством он не извещался. Среднемесячный заработок составляет 46350 рублей, количество дней в рабочей неделе 5, продолжительность рабочего времени в день 8 часов, в месяце 4 рабочих недели. Количество рабочих дней в месяце /5x4/ 20дней. Таким образом, количество рабочих норма часов /20x8/160 часов. Стоимость одного часа составляет /46350:160/ 289 рублей за час. В связи с чем оплата, подлежащая взысканию за сверхурочную работу, составляет \289рублейх210часов/ 60690 рублей. Согласно ст.237 ТК РФ «Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба», Компенсация морального вреда предусмотрена так же ст.151 ГК РФ и ст.ст. 1099-1101 ГК РФ. Право на компенсацию морального вреда разъяснено в п.63 Пленума Верховного суда РФ в Постановлении от 17.03.2004 года «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ». Просит суд 1) Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в его Мкртычян <данные изъяты>, пользу денежные средства в размере 78178 рублей. 2)Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в его Мкртычан <данные изъяты> пользу в счет уплаты процентов за пользование денежными средствами в размере 1236 рублей. 3)Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в его Мкртычян <данные изъяты> пользу денежные средства в размере 60690 рублей, в счет оплаты за сверхурочную работу. 4)Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в его Мкртычян <данные изъяты> пользу денежные средства в счет оплаты компенсации морального вреда в размере 100000 рублей. 5) Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в его Мкртычян <данные изъяты> пользу денежные средства в счет оплаты судебных издержек в размере 26000 рублей.

03.02.2015 г. от ответчика поступило письменное возражение, в котором они указывают, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям: 1. ФИО3 в период с 28.12.2012г. по 05.08.2014г. проходил службу в региональном управлении в должности оперуполномоченного 1 отдела службы по <адрес> (место нахождения <адрес>). Приказом № 1244-лс от 04.08.2014 года был уволен со службы из органов наркоконтроля, и исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля с 05.08.2014 года, на основании подпункта 1 (по собственному желанию) пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В период прохождения службы постановлением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26 марта 2014 года он, будучи обвиняемым по уголовному делу № 1137073, был временно отстранен от должности. Вместе с этим, рассматриваемое постановление Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26 марта 2014 года о временном отстранении от должности в установленном порядке из суда в региональное управление не поступало. В связи с этим, данное постановление суда было запрошено и в последующем нарочно получены заверенные надлежащим образом копии постановления Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26 марта 2014 года об удовлетворении ходатайства о временном отстранении обвиняемого от должности и апелляционного постановления Верховного суда Республики Адыгея от 06 мая 2014 года. По поступлению в адрес регионального управления и на основании Постановления Майкопского городского суда Республики Адыгея от 26.03.2014 года о временном отстранении обвиняемого от должности, в установленном порядке, был подготовлен и издан приказ регионального управления по личному составу от 16 июня 2014 года № 896-лс о временном отстранении ФИО3 от должности. Одновременно с этим, в связи с назначением судом ФИО3 ежемесячного государственного пособия, указанным приказом регионального управления соответственно с даты отстранения судом ФИО3 от должности, то есть с 26 марта 2014 года прекращена выплата денежного довольствия. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 111 и статьей 114 УПК РФ, в целях обеспечения установленного данным Кодексом порядка уголовного судопроизводства по постановлению суда к подозреваемому или обвиняемому может быть применена мера процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности. Она подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на занимаемой им должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Анализ положений норм УПК РФ позволяет сделать вывод, что временное отстранение от должности исполняется немедленно, обжалование решения об отстранении от должности не приостанавливает данную меру принуждения. Данная позиция совпадает с официальной позицией Генпрокуратуры РФ. Так, согласно Письма Генпрокуратуры РФ от 30.03.2004 г. «О направлении Методических рекомендаций «Основания и порядок применения временного отстранения от должности, наложения ареста на имущество и ценные бумаги, денежного взыскания» копия постановления о временном отстранении обвиняемого (подозреваемого) от должности направляется по месту его работы либо в вышестоящую организацию. Постановление подлежит немедленному исполнению. При этом, временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Она считается примененной с момента провозглашения постановления судьи. Решение об отстранении от должности, принятое в ходе досудебного производства, может быть обжаловано в кассационном порядке. Однако обжалование не приостанавливает данную меру принуждения. В свою очередь, в соответствии со статьей 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется. Таким образом, правовых оснований для перерасчета и выплаты ФИО3 денежного довольствия в период с 26 марта 2014 года по 31 мая 2014 года не имеется. 2. В период с 28.12.2012г. по 05.08.2014г. ФИО3 проходил службу в региональном управлении в должности оперуполномоченного 1 отдела службы по <адрес> (место нахождения <адрес>). Приказом № 1244-лс от 04.08.2014 года был уволен со службы из органов наркоконтроля, и исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля с 05.08.2014 года, на основании подпункта 1 (по собственному желанию) пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст. 392 ТК РФ - работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Истец заявил требования о взыскании денежной компенсации за работу в ночное время и сверхурочную работу за период с апреля 2013г. по февраль 2014г., т.е. по истечении 3-месячного срока, установленного для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, согласно ст. 392 ТК РФ, п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 и доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд не представил в связи, с чем необходимо применение судом последствий пропуска стороной срока обращения в суд. В дополнение необходимо отметить, что для сотрудников, проходящих службу в оперативных, следственных подразделениях, подразделениях специального назначения органов наркоконтроля, а также участвующих в оперативно-розыскной деятельности, правилами внутреннего распорядка может устанавливаться рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику (в различные дни недели) согласно пункта 3 Типовых правил внутреннего распорядка органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных приказом ФСКН России от 15.05.2008г. №166. Вышеуказанная норма также закреплена в приказах начальника регионального управления от 07.07.2008г. и 17.07.2014г. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка Регионального управления ФСКН России по <адрес>». Таким образом, в период прохождения службы ФИО3. I устанавливалась рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику (в различные дни недели). Истцом утверждается, что региональное управление в нарушение действующего трудового законодательства не производила ему дополнительные выплаты за работу в ночное время суток, праздничные дни и сверхурочную работу. Так, в период службы исполнение им служебных обязанностей предполагало несение службы на суточном дежурстве по утвержденному графику сменности, что истцом не опровергается. В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" до вступления в силу федерального закона, регламентирующего порядок прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенности прохождения службы в указанных органах устанавливаются Президентом Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ" в целях определения порядка прохождения правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, до принятия соответствующего федерального закона, утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которым определяются правовая основа и порядок прохождения гражданами Российской Федерации правоохранительной службы в указанных органах (далее Положение). В соответствии с пунктом 1 Положения правоохранительная служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является видом государственной службы граждан Российской Федерации, замещающих должности правоохранительной службы Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ее территориальных органах. Пунктом 2 Положения установлено, что прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерация, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с настоящим Положением. В связи с изложенным нормы Трудового кодекса Российской Федерации могут применяться к правоотношениям, возникающим при прохождении службы в органах наркоконтроля, лишь в случаях, если они не урегулированы специальными законами и нормативными актами. В соответствии с пунктом 101 Положения для сотрудников правилами внутреннего распорядка устанавливаются 5-дневная или 6-дневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется директором ФСКН России. В силу статей 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации работа в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться повышенной оплатой. Однако указанные нормы Трудового кодекса Российской Федерации применению не подлежат, поскольку, вопросы привлечения сотрудника органа наркоконтроля сверх установленного служебного времени, в выходные и праздничные дни, а также порядок и вид компенсации, урегулированы специальными нормами. Пунктом 102 Положения установлено, что для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник может привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника органа наркоконтроля. Также из этого пункта Положения следует, что единственной компенсационной мерой за привлечение сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни является предоставление сотруднику дополнительных дней отпуска. Изложенное мнение, подтверждается решением Октябрьского районного суда <адрес> от 03.11.2011г., по иску ФИО4 к УФСКН России по <адрес> о взыскании невыплаченных денежных средств за работу в ночное время, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказано, апелляционным определением Владимирского областного суда от 14.02.2012г. решение оставлено без изменения, а жалоба истца ФИО4 оставлена без удовлетворения, решением Первомайского районного суда <адрес> от 30.01.2013г. и апелляционное определение <адрес>вого суда от 16.04.2014г. по иску ФИО5 и ФИО6 к РУФСКН России по <адрес>, а также апелляционным определением Астраханского областного суда от 23.05.2012г. № дела 33-1485/2012, апелляционное определение Верховного суда Кабардино-Балкарской республики от 14.05.2014г. № дела 33-789/2014г. В силу ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств тому, что ФИО3 обращался к руководству регионального управления с соответствующими заявлениями и что ему отказано в предоставлении таких дней, в деле не имеется. На основании вышеизложенного, с учетом того, что приказов начальника регионального управления о привлечении Истца к исполнению неотложных или непредвиденных обязанностей по службе не издавалось, а также с учетом разъяснений Правового департамента Минтруда России от 09.04.2004г. из которых следует, что нормы Трудового кодекса РФ, в части выплат компенсации за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, на сотрудников, проходящих службу в органах наркоконтроля, которым присвоены специальные звания, а также к федеральным гражданским государственным служащим, занимающим соответствующие должности в комитете, не распространяются. ФИО3 утверждает, что в результате якобы неправомерного удержания выплат и отсутствие оплаты за сверхурочную работу ему были причинены нравственные страдания, в связи с чем, истец просит возместить ему моральный вред в размере 100 000 рублей. Однако, переживая такую, как утверждает истец, стрессовую ситуацию, он не представил документов подтверждающих обращение за помощью в специализированные учреждения. Согласно статьи 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. Таким образом, региональное управление полагает, что законные основания для возмещения морального вреда ФИО3 отсутствуют. Просят суд в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО3. отказать в полном объёме.

24.02.2015г. от истца поступило уточненное исковое заявление, в котором он просили 1)Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в мою Мкртычян <данные изъяты> денежные средства в размере 78178 рублей. 2)Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в мою Мкртычан <данные изъяты> в счет уплаты процентов за несвоевременную выплату размере 4149 руб. 3) Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в его Мкртычян <данные изъяты> денежные средства в размере 117623 рубля. 4) Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в его Мкртычан <данные изъяты> в счет уплаты процентов за несвоевременную выплату оплаты за сверхурочную работу в размере 6243 рубля. 4)Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в мою Мкртычян <данные изъяты> денежные средства в счет оплаты компенсации морального вреда в размере 300000 рублей. 5) Взыскать с Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков Региональное Управление по <адрес>, в его Мкртычян <данные изъяты> денежные средства в счет оплаты судебных издержек в размере 29000 рублей.

Истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования и просили суд их удовлетворить. Пояснили, что денежные средства в размере 78178 руб. они просят взыскать в соответствии с приказом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> от 04 августа 2014г. по личному составу. Денежные средства в размере 117623 рубля они просят взыскать за сверхурочную работу в дни суточных дежурств.

Представитель ответчика исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать. Поддержал доводы возражения.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ФИО3 в период с 28.12.2012г. по 05.08.2014г. проходил службу в региональном управлении в должности оперуполномоченного 1 отдела службы по <адрес> (место нахождения <адрес>).

Приказом № 1244-лс от 04.08.2014г. истец был уволен со службы из органов наркоконтроля, и исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля с 05.08.2014года, на основании подпункта 1 (по собственному желанию) пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Приказом №896-лс от 16.06.2014г. ФИО3 временно отстранен от должности по службе по <адрес> с 26 марта 2014г. и прекращена выплата денежного довольствия с 26 марта 2014<адрес>: Постановление Майкопского городского суда от 26 марта 2014г.

Однако в период с 26.03.2014г. до даты вынесения приказа, т.е. до 16.06.2014г. истец продолжал нести службу и получал денежное довольствие. Таким образом, сумма переплаты денежного довольствия с 27.03.2014г. по 31.05.2014 г. составила 78178 руб. 68 коп.

Из справки Регионального управления ФСКН России по <адрес>от 10.11.2014 г. видно, что согласно приказа от 04.08.2014 г. № 1244-лс подлежит выплате:

-премия за добросовестное выполнение служебных обязанностей пропорционального прослуженному времени из расчета 25 процентов оклада денежного содержания по 25.03.2014 г. – 5661 руб. 29 коп.

- единовременное пособие в размере 2 (двух) окладов денежного содержания 54000 руб. 00 коп.

- компенсацию за неиспользованный очередной ежегодный отпуск за 2014 г. в количестве 17,5 дней – 19709 руб. 90 коп.

- материальную помощь за 2014г. в размере 1 (одного) оклада денежного содержания – 27000 руб. 00 коп.

- компенсации за вещевое имущество – 10894 руб. 00 коп.

Однако в связи с возникшей переплатой сумма перечисленного денежного довольствия ФИО3 на его лицевой счет, открытый в ОАО «Газпромбанк» составила – 27872 руб. 22 коп.

В соответствии со ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Таким образом, действия Регионального управления ФСКН по <адрес> по удержанию денежного довольствия являются незаконными.

Следовательно требования истца о взыскании с Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес>, в пользу Мкртычян <данные изъяты> денежную компенсацию и выплаты в размере 78178 рублей не дополученные Мкртычян <данные изъяты> в соответствии с приказом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> от 04 августа 2014г. по личному составу подлежат удовлетворению.

В соответствии с требованиями ст.236 ТК РФ «При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Размер компенсации составляет за задержку выплаты единовременного пособия, по состоянию на 17.02.2015г. составляет /(78178) х 8.25/100/300x193= 4149руб. и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Частью 5 ст. 11 Трудового кодекса РФ установлено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, государственных служащих и других) устанавливаются Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.

При этом Трудовой кодекс РФ, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на других лиц, если это установлено федеральным законом.

Статьей 135 Трудового кодекса РФ установлено, что системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат работникам организаций, финансируемых из бюджетов, устанавливаются соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.

ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти, финансирование расходов которого осуществляется согласно п.14 Положения о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденного Указом Президента РФ от 28.07.2004 г. №976, за счет средств федерального бюджета.

Особенности государственной службы в отдельных государственных органах, правовое положение (статус) федерального государственного служащего на основании п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливаются федеральными законами о виде государственной службы.

Особенности правоохранительной службы сотрудников наркоконтроля, в том числе гарантии и компенсации, регулируются специальными нормативными правовыми актами - Федеральным законом от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и др.

Указом Президента РФ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 05.06.2003г. утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которым установлены особенности прохождения службы в указанных органах. Положение определяет правовую основу и порядок прохождения гражданами РФ правоохранительной службы в органах наркоконтроля.

Согласно п.2 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003г. №613, прохождение службы в органах наркоконтроля осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими порядок ее прохождения, а также в соответствии с данным Положением.

В п.102 названного Положения для сотрудников наркоконтроля предусмотрено, что для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник может привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника органа наркоконтроля. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха. При этом, компенсация в денежном эквиваленте не установлена.

Таким образом, Положение содержит компенсационную норму в случаях привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни.

Применение к названным правоотношениям по аналогии непосредственно норм трудового законодательства, предусматривающих повышенную оплату труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, является необоснованным.

В ст.1 Федерального закона «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» от 30.06.2002 г. № 78-ФЗ (с изменениями от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ) указаны составляющие денежного довольствия сотрудников наркоконтроля.

Аналогичные положения по денежному довольствию сотрудников содержаться в пункте 120 Положения.

Между тем, указанными нормативными актами не предусмотрены дополнительные выплаты за работу сверхустановленного служебного времени, в частности, в ночное время, в связи с чем, требование об их выплате является неправомерным.

Для сотрудников, исполняющих должностные обязанности по графику дежурства (сменность), начало и окончание служебного (рабочего) времени определяется согласно п. 7 Типовых правил внутреннего распорядка органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных приказом ФСКН России от 15.05.2008 г. № 166, правилами внутреннего распорядка и графиками дежурства (сменности).

Согласно п.1 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников органов по контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного приказом ФСКН России от 28.08.2008 г. № 271, данное Положение определяет порядок, условия оплаты труда и материального стимулирования работников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и распространяется на работников, осуществляющих в органах наркоконтроля трудовую деятельность на основании трудовых договоров, а также на условиях внутреннего или внешнего совместительства.

Согласно разъяснениям Правового департамента Минтруда России от 09.04.2004 г. нормы Трудового кодекса РФ в части выплат компенсации за работу в ночное время, выходные и праздничные дни на сотрудников, проходящих службу в органах наркоконтроля, которым присвоены специальные звания, а также к федеральным гражданским государственным служащим, занимающим соответствующие должности в комитете, не распространяются.

Таким образом, в удовлетворении требований ФИО3 о взыскании денежных средств за сверхурочную работу следует отказать.

Требование о взыскании процентов за несвоевременную выплату оплаты за сверхурочную работу в размере 6243 рубля является производным от требования о взыскании денежных средств в размере 117623 рубля за сверхурочную работу в удовлетворении которых истцу отказано. Таким образом, данное требование также удовлетворению не подлежит.

Согласно ст.237 ТК РФ «Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба».

Поскольку незаконным удержание денежного довольствия были нарушены права истца, то суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда с учетом требований разумности и справедливости в размере 30 000 рублей.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

На основании ч.1 ст.100 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы на оформление нотариальной доверенности в размере 1 000 руб. и расходы по оплате услуг представителя в размере 28 000 руб., которые суд считает понесенными в разумных пределах исходя из сложности спорных правоотношений и количества проведенных по делу судебных заседаний.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Мкртычян <данные изъяты> к Региональному управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес>, в пользу Мкртычян <данные изъяты> денежную компенсацию и выплаты в размере 78178 рублей не дополученные Мкртычян <данные изъяты> в соответствии с приказом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> от 04 августа 2014г. по личному составу.

Взыскать с Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес>, в пользу Мкртычян <данные изъяты> в счет уплаты процентов за несвоевременную выплату денежной компенсации размере 4149 рублей, положенной Мкртычян <данные изъяты> в соответствии с приказом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес> от 04 августа 2014г. по личному составу.

Взыскать с Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес>, в пользу Мкртычян <данные изъяты> денежные средства в счет оплаты компенсации морального вреда в размере 30 000 рублей.

Взыскать с Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес>, в пользу Мкртычян <данные изъяты> денежные средства в счет оплаты судебных издержек в размере 29000 рублей.

В остальной части исковых требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: П.Ю. Агафонов