№ 2-645/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Красноперекопский районный суд
Республики Крым в составе:
председательствующего судьи ФИО4,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО5,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части и понуждении выполнить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) указывая, что решением ответчика № от 19.06.2018г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что по предоставленным документам общий страховой стаж составляет 26 лет 04 месяца 3 дня, из них специальный педагогический стаж - 18 лет 6 месяцев 7 дней. При этом, в специальный стаж не были учтены следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Среднеобразовательная школа №» <адрес> в должности учителя физической культуры в связи с периодом простоя (приостановок, забастовок); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДЮСШ в должности тренера по плаванью в связи с нахождением в отпуске без содержания; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДЮСШ в должности тренер - преподаватель в связи с нахождением в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДЮСШ <адрес> в должности тренер - преподаватель на 0,5 ставки, т.к в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № не выполнена норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДЮСШ в должности тренер-преподаватель в соответствии с п.12. Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №, поскольку не подтвержден стаж работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке на ДД.ММ.ГГГГ не менее 16 лет 8 месяцев; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Среднеобразовательная школа №» <адрес> в должности учителя физической культуры в связи с нахождением на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы.
С таким решением ответчика истец не согласна, считает его незаконным, нарушающим ее права, в связи с чем просит суд признать его таковым в части и обязать ответчика включить ее в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера – преподавателя ДЮСШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДЮСШ в должности заместителя директора по учебной части; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДЮСШ <адрес> в должности тренер - преподаватель на 0,5 ставки; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДЮСШ в должности тренер – преподаватель в отпуске по уходу за ребенком; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Среднеобразовательная школа №» <адрес> в должности учителя физической культуры на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДЮСШ в должности тренера по плаванью в связи с нахождением в отпуске без содержания, а также и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец поддержала уточненные требования по доводам, изложенным в иске, и просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании иск не признала и просила суд в его удовлетворении отказать, сославшись на доводы, указанные в возражениях на иск, представленных в материалы дела.
Суд, изучив рассматриваемое исковое заявление, выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела, и, оценив доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).
Принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной и правоприменительной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции РФ, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к указанному Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Лицам, которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6 (ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда. Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности. В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1.1. статьи 30 указанного закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 указанной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. В силу части 3 статьи 10 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Судом установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).
21.06.1991г. окончила Симферопольский государственный университет имени ФИО7, получив специальность «физическое воспитание» (л.д.61).
Согласно трудовой книжке серии БТ-II №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1 (записи №, 7, 8), справке МБОУДО «ДЮСШ» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, справке уточняющей особый характер работ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБОУДО «ДЮСШ» <адрес> в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности тренера – преподавателя в ДЮСШ (л.д.13-15,18). Данной трудовой книжкой также подтвержден период работы истца в ДЮСШ в должности заместителя директора по учебной части с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 6 месяцев 19 дней) (запись №).
Из справки МБОУДО «ДЮСШ» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, справки уточняющей особый характер работ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МБОУДО «ДЮСШ» <адрес> истица работала в ДЮСШ в должности тренера – преподавателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а именно: с 16.10.2000г. на 0,5 ставки; с 01.09.2001г. переведена на 0,75 ставки, с 8.09.2000г. по 31.01.2002г. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3х лет (л.д. 16).
Периоды прохождения курсов повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Среднеобразовательная школа №» <адрес> в должности учителя физической культуры подтверждаются справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе от 04.04.2018г. № (л.д. 62-63), а также сведеньями о застрахованном стаже застрахованного лица (л.д.40-42).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Однако, решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) № от 19.06.2018г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что по предоставленным документам общий страховой стаж составляет 26 лет 04 месяца 3 дня, из них специальный педагогический стаж - 18 лет 6 месяцев 7 дней (л.д.39 ).
В соответствии со ст. 2 п.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки)», а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», особенности по реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Страховое обеспечение по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, причитающееся гражданам, подлежавшим общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством, действующим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до ДД.ММ.ГГГГ включительно, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по ДД.ММ.ГГГГ включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по ДД.ММ.ГГГГ включительно приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Согласно п.1 ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых... Лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно п.4 ст.30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п. «е» ст.55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от ДД.ММ.ГГГГ№-ХII работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с Перечнем заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением КМУ от 04.11.1993г. №. В разделе первом этого Перечня определены общеобразовательные учебные заведения, внешкольные учебные заведения, а также должности, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе руководители кружков, учителя, заместители директора по учебной работе, преподаватели, мастера производственного обучения учебных заведений и другие.
Причем законодательство Украины не предусматривало в качестве условия включения в специальный (льготный) педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, соблюдение нормы времени педагогической работы (педагогической нагрузки), а также обязательное наличие стажа работы в должности тренера-преподавателя на ДД.ММ.ГГГГ не менее 16 лет 8 месяцев.
Кроме того, в соответствии с п.п. «м» п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона ФИО2 "О государственных пенсиях в ФИО2", утвержденный постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Должности: «тренер - преподаватель», «заместитель директора (начальника, заведующего), деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом» и учреждения дополнительного образования для детей (внешкольные учреждения) в т.ч. «детско - юношеские спортивные школы всех наименований», поименованы указанными списками и содержатся в них.
Таким образом, периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности тренера-преподавателя ДЮСШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя директора по учебной части в ДЮСШ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности тренер - преподаватель в ДЮСШ <адрес> должны быть включены ей в специальный стаж.
Что касается периодов прохождения курсов повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «Среднеобразовательная школа №» <адрес> в должности учителя физической культуры, суд считает необходимым указать следующее.
Статья 187 Трудового кодекса РФ, устанавливающая гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации указывает, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Кроме того, в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностью педагогического работника является повышение профессионального уровня. К обязанностям педагогического работника указанный федеральный закон также относит прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании (пп. 8 п. ст. 48, ст. 49).
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии с пп.7,8 п.1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обязанностью педагогического работника является повышение профессионального уровня и прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.
Соответственно, период обучения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен отчислять страховые взносы в ПФ.
Тем более, что повышение квалификации по направлению работодателя являлось трудовой обязанностью работника, непосредственно связанной с педагогической деятельностью.
Как предусмотрено ст.122 КЗоТ Украины, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В ст. 56, 57 Закона Украины «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ№-XII, действовавшего на момент работы в спорные периоды, также указано, что педагогические работники обязаны постоянно повышать профессиональный уровень, педагогическое мастерство, а государство в свою очередь обеспечивает им повышение квалификации.
Материалами дела подтверждается, что истица направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью.
В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и
включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.
Согласно ст. 181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (ч. 3 и ч. 6 ст. 179 КЗоТ Украины) предоставляются по заявлению женщины или лиц, указанных в ч. 7 ст. 179 КЗоТ Украины, полностью или частично в пределах установленного периода и оформляются приказом (распоряжением) владельца или уполномоченного им органа. Отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истицы о включении в специальный педагогический стаж периода отпуска по уходу за ребенком подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что спорный период не может быть засчитан в специальный стаж в льготном исчислении, так как истец не была занята педагогической деятельностью, основаны на неправильном толковании норм материального права.
При этом, суд считает, что периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения истца в отпуске без содержания не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как ни законодательством РФ, ни законодательством Украины это не предусмотрено. Кроме того, в эти периоды отсутствовало отчисление страховых взносов.
При включении в страховой стаж, необходимый для назначения истице досрочной страховой пенсии по старости всех указанных периодов, за исключением периодов нахождения в отпуске без содержания (3 месяца 13 дней), специальный стаж ФИО1 составляет 25 лет 2 дня, что является достаточным для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет.
Согласно п.1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С заявлением истица обратилась в пенсионный фонд 7.05.2018г. На эту дату такое право у нее возникло.
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ также указано, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части и понуждении выполнить определенные действия удовлетворить частично.
Признать решение Государственного учреждения-управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Крым (межрайонное) № от 19.06.2018г. года об отказе в назначении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости незаконным в части не включения испрашиваемых периодов в специальный страховой стаж.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) включить ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по основаниям, предусмотренным п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности тренера-преподавателя ДЮСШ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности заместителя директора по учебной части в ДЮСШ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в должности тренер - преподаватель в ДЮСШ <адрес>;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - нахождение в отпуске по уходу за ребенком;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – нахождение на курсах повышения квалификации.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ, с даты подачи заявления.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО1 уплаченную государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГг.