Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-6457/2013
г. Тюмень 13 ноября 2013 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Урубковой О.В.
при секретаре Аминове P.P.
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика Администрации г. Тюмени ФИО2, представителя третьего лица Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л :
Истец ФИО4 обратился в суд с иском к ответчику Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство центра социально-бытового обслуживания по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, о возложении на Администрацию г.Тюмени обязанности по выдаче разрешения на строительство центра социально-бытового обслуживания. Требования мотивированы тем, что распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № ему в аренду сроком на три года был предоставлен земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> для строительства здания социально-бытового значения по адресу <адрес>, был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство центра социально-бытового значения. Согласно письму Администрации г. Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения было отказано со ссылкой на ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации - несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно: в проектной документации в составе объекта капитального строительства отсутствуют объекты социального обслуживания, определенные Перечнем индивидуально определенных наименований объектов капитального строительства в разрезе видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденных приказом от ДД.ММ.ГГГГ №; отсутствует свободная нормативная территория для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства. Считает отказ необоснованным, не имеющим отношения к требованиям, регламентирующим состав градостроительного плана земельного участка.
В судебное заседание истец ФИО4 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 на иске настаивал.
Представитель ответчика Администрации г. Тюмени ФИО2 с иском не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель третьего лица Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО3 с иском не согласилась по основаниям, изложенных в Пояснениях по заявлению, имеющихся в материалах дела. Указала, что срок действия договора земельного участка с кадастровым номером № был продлен Департаментом во исполнение вступивших в законную силу судебных актов, которыми отказ в предоставлении спорного земельного участка был признан недействительным. Однако, в настоящее время ФИО4 направлено предложение о расторжении договора аренды указанного участка по соглашению сторон; фактически, в пределах срока действия договора аренды земельного участка, ФИО4 к освоению участка не приступил.
Представитель третьего лица ООО «Городской институт проектирования домов» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, сведений об уважительных причинах неявки суду не представил.
Выслушав объяснения представителя истца ФИО1, представителя ответчика Администрации г. Тюмени ФИО2, представителя третьего лица Департамента имущественных отношений Тюменской области ФИО3, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО4 был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты>., расположенный в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами, по адресу: <адрес> для строительства здания социально-бытового назначения (л.д.10).
В соответствии с указанным распоряжением, между Департаментом имущественных отношений Тюменской области и ФИО4 был заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ срок действия договора продлен до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4 обратился в к ответчику Администрации <адрес> с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства - центра социально-бытового обслуживания (л.д.25,26).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Тюмени было отказано в выдаче разрешения на строительство (л.д.27).
Отказывая в выдаче разрешения, ответчик сослался на ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации - несоответствие представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно: в проектной документации в составе объекта капитального строительства отсутствуют объекты социального обслуживания, определенные Перечнем индивидуально определенных наименований объектов капитального строительства в разрезе видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки г.Тюмени, утвержденных приказом от 23 ноября 2011 года № 34-20. Также указано, что исходя из представленной схемы транспортных коммуникаций, подъезды к планируемому объекту предусмотрены через сформированную градостроительную среду (дворовую территорию многоквартирных домов по <адрес>), то есть отсутствует свободная нормативная территория для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства.
Как пояснил в судебном заседании представитель истца ФИО1, статьей 51 Градостроительного кодекса РФ, установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство, этот перечень является исчерпывающим, все перечисленные в названной норме документы были представлены истцом в Администрацию г. Тюмени.
В соответствии с ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пункт 7 указанной статьи устанавливает перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на строительство.
Пунктом 13 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи отказа в выдаче разрешений на строительство - при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка
Как установлено в судебном заседании и не оспаривается ответчиком, истцом для получения разрешения на строительство были представлены все установленные законом документы. Отказ в выдаче разрешения мотивирован несоответствием представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка - в проектной документации в составе объекта капитального строительства отсутствуют объекты социального обслуживания.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика ФИО2, арендуемый истцом ФИО4 земельный участок располагается в границах территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-1), градостроительными регламентами которой среди основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрено размещение объектов социального обслуживания населения, для которых не требуется установление санитарно - защитных зон, а также объектов бытового обслуживания.
Приказом департамента градостроительной политики Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден перечень индивидуально определенных наименований объектов капитального строительства, которым к объектам социального обслуживания населения отнесены объекты, перечисленные в пункте 6 приложения к приказу.
К объектам социального обслуживания населения приказом от ДД.ММ.ГГГГ № отнесены такие как: стационарное учреждение социального обслуживания, полустационарное учреждение социального обслуживания, нестационарное учреждение социального обслуживания, учреждение социального обслуживания на дому, стационарное учреждение социального обслуживания Центры психологической реабилитации, учреждение социального обслуживания на дому, специальный дом-интернат, дома-интернаты для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, специальный дом для одиноких престарелых, центры материальной помощи, геронтологический центр, центры дневного пребывания, социально-реабилитационные центры, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-оздоровительные центры, дома-интернаты для детей с физическими и умственными недостатками, дома ребенка, центры социальной реабилитации, центры помощи семье и детям, центры социального обслуживания населения, центры психолого-педагогической помощи, центры социально-медицинского обслуживания населения.
Согласно пункту 7 приложения к Приказу Департамента мастерские и приемные пункты по ремонту бытовых электроприборов, радиоаппаратуры и телевизоров, часов, ювелирных изделий; склады запасных частей бытовой техники, отремонтированной радиоаппаратуры и телевизоров относятся к объектам бытового обслуживания населения.
Истец, согласно разрешенному использованию земельного участка, разработал проект объекта капитального строительства с наименованием «Центр социально - бытового обслуживания».
В общей пояснительной записке проектной документации, представленной истцом ФИО4 с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ г., в разделе «Описание и обоснование внешнего и внутреннего вида объекта капитального строительства…», в составе объекта капитального строительства «Центр социально - бытового обслуживания» объекты социального обслуживания населения отсутствуют, предусмотрено лишь размещение объектов бытового обслуживания – мастерской по ремонту электроприборов, радиоаппаратуры, часов и ювелирных изделий.
В соответствии с п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 3 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Учитывая, что арендуемый истцом земельный участок располагается в границах территориальной зоны, градостроительными регламентами которой среди основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства предусмотрено размещение объектов социального обслуживания населения, суд приходит к выводу о том, что представленные истцом документы не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка - в проектной документации в составе объекта капитального строительства отсутствуют объекты социального обслуживания, определенные Перечнем индивидуально определенных наименований объектов капитального строительства в разрезе видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, указанных в градостроительных регламентах Правил землепользования и застройки г. Тюмени, утвержденных приказом от ДД.ММ.ГГГГ №.
При таких обстоятельствах, отказ Администрации г. Тюмени в выдаче разрешения на строительство центра социально-бытового обслуживания по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является правомерным.
Еще одним основанием отказа в выдаче разрешения на строительство явилось то, что согласно пункту 2.2.4.10 ГПЗУ истцу предписано выполнить требования ст. 12 Правил в редакции, действовавшей на момент выдачи ГПЗУ.
Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика ФИО2, нарушение ГПЗУ выразилось в том, что фактически предлагаемый к строительству объект является точечной застройкой, которая может быть размещена на территории города Тюмени только при наличии свободной нормативной территория для обслуживания объекта капитального строительства, которая в представленной Истцом проектной документации отсутствовала.
Точечное строительство, согласно пункту «о» статьи 1 Правил (в редакции, действовавшей на момент выдачи ГПЗУ) - создание в сформировавшейся градостроительной среде отдельно стоящих и (или) пристроенных объектов капитального строительства, реконструкция ранее созданных объектов с увеличением общей площади этих объектов более чем на десять процентов, если создание и реконструкция указанных объектов не планировались при разработке документации по планировке территории, приводят к уплотнению существующей городской застройки, увеличению нагрузки на объекты соцкультбыта (школы, детские сады и др.), а также к увеличению нагрузки на инженерные сети.
Статьей 12 Правил (в редакции, действовавшей на момент выдачи ГПЗУ) установлено, что размещение вновь создаваемых объектов капитального строительства на территории города Тюмени осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами планировки территории, местными нормативами градостроительного проектирования города Тюмени.
Пунктом «г» части 2 статьи 12 Правил установлено, что в 2 случае отсутствия утвержденного проекта планировки территории размещение отдельных объектов капитального строительства на застроенных территориях в городе Тюмени может осуществляться с соблюдением ограничений точечного строительства, а именно наличия свободной нормативной территории для обслуживания планируемого к размещению объекта капитального строительства.
Из представленной схемы транспортных коммуникаций подъезды к центру социально-бытового обслуживания предусмотрены через сформированную градостроительную среду (дворовую территорию многоквартирных жилых домов по <адрес>).
При таких обстоятельствах суд считает, что у Администрации г. Тюмени имелись основания для отказа в выдаче разрешения на строительство центра социально-бытового обслуживания по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, ответчик действовал с соблюдением закона, поэтому оснований для признания его действий по отказу в выдаче разрешения на строительство не имеется.
Поскольку судом установлена законность действий Администрации г. Тюмени по отказу в выдаче ФИО4 разрешения на строительство, основания для возложения на ответчика обязанности по выдаче такого разрешения отсутствуют, в этой части иска также должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В иске ФИО4 к Администрации г. Тюмени о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство центра социально-бытового обслуживания по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № №, возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство центра социально-бытового обслуживания по адресу <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Решение в окончательной форме принято судьей 20 ноября 2013 г.
Судья Урубкова О.В.