№ 2 -644/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22.07.2021г. г. Лесозаводск
Лесозаводский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Пономарева М.К.,
при помощнике судьи Шумар Н.В.,
с участием старшего помощника Лесозаводского межрайонного прокурора Свиридовой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора Тимченко А.А. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
И.о. заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором, просит обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по сносу фундаментов обрушившейся конструкции на земельном участке с кадастровым номером № хх в ххххххх; в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по благоустройству территории земельного участка с кадастровым номером № хх в ххххххх.
В обоснование заявленных требований указал, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой на основании решения о проведении проверки от хх.хх.хххх. № хх по поручению прокуратуры ххххххх о проверке сведений публикации «хххххххх», размещенной в сети Интернет, проведена проверка соблюдения администрацией Лесозаводского городского округа требований земельного и градостроительного законодательства, по результатам которой установлено, что обрушившееся строение – двухэтажная арка построена ИП ФИО4 на земельном участке с кадастровым номером хххххххх, местоположение, примерно в 33 метрах на юго-восток от здания, расположенного по адресу: ххххххх ГО третьим лицам не предоставлялся, является территорией общего пользования, относится к землям населенных пунктов.
Разрешение на строительство, а также разрешение на ввод двухэтажной арки администрацией Лесозаводского хххххххх Н.Н., не выдавалось.
Согласно выписке из правил ПЗЗ ЛГО основными видами разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером хххххххх являются: 1) отдых (рекреация) (код 5.0); 2) охрана природных территорий (код 9.1); 3 общее пользование водными объектами (код 11.1); 4) специальное пользование водными объектами (код 11.2); 5) земельные участки (территории) общего пользования (код 12.0).
Администрацией Лесозаводского ГО не принималось решение о предоставлении указанного земельного участка ФИО4, иным лицам для возведения постройки. Правообладателем земельного участка с кадастровым номером хххххххх является администрация Лесозаводского ГО.
Решением Арбитражного суда ххххххх от хххххххх. по делу № ххФИО4 отказано в удовлетворении исковых требований к администрации Лесозаводского ГО о признании права собственности на объект недвижимости: сооружение – парадная арка и наружное (метало-кирпичное) ограждение, входящее в состав объекта недвижимости с кадастровым номером хххххххх – детский парк аттракционов и расположенное по адресу: ххххххх, местоположение примерно в 20 метрах от ориентира (восточный угол жилого дома) по направлению на восток, почтовый адрес ориентира: ххххххх.
Решением Арбитражного суда ххххххх от хх.хх.хххх. по делу ххххххххххххххххФИО4 признана несостоятельным (банкротом), в отношении неё введена процедура реализации имущества, финансовым управляющим должника утверждена ФИО5
Постановлением администрации Лесозаводского ГО от хх.хх.хххх. № хх «Об утверждении протокола заседания комиссии по выявлению, принятию решений о сносе самовольной постройки на территории Лесозаводского ГО» двухэтажная арка признана самовольной постройкой, подлежащей сносу за счет средств ххххххххФИО4 в период с хх.хх.хххх. по хх.хх.хххх.
В связи с тем, что ФИО4 не исполнила решение о сносе самовольной постройки, хх.хх.хххх. администрация Лесозаводского ГО обратилась в Арбитражный суд ххххххх с исковым заявление к ФИО9ФИО4 и финансовому управляющему ФИО5 о сносе указанной самовольной постройки в рамках дела о банкротстве.
Определением Арбитражного суда ххххххх от хх.хх.хххх. по делу№ № хх производство по заявлению администрации Лесозаводского ГО о сносе самовольной постройки в рамках дела о банкротстве № ххФИО10. прекращено, в связи с тем, что указанный спор подлежит рассмотрению в порядке общего искового судопроизводства, а не рамках дела о банкротстве должника.
хх.хх.хххх. и хх.хх.хххх. администрацией Лесозаводского ГО в адрес № ххФИО4 направлены новые уведомления о необходимости сноса самовольной постройки. Меры к организации работ по самостоятельному сносу указанной постройки путем заключения муниципального контракта со специализированной организацией на выполнение данных работ не приняты.
хх.хх.хххх межрайонной прокуратурой с привлечением специалиста инспекции регионального надзора и контроля в области долевого строительства ххххххх проведен осмотр обрушившейся двухэтажной арки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером хххххххх, по результатам которого установлено, что по указанному адресу находятся фундаменты вышеуказанного объекта. Рабочие и строительная техника отсутствуют. Специалистом установлено, что данный объект является объектом капитального строительства.
В настоящее время на указанном земельном участке с кадастровым номером хххххххх размещены фундаменты обрушившейся конструкции, сроки завершения работ по демонтажу не определены.
В нарушении требований п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подп. 2 п. 1, подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 222 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Положения о сносе, администрацией Лесозаводского городского округа своевременных мер к сносу самовольной постройки - двухэтажной арки не принято, контроль за разработкой проекта организации работ по сносу указанного объекта, являющегося фактически объектом капитального строительства, не осуществлен, как и контроль за демонтажем указанной постройки, что повлекло за собой нарушение прав жителей Лесозаводского городского округа и причинение их имуществу материального ущерба.
Кроме того, в нарушении требований п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», администрация Лесозаводского ГО до настоящего времени не приняла мер к организации благоустройства территории указанного земельного участка.
С целью устранения выявленных нарушения закона, 11.05.2021г. Лесозаводской межрайонной прокуратурой, главе Лесозаводского ГО внесено представления об устранении нарушений требований земельного и градостроительного законодательства.
По результатам рассмотрения хх.хх.хххх. главой Лесозаводского городского округа представление прокуратуры признано обоснованным и подлежащим удовлетворению. Также сообщено, что в настоящее время администрацией Лесозаводского ГО рассматривается вопрос о выделении денежных средств на демонтаж фундамента арки, а также подготовке технического задания для коммерческих предложений на выполнение указанных работ. Проект по благоустройству территории земельного участка с кадастровым номером № хх планируется выполнить в хх.хх.хххх. в рамках национального проекта «Жилье и городская среда».
хх.хх.хххх. при осмотре спорного земельного участка установлено, что работы по демонтажу фундаментов обрушившейся конструкции и благоустройству территории администрацией Лесозаводского ГО не проведены.
Требование межрайонного прокурора к администрации Лесозаводского ГО предъявлены в интересах неопределенного круга лиц и обусловлены исполнением администрацией городского округа, возложенной на нее законом, обязанности по сносу самовольной постройки и благоустройству территории городского округа.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации Лесозаводского городского округа ФИО6 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных требований. Представила суду письменные возражения, из которых следует, что решением Думы Лесозаводского ГО от хххххххх. № хх-НПА утвержден бюджет Лесозаводского ГО на хххххххх и плановый период хххххххх и хххххххх годов. С учетом внесенных изменений решением Думы Лесозаводского ГО от хххххххх. № хх-НПА, дефицит бюджета Лесозаводского ГО составил хххххххх руб. Для исполнения требований и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора, требуются значительные материальные затраты, которые в связи с тяжелым материальным положением (дефицитом бюджета) у администрации ЛГО отсутствуют. Соответственно данное обстоятельство лишает администрацию ЛГО возможности исполнить данные требования в указанный срок. Возложенные судом обязанности, не предусмотренные расходной частью Бюджета, приведут к нецелевому использованию Бюджетных средств, что в свою очередь влечет нарушение Бюджетного законодательства.
Кроме того администрация Лесозаводского городского округа планирует в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Лесозаводского городского округа» на хххххххх года провести благоустройство данной территории, используя данный фундамент для установки на нем малых архитектурных форм.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, приходит к следующему.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
В соответствие с ч. 1 ст. 49 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Согласно п. 6 ст. 1 Решения Думы Лесозаводского городского округа от 02.10.2015 N 387-НПА (ред. от 29.03.2016) «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Лесозаводского городского округа» администрация городского округа осуществляет свои полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом через уполномоченный орган администрации городского округа - Управление имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа (далее - Управление имущественных отношений).
В силу п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 13 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района в том случае, если в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не выполнили соответствующие обязанности, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, и земельный участок, на котором создана или возведена самовольная постройка, не предоставлен иному лицу в пользование и (или) владение либо по результатам публичных торгов не приобретен иным лицом.
Согласно п. 2 ст. 2 Положения о сносе самовольных построек на территории Лесозаводского городского округа, утруждённого решением Думы Лесозаводского городского округа от хх.хх.хххххх.хх.хххх «Об утверждении Положения о сносе самовольных построек на территории Лесозаводского городского округа», решение о сносе самовольной постройки принимается Комиссией на основании поступившей информации о создании или возведении ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Из ответа Главы администрации Лесозаводского городского округа ФИО7 следует, что обрушившееся строение – двухэтажная арка (капитальное строение) построенное № ххФИО4 на земельном участке с кадастровым номером № хх, место положение которого: «примерно в хххххххх м. на юго-восток от здания, расположенного по адресу: <...> д. № хх». Разрешение на строительство, разрешение на ввод на указанное здание, администрацией Лесозаводского городского округа не выдавалось. Разрешительные документы отсутствуют. Спорный земельный участок никому не предоставлялся и относится к территории общего пользования. Правообладателем данного земельного участка является администрация Лесозаводского городского округа.
Согласно протокола заседания комиссии по выявлению, принятию решений о сносе самовольных построек на территории Лесозаводского городского округа от хх.хх.хххх., утвержденного постановлением администрации Лесозаводского городского округа хх.хх.хххх. принято решение о признании двухэтажной арки, расположенной на земельном участке, место положение которого: «примерно в хххххххх м. на юго-восток от здания, расположенного по адресу: ххххххх№ хх», самовольной постройкой, осуществить снос самовольной постройки за счет средств № ххФИО4 в период с хх.хх.хххх. по хх.хх.хххх.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Положения о сносе самовольных построек на территории Лесозаводского городского округа, утруждённого решением Думы Лесозаводского городского округа от хх.хх.хххххххххххх «Об утверждении Положения о сносе самовольных построек на территории Лесозаводского городского округа», решение о сносе самовольной постройки принимается Комиссией на основании поступившей информации о создании или возведении ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Согласно ч. 2 ст. 3 Положения о сносе самовольных построек на территории Лесозаводского городского округа, в случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не произвело снос самовольной постройки в срок, указанный в решении Комиссии, по истечении установленного срока снос самовольной постройки производится лицом (организацией) на основании муниципального задания или договора об оказании соответствующих услуг, заключенного с администрацией Лесозаводского городского округа с учетом положений Федерального закона от хх.хх.ххххNхххххххх «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Из акта проверки № хххххххххх. проведенной Лесозаводской межрайонной прокуратурой, следует, что на момент осмотра № хх. по указанному адресу находится фундамент вышеуказанного объекта.
хх.хх.хххх. и.о. Лесозаводского межрайонного прокурора, Главе Лесозаводского городского округа выдано предписание о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений, а также причин и условий, им способствующих.
Актом проверки № хх от хх.хх.хххх. проведенной Лесозаводской межрайонной прокуратурой установлено, что на спорном земельном участке работы по демонтажу фундаментов обрушившейся конструкции, благоустройству территории администрацией по Лесозаводскому городскому округу не проведены.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № хх является собственностью городского округа, администрация Лесозаводского городского округа обязана организовать работы по сносу фундаментов обрушившейся конструкции (самовольной постройки), а также работы по благоустройству территории спорного земельного участка.
Таким образом, требования, заявленные прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Суд считает, намерения ответчика в будущем организовать работы по использованию спорных фундаментов для нужд городского округа, а также дефицит бюджета Лесозаводского городского округа, не является основание для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о. заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора, удовлетворить.
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по сносу фундаментов обрушившейся конструкции на земельном участке с кадастровым номером № хх
Обязать администрацию Лесозаводского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда выполнить работы по благоустройству территории земельного участка с кадастровым номером № хх
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение 1 месяца со дня изготовления в окончательной форме через Лесозаводский районный суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 26.07.2021г.
Судья М.К. Пономарев