ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6459/18 от 19.11.2018 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело «19» ноября 2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Гусевой Е.В.

с участием прокурора ФИО4

при секретаре ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Совету депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Главе Муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО3 о признании решений незаконными, восстановлении на работе, обязании исключить сведения об увольнении из трудовой книжки,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к Совету депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Главе Муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО3 о признании решения Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от 05.07.2018г. «О прекращении полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловскоегородское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>» незаконным и недействующим с момента принятия, признании решения Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от 05.07.2018г. «О возложении исполнения полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>» незаконным и недействующим с момента принятия, восстановлении ФИО1 в должности главы администрациимуниципального образования Свердловское городское поселение Всеволожского муниципального района <адрес> с 06.07.2018г., обязании главу муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО3 исключить из трудовой книжки ФИО1 запись от 05.07.2018г.

В обоснование требований ссылается на то, что она с 29.04.2016г. на основании решения Совета депутатов от 28.04.2016г. назначена на должность главы администрации муниципального образования «свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по контракту. В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от 05.07.2018г. «О прекращении полномочий главы администрациимуниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>» 05.07.2018г. с ней расторгнут контракт,заключенный между ней и муниципальным образование «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, с применением дополнительных оснований для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных п. 2 ст. 278 ТК РФ, в связи с принятием уполномоченным органом решения о прекращении контракта. Свое увольнение считает незаконным, поскольку на нее не распространяется действие ч. 2 ст. 278 ТК РФ,так как федеральным законодательством предусмотрено специальное регулирование порядка заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту; досрочное расторжение контракта с главой местной администрации возможно только по соглашению сторон или в судебном порядке, а Совет депутатов муниципального образования не наделен правом принятия решений о прекращении (расторжении) контракта с главой администрации является уполномоченным органом администрации муниципального образования; ответчиками нарушены принципы недопустимости злоупотребления правом и запрещения дискриминации в сфере труда.

В ходе рассмотрения дела истец отказался от требования о признгании решения Совета депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от 05.07.2018г. «О возложении исполнения полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>» незаконным и недействующим с момента принятия, всвязи с чем производство по делу в данной части прекращено.

Истец ФИО1 и ее представитель - адвокат ФИО6, действующий на основании ордера и доверенности, в судебное заседание явились, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчиков Совет депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> и Главы Муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО3ФИО7, действующий на основании доверенностей, в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на то, что нормы трудового законодательства применимы ыв отношении любого руководителя организации и изъятий для должностных лиц не имеется, при этом ссылается в том числе на п. 10.1 контракта; принимая решение о прекращении полномочий истца Совет депутатов действовал как уполномоченный орган местного самоуправления,исполняющий права собственника на муниципальное имущество, в свиязи с чем данное решение принято в пределах компетенции Совета депутатов; увольнение произведено в соответствии с действующим законодательством, истцу выплачена компенсация, предусмотренная ст. 279 ТК РФ; истцом не представлено доказательств о применении в отношении нее дискриминации,а также доказательств незаконности принятого решения о прекращении полномочий.

Выслушав объяснения участников процесса, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав все добытые по делу доказательства и оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>» от 28.04.2016г. , с 29.04.2016г. ФИО1 назначена на должность главы администрациимуниципльного образования «свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на срок с 29.04.2016г. до дня начала работы совета депутатов нового созыва.

29.04.2016г. Муниципальное образование «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в лице главы муниципального образования ФИО3, действующей на основании устава муниципального образования «Свердловское городского поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> заключило контракт с ФИО1

Согласно п. 10.1 настоящий контракт подлежит прекращению (расторжению), в том числе досрочно, по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами о муниципальной службе и общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Согласно п. 10.2 контракта, по соглашению сторон или в судебном порядке настоящий контракт может быть расторгнут на основании: заявления совета депутатов муниципального образования «свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> или представителя нанимателя – в связи с нарушением Главой администрации условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения; заявления <адрес> – в связи с нарушением главой администрации условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и областными законами; заявления Главы администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления; заявления Главы администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами государственной власти <адрес> (с учетом примечания к настоящему контракту).

05.07.2018г. Советом депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> принято решение «О прекращении полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение»Всеволожского муниципального образования <адрес>, на основании которого контракт с главой администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО1 прекращен (расторгнут) 05.07.2018г. с применением дополнительных основания для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленных п. 2 ст. 278 ТК РФ. Данным решением прекращены 05.07.2018г. полномочия главы администрацииФИО1 и она уволена из администрации муниципального образования в связи с принятием уполномоченным органом решения о прекращении контракта, п. 2 ст. 278 ТК РФ; определено выплатить ФИО1 все суммы, причитающееся ей при увольнении в том числе компенсацию в размере трехкратного среднего месячного заработка в соответствии со ст. 279 ТК РФ. Главе муниципального образования во исполнение настоящего решения произвести все действия,осуществление которых Трудовым кодексом Российской Федерации возложено на работодателя при прекращении трудового договора. Настоящее решение вступило в силу с момента его принятия.

05.07.2018г. трудовую книжку ФИО1 главой муниципального образования свердловское городское поселение« <адрес>ФИО3 внесена запись об увольнении ФИО1 в связи с принятием Советом депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> решения о прекращении (расторжении) контракта, п. 2 ст. 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

05.07.2018г. ФИО1 выплачены все суммы, причитающиеся ей при увольнении, в том числе компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка в сумме 113460 рублей.

Так, согласно пунктам "к", "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся трудовое законодательство, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ главой местной администрации, осуществляющим на принципах единоначалия руководство местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделяемым уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, может являться, в частности, лицо, назначаемое на данную должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на ее замещение на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Как установлено судом при рассмотрении дела, на должность главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, отнесенной к высшим должностям муниципальной службы, лицо назначается советом депутатов муниципального образования по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности главы администрации.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.

В соответствии с частью 7 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из приведенных нормативных положений следует, что глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяются положения Федерального закона«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона«О муниципальной службе в Российской Федерации», а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о муниципальной службе, регулирующие основания, порядок, сроки, условия замещения должности муниципальной службы и прекращения полномочий по занимаемой должности муниципальной службы, в том числе и социальные гарантии муниципальным служащим. При этом нормы трудового законодательства распространяются на муниципальных служащих в случаях, не урегулированных нормами специального законодательства.

Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено специальное регулирование порядка заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту.

Так, частями 10 и 11 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ установлены перечень оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основе контракта, а также условия расторжения контракта по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления компетентных лиц, которые являются исчерпывающими и не предусматривают возможности применения для прекращения трудового договора, оснований, предусмотренных нормами трудового законодательства, в частности, статьей 278 Трудового кодекса РФ, а также законодательством о муниципальной службе.

В Областном законе <адрес> от 11.02.2015г. N 1-03 «Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>», а также в Областном законе о правовом регулировании муниципальной службы в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ, которым регулируются отдельные вопросы, связанные с поступлением на муниципальную службу в <адрес> и прохождением муниципальной службы в <адрес> не содержится положений, устанавливающих дополнительные основания для расторжения контракта с главой местной администрации.

Таким образом, приведенные положения статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ, регламентирующие основания расторжения контракта, являются специальными нормами по отношению к общим нормам Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»,в связи с чем в отношении муниципального служащего, занимающего должность главы местной администрации, установлено специальное правовое регулирование, которое не допускает возможности увольнения главы местной администрации по основаниям, предусмотренным трудовым законодательством.

При этом суд полагает возможным отметить, что положения части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (по смыслу которых муниципальный служащий может быть уволен по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации) не распространяют свое действие на лицо, замещающее должность главы местной администрации, поскольку указанная статья регулирует вопросы расторжения трудового договора с муниципальным служащим, а не контракта, который заключается с главой местной администрации.

Ранее в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года (вопрос N 5), утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, было указано о правомерности прекращения полномочий главы местной администрации, замещающего должность по контракту, по инициативе представителя нанимателя по дополнительным основаниям для прекращения трудового договора с руководителем организации, установленным статьей 278 Трудового кодекса Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Президиумом Верховного Суда Российской Федерации был отозван из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года ответ на вопрос N 5 (письмо Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ВС-4873/15 «Об отзыве ответа на вопрос N 5 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ»).

При указанных обстоятельствах, увольнение ФИО1 по основанию ч. 2 ст. 278 ТК РФ является незаконным.

Часть 10 статьи 37 закона N 131-ФЗ регламентирует основания досрочного прекращения полномочий главы местной администрации, осуществляемых на основании контракта. Пунктом 3 части 10 приведенной нормы одним из оснований досрочного прекращения полномочий закреплено расторжение контракта в соответствии с частью 11 указанной статьи, а именно: по соглашению сторон или в судебном порядке на основании соответствующих заявлений.

Расторжение контракта с главой местной администрацией допускается только по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:

- представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи (пункт 1 части 11 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

- высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 настоящей статьи (пункт 2 части 11 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");

- главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3 части 11 статьи 37 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

При тех обстоятельствах, что при расторжении контракта с ФИО1 не было достигнуто обоюдное соглашение сторон, и нанимателем не был соблюден судебный порядок расторжения контракта с главой местной администрации, расторжение контракта с ФИО1 является незаконным.

При этом, принятие решения о досрочном расторжении контракта с главой местнойадминистрации находится в компетенции Совета депутатов, но исходя из положений ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»подлежит реализации в судебном порядке.

Дискриминационная составляющая процедуры увольнения истца с должности главы местной администрации судом не установлена. Тот факт, что в отношении ФИО1 до увольнения применялись меры дисциплинарного взыскания в виде замечаний и выговоров, не свидетельствует о проявлении дискриминации в отношении истца при ее увольнении.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Совету депутатов МО «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, Главе Муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 опризнании решения незаконным, восстановлении на работе, обязании исключить сведения об увольнении из трудовой книжкиудовлетворить.

Признать решение Совета депутатов муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от 05.07.2018г. «О прекращении полномочий главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> незаконным и недействующим с момента принятия.

Восстановить ФИО1 в должности главы администрации муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> с 06.07.2018г.

Обязать главу муниципального образования «Свердловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО3 исключить из трудовой книжки ФИО1 запись от 05.07.2018г. об увольнении.

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Всеволожский городской суд <адрес>.

Судья Е.В. Гусева