ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6454 от 31.12.9999 Благовещенского городского суда (Амурская область)

                                                                                    Благовещенский городской суд Амурской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Благовещенский городской суд Амурской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-6454/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

*** г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего Кузьминой Е.В.

При секретаре Возыка О.В.

С участием представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области Мехедовой В.А., Левиной С.В., представителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Беляевой О.А., представителя Марьенкова Д.А. - адвоката Устюговой Т.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области о признании незаконными действий Врио руководителя управления Федерального ка­значейства по Амурской области И.В. Ханенко, уведомления от *** *** Врио руково­дителя управления Федерального казначейства по Амурской области И.В. Ханенко,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области обратилось в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что *** уведомлением *** Врио руководителя управления Федерального казначейства по Амурской области И.В. Ханенко приостановлено осущест­вление операций по расходованию средств на лицевых счетах УВД по Амурской области в связи с невыполнением требований по оплате исполнительного документа серии *** от *** на сумму *** рублей *** копеек в пользу Марьенкова Д.А. Управление внутренних дел по Амурской области считает данное уведомление незаконным, поскольку отсутствие у УВД необходимых лимитов бюджетных обязательств, необ­ходимых для оплаты по исполнительному листу и принятие всех необходимых мер для по­лучения необходимых денежных средств из федерального бюджета, указывает на отсутст­вие вины УВД и, следовательно, отсутствие оснований у УФК по Амурской области для приостановления операций по расходованию средств с лицевого счета УВД. УВД приняло все возможные меры для получения из федерального бюджета денеж­ных средств для исполнения исполнительного листа, что подтверждается письмами к главному распорядителю бюджетных средств - МВД Российской Федерации о выделении дополнительных лимитов и объемов финансирования из средств федерального бюджета для исполнения исполнительного документа. С учетом указанных обстоятельств УВД счи­тает, что вина в неисполнении исполнительного документа отсутствует. Кроме того, действия УФК по приостановлению операций по расходованию средств по всем кодам экономической классификации лицевых счетов УВД нарушает конституцион­ные и гражданско-правовые принципы, трудовые права работников и сотрудников УВД, а также влечет за собой неисполнение обязательств по исполнению государственных заказов, несвоевременную выплату заработной платы и иных обязательных социальных выплат. Приостановление операций по расходованию средств по всем кодам экономической класси­фикации ставит в неравное юридическое положение взыскателя - Марьенкова Д.А. с иными лицами, претендующими на обязательные платежи за счет средств УВД.

На основании изложенного, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области просило суд признать незаконными действия Врио руководителя управления Федерального ка­значейства по Амурской области И.В. Ханенко по вынесению уведомления от *** ***; признать незаконным уведомление от *** *** Врио руково­дителя управления Федерального казначейства по Амурской области И.В. Ханенко.

В судебном заседании представители Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области настаивали на заявленных требованиях, поддержали доводы заявления.

Представитель Управления Федерального казначейства по Амурской области в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, суду пояснила, что Управлением не нарушено норм действующего законодательства.

Представитель Марьенкова Д.А. в судебном заседании просила суд вынести законное и обоснование решение по делу в соответствии с нормами действующего законодательства.

В судебное заседание не явились представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации, врио руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Ханенко И.В., Марьенков Д.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, причины неявки не известны. При данных обстоятельствах в соответствии со ст. 167, ч. 2 ст. 257 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено судом в отсутствие указанных неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от *** по результатам рассмотрения гражданского дела по иску Марьенкова Д.А. к УВД по Амурской области о предоставлении жилого помещения на УВД по Амурской области была возложена обязанность предоставить Марьенкову Д.А и членам его семьи на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Благовещенске общей площадью не менее 53,6 кв.м.

Определением Благовещенского городского суда от ***, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ***, был изменен способ исполнения кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от ***, с УВД по Амурской области в пользу Марьенкова Д.А. взыскана денежная сумма в размере *** рублей *** копеек.

На основании вступившего в законную силу определения Благовещенского городского суда от *** *** взыскателем Марьенковым Д.А. был получен исполнительный лист Благовещенского городского суда ВС ***, который *** поступил на исполнение в Управление Федерального казначейства по Амурской области, о чем *** в адрес УВД по Амурской области было направлено письменное уведомление, в котором указано на необходимость предоставления в течение 10 рабочих дней после получения уведомления информации об источнике образования задолженности, а при образовании задолженности в результате деятельности должника, финансируемой из бюджета, о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть проведены расходы бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового кода; платежного документа на перечисление в установленном порядке средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа; при отсутствии или недостаточности остатков лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объема финансирования расходов, необходимых для удовлетворения требований, содержащихся в исполнительном документе, - заверенной копии запроса-требования главному распорядителю о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования в целях исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

В связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок *** Управление Федерального казначейства по Амурской области приостановило операции по расходованию средств на лицевых счетах УВД по Амурской области, о чем в адрес последнего было направлено соответствующее уведомление ***.

В рамках настоящего дела Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области (новое наименование УВД по Амурской области внесено Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы *** по Амурской области в Единый государственный реестр юридических лиц ***) оспаривает действия Врио руководителя управления Федерального ка­значейства по Амурской области И.В. Ханенко, связанные с приостановлением с *** операций по расходованию средств на лицевых счетах, уведомление от *** *** Врио руково­дителя управления Федерального казначейства по *** И.В. Ханенко.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Учитывая, что настоящее гражданское дело рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ, по мнению суда, в данном случае подлежат применению и нормы ст. 256 ГПК РФ, регламентирующей срок обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

При этом, поскольку дело возникло из публичных правоотношений и рассматривается по правилам подраздела III раздела II ГПК РФ, то последствия пропуска срока на обращение в суд в данном случае должны применяться судом по своей инициативе, независимо от наличия либо отсутствия заявления о пропуске срока от лиц, участвующих в деле, т.к. возможность применения срока исковой давности в зависимости от заявления ответчика закон связывает только с частноправовыми отношениями (гражданскими, семейными и т.п.). Данный вывод суда подтверждается разъяснениями, содержащимися в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 года.

Судом установлено, что оспариваемое заявителем уведомление Врио руководителя Управления Федерального казначейств по Амурской области Ханенко И.В. *** было вынесено ***, соответственно оспариваемые действия Врио руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Ханенко И.В. по внесению указанного уведомления совершены в тот же день ***.

При данных обстоятельствах, принимая во внимание, что заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по *** об оспаривании действий Врио руководителя управления Федерального ка­значейства по Амурской области И.В. Ханенко, уведомления от *** *** Врио руково­дителя управления Федерального казначейства по Амурской области И.В. Ханенко поступило в Благовещенский городской суд ***, суд приходит к выводу о соблюдении заявителем установленного ст. 256 ГПК РФ срока для обращения в суд с соответствующими требованиями.

Рассматривая требования Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области по существу, суд исходит из следующего.

Согласно статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под казенным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1).

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (часть 2).

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с настоящим Кодексом (часть 4).

В соответствии с частью 1 статьи 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В силу статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 142.2, 142.3, 166.1, 218 и 242 настоящего Кодекса (часть 1).

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса (часть 3).

Исходя из статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (часть 1).

Орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя (часть 2).

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 3).

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства (часть 5).

Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений (часть 7).

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (часть 8).

Согласно статьи 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостановление операций по счетам в кредитных организациях является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.

По смыслу изложенных правовых норм следует, что приостановление операций по лицевым счетам должника является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства за неисполнение ими обязанностей, предусмотренных положениями статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данные обязанности связаны с необходимостью осуществления в установленные сроки мероприятий, направленных на перечисление имеющихся по соответствующему коду бюджетной классификации денежных средств или запрос у главного распорядителя средств соответствующего бюджета дополнительных лимитов бюджетных ассигнований и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения требований исполнительного документа.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области не располагает денежными средствами, которые были бы предусмотрены на расходы по исполнению судебных решений (КБК ***). Данное обстоятельство подтверждается представленным отчетом о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств *** по состоянию на ***

В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, *** УВД по Амурской области обратилось в МВД Российской Федерации с запросом дополнительных лимитов бюджетных обязательств на осуществление выплаты по исполнению требований исполнительного документа, выданного в пользу взыскателя Марьенкова Д.А. Аналогичное обращение было направлено в МВД Российской Федерации ***.

Принимая во внимание, что Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области предприняло все необходимые в силу статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации действия, направленные на получение из федерального бюджета дополнительных средств и погашение образовавшейся задолженности, а также учитывая объективную невозможность своевременно выплатить взыскателю денежные средства (что связано с отсутствием соответствующего бюджетного финансирования), суд приходит к выводу, что заявитель по настоящему делу не может быть признан нарушителем бюджетного законодательства, к которому следовало применить предусмотренную Бюджетным кодексом Российской Федерации меру в виде приостановления операций по счетам.

Кроме того, суд находит обоснованными доводы Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области в той части, что приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах Управления по всем кодам экономической классификации влечет нарушение трудовых прав работников и сотрудников Управления, а также невозможность исполнения обязательств по исполнению государственных заказов, по обязательным социальным выплатам, что в свою очередь свидетельствует о нарушении баланса интересов взыскателя по исполнительному документу и иных лиц, имеющих право на получение обязательных платежей за счет средств Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного, а также в целях обеспечения баланса интересов взыскателя и иных лиц, имеющих право на получение обязательных платежей за счет средств Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области, суд приходит к выводу, что требования Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Амурской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия Врио руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Ханенко И.В. по вынесению уведомления от *** *** о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах УВД по Амурской области в связи с неисполнением требований исполнительного документа - исполнительного листа Благовещенского городского суда ВС *** от *** в пользу взыскателя Марьенкова Дмитрия Александровича.

Признать незаконным уведомление от *** *** Врио руководителя Управления Федерального казначейства по Амурской области Ханенко И.В. о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах УВД по Амурской области в связи с неисполнением требований исполнительного документа - исполнительного листа Благовещенского городского суда ВС *** от *** в пользу взыскателя Марьенкова Дмитрия Александровича

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме - с ***.

Председательствующий