ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-645/20 от 10.11.2020 Мясниковского районного суда (Ростовская область)

УИД: 61RS0044-01-2020-001240-55

№ 2-645/20

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2020 года с. Чалтырь Мясниковского района

Ростовской области

Мясниковский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Килафян Ж.В., при секретаре Гонджиян В.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ИП ФИО2 о расторжении договора купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Мясниковский районный суд с названным иском, указав, что 27.09.2019 года, в социальной сети Инстаграмм у продавца заказал пальто, которое 17.10.2019 пришло ему по почте. Распаковав почтовую упаковку, осмотрев пальто, истец понял, что оно полностью не соответствовало тому пальто, которое было представлено в социальной сети Инстаграмм на фотографии. Данное пальто было не приталенное, как было на фотографии, и вообще не соответствовало его размеру. Истец был введен в полное заблуждение продавцом, так как им не была предоставлена полная информация о товаре, а также продавец прислал товар, не соответствующей параметрам заказанного истцом товара. Кроме того, продавец «хамил» в переписке, что противоречит этикету делового общения. Истец выполнил свои обязательства по оплате стоимости товара в размере 7500 рублей, а также оплатил его доставку 450 рублей, однако, продавец нарушил условия договора, предоставив неверный товар. Истец знал, что в соответствии со ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. Реализуя свое право на обмен или возврат товара, истец написал продавцу, однако продавец сказал ему «кушать побольше, или подшить». Таким образом, были нарушены законные права и интересы истца как потребителя. На основании изложенного, истец просит суд: расторгнуть договор купли-продажи заключенного между ФИО1 и ИП ФИО2; взыскать с ИП ФИО2 в пользу ФИО1 денежные средства в размере 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей, уплаченные за пальто; взыскать с ИП ФИО2 в пользу ФИО1 денежные средства в размере 450 (четыреста пятьдесят) рублей, уплаченные за доставку товара; взыскать с ИП ФИО2 в пользу ФИО1 расходы по оплате юридических услуг в размере 28250 (двадцать восемь тысяч двести пятьдесят) рублей; взыскать с ИП ФИО2 в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения продавцом прав потребителя в размере 30000 (тридцать тысяч) рублей; взыскать с ИП ФИО2 в пользу ФИО1 штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50 % от всей суммы, присужденной судом.

В последствие истец дополнил свои исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, а именно указал, что истцом было приобретено у ИП ФИО2 пальто мужское «ZOOM KING IMPERIUM» производитель – Турция, размер XL, цвет – черный.

Истец и его представитель на основании п.6 ст.53 ГПК РФ ФИО3 в судебном заседании полностью поддержали исковые требования, просили иск удовлетворить.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился. О месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом. Ранее в суд направил письменные возражения относительно исковых требований, в которых указал, что товар был отправлен продавцом в надлежащем состоянии, без недостатков и брака, размер товара соответствовал заказу покупателя. Со слов истца полученное пальто не подошло по размеру, наличие каких-либо недостатков, брака товара, истец не подтверждает. В соответствии со статьей 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. В силу ч. 4 ст. 26.1. Закона 4 при дистанционном способе продажи товара потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Согласно п. 1 ст. 12 названного Закона при отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). При получении продавцом сообщения о том, что приобретенное покупателем пальто не подошло по размеру, покупателю было сделано предложение обменять товар на аналогичный товар другого размера, однако покупатель отказался от обмена, требуя возврата денежных средств. ИП ФИО2 согласен вернуть денежные средства истцу за пальто, но исключительно после возврата названного товара. В своем исковом заявлении истец просит взыскать с ИП ФИО2 денежные средства в размере 450 (четыреста пятьдесят) рублей, уплаченные за доставку товара. Ответчик считает заявленное требование необоснованным, так как услуга доставки товара была исполнена продавцом в полном объеме. В соответствии со ст. 26.1. Закона при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования. Также ответчик считает требование истца о взыскании компенсации морального вреда в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей необоснованным. Ввиду того, что ответчик не отказывался от удовлетворения требований потребителя, а в соответствии с действующим законодательством РФ предложил осуществить замену товара на аналогичный товар того же размера, требование взыскать с ответчика штраф в размере 50 % от всей суммы, присужденной судом, не является обоснованным. Ответчик считает, что истцу не были причинены физические или нравственные страдая, в связи с чем требование о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению. На основании изложенного, ответчик просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав истца, его представителя, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец 27.09.2019 года, в социальной сети Инстаграмм у продавца ИП ФИО2 заказал пальто, которое 17.10.2019 пришло ему по почте.

Распаковав почтовую упаковку, осмотрев пальто, истец понял, что оно полностью не соответствовало тому пальто, которое было представлено в социальной сети Инстаграмм на фотографии.

Истец выполнил свои обязательства по оплате стоимости товара, оплатил сумму за товар в размере 7500 рублей, кроме того оплатил доставку товара в размере 450 рублей.

В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом и в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и односторонний отказ от их исполнения не допускается.

Истец обязательства по оплате товара по договору исполнил в полном объеме, в то время, как ответчиком обязательства исполнены не надлежащим образом, предоставлен товар с недостатками.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Как указано в п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012№ 17, бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

В соответствии со ст. 12 Закона о защите прав потребителя, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю). Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п.п. 1 - 4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

В соответствии со ст.ст. 8 и 10 Закона о защите прав потребителя, продавец обязан своевременно предоставлять потребителям необходимую и достоверную информацию на русском языке о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе, сведения об основных потребительских свойствах товаров, правила и условия эффективного и безопасного использования товаров.

В соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителей: потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

Согласно ст. 26.1 Закона о защите прав потребителя следует, что договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.

Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, а также информация о порядке и сроках возврата товара.

Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Таким образом, подтверждаются доводы истца о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязательств по договору купли-продажи, что является основанием для взыскания с ИП ФИО2 стоимости оплаченного товара с доставкой в размере 7949 рублей.

Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии с п.2 ст.452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Поскольку ответчиком допущено существенное нарушение условий договора, подлежат удовлетворению и требования истца о расторжении договора купли-продажи на основании ст.ст. 450, 452 ГК РФ.

Ст. 15 Закона о защите прав потребителя, предусматривает возмещение морального вреда, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В силу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В силу п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Учитывая все обстоятельства дела, степень вины ответчика в несвоевременном исполнении обязательств перед истцом, с учетом требований разумности и справедливости, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация морального вреда в сумме 1000 рублей за нарушение его прав как потребителя.

Согласно положениям ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Суд полагает, что понесенные ФИО1 расходы, подтверждены письменными доказательствами, с учетом объема защищаемого права, полагает, что возмещение расходов на оплату услуг представителя в сумме 15000 рублей 00 копеек будет соответствовать принципу разумности и справедливости.

Также в порядке ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ИП ФИО2 в доход бюджета государственную пошлину, от уплаты которой истец освобожден.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к ИП ФИО2 о расторжении договора купли-продажи удовлетворить частично.

Расторгнуть договор купли-продажи заключенный между ИП ФИО2 и ФИО1.

Взыскать с ИП ФИО2 в пользу ФИО1 7949 рублей – стоимость оплаченного товара с доставкой, компенсацию морального вреда в размере 1000 рублей, штраф в размере 4474 рубля 50 копеек, в возмещение расходов по оплате услуг представителя 15000 рублей, всего взыскать 28423(двадцать восемь тысяч четыреста двадцать три) рубля 50 копеек.

Взыскать с ИП ФИО2 в доход бюджета государственную пошлину в размере 1052 рубля 71 копейка.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Обязать ФИО1 вернуть ИП ФИО2 товар – пальто мужское «ZOOM KING IMPERIUM» производитель – Турция, размер XL, цвет – черный.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Мясниковский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2020 года.

Судья Килафян Ж.В.