Дело №2-6455/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2018 года г.Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего по делу судьи О.С.Лыкиной,
При секретаре Т.А.Кулинич,
С участием прокурора А.А. Борисовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданского дела по исковому заявлению ФИО1 к Губернатору Сахалинской области, Правительству Сахалинской области, Государственной жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконным увольнения на основании распоряжения от 20.07.2018г. №, восстановлении на работу в прежней должности государственной гражданской службы Сахалинской области руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, -
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Губернатору Сахалинской области, Правительству Сахалинской области, Государственной жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконным увольнения на основании распоряжения от 20.07.2018г. №, о восстановлении на работе в прежней должности государственной гражданской службы Сахалинской области руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указала, что распоряжением губернатора Сахалинской области № от 10.05.2016г. ФИО1 была назначена на должность государственной гражданской службы Сахалинской области руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области. На основании распоряжения губернатора Сахалинской области № от 20.07.2018г. уволена с занимаемой должности, в связи с утратой доверия представителя нанимателя в связи с несоблюдением гражданским служащим требований об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25.12.2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.1.1 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Истец с состоявшимся увольнением не согласна, считает его незаконным по тем основаниям, что ответчик отказался предоставить ФИО1 для ознакомления распоряжение об увольнении вы нарушение действующего законодательства, нарушен порядок увольнения, увольнение произведено за пределами установленного законом шестимесячного срока со дня совершения государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения. В нарушение закона освобождение ФИО1 от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации произведено без согласования освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. В результате незаконного увольнения истцу причинен моральный вред, нравственные страдания, который истец оценила в 5 000рублей.
С учетом принятых в процессе рассмотрения спора уточнений, истцом заявлены требования к губернатору Сахалинской области, Правительству Сахалинской области, Государственной жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконным увольнения на основании распоряжения от 20.07.2018г. №, восстановлении на работе в прежней должности государственной гражданской службы Сахалинской области руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула за период с 24.07.2018г. по 26.11.2018г. в размере 643 143,81 рублей, компенсации морального вреда в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала, просила удовлетворить по изложенным в исковом заявлении и дополнении к иску основаниям.
Представитель Правительства Сахалинской области ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель Государственной жилищной инспекции Сахалинской области ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Губернатор Сахалинской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Сахалинской области явку представителем в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте проведения судебного заседания.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав в судебном заседании пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав собранные в материалах дела доказательства, заслушав заключение участвующего в деле прокурора, полагавшей, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется, оценив доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Из указанной нормы следует, что месячный срок для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности исчисляется с момента поступления информации о совершении им правонарушения. В указанный срок не включается период проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 распоряжением Губернатора Сахалинской области № от 10.05.2016г. была назначена на должность государственной гражданской службы Сахалинской области руководителя Государственной жилищной инспекции Сахалинской области.
Указанная должность включена в Реестр должностей государственной гражданской службы Сахалинской области, утвержденный Законом Сахалинской области от 22 февраля 2007 года № 12-30 «Об организации государственной гражданской службы Сахалинской области».
В период с 04 по 18 октября 2017 года Министерством финансов Сахалинской области на основании распоряжения от 03.10.2017 № проведена выездная проверка государственной жилищной инспекции Сахалинской области.
Проверкой установлены факты нарушения по распоряжению финансовыми средствами Инспекции, в том числе: неправомерные расходы в сумме 1 269,8 тыс.руб. при выплате стимулирующих доплат руководителю Инспекции (2015 год – 401,6 тыс.руб., 2016 год – 865,2 тыс.руб., 2017 год – 3,0 тыс.руб.); неправомерные расходы в сумме 1 069,0 тыс.руб. при выплате премии работникам по виду назначения, не предусмотренному локальным актом (2015 год); неправомерные расходы в сумме 4 870,6 тыс.руб. при выплате дополнительного материального поощрения государственным гражданским служащим за эффективность и результативность профессиональной деятельности, допущенные в связи с отсутствием в приказах Инспекции на премирования конкретных размеров (2016 год); необоснованные расходы в сумме 359,5 тыс.руб. на выплату ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде ведущим аналитикам, допущенные в связи с отсутствием порядка об установлении надбавки (2015 год – 135,8 тыс.руб, 2016 год – 130,6 тыс.руб., 2017 год – 93,1 тыс.руб.); неправомерные расходы в сумме 764,0 тыс.руб. при выплате дополнительного материального поощрения за эффективность и результативность профессиональной деятельности ведущим аналитикам, не предусмотренного Законом Сахалинской области № 116-СО (2016 год).
03 ноября 2017 года прокурором Сахалинской области Губернатору Сахалинской области ФИО4 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, выявленного в ходе внеплановой выездной проверки в отношении Инспекции, с требованием о рассмотрении вопроса о дисциплинарной ответственности должностных лиц за допущенные нарушения.
13 ноября 2017 года министерством финансов Сахалинской области направлено представление руководителю Инспекции ФИО1 об устранении выявленных в результате проверки нарушений, в том числе, о восстановлении в бюджет Сахалинской области неправомерно полученных руководителем Инспекции ФИО1 премий в размере 1 098 696,37 рублей.
Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 23 ноября 2017 года № 206-к в отношении руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области ФИО1 назначена служебная проверка по фактам нарушения законодательства при осуществлении расходования бюджетных средств на премирование работников Инспекции, изложенным в представлении прокурора Сахалинской области от 03 ноября 2017 года № 7/3-446-2017, проведение которой поручено комиссии по проведению служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих Правительства Сахалинской области и руководителей органов исполнительной власти Сахалинской области.
Заключением по результатам служебной проверки в отношении ФИО1 от 20 декабря 2017 года установлено нарушение законодательства о государственной гражданской службе, Закона Сахалинской области от 06 декабря 2007 года № 116-ЗО «Об оплате труда работников органов государственной власти Сахалинской области, государственных органов Сахалинской области, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Сахалинской области», Положения о порядке осуществления дополнительных выплат государственным гражданским служащим государственной жилищной инспекции Сахалинской области, утвержденного приказом от 26 августа 2016 года № 46-п, в том числе, в части неправомерного расходования денежных средств на выплату ежемесячной надбавки к должностному окладу за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы, дополнительного материального поощрения работников и руководителя Инспекции. Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области ФИО1 дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении пунктов 2.1.1 и 2.1.8 должностного регламента в части ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по распоряжению финансовыми средствами инспекции. Материалы служебной проверки 22 декабря 2017 года направлены Председателю Правительства Сахалинской области с предложением о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Распоряжением Губернатора Сахалинской области от 29 декабря 2017 года № 238-к в соответствии со статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к руководителю государственной жилищной инспекции Сахалинской области ФИО1 применено дисциплинарное взыскание – выговор за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении пунктов 2.1.1 и 2.1.8 должностного регламента в части ненадлежащего исполнения должностных обязанностей по распоряжению финансовыми средствами государственной жилищной инспекции Сахалинской области в 2016 году.
В судебном заседании установлено, что в последующем прокурор Сахалинской области обратился в суд с исковым заявлением о признании незаконным решения Губернатора Сахалинской области не применять к государственному гражданскому служащему Сахалинской области руководителю ГЖИ Сахалинской области ФИО1 мер юридической ответственности в связи с привлечением ее ранее к дисциплинарной ответственности в виде выговора; о признании незаконным распоряжения Губернатора Сахалинской области от 29.12.2017г. №238-к «О дисциплинарном взыскании»; возложении обязанности на Губернатора Сахалинской области привлечь государственного гражданского служащего Сахалинской области руководителя ГЖИ ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Вступившим в законную силу 02.10.2018г. решением Южно-Сахалинского городского суда от 18.06.2018г. по гражданскому делу №2-3329/18, признано незаконным решение Губернатора Сахалинской области не применять к государственному гражданскому служащему Сахалинской области руководителю ГЖИ Сахалинской области ФИО1 мер юридической ответственности; на губернатора Сахалинской области возложена обязанность привлечь ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия; в удовлетворении требований прокурора Сахалинской области о признании незаконным распоряжения Губернатора Сахалинской области от 29.12.2017г. №238-к «О дисциплинарном взыскании» отказано.
Суд признает решение суда от 18.06.2018г. имеющим преюдициальное значение по данному делу, а указанные обстоятельства на основании ст. 61 ГПК РФ не подлежащими доказыванию вновь.
Судом установлено, что распоряжением Губернатора Сахалинской области № от 20.07.2018г. выше указанное решение Южно-Сахалинского городского суда от 18.06.2018г. было исполнено, руководитель ГЖИ Сахалинской области ФИО1 уволена с занимаемой должности с 23.07.2018г. в связи с утратой доверия представителя нанимателя в связи с несоблюдением гражданским служащим требований об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Проверяя доводы истца о нарушении порядка увольнения, судом установлено, что на основании распоряжения Правительства Сахалинской области №301-р от 21.06.2016г. «О совершенствовании управленческой деятельности в областных органах исполнительной власти Сахалинской области» установлено, что в исполнительных органах государственной власти Сахалинской области делопроизводство, за исключением секретного, осуществляется с использованием единой информационной Системы электронного делопроизводства EOS for SharePoint (далее по тексту СЭД ЭОС), которая введена с 01.07.2016г. в эксплуатацию и используется всеми органами исполнительной власти Сахалинской области.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что распоряжение Губернатора Сахалинской области № от 20.07.2018г. об увольнении ФИО1 с 23.07.2018г., было доверено до истца посредством СЭД ЭОС 23.07.2018г..
Из пояснений истца, данных в судебном заседании следует, что данное распоряжение Губернатора об увольнении ФИО1 с 23.07.2018г. до нее не было доведено 23.07.2018г., 24.07.2018г. она прибыла на рабочее место, однако не смогла выполнять свои трудовые функции, поскольку все системы электронного документооборота на ее рабочем месте были отключены, 24.07.2018г. истцом был получен расчет при увольнении, 26.07.2018г. выдана трудовая книжка. Истцом в судебном заседании не оспаривался тот факт, что ее последним рабочим днем являлось 23.07.2018г..
Так же в судебном заседании установлено, что освобождение ФИО1 с должности руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области, не было согласовано с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с п.4 Правил согласования освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора как в случае, предусмотренном статьями 27 и 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" что, в рассматриваемом случае не является нарушением порядка увольнения, поскольку увольнение ФИО1 произведено на основании решения суда.
Доводы истца о нарушении срока привлечения ее к ответственности за несоблюдение гражданским служащим требований об урегулировании конфликта интересов и неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, суд признает не состоятельными, поскольку служебный контракт с ФИО1 расторгнут на основании решения суда. То обстоятельство, что истец была уволена с государственной службы в связи с утратой доверия на основании решения суда, не вступившего в законную силу, не имеет правового значения по настоящему гражданскому делу и не свидетельствует о незаконности принятого распоряжения. Решение Южно-Сахалинского городского суда от 18.06.2018г. было исполнено Губернатором Сахалинской области добровольно после его принятия судом.
С учетом установленных в процессе рассмотрения спора обстоятельств, учитывая, что в действиях истца имеются нарушения требований ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", что подтверждено вступившим в законную силу решением суда, явившегося основанием увольнения ФИО1, суд приходи к выводу о том, что увольнение состоялось на законных основаниях и принимает решение об оставлении исковых требований истца о признании незаконным увольнения на основании распоряжения от 20.07.2018г. №, восстановлении на работе в прежней должности государственной гражданской службы Сахалинской области руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, без удовлетворения.
Доводы ФИО1 о незаконности увольнения по сути сводятся к иной оценке представленных доказательств и действующего законодательства, однако на выводы суда не влияют.
Не установив нарушений ответчиками трудовых прав истца, суд не находит оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Требования ФИО1 к Губернатору Сахалинской области, Правительству Сахалинской области, Государственной жилищной инспекции Сахалинской области о признании незаконным увольнения на основании Распоряжения от 20.07.2018г. №, восстановлении на работе в прежней должности государственной гражданской службы Сахалинской области руководителя государственной жилищной инспекции Сахалинской области, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.С.Лыкина