УИД 86RS0001-01-2021-000492-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при секретаре Серебрякове Ф.С.,
с участием представителя истца адвоката Рудик О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-645/2021 по исковому заявлению ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о признании незаконным решения и действий Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ по отказу в даче согласия на замещение должности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов о признании незаконным решения и действий Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов от ДД.ММ.ГГГГ по отказу в даче согласия на замещение должности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комиссию при Росреестре Югры с заявлением о даче согласия на замещение должности ведущего специалиста в коммерческой организации ФИО8. Комиссией истцу отказано в замещении должности <данные изъяты> прав ФИО9» в связи с тем, что он осуществлял отдельные функции государственного управления в отношении указанного юридического лица, работа в ФИО10 повышает вероятность возникновения конфликта интересов, способна привести к причинению вреда законным интересам ФИО11 Управления Росреестра Югры, государства, так как истец может вступать в отношения с бывшими коллегами при исполнении Росреестром Югры функций по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по проведению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного реестра мониторинга земель, а также по исправлению ошибок в сведениях ЕГРН.
Полагая оспариваемое решение принятым без наличия на то соответствующих оснований, принятое в нарушение требований закона, истец просит суд признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ, в части вывода о нарушении ФИО3 требований статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» при замещении на условиях трудового договора должности <данные изъяты>; признать незаконными действия Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, выразившихся в решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в даче согласия ФИО3 в замещении должности ведущего специалиста отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз».
Истец, представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Рудик О.С. заявленные требования поддержала, дала пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Заслушав пояснения стороны истца, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> того же отдела, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты>.
Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уволен с федеральной государственной гражданской службы по инициативе государственного гражданского служащего.
Истцом в материалы дела представлено свидетельство о перемене имени № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО2 изменил фамилию на ФИО1.
Согласно должностному регламенту <данные изъяты> Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, должность федеральной государственной службы главного специалиста-эксперта отдела государственной регистрации недвижимости Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре относится к старшей группе должностей федеральной государственной гражданской службы категории «специалисты».
В соответствии с пунктом 4.4. должностного регламента, главный специалист-эксперт: осуществляет свои должностные обязанности в соответствии с Инструкцией для рабочего места для осуществления функционала технологических процессов, утвержденной Приказом Управления; проводит предварительную правовую экспертизу документов, поступивших на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и/или государственный кадастровый учет, в бумажном виде на наличие оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения; передает пакеты документов в электронном виде и уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета в бумажном виде в территориальный/межрайонный отдел ФГБУ «ФКП Росреестра»; получает пакеты документов в бумажном виде, проводит правовую экспертизу, при отсутствии оснований для прекращения услуги формирует и вносит сведения в ЕГРН, заверяет УКЭП государственного регистратора, вносит записи о принятом решении в КУВД, заверяет их УКЭП. При наличии оснований для прекращения услуги принимает решение о прекращении или отказе; вносит запись о принятом решении в КУВД; заверяет УКЭП; формирует уведомление об отказе в предоставлении или о прекращении осуществления услуги, или о возврате заявления и документов без рассмотрения; внесение записи об уведомлении в КУВД; передача в ФГБУ «ФКП Росреестра» уведомления об отказе в предоставлении или о прекращении осуществления услуги, или о возврате заявления и документов без рассмотрения; выполняет действия по формированию реестровых дел (приостановка регистрационных надписей на документах, выражающих содержание сделки, перевод документов в форму электронного образа документов, представление отметки об этом на документах, формирование тома реестрового дела, передача реестрового тома дела и пакета документов для выдачи заявителю), печатает уведомления об отказе в предоставлении или о прекращении осуществления услуги, или о возврате заявления и документов без рассмотрения (формирует тома реестрового дела, передача реестрового тома дела и пакета документов для выдачи заявителю); участвует в рассмотрении устных и письменных обращений, заявлений и должностных и юридических лиц по вопросам, относящимся к отдела, отвечает на поступившие запросы; участвует в формировании статистической отчетности по предмету отдела; принимает участие в разработке проектов рекомендаций, информационных писем, организационно-распорядительных документов Управления по вопросам отдела; по поручению начальника Отдела осуществляет иные полномочия, вытекающие из задач Отдела и Управления и при необходимости с привлечением к работе в других отделах; несет ответственность за обеспечение режима конфиденциальности служебной переписки и информации, не подлежащей разглашению в соответствии с законодательством, а также сохранности документов; обеспечивает защиту конфиденциальной информации на бумажных носителях от несанкционированного доступа, искажения и уничтожения при ее передаче, обработке и хранении; при выполнении возложенных функций взаимодействует на уровне муниципального образования, в том числе: с заинтересованными территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также гражданами; совершает иные действия, связанные с проведением государственного учета и (или) государственной регистрации прав, а также направленных на повышение качества данных ЕГРН.
Пунктом 8 должностного регламента закреплено, что при исполнении служебных обязанностей главный специалист-эксперт вправе самостоятельно принимать решения по порядку и очередности исполнения поставленных ему задач; о подготовке предложений по порядку реализации возложенных на него полномочий.
ДД.ММ.ГГГГ без получения согласия и без уведомления бывшего работодателя ФИО3 был принят по трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ на должность <данные изъяты>том №
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре для получения согласия на замещение должности <данные изъяты>
Согласно должностной инструкции <данные изъяты>», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, указанная должность введена для представления и защиты интересов общества во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления, их территориальных органах и подразделениях, учреждениях, организациях, предприятиях, агентствах и их филиалов, в том числе Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии ее территориальных органах, Федеральном государственном бюджетном учреждении «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» его филиалах по вопросам, связанным с государственной регистрацией наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения прав на объекты недвижимого имущества (в том числен на незавершенные строительством объекты) и сделок с ними, включая, но, не ограничивая, действия по государственной регистрации договоров купли-продажи, ипотеки, дарения, аренды и иных договоров, снятие записи об ипотеке, а также получения необходимых документов для государственного кадастрового учета объектов недвижимости по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре.
Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказано в замещении должности <данные изъяты>» в связи с нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3.1 статьи 17 указанного Федерального закона, гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего. Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Положениями статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Комиссия в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец занимал государственную гражданскую должность, которая относилась к старшей группе должностей категории «специалисты», материалами дела подтверждается, что истец при осуществлении своих обязанностей взаимодействовал с ФИО12 по вопросам, относящимся к его компетенции.
Материалами дела и представленными ответчиками доказательствами подтверждено, что ФИО3 выполнял регистрационные и учетные действия по заявлению представителя ФИО13 Данные доводы ответчиков не опровергнуты истцом.
Доводы истца о том, что единственный факт рассмотрения заявления представителя ФИО14 принятое решение о прекращении регистрации не подпадает под понятие функций государственного (административного) управления, основаны на субъективном толковании закона.
Объем прав, предусмотренных должностным регламентом истца, в период замещения должности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу- Югре, предполагал возможность осуществления функций государственного (административного) управления в отношении ФИО15
Замещение должности ведущего специалиста отдела регистрации права собственности Управления корпоративной собственности ФИО16», должностные обязанности по которой напрямую связаны с государственной регистрацией прав собственности на объекты недвижимости общества на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которая осуществляется Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, может повлечь за собой конфликт интересов и повлиять в дальнейшем на исполнение обязанностей гражданских служащих Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
К государственным гражданским служащим предъявляются особые требования к личным, деловым качествам, на них возлагаются особые обязанности, обусловленные задачами и принципами организации и функционирования государственных органов. Поступая на гражданскую службу, граждане добровольно принимают на себя обязанность соответствовать указанным требованиям.
Разрешая требования по существу, суд руководствуется частью 1 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», из которой следует, что конфликт интересов - ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.
При принятии решения по существу требований истца суд пришел к выводу, что ответчиками доказан факт выполнения истцом отдельных функций государственного управления данной организацией, которые входили в должностные обязанности государственного служащего, а выполнение ФИО3 в дальнейшем должностных обязанностей по должности ведущего специалиста отдела регистрации прав собственности Управления корпоративной собственности Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» связано с коррупционными рисками и может повлечь коллизию публичных и частных интересов.
Положениям подпунктов «а», «б» пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»- противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. Судом проверены все требования истца и суд пришел к выводу, что, приведенные в обоснование своей позиции доводы истца, не являются основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку согласие Комиссии необходимо получить не только в целях выявления имевшего место конфликта интересов, но и с целью его предотвращения в дальнейшем.
С учетом исследования всех представленных в судебное заседание доказательств, суд считает, что выводы ответчика мотивированы, соответствуют требованиям антикоррупционного и законодательства о государственной гражданской службе, процедура принятия оспариваемого решения соблюдена, решение принято компетентной комиссией.
При изложенных обстоятельствах, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Н.А.Калиниченко
Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда 26 марта 2021 года.