Краснокутский районный суд Саратовской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Краснокутский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-645/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2011 год г.Красный Кут
Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Евлампиевой Л.В.,
с участием прокурора Алексеева А.А..
при секретаре Павловой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Краснокутского района в защиту интересов Александровой Оксаны Сергеевны к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, Краснокутской городской администрации о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, об обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,
установил:
Прокурор Краснокутского района в защиту интересов Александровой О.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, где просит признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района в части неисполнения обязанности по предоставлению вне очереди Александровой О.С. жилого помещения на основании договора социального найма. Обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области предоставить Александровой О.С. вне очереди на основании договора социального найма жилое помещение не менее 30 кв.м. Свои требования мотивирует тем, что Александрова О.С. зарегистрирована по адресу: В настоящее время другого жилья у заявительницы нет. 27 февраля 2003 года рабочей произведено обследование жилого дома, расположенного по адресу: согласно которому данный дом признан ветхим, непригодным для проживания. Александрова О.С. жильем по договору социального найма не обеспечена. В результате бездействия администрации не обеспечено право Александровой О.С. на жилище в муниципальном жилом фонде. Норма предоставления площади жилого помещения на одиноко проживающих граждан по договорам социального найма составляет 30 кв.м. общей площади.
Определением Краснокутского районного суда Саратовской области от 2 ноября 2011 года в качестве соответчика к участию в деле привлечена Краснокутская городская администрация. (л.д. 42-43)
Администрация Краснокутского муниципального района Саратовской области представила отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать. Возражения мотивирует тем, что в перечень вопросов местного значения муниципального района, изложенных в ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не входит полномочие по обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма нуждающихся граждан, весь жилой фонд, находящийся в пределах г. Красный Кут передан в собственность Краснокутской городской администрации. В ведении Краснокутской городской администрации имеется адресная программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда на 2011 год» в рамках указанной программы (исполнителем программы является Краснокутская городская администрация) также планируется переселение из аварийного дома по . Александрова О.С. не состояла и не состоит на учете общей очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании договора социального найма. Согласно данным бухгалтерского учета многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: на балансе администрации района не состоит, в реестре муниципальной собственности не значится. (л.д. 37-38, л.д.135-136)
В судебном заседании прокурор Алексеев А.А. и Александрова О.С. поддержали исковые требования в полном объеме и просят их удовлетворить. Доводы ответчика о том, что у него отсутствуют денежные средства на приобретение жилого помещения, не освобождает ответчика от обязанности обеспечить жильем Александрову О.С. Так же Александрова О.С. в судебном заседании пояснила, что у нее в собственности находился дом по адресу: , с печным отоплением. В 2002 году указанный дом она продала, выписала доверенность ФИО1 на продажу дома, передала все документы на дом, получила от него 10000 рублей за проданный дом, дала расписку, что претензий не имеет. В 2004 году купила , что указанный дом был признан аварийным не знала. Другого жилья не имеет, в настоящее время проживает на квартире. В 2005 году родила сына ФИО2 В 2008 году ФИО3 специалист районной администрации сообщила ей, что дом признан ветхим и взамен ветхого жилья предоставляются квартиры. Администрация района отказывала ей в предоставлении квартиры. В июне 2011 года обратилась в администрацию района о предоставлении ей жилья вне очереди, было отказано, так как свободного муниципального жилья в администрации нет.
Представитель ответчика администрации Краснокутского муниципального района по доверенности Синицын А.С. в судебном заседании поддержал представленные возражения.
В судебном заседании представитель ответчика Краснокутской городской администрации по доверенности Калагарцев И.Ф. пояснил, что Александрова О.А. с заявлением о предоставлении ей жилого помещения обратилась только 11.11.2011 года., ранее не обращалась. Дом № по был признан ветхим Администрацией района, она и должна предоставить жилье взамен ветхого. Дом, по Краснокутской городской администрации не передавался. В городской администрации есть программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья только на четыре дома, куда дом по не входит.
Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что работает специалистом администрации Краснокутского муниципального района. В 2002 году началась реализация Федеральной целевой программы «Жилье», целью которой было переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Был составлен реестр нуждающихся в переселении по ветхому и не пригодному для проживания жилью, утверждена программа на 2002-2010 г.г. Дом по внесен в реестр ветхого и не пригодного для проживания жилья. В 2010 году финансирование программы было закончено. Также в администрации района существует подпрограмма на 2011-2015 года переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, дом по туда входит. Однако в настоящее время нет финансирования указанной программы. Финансируется сейчас в администрацию города средства на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.
Свидетель ФИО4 в судебном заседании пояснила, что работает в Финансовом управлении Администрации Краснокутского муниципального района. В настоящее время в администрации района нет средств на мероприятия по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда. В 2011 году была выделена субсидия в муниципальное образование г. Красный Кут на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда, денежные средства были зачислены на счет городской администрации.
Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснил, что в 2002 году Дегтярева О.С., в настоящее время Александрова О.С., выписала на его имя доверенность на продажу дома по адресу: . Указанный дом был продан его сестре ФИО5 за 10000 рублей. Деньги за дом были переданы Дегтяревой О.С., о чем она написала расписку. Был составлен договор купли-продажи дома 2002 году. Однако указанный договор не могли зарегистрировать в регистрационной службе, так как ФИО5 была гражданкой Армении и не была прописана в г. Красный Кут. Только в октябре 2011 года разрешился вопрос о законности нахождения ФИО5 на территории г. Красный Кут, и только тогда она смогла оформить договор- купли продажи квартиры. С 2002 года Александрова О.С. в доме не проживала, ФИО5проживала и пользовалась домом.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что Дегтярева О.С., в настоящее время Александрова О.С., выписала доверенность на имя ФИО1 на продажу дома по адресу: . Указанный дом был продан ей за 10000 рублей. Деньги за дом были переданы Дегтяревой О.С., о чем она написала расписку. Был составлен договор купли-продажи дома 2002 году. Однако указанный договор не могли зарегистрировать в регистрационной службе, так как ФИО5 была гражданкой Армении и не была прописана в г. Красный Кут. Только в октябре 2011 года разрешился вопрос о законности ее нахождения на территории г. Красный Кут, и только тогда она смогла оформить договор- купли продажи квартиры. С 2002 года Александрова О.С. в доме не проживала.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу о необходимости удовлетворить исковые требования по следующим основаниям..
Ранее фамилия истицы Александровой О.С.была дегтярева О.С. Фамилия изменялась в связи с вступлением в брак 10 марта 2005 года (л.д. 33, 34)
Согласно договора купли-продажи дома от 26.07.2004 года (л.д.131) Дегтярева О.С. (Александрова) купила квартиру, расположенную по адресу: общей площадью 27,2 кв.м. 6 августа 2004 года Дегтярева (Александрова) О.С. зарегистрировала право собственности на квартиру в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (л.д.130)
В настоящее время собственником однокомнатной квартиры площадью 27,2 кв.м. по адресу: является Дегтярева (Александрова) О.С.
Согласно акта № 39 от 22.11.2002 года, утвержденного главой ОМО Краснокутского района жилой дом, расположенный по адресу: имеет 65% износа и является ветхим, непригодным для проживания (л.д.32).
Решением рабочей комиссии № 278 от 27.02.2003 года, утвержденным главой муниципального образования Краснокутского района дом, расположенный по адресу: признан ветхим, непригодным для проживания (л.д.13,14).
В соответствии с паспортом Александрова О.С. значится зарегистрированной по адресу: с 21.09.2004 года (л.д.30)
В соответствии со свидетельством о рождении у Александровой О.С. имеется несовершеннолетний ребенок ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.(л.д.35)
Согласно сведений Краснокутского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Саратовской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует запись о правах Александровой О.С. на объекты недвижимости (л.д.20).
Дегтярева О.С. (Александрова) является собственником однокомнатной квартиры площадью 27,2 кв.м. по адресу: (л.д.129-134 )
Александрова О.С. обращалась в Администрацию Краснокутского муниципального района о предоставлении ей жилья 22 апреля 2011 года. 07.06.2011 года был дан ответ администрацией, что жилой дом по адресу: стоит в плане переселения в 2012 году, в настоящее время свободного муниципального жилья в Администрации района нет.(л.д.9)
Главой Краснокутской районной администрацией был утвержден список жилых домов Краснокутского муниципального района, признанных непригодными для проживания на 01.03.2005 год, где указан также дом по .(л.д.15-17)
Александрова О.С. в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства области на учете нуждающихся в предоставлении безвозмездной финансовой помощи (субсидии), а также на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области не состояла, безвозмездную финансовую помощь (субсидию) не получала (л.д.17,19)
Согласно договору купли-продажи 1 октября 2011 года Александрова О.С. продала часть жилой дома по адресу: ФИО5 и ФИО6 за 10000 рублей. (л.д.145-146).
Однако как установлено в судебном заседании и подтверждается допрошенными показаниями свидетелей фактически сделка договора купли-продажи части жилой дома по адресу: состоялась в 2002 году.
Александрова (Дегтярева) О.С. выдала доверенность на продажу части дома по адресу: 15.01.2002 года ФИО1 (л.д.175) Александрова (Дегтярева) О.С. получила деньги за продажу части дома 15.01.2002 года, что подтверждается распиской (л.д.176). 15.01.2002 года ФИО1, действующий по доверенности от Александровой (Дегтяревой) О.С. продал часть дома по адресу: ФИО5 ФИО5 обращалась в суд 11 марта 2011 году, 4 мая 2011 года где указывала, что проживает .
Согласно статьи 15 Жилищного Кодекса РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с пунктом 1 части 2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с пунктом 3 ст. 85 Жилищного Кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В силу ст. 87 Жилищного Кодекса РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
На основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит жилое помещение, нуждающимся может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Довод ответчиков о том, что поскольку истец не признан малоимущими, на учете нуждающихся в жилом помещении не стоит, он не вправе претендовать на получение жилого помещения в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, является необоснованным. Юридически значимым обстоятельством по данному делу является тот факт, что жилое помещение, непригодно для проживания. Для решения вопроса о предоставлении Александровой О.С. жилого помещения взамен непригодного для проживания, факт отсутствия истца на учете в качестве нуждающегося в жилье, юридического значения не имеет.
В соответствии с материальным положением Александровой О.А., наличием у нее дохода за 2010 год в сумме 60842,36 рублей (л.д.179), дохода за 10 месяцев 2011 года 61320,96 рублей (л.д. 180) наличие несовершеннолетнего ребенка (л.д.). наличие вкладов с остатком средств 30,18 рублей, 11,11 рублей, (л.д.181), отсутствие в собственности иного жилого помещения, кроме как признанного непригодным для проживания (л.д.20), суд считает, что Александрова О.С. является нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в части неисполнения обязанности по предоставлению вне очереди Александровой О.С. жилого помещения на основании договора социального найма, так как Александрова О.С. обращалась в администрацию по поводу предоставления жилого помещения, но настоящего времени ей жилое помещение не было предоставлено. (л.д.9 )
Суд считает необходимым возложить обязанность по предоставлению Александровой О.С. на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 27,2 кв.м. на Администрацию Краснокутского муниципального образования Саратовской области.
Статья 89 Жилищного кодекса РФ предусматривает обязанность предоставлять жилое помещение равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Так как Александрова О.С. занимала жилое помещение, признанное непригодным для проживания, общей площадью 27,2 кв.м. (л.д.129-134), ей необходимо предоставить на основании договора социального найма жилое помещение не менее 27,2 кв.м., а не как указывает истец в исковом заявлении не менее 30 кв.м.
В судебном заседании установлено, что решение о признании дома непригодным для проживания принималось администрацией Краснокутского муниципального района. (л.д.13,14)
Постановлением главы муниципального образования района от 17.12.2002 года была утверждена Муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда по Краснокутскому муниципальному образования на 2002-2010 годы». По указанной программе было предусмотрен переселение граждан из ветхого жилого фонда по адресу: (л.д.117-122)
Постановлением администрации Краснокутского муниципального района 13.01.23011 года утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа «Развитие жилищного строительства в Краснокутском районе Саратовской области на 2011-2015 года». В указанную программу включена подпрограмма «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Краснокутском муниципальном районе на 2011-2015 года». Исполнителем программы является Администрация Краснокутского муниципального района. К приложению программы предоставлен список многоквартирных жилых домов, признанных аварийными, в том числе дом . (л.д. 123-128,138-144)
Законом Саратовской области от 28.11.2007 N 289-ЗСО (ред. от 27.09.2011) "О разграничении муниципального имущества между Краснокутским муниципальным районом Саратовской области и вновь образованными поселениями, входящими в его состав" (принят Саратовской областной Думой 21.11.2007) в приложении 13 установлен переченьмуниципального имущества Краснокутского муниципального района Саратовской области, передаваемого в собственность муниципального образования , отсутствует. Не представлено администрацией Краснокутского муниципального района Саратовской области сведений о том, что дом по передавался в ведение Краснокутской городской администрации.
Реестр аварийных домов на территории МО, подписанный главой Краснокутской городской администрации, где указан дом (л.д.39), не свидетельствует о том, что указанный дом был передан в ведение Краснокутской городской администрации.
В муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилого Фонда в муниципальном образовании г. Красный Кут на 2011», утвержденную Постановлением Краснокутской городской администрацией 12.05.2011 года, дом не включен. (л.д. 56-63).
Дом по на балансе Краснокутской городской администрации не состоит. (л.д.55)
В соответствии со справкой администрации Краснокутского муниципального района жилое помещение, расположенное по адресу: в реестре муниципального жилого фонда не числится (л.д.115).
В судебном заседании установлено, что дом по не передавался из администрации Краснокутского муниципального образования в Краснокутскую городскую администрацию, поэтому обязанность по предоставлению Александровой О.С. вне очереди на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение должна быть возложена на Администрацию Краснокутского муниципального района.
В соответствии с выпиской из нормативного правового акта о бюджете в бюджет муниципального образования г. Красный Кут поступили денежные средства субсидии по переселению граждан из аварийного жилья. (л.д. 114) Перечисление денежных средств также подтверждается уведомлением об изменении лимитом бюджетных обязательств, № 1139,1151, распределением на 2011 год субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов и поселений области на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Перечисление и поступление в Краснокутскую городскую администрацию денежных средств на реализацию программы ««Переселение граждан из аварийного жилого Фонда в муниципальном образовании г. Красный Кут на 2011», в которую не включен не свидетельствует об обязанности городской администрации и отсутствие обязанности Администрации Краснокутского муниципального района предоставить Александровой О.С. жилое помещение взамен непригодного для проживания..
Согласно справки администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области в бюджете района средства по программе на переселение из ветхого жилья не предусмотрены, расходы заложены в бюджет поселения МО г. Красный Кут. Отсутствие денежных средств в администрации Краснокутского муниципального района не освобождает от обязанности предоставления Александровой О.С. жилого помещения на основании договора социального найма. Доказательств того, что именно весь жилой фонд Краснокутского муниципального района передан в Краснокутскую городскую администрацию, в суд не представлено.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 49Жилищного Кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Исходя из положений ст. 87 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение предоставляется тем органом, который признавал дом непригодным для проживания.
Кроме того, в силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района отнесено к вопросам местного значения, находящихся в полномочиях муниципальных районов. То есть, действующим законодательством не установлен запрет на заключение договора социального найма муниципальным образованием - районом.
На основании выводов судебного разбирательства, статей 2, 57,85,87,89 Жилищного кодекса РФ и руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района саратовской области в части неисполнения обязанности по предоставлению вне очереди Александровой О.С. жилого помещения на основании договора социального найма.
Обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области предоставить Александровой О.С. вне очереди на основании договора социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 27,2 кв.м.
В остальной части иска заместителю прокурора Краснокутского района в защиту интересов Александровой О.С. отказать.
В удовлетворении исковых требований заместителю прокурору Краснокутского района Саратовской области в защиту интересов Александровой О.С. к Краснокутской городской администрации об обязанности предоставления жилого помещения вне очереди, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.
Судья