ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-645/2013 от 23.04.2014 Коношского районного суда (Архангельская область)

Дело №2-8/14                                                                                          Мотивированное решение                                                                                                                                        изготовлено 23 апреля 2014 года.                                          РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации    18 апреля 2014 года                                      пос. Коноша

          Коношский районный суд Архангельской области в составе:

 председательствующего - судьи Никановской И.А.,

 при секретаре Пестеревой С.А.,

 с участием помощника прокурора Коношского района Костива Е.С.,

 представителя ответчика МУП «Жилкомсервис» Носова В.Ю.,

 представителя ответчика ООО «Коношский расчетный Центр» Дружининой М.А.,

 представителя третьего лица администрации МО «Коношское» Палкиной А.Л.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Коношского района Архангельской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилкомсервис» о признании противоправными действий по начислению и взиманию платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с владельцев индивидуальных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» при отсутствии данной услуги и при отсутствии письменных договоров с потребителями; понуждении прекратить действия по начислению и взиманию платы с указанной категории населения за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, аннулировании образовавшейся с ДД.ММ.ГГГГ задолженности за указанную услугу

 УСТАНОВИЛ:

        Прокурор Коношского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Жилкомсервис» с требованием прекратить начисление оплаты за сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора владельцам частных жилых домов в п.Коноша, мотивируя свои требования тем, что ответчик производит начисление и взимание платы за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора без письменных договоров с потребителями, в нарушение Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утв. Постановлением правительства РФ от 10.02.1997г. № 155.

       В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ прокурор Коношского района увеличил требования и обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Жилкомсервис» и ООО «Коношский расчетный Центр» о признании противоправными действий по начислению и взиманию платы за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с владельцев частных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» при не оказанной услуге и при отсутствии договорных отношений с потребителями; понуждении прекратить действия по начислению и взиманию платы с указанной категории населения за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора при отсутствии данной услуги и договорных отношений с потребителями, аннулировании образовавшейся с ДД.ММ.ГГГГ задолженности у владельцев частных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» за сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, признании незаконным приказа директора МУП «Жилкомсервис» от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом изменений внесенных приказом № от ДД.ММ.ГГГГ., опубликовании решения суда в средствах массовой информации.

       Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района по заявлениям граждан проведена проверка соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей в деятельности МУП «Жилкомсервис», в ходе которой было установлено нарушение требований положений ФЗ от 07.02.1992 «О защите прав потребителей», Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 г. №155, ст.ст.4, 429, 432 ГК РФ.

       А именно, МУП «Жилкомсервис», в нарушение п.п. 7, 10 Правил, производится предоставление услуги по вывозу твердых бытовых отходов, а также начисление платы за неё владельцам жилых домов частного сектора п. Коноша МО «Коношское», без заключения договора с потребителями (в нарушение положений ст.ст.429, 432 ГК РФ), что в свою очередь ведет к нарушению прав граждан на свободу выбора исполнителя данной услуги, а также на свободу договора, закрепленного ст. 421 ГК РФ. Кроме того, начисление платы за вывоз бытовых отходов и мусора жильцам частных жилых домов п. Коноша незаконно производилось на основании приказов директора МУП «Жилкомсервис» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, действие которых, в нарушение ст.4 ГК РФ, распространено на правоотношения, возникшие до их принятия. Требования ст. ст. 429, 432 ГК РФ о достижении соглашения при заключении договора по всем его существенным условиям, не соблюдены. Действия ответчиков по начислению и взиманию платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, при не оказанной услуге и при отсутствии договоров с потребителями - владельцами частных жилых домов п. Коноша, ведут к нарушению прав неопределенного круга лиц - владельцев частных домов п. Коноша в области прав потребителей, причиняют им имущественный ущерб, а также нарушают их право на свободу выбора исполнителя данной услуги и на свободу договора.

       Определением Коношского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле привлечен в качестве соответчика ООО «Коношский расчетный Центр», в связи с тем, что агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкомсервис» передал ему полномочия по совершению действий связанных с расчетом оплаты за жилищно-коммунальные услуги, в том числе вывоз ТБО и ЖБО.

       В судебном заседании помощник прокурора Коношского района Костив Е.С. исковые требования уточнил и просил признать противоправными действия МУП «Жилкомсервис» по начислению и взиманию платы за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с владельцев индивидуальных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» при не оказанной услуге и при отсутствии письменных договоров с потребителями; обязать МУП «Жилкомсервис» прекратить действия по начислению и взиманию платы с владельцев индивидуальных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора при отсутствии данной услуги и письменных договоров с потребителями до даты начала оказания услуги и заключения соответствующих договоров или издания МО «Коношское» муниципального нормативно-правового акта регулирующего порядок и условия сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора у граждан-владельцев индивидуальных жилых домов в частном секторе п.Коноша МО «Коношское»; обязать МУП «Жилкомсервис» аннулировать задолженность у владельцев индивидуальных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ по дату начала фактического оказания данной услуги в порядке установленном законом и дату заключения письменного договора с потребителем об оказании услуги и опубликовать данное решение в газете «Коношский Курьер» в течении месяца со дня вступления данного решения в законную силу.

       Дополнил что в МО «Коношское» муниципальный правовой акт, регулирующий сбор и вывоз ТБО и мусора у владельцев индивидуальных жилых домов не разработан и не принят, поэтому требование МУП «Жилкомсервис» о том, что все владельцы индивидуальных жилых домов в частном секторе п.Коноша обязаны пользоваться контейнерами для сбора мусора, установленными данной организацией, а также начисление за это платы незаконно, поскольку нарушат права потребителей на свободу договора. Кроме того, плата за услугу по сбору и вывозу ТБО с указанной категории населения начисляется с ДД.ММ.ГГГГ каждому владельцу частного жилого дома, в то время как договоры в требуемой Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов № от ДД.ММ.ГГГГ с потребителями не заключены и данная услуга оказывается далеко не всем и не с ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что начисление оплаты производится с марта 2013 года фактически на основании заметки в газете и приказа директора МУП «Жилкомсервис» от ДД.ММ.ГГГГ, который распространил свое действие на прошлое время в части начисления оплаты с сентября 2012 года, владельцы индивидуальных жилых домов п.Коноша отказываются оплачивать данную услугу, у них образовалась задолженность с сентября 2012 года по настоящее время. С сентября 2012 года контейнеры на улицах п.Коноша не были установлены, их установка происходила постепенно и происходит по настоящее время, однако плата за сбор и вывоз ТБО начисляется всем владельцам частных жилых домов с сентября 2012 года. Указанные факты являются нарушением Закона о защите прав потребителей, поскольку нельзя требовать оплаты за услугу которая не предоставляется, а также в отсутствие надлежащим образом оформленного договора между потребителем и поставщиком услуги. Заметка в газете не является офертой, поскольку не содержит существенных условий договора.

       От исковых требований к ООО «Коношский расчетный центр» отказался в полном объеме, поскольку агентским договором от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкомсервис» передал обществу полномочия по совершению действий связанных с расчетом оплаты за жилищно-коммунальные услуги, в том числе вывоз ТБО и ЖБО, перерасчетом начислений оплаты при не оказанной услуге, перечислением денежных средств полученных от потребителей на расчетный счет МУП «Жилкомсервис», однако данная организация не контролирует предоставление услуги по сбору и вывозу ТБО, действует по письменному распоряжению МУП «Жилкомсервис». Кроме того, с марта 2013 года по июнь 2013 года МУП «Жилкомсервис» самостоятельно производило начисление платежей за оказанную услугу.

       Определением Коношского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по данному иску прокурора в отношении ООО «Коношский расчетный центр» прекращено в связи с отказом прокурора от иска.

       Представитель ответчика МУП «Жилкомсервис» Носов В.Ю. в судебном заседании иск признал. Дополнил, что начисление платы за сбор и вывоз ТБО производится на основании заметки в газете «Коношский Курьер» от ДД.ММ.ГГГГ, и вынесенных на основании ее приказов директора МУП «Жилкомсервис» № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым бухгалтерии МУП «Жилкомсервис» необходимо производить начисление владельцам жилых домов частного сектора за услуги вывоза ТБО с сентября 2012 года, стоимость услуги с 1 человека 40 руб. 75 коп. Данная статья в газете является своего рода офертой, предложением заключить договор с МУП «Жилкомсервис» на сбор и вывоз ТБО, а владельцы частных жилых домов должны были оплатить указанную услугу за прошлое время (с сентября 2012 года) и оплачивать ее впредь. Оплата услуги должна была производиться в кассу предприятия ежемесячно на основании квитанции. Полным и безоговорочным акцептом являлось осуществление потребителем первой оплаты за предложенную услугу или пользование потребителем контейнеров по назначению. Акцепт означал что потребитель согласен со всеми положениями оферты и равносилен заключению договора об оказании услуг по вывозу ТБО, то есть фактически договоры с потребителями заключены в силу опубликованной в средствах массовой информации публичной оферты.

       Начисления производятся всем владельцам частных жилых домов п.Коноша, не смотря на то, что договоры в письменном виде заключены с небольшим количеством потребителей (15 человек), кроме того контейнерные площадки в настоящее время установлены только на тех улицах которые указаны в распоряжениях главы МО «Коношское» от 16.05.2012г. и от 28.05.2013года. Контейнеры устанавливались постепенно, начиная с мая 2012 года, в течении 2013 года. Факт установки контейнерных площадок может подтвердить фотографиями и актами. Владельцы индивидуальных жилых домов отказываются платить за указанную услугу, в связи с чем у многих образовалась задолженность по оплате. В суд о взыскании указанной задолженности с потребителей они пока не обращались.

        Представитель ответчика ООО «Коношский расчетный Центр» Дружинина М.А. в судебном заседании пояснила, что начисление платы за сбор и вывоз ТБО владельцам жилых домов частного сектора п.Коноша, как и жильцам многоквартирных домов с июля 2013 года производится их организацией на основании агентского договора от 1.07.2013г. которым МУП Жилкомсервис» поручил производить начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги, в том числе за сбор и вывоз ТБО. Им передана база данных владельцев жилых домов частного сектора согласно которой они и производят начисления. Ей неизвестно заключаются ли договоры с потребителями и оказывается ли услуга по сбору и вывозу ТБО. В основном владельцы частных домов не оплачивают указанную услугу, поскольку не согласны с начислением оплаты.

       Представитель третьего лица администрации МО «Коношское» Палкина А.Л. в судебном заседании согласна с требованиями прокурора, полагает, что нельзя начислять и получать оплату за услугу которая не оказана. Территория МО «Коношское» сочетает в себе застройку многоквартирных домов и индивидуальных домов (частный сектор). В МО «Коношское» находится 88 улиц, и на каждой улице имеется хотя бы один частный дом. С целью предотвращения свалок на улицах п.Коноша глава МО «Коношское» в пределах своих полномочий издал распоряжения об организации контейнерных площадок в п.Коноша. Установка контейнеров должна была производится МУП «Жилкомсервис», установлены ли контейнеры на всех улицах ей не известно. В МО «Коношское» до настоящего времени не принят муниципальный акт регулирующий порядок и условия сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора у граждан-владельцев индивидуальных жилых домов в частном секторе п.Коноша МО «Коношское». Часть населения для вывоза мусора и твердых бытовых отходов пользуется услугами иных организаций или предпринимателей; часть самостоятельно вывозит отходы на полигон; часть сжигают мусор, что запрещено; часть населения, использует контейнеры установленные у многоквартирных домов, что также неправильно, так как если потребитель пользуется услугой, то должен ее оплачивать.

       Суд, заслушав прокурора, стороны, свидетеля, изучив материалы дела, находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

       Суд в соответствии со ст. ст.39, 173 ч.3 ГПК РФ принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

        В силу ч.1 ст.8 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп.) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

        Согласно п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

        В рамках данных полномочий Главой МО «Коношское» изданы два распоряжения от 16 мая 2012 года № 338 и от 28 мая 2013 года «Об организации дополнительных контейнерных площадок на территории МО «Коношское» по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и мусора».

        Из распоряжения от 16 мая 2012 года следует, что первому заместителю главы МО «Коношское» и директору МУП «Жилкомсервис» в срок до 16 июня 2012 года необходимо организовать и обеспечить устройство и функционирование контейнерных площадок для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в п. Коноша на улицах: Вологодская, Колхозная, Трубная, Мамонова, Новая, Тельмана, Механизаторов, Карьерная, Коллективизации, Пионерская, Энтузиастов, Загородная, в районе райбольницы проспекта Октябрьский.

        Из распоряжения от 28 мая 2013 года следует, что тем же должностным лицам в срок до 1 июля 2013 года необходимо организовать и обеспечить устройство и функционирование контейнерных площадок для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в п. Коноша на улицах: Речная, Гагарина, Травницы, Школьная, Театральная, Садовая, Южная, Кубинская, Коллективизации, Пионерская, Лесная, Советская, Архангельская, Вокзальная, Булыгина, Приозерная, Заболотная, Красноармейская, Озерная, Энгельса, Карла Маркса, Мамонова, Зеленая, Спортивная, Волошская. В связи с жалобами населения демонтировать контейнерную площадку на ул.Загородная.

       В соответствии с гл.2 ст. 2.2. Устава МУП «Жилкомсервис» к основным видам деятельности предприятия относится, в том числе, деятельность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории МО «Коношское».

       В суде установлено что территория МО «Коношское» сочетает в себе многоквартирную и частную жилую застройку.

       В МО «Коношское» утверждены и действуют Правила благоустройства и озеленения территории МО «Коношское», утв. Решением 22 сессии МС МО «Коношское» 22.02.2007г. № 146, регулирующие сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора. Из главы 2, ст.2.4.5 указанных Правил следует, что граждане обязаны убирать отведенные им прилегающие территории своими силами или по договорам со специализированными организациями за счет собственным средств. Ответственность за сбор ТБО и КГМ в контейнеры, зачистку (уборку) контейнерных площадок возлагается: по муниципальному жилищному фонду на МУП «Жилкомсервис», по остальным территориям находящимся в аренде, владении, пользовании на предприятия, организации, учреждения. Домовладельцы поддерживают чистоту и порядок на тротуаре в границах своего участка.

       То есть указанные выше Правила благоустройства и озеленения территории МО «Коношское» содержат нормы, регулирующие сбор и вывоз ТБО у организаций, учреждений, предприятий и муниципального жилищного фонда, норм регулирующих организацию сбора и вывоза ТБО и мусора гражданами-владельцами индивидуальных жилых домов в частном секторе п.Коноша МО «Коношское» указанные Правила не содержат.

       В суде установлено, что в МО «Коношское» до настоящего времени не принят муниципальный акт регулирующий порядок и условия сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора у граждан-владельцев индивидуальных жилых домов в частном секторе п.Коноша МО «Коношское», то есть нормативно и в обязательном порядке на уровне поселения не закреплено, что указанная часть населения при сборе и вывозе бытовых отходов обязана пользоваться установленными МУП «Жилкомсервис» контейнерами, кроме того, владельцы частных жилых домов не лишены права самостоятельно вывозить отходы на полигон или заключать договоры на вывоз ТБО с иными организациями.

       Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями помощника прокурора, представителя ответчика и третьего лица.

       В газете «Коношский Курьер» от 5 марта 2013 года МУП «Жилкомсервис» разместил заметку из которой следует, что МУП «Жилкомсервис» в период с сентября 2012 года по данный момент (газета от 5 марта 2013 года) производил сбор и вывоз ТБО (твердых бытовых отходов) из частного сектора п.Коноша. По настоящее время плата за данную услугу с владельцев жилых домов частного сектора не взималась в связи с разработкой базы данных. На данный момент база данных сформирована. В марте 2013 года будет произведено начисление за выполненную работу текущего периода. Стоимость с 1 человека - 44 рубля 43 коп., расценка установлена согласно решению 2 сессии муниципального Совета второго созыва от 21 ноября 2008 года № 14. При первом платеже необходимо уточнить у кассового работника количество зарегистрированных жильцов в каждом доме.

       Решением второй сессии Муниципального Совета от 21 ноября 2008 года № 14 «О тарифах на коммунальные услуги, оказываемые вновь созданным предприятием ЖКХ по МО «Коношское» и плате по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, сбору и вывозу бытовых отходов от населения, предприятием ЖКХ по МО «Коношское» утверждены тарифы, применяемые на территории МО «Коношское» с 1 января 2009 года, согласно которым плата на 1 человека в месяц за сбор и вывоз твердых бытовых отходов составляет 40 руб. 75 коп., жидких бытовых отходов - 44 руб.43 коп.

       На основании данной публикации в газете директором МУП «Жилкомсервис» был издан приказ № 22 от 27 февраля 2013 года, согласно которому бухгалтерии МУП «Жилкомсервис» необходимо произвести начисление владельцам жилых домов частного сектора за услуги вывоза ТБО с сентября 2012 года (стоимость услуги с 1 человека 44 рубля 43 копейки) согласно решению 2 сессии Муниципального Совта второго созыва от 21 ноября 2008 года.

       Приказом № 29 от 23.04.2013г. в указанный выше приказ были внесены изменения в стоимость услуги за вывоз ТБО - 40 руб. 75 коп.

       В данном случае отношения между гражданами - потребителями услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов и ООО «Жилкомсервис» являются отношениями в сфере прав потребителей.

        В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов (далее Правила). Указанные Правила регулируют отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов.

       Согласно п. 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.

       Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.

       Согласно п. 4 Правил исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах по вывозу бытовых отходов, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

       У исполнителя-организации в удобном для ознакомления месте должны находиться:

       Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов; сведения о предельных сроках вывоза бытовых отходов, устанавливаемых органами местного самоуправления; тарифы по оказанию услуг; гарантийные обязательства исполнителя услуг; сведения о льготах и преимуществах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, актами органов местного самоуправления для отдельных категорий потребителей.

       Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за услугу суммы и возмещения других убытков.

       В силу п. 14 Правил исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами.

       Указанные в договоре сроки вывоза бытовых отходов не должны превышать установленных органами местного самоуправления предельных сроков вывоза бытовых отходов.

       Кроме того, как следует из Письма Министерства регионального развития РФ от 3.10.2008г. №25080-СК/14 услуга по сбору и вывозу ТБО не относится к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.

       Таким образом, по общему правилу для оказания услуги по вывозу ТБО и взимания за нее платы, необходимо заключение договора с потребителем в письменном виде.

       Как пояснил представитель МУП «Жилкомсервис» указанная заметка в газете явилась своего рода офертой, предложением к заключению договора на предоставление услуги на сбор и вывоз ТБО, если владелец частного жилого дома приходил и производил оплату по квитанции либо начинал пользоваться контейнером, то это считалось согласием на заключение договора -акцептом.

       В соответствии с ч.1 ст.420, ч.1 ст.421, 422 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.        Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

       В силу положений ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.

       Согласно ст. ст. 433, 434, 435 ГК РФ договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.

       Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора.

       Ст.438 ГК РФ предусмотрено, что:

 1. Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным.

 2. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон.

 3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

 Утверждения ответчика о том, что договоры на оказание услуги по сбору и вывозу ТБО с потребителями заключены в силу опубликованной в средствах массовой информации публичной оферты, суд находит несостоятельными, поскольку данная оферта не соответствует требованиям закона. Указанная оферта (заметка в газете) не содержит сведений о сроках, периодичности оказания услуги, адресе, где должны быть оказаны услуги, которые в силу приведенных положений Правил № 155 являются существенными условиями данного вида договора, поэтому она не отвечает требованиям закона и не позволяет ответчику, считая договор заключенным, производить начисление платы за свои услуги потребителям, даже при изданных приказах МУП «Жилкомсервис».

       Доказательств получения ответчиком согласия граждан-владельцев индивидуальных жилых домов п.Коноша на заключение договоров на вывоз ТБО и мусора предоставлено не было, а молчание в силу ч.2 ст.438 ГК РФ акцептом в данном случае не является.

       Установлено, что фактически МУП «Жилкомсервис» заключил договоры с владельцами в одностороннем порядке, поскольку выраженного в требуемой законом форме согласия граждан на заключение договора на сбор и вывоз ТБО получено не было, в связи с чем начисление платежей за услуги по сбору и вывозу ТБО и направление квитанции потребителям при отсутствии заключенных в письменной форме договоров не основано на законе.

       Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что договоры в письменном виде на оказание данной услуги с потребителями в установленном законом порядке не заключаются (за исключением единичных случаев), однако плата изначально была выставлена всем потребителям.

       В суде установлено, что в марте 2013 года в МУП «Жилкомсервис» началось ежемесячное начисление и взимание платы за сбор и вывоз ТБО для граждан - владельцев жилых домов, расположенных в частном секторе п.Коноша МО «Коношское» за период с сентября 2012 года по настоящее время, при этом у граждан образовалась задолженность с сентября 2012 года по настоящее время по оплате данной услуги, в связи с тем, что владельцы частных жилых домов отказываются производить оплату, поскольку услуга по вывозу ТБО не оказывалась с 1 сентября 2012 года (не были установлены контейнерные площадки) и с жильцами у МУП «Жилкомсервис» не были заключены договоры на оказание данной услуги. Указанные обстоятельства подтверждаются:

 - заявлениями граждан на имя прокурора района, в частности заявлением гр. А.Н. от 25.03.2013г. из содержания которого следует, что на его адрес (<адрес>) приходят квитанции об оплате за вывоз ТБО, что с сентября 2012 года по февраль 2013 года       имеется задолженность по оплате за указанную услугу, однако на <адрес> и соседних улицах мусорные баки отсутствуют до настоящего времени;

 - заявлением О.В. от 20.08.2013г. из содержания которого следует, что она многократно (в том числе, 20.06.2013г., 20.08.2013г.) обращалась в МУП «Жилкомсервис» с жалобами по поводу направления квитанций об оплате услуг за вывоз ТБО, просила снять с нее задолженность по оплате поскольку мусорного контейнера по <адрес> нет, но квитанции продолжают приходить;

 - актом МУП «Жилкомсервис» о снятии платы на вывоз ТБО от ДД.ММ.ГГГГ составленным комиссионно, согласно которому в адрес МУП «Жилкомсервис» поступили заявления-жалобы граждан В.С. (<адрес>), О.Б. (<адрес>.), А.В. (<адрес>), С.В. (<адрес>), В.В. (<адрес>); К.В. (<адрес>), рассмотрев данные жалобы было установлено, что указанным владельцам частных домов поступают квитанции об оплате за вывоз ТБО, однако договоры на оказание данной услуги с владельцами не заключены, услуга по вывозу ТБО не оказывалась, контейнеры на улицах отсутствуют, владельцы жилых домов ТБО и мусор вывозят самостоятельно, комиссия пришла к выводу о снятии оплаты за вывоз ТБО и не начислении оплаты впредь.

 - копиями квитанций всем владельцам частных жилых домов на <адрес> и др. п.Коноша из которых следует, что владельцу каждого частного жилого дома расположенного на указанных улицах производятся начисления за сбор и вывоз ТБО ежемесячно в размере 40 руб.75 коп., долг на ДД.ММ.ГГГГ по каждому владельцу составляет 652 рубля ( то есть за период с сентября 2012 года по декабрь 2013 года);

 - показаниями свидетеля М.М., бухгалтера ООО «Коношский расчетный центр, которая пояснила, что бухгалтерией Центра с июля 2013 года производится начисление платы за услугу сбор и вывоз ТБО всем владельцам жилых домов расположенных в частном секторе п.Коноша, за период с сентября 2012 года по настоящее время. Квитанции об оплате направляются всем владельцам частных жилых домов. Поскольку база жильцов полностью не сформирована и им неизвестно какое количество человек зарегистрировано в каждом доме, то начисление пока производятся исходя из одного владельца. Как только при оплате им становится известно количество зарегистрированных лиц, они производят перерасчет и начисляют исходя количества зарегистрированных в доме граждан. Большая часть населения не оплачивает указанные счета, граждане не согласны платить за прошлое время, возмущаются, что услуга не оказана. Начисления производят на основании объявления в газете.

 - не опровергается показаниями представителя ответчика МУП «Жилкомсервис» Носова В.Ю. в части того, что начисления производятся всем владельцам частных жилых домов п.Коноша, не смотря на то, что договоры заключены с небольшим количеством потребителей (15 человек), кроме того контейнерные площадки в настоящее время установлены только на тех улицах, которые указаны в распоряжениях главы МО «Коношское».

       Подтверждается также распоряжением главы МО «Коношское» от 28.05.2013г. поскольку указанное распоряжение издано в мае 2013 года, а плата за услугу начала начисляться с сентября 2012 года.

       Таким образом, в суде установлено что услуга по сбору и вывозу ТБО с сентября 2012 года не оказывалась всем владельцам индивидуальных жилых домов в п.Коноша, о чем свидетельствуют указанные выше обстоятельства.

       Установленные факты нарушают положения ст. ст.4,27 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 с изм. и доп. «О защите прав потребителей» согласно которым исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу, качество которой соответствует договору; если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к работе, услуге, исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу для потребителя, соответствующую этим требованиям.Исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором о выполнении работ (оказании услуг). В договоре о выполнении работ (оказании услуг) может предусматриваться срок выполнения работы (оказания услуги), если указанными правилами он не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

       А также нарушают положения ст.ст. 28, 29 указанного Закона предусматривающих последствиях нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг); регламентирующих права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и другие положения данного Закона.

       Достоверных доказательств того, что услуга по сбору и вывозу ТБО путем установки контейнерных площадок МУП «Жилкомсервис» в п.Коноша оказывалась с сентября 2012 года иоказывается по настоящее время в судебное заседание стороной ответчика не предоставлено.

       Представленные акты и фотографии суд считает недопустимыми и недостоверными доказательствами по следующим основаниям:

 - акты об установке контейнерных площадок ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составлены ДД.ММ.ГГГГ в процессе рассмотрения данного дела, составлены акты комиссией в составе одного должностного лица;

 - из предоставленных фотографий неясно где, когда и при каких обстоятельствах они сделаны, на каких улицах расположены контейнерные площадки;

 - из актов от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ об устройстве контейнерных площадок и оплате за данную работу, а также справки о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ неясно на каких улицах установлены контейнерные площадки;

 - акты об устройстве контейнерных площадок в частном секторе подписанные главным инженером МУП «Жилкомсервис» Г.А. и представителем от жильцов не содержат даты установки контейнеров и даты составления актов.

        Таким образом, в судебном заседании установлено, что с сентября 2012 года до даты начала оказания услуги по сбору и вывозу ТБО (установки, в соответствии с требованиями закона, контейнерных площадок в определенных распоряжениями главы МО «Коношское» местах) и также до даты заключения соответствующих договоров с потребителями (либо издания на муниципальном уровне нормативно-правового акта по указанному вопросу) у ответчика отсутствуют правовые основания для начисления платы за сбор и вывоз ТБО и мусора владельцам индивидуальных жилых домов расположенных в п.Коноша МО «Коношское», поэтому требования прокурора о признании противоправными действий ответчика по начислению и взиманию платы за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с владельцев индивидуальных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» при не оказанной услуге и при отсутствии договорных отношений с потребителями; понуждении прекратить указанные действия,

 и о возложении обязанности аннулировать у указанной категории населения п.Коноша задолженность за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ по дату заключения договора об оказании услуги и дату начала фактического оказания данной услуги в порядке установленном законом подлежат удовлетворению.

       В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

       Данное право прокурору предоставлено также положениями ст. 46 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой орган государственного надзора, вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

       При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

       Из содержания п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует, что
в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. ст. 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

                                                           РЕШИЛ:

 Исковые требования прокурора Коношского района Архангельской области удовлетворить в полном объеме.

         Признать противоправными действия муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» по начислению и взиманию платы за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора с владельцев индивидуальных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» при не оказанной услуге и при отсутствии письменных договоров с потребителями.

         Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» прекратить действия по начислению и взиманию платы с владельцев индивидуальных жилых домов п. Коноша МО «Коношское за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора при отсутствии данной услуги и письменных договоров с потребителями до даты начала оказания услуги и заключения соответствующих договоров или издания МО «Коношское» муниципального нормативно-правового акта регулирующего порядок и условия сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора у граждан-владельцев индивидуальных жилых домов в частном секторе п.Коноша МО «Коношское».

         Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» аннулировать задолженность у владельцев индивидуальных жилых домов п. Коноша МО «Коношское» за услугу сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ до даты начала фактического оказания услуги по сбору и вывозу ТБО (установки, в соответствии с требованиями закона, контейнерных площадок в определенных распоряжениями главы МО «Коношское» местах) и даты заключения соответствующих договоров об оказании услуги с потребителями или издания МО «Коношское» муниципального нормативно-правового акта регулирующего порядок и условия сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора у граждан-владельцев индивидуальных жилых домов в частном секторе п.Коноша МО «Коношское».

        Обязать МУП «Жилкомсервис» в течении месяца после вступления данного решения в законную силу через средства массовой информации (газету «Коношский Курьер») довести до сведения потребителей данное решение суда.

 Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд.

 Председательствующий                                                                                   И.А. Никановская