ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6463/20 от 15.12.2020 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-6463/2020

66RS0001-01-2020-007397-34

Мотивированное решение изготовлено 15.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.12.2020

Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе

председательствующего судьи Орловой М. Б.,

при секретаре Химченко В. В.,

с участием истцов ФИО1, ФИО2, представителя истцов ФИО1, ФИО3, ФИО4 – ФИО2, представителя ответчика Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области – ФИО5, представителя третьего лица Правительства Свердловской области – ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании права на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязании организовать проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указали нижеследующее.

Истцы являются собственниками жилых помещений по адресу: <адрес> и ежемесячно уплачивают взнос на капитальный ремонт согласно договору от 01.11.2014 о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы» плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес> установлен на 2015-2017 годы. В последующем срок проведения капитального ремонта общего имущества в указанных домах неоднократно переносился. Решением Свердловского областного суда от 21.01.2020 по делу № 3а-3/2020 признаны не действующими со дня принятия строки 25587 - 25590 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах - Приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 27.09.2019 № 632-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП», в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> на 2039 - 2041 годы. Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в приложении в таблице строки 25587 - 25590 (соответствовали спорному дому) признаны утратившими силу. Решением Свердловского областного суда от 22.07.2020 по делу № 3а-156/2020 признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившими силу в приложении в таблице строки 25587 - 25590. До настоящего времени капитальный ремонт общего имущества в данных многоквартирных домах не произведен.

Указав вышеизложенные обстоятельства, с учетом неоднократного уточнения исковых требований, истцы просили признать их право на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес> в порядке, объеме и сроки, установленные нормативными правовыми актами жилищного законодательства, действовавшего в момент заключения договора от 01.11.2014, обязать ответчика в срок, не превышающий один год, обеспечить (организовать) проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, крыши, подвальных помещений, фасада и фундамента в домах, расположенных по адресу: <адрес> в порядке и в объеме, установленном нормативными правовыми актами жилищного законодательства, действовавшего в момент заключения договора от 01.11.2014 (л.д. 57, 72).

В судебное заседание истцы ФИО3, ФИО4 не явились, извещены надлежащим образом и в срок, направили в суд своего представителя.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, представитель истцов ФИО1, ФИО3, ФИО4 – ФИО2 поддержали уточненные исковые требования по предмету и основаниям, просили уточненный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области – ФИО5 с уточненным иском не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, приобщенном к материалам дела, просила в уточненном иске истцам отказать (л.д. 46-50).

В судебном заседании представитель третьего лица Правительства Свердловской области – ФИО6 с уточненным иском не согласился, просил в уточненном иске истцам отказать.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует ЖК РФ (п. 11.1 ч. 1 ст. 4), который относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (п. 8.3 ст. 13, ч. 1 ст. 167).

В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ).

Согласно ч. 6 ст. 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.

Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области регулируются Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее - Закон Свердловской области № 127-ОЗ), предусматривающим утверждение региональной программы капитального ремонта правительством Свердловской области (п. 8 ст. 7).

В соответствии с ч. 5 ст. 168 ЖК РФ и п. 3 ст. 10 Закона Свердловской области № 127-ОЗ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений (п. 1 ст. 10 названного регионального закона).

Пунктом 2 ст. 10 Закон Свердловской области № 127-ОЗ установлено, что актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется в таком же порядке, в котором осуществляется подготовка и утверждение такой программы.

Данный порядок установлен ст. 7 вышеназванного Закона, согласно которой непосредственная подготовка региональной программы капитального ремонта осуществляется уполномоченным органом (п. 3); подготовка данной программы осуществляется на основе, в том числе, сведений, предоставленных органами местного самоуправления уполномоченному органу, информации, подготовленной в результате проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов (п. 4); уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" проект региональной программы капитального ремонта и информацию о сроке, в течение которого в уполномоченный орган могут быть направлены замечания и предложения по данному проекту, дорабатывает его с учетом поступивших замечаний и предложений и направляет его в Правительство Свердловской области (п. 7), региональная программа капитального ремонта утверждается Правительством Свердловской области (п. 8).

В силу положений статьи 8 Закона Свердловской области № 127-ОЗ в региональную программу капитального ремонта не могут включаться многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом Свердловской области, принимаемым уполномоченным органом.

Как следует из материалов дела, истец ФИО3 с 20.09.2005 по настоящее время является общим долевым собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (1/2 доли); истец ФИО4 с 06.04.2006 по настоящее время является общим долевым собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (1/2 доли); истец ФИО2 с 23.10.2006 по настоящее время является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>; истец ФИО1 с 01.02.1994 по настоящее время является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 9-12, 35-44).

Реализуя свои полномочия в данной сфере, Правительством Свердловской области принято постановление от 22.04.2014 № 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы» (далее по тексту - Региональная программа). Подготовка Региональной программы капитального ремонта осуществлялась в порядке, предусмотренном ст. ст. 7 и 7-1 Закона Свердловской области № 127-ОЗ, а также распоряжением Правительства Свердловской области от 30.01.2014 № 68-РП «О подготовке региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».

Спорный дом (<адрес>), 1930 года постройки, в котором проживают истцы, в указанную программу был включен с указанием планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (годов) 2015-2017 года (стр. 78-81 перечня Региональной программы).

01.11.2014 с истцами был заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласно которому собственник обязуется ежемесячно уплачивать на счет Регионального оператора взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в срок до 10 числа, следующего за расчетным, а Региональный оператор обязуется обеспечить проведение и финансирование капитального ремонта в сроки, определенные Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП (л.д. 14).

Постановлениями Правительства Свердловской области от 19.08.2015 № 756-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен), 22.12.2016 № 905-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме определен 2018-2020 года (стр. 21462-21465 перечня Региональной программы), 05.07.2017 № 493-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен), 21.12.2017 № 1007-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен), 10.08.2018 № 508-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме определен 2039-2041 года (стр. 25525-25528 перечня Региональной программы), 08.11.2018 № 772-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен), 27.09.2019 № 632-ПП (плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в спорном доме не изменен) в Региональную программу капитального ремонта внесены изменения.

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в приложении в таблице строки 25587 - 25590 (соответствовали спорному дому) признаны утратившими силу.

Решением Свердловского областного суда от 21.01.2020 по делу № 3а-3/2020 признаны не действующими со дня принятия строки 25587 - 25590 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах - Приложения к постановлению Правительства Свердловской области от 27.09.2019 № 632-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП», в части переноса планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> на 2039 - 2041 годы.

Решением Свердловского областного суда от 22.07.2020 по делу № 3а-156/2020 признаны не действующими со дня вступления в законную силу решения суда Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившими силу в приложении в таблице строки 25587 - 25590.

02.12.2020 судебной коллегией по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции принят отказ ФИО1, ФИО3, ФИО2 от административного искового заявления о признании не действующим в части постановления Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП», решение Свердловского областного суда от 22.07.2020 отменено, производство по административному делу № 3а-156/2020 прекращено.

В настоящее время спорный многоквартирный дом в Региональную программу (в ред. Постановлений Правительства Свердловской области от 19.08.2015 № 756-ПП, от 22.12.2016 № 905-ПП, от 05.07.2017 № 493-ПП, от 21.12.2017 № 1007-ПП, от 10.08.2018 № 508-ПП, от 08.11.2018 № 772-ПП, от 27.09.2019 № 632-ПП, от 16.01.2020 № 1-ПП, от 26.03.2020 № 174-ПП, от 27.08.2020 № 578-ПП, с изм., внесенными Решением Свердловского областного суда от 13.06.2018 по делу № 3а-268/2018) не включен.

С апреля 2020 года начисления для оплаты взносов на капитальный ремонт истцам как собственникам жилых помещений в многоквартирных домах по адресу: <адрес> не осуществляется (л.д. 16-22). Иного судом не установлено.

Итак, учитывая отказ административных истцов от административного иска по административному делу № 3а-156/2020, Постановление Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившими силу строки 25587 - 25590 в таблице приложении, является действующим.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что в настоящее время спорный дом по <адрес> не включен в Региональную программу, то у суда отсутствуют правовые основания для признания за истцами права на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах по адресу: <адрес> в порядке, объеме и сроки, установленные нормативными правовыми актами жилищного законодательства, действовавшего в момент заключения договора от 01.11.2014, обязании ответчика в срок, не превышающий один год, обеспечить (организовать) проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем, крыши, подвальных помещений, фасада и фундамента в домах, расположенных по адресу: <адрес> в порядке и в объеме, установленном нормативными правовыми актами жилищного законодательства, действовавшего в момент заключения договора от 01.11.2014. Заявляя настоящий иск при отсутствии спорного дома в Региональной программе, истцы фактически возлагают на суд полномочия по внесению спорного дома в Региональную программу с указанием планового периода проведения капитального ремонта общего имущества спорного дома, что является недопустимым. ЖК РФ и Закона Свердловской области № 127-ОЗ четко определяют порядок включения многоквартирного дома в Региональную программу и ее утверждения.

Настоящим иском истцы фактически выражают свое несогласие с переносом планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресу: <адрес> на 2039 - 2041 годы, а также с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.01.2020 № 1-ПП «О внесении изменений в Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП» в части признания утратившими силу строки 25587 - 25590 в таблице приложении. Вместе с тем, истцами ранее был реализован способ защиты нарушенного права путем обращения в Свердловский областной суд с административными исками (дела №№ 3а-3/2020, 3а-156/2020).

Дело рассмотрено в пределах заявленных требований, иных требований на рассмотрение суда не заявлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО3, ФИО4, ФИО2 к Региональному фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании права на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, обязании организовать проведение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья: