№
Дело № 2-713/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Южно-Сахалинск 25 июня 2020г.
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Е.В. Ретенгер,
при секретаре судебного заседания Т.Р. Пугачевой,
с участием
истца ФИО1,
представителя ответчика администрации г. Южно-Сахалинска, действующего на основании доверенности № от 15 апреля 2020г.
ФИО2,
представителя ответчика – Министерства экологии, действующего на основании доверенности № от 07 мая 2020 г. ФИО3,
представителя ответчика - Министерства экологии, действующего на основании доверенности № от 07 мая 2020 г. ФИО4
рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству экологии Сахалинской области, администрации г. Южно-Сахалинска, Муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности населения от чрезвычайных и техногенных катастроф, выразившихся в непринятии мер по предотвращению негативного воздействия <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №, возложении обязанности провести работы по берегоукреплению <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, администрации г. Южно-Сахалинска, МКУ ГО Южно-Сахалинск «Управление капитального строительства» о признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и охране окружающей среды Сахалинской области по обеспечению безопасности населения от чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф, выразившихся в непринятии мер по предотвращению негативного воздействия <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью <данные изъяты>., <адрес>. на север от правого берега <данные изъяты> в составе СНТ «Металлист», кадастровый №. Возложении обязанности на Министерство природных ресурсов и охране окружающей среды Сахалинской области, муниципальное казенное учреждение городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» в срок до 31 декабря 2020 года провести работы по берегоукреплению <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по <адрес> на север от правого береги <данные изъяты> в составе СНТ «Металлист», кадастровый №.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником земельного участка № Отмечает, что осенью 2018 года обнаружила, что берег <данные изъяты> на значительное расстояние приблизился к участку, находящемуся в собственности истца, а весной 2019 года расстояние от речки до участка составляло уже 20 метров. Указывает, что с осени 2018 года в связи со сложившейся ситуацией с размывом берега <данные изъяты> неоднократно обращалась в Муниципальное казенное учреждение городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области для принятия мер по берегоукреплению участка реки граничащего с участком истца. Полагает, что на свои обращения получала «простые отписки», которые содержали недостоверную информацию, при этом никаких действенных мер, направленных на берегоукрепление участка <данные изъяты>, находящегося в непосредственной близости от земельного участка истца не принималось.
Указывает, что в рамках муниципальной программы «Защита населения и территории городского округа «г. Южно-Сахалинск» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2015-2021 годы, утвержденной постановлением администрации г. Южно-Сахалинска от 29 августа 2014 года № в целях защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного характера в 2016 году администрации г. Южно-Сахалинска была предоставлена субсидия из областного бюджета на выполнение строительных работ по объекту «Берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске». 19 июля 2016 между ООО «Илада» и МКУ «УКС» был заключен муниципальный контракт № на выполнение дополнительных работ по объекту «Берегоукрепление, расчистка <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске». 14 декабря 2016 года МКУ «УКС» было принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта в связи с несвоевременным выполнением работ. Истец отмечает, что решение МКУ «УКС» об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта является незаконным. Отмечает, что непринятие должных мер со стороны ответчиков приводит в невозможности распоряжаться своим земельным участком.
Согласно протокольному определению от 19 мая 2020 года по заявлению истца произведена замена ненадлежащего ответчика Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области заменено на ответчика Министерство экологии Сахалинской области.
В последующем, истец в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнила исковые требования, и в окончательной редакции просила суд:
- признать незаконным бездействие Министерства экологии Сахалинской области по обеспечению безопасности населения от чрезвычайных и техногенных катастроф, выразившиеся в непринятии мер по предотвращению негативного воздействия <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №а, категории земель: населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью <данные изъяты>., <адрес>. на север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый №.
- возложить обязанность на Министерство экологии Сахалинской области, администрацию г. Южно-Сахалинска, Муниципальное казенное учреждение городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» в срок до 31 декабря 2020 года провести работы по берегоукреплению <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка № а, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью <данные изъяты>., <адрес> север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый №.
Представитель ответчика – МКУ ГО «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» извещенный о времени и месте в судебное заседание не явился, об уважительных причинах свой неявки суд не информировал, ходатайств об отложении не заявлял. Представители третьих лиц на стороне ответчика не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ГУ МЧС России по Сахалинской области, МКУ «Управление ГО и ЧС г. Южно-Сахалинска» извещенные о времени и месте в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом мнения лиц участвующих в деле, дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Истец в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика Министерства экологии Сахалинской области возражали против удовлетворения исковых требований указав, что Министерство не допускало незаконного (противоправного) бездействия при исполнении переданных федеральных полномочий по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Сахалинской области. Полагали, что Министерство не имеет законных оснований для финансирования проведения на федеральных водных объектах неотложных (экстренных) профилактических или ремонтновосстановительных работ локального характера, т.к. в отношении таких водных объектов органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены осуществлять мероприятия, проводимые исключительно в плановом порядке за счет средств федеральных субвенций и в строгом соответствии с требованиями (процедурами), установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере водных ресурсов. Отметили, что истец впервые обратилась в Министерство в мае 2019 года, тогда как согласовать предлагаемые к реализации в 2019 году мероприятия необходимо было до 1 декабря 2018 года. В этой связи предложения не могли войти в соответствующий перечень мероприятий на текущий год (копия перечня на 2019 год прилагается). Выполнение водохозяйственных мероприятий, не включенных в Перечень, не допускается. Также отметили, что сведения о возникновении чрезвычайной ситуации на <данные изъяты> и нанесенном ущербе населению и объектам экономики, подтвержденные справками уполномоченных органов в сфере ЧС от Администрации города Южно-Сахалинска, либо от других уполномоченных лиц в адрес министерства не поступали. Указали, что более того, согласно письму МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Южно-Сахалинска» от 14.06.2019 №, 11 июня 2019 года при осмотре данного участка специалистами указанного МКУ с участием истца угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного характера не выявлено. В связи с изложенным, ввиду отсутствия (до 1 декабря 2018 года) документов о введении режима чрезвычайной ситуации, обусловленной негативным воздействием вод, и нанесенном ущербе на территориях, расположенных в зоне влияния участка соответствующего водного объекта и других необходимых обосновывающих материалов, получить обязательное согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проведение на указанном водном объекте плановых водохозяйственных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод (включая берегоукрепление) за счет субвенций из федерального бюджета не представлялось возможным. Отметили, что даже при наличии справок уполномоченных органов в сфере ЧС и одобрения Росводресурсами такие мероприятия проводятся поэтапно: проведение инженерных изысканий, разработка проектной документации, экспертиза, строительные работы. С учетом необходимых ежегодных процедур защиты бюджетных проектировок общий срок до начала строительных работ составляет не менее 2 лет. Указали, что в случае если на участке гр-ки ФИО1 требуются срочное локальное берегоукрепление на отдельном участке <данные изъяты>, органы местного самоуправления в рамках полномочий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного характера организовывают и осуществляют соответствующие неотложные локальные аварийно-восстановительные работы за счет собственных средств. При этом, вышеуказанные полномочия самостоятельно исполняются органами местного самоуправления вне зависимости от формы собственности на водные объекты или иные природные объекты.
Ответчик также отметил, что принимая во внимание обеспокоенность истца сложившейся ситуацией, невозможность проведения локального берегоукрепления в рамках переданных полномочий за счет субвенции из федерального бюджета в 2019 году, а также учитывая изменившуюся водохозяйственную обстановку с момента разработки прежнего проекта (2016 год), в текущем году приняты следующие меры:
На основании заявки МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска от
№ министерством принято решение о предоставлении администрации г. Южно-Сахалинска субсидии из областного бюджета;
06.02.2019 г. заключено соглашение № с администрацией г. Южно-Сахалинска о предоставлении субсидии. Аналогичные соглашения заключались министерством с 2014 года, копии которых могут быть представлены в суд (при необходимости);
15.10.2019 МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска по итогам проведения закупочных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) заключило муниципальный контракт № от 15.10.2019 с АО «СахалинТИСИЗ» на выполнение до конца 2019 года инженерных изысканий по объекту «Берегоукрепление, расчисткаучастка р.Маяковского в г.Южно-Сахалинске», на участке <данные изъяты> отмоста по <адрес>, охватывающем районучастка заявителя.
4.Министерством направлена заявка от 22.08.2019 №(прилагается) в Сахминфин о предоставлении администрации г. Южно-Сахалинска субсидии на проектные работы в 2020 году. Субсидию на строительные работы по объекту планируетсяпредоставить в 2021-2022 годах.
Представитель администрации г. Южно-Сахалинска в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований указав, что фактов введения чрезвычайной ситуации, обусловленного негативным воздействием вод и нанесения ущерба, зафиксировано не было. Водный объект, на берегах которого расположен дачный участок истца, находится в федеральной собственности в пределах одного субъекта — Сахалинской области. К полномочиям органов местного самоуправления не относятся функции по предотвращению негативного воздействия вод (расчистка, берегоукрепление, дноуглубление) федерального объекта — <данные изъяты>.
Аналогичные пояснения в ходе судебного разбирательства были даны представителем МКУ «Управление ГО и ЧС г. Южно-Сахалинска».
Представитель ответчика МКУ ГО «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» в ходе судебного разбирательства возражал против удовлетворения исковых требований указав, что осмотром водотока и прилегающей территории вблизи спорного земельного участка угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного характера не выявлено. В связи с чем, полагали, что оснований для возложения обязанности по берегоукреплению <данные изъяты> на орган местного самоуправления, в том числе МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска на основании пункта 8 части 1 статьи 131 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ не имеется. Отметили, что как несостоятельные доводы истца о том, что причиной негативных последствий по размыву участка <данные изъяты>, граничащего с участком истца послужило расторжение муниципального контракта №, заключенного с ООО «Илада» на выполнение работ по берегоукреплению <адрес> поскольку в рамках исполнения данного муниципального контракта Подрядчиком была выполнена часть работ (30% от общего объема). Кроме того, отметили, что согласно проектной документации, на основании которой проводились работы в рамках заключенного контракта, берегоукрепительные работы на участке реки в районе участка ФИО1 не предусматривались. Вместе с тем, отметили, в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области» выделены средства на природоохранные мероприятия, в том числе <данные изъяты>. В связи с чем, 15 октября 2019 между МКУ «УКС» города Южно-Сахалинска и АО «Сахалинский трест инженерно-строительных изысканий» заключен муниципальный контракт № на выполнение инженерных изысканий по объекту: Берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске. После завершения работ по инженерным изысканиям, с соблюдением конкурсных процедур будет заключен контракт на проведение проектных работ, а после заключен контракт на проведение строительно - монтажных работ по берегоукреплению.
Представитель третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ГУ МЧС России по Сахалинской области представил возражения согласно которым указал, что в период с 2017 по 2020 годы чрезвычайная ситуация связанная с размывом берега <данные изъяты> и подтопления земельных участков представленных для садоводства не объявлялась, обращения от истца не поступали.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности суд приходит к следующему:
Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка №А, расположенным в СНТ «Металлист» общей площадью <данные изъяты>. с кадастровым №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации серия № Разрешенное использование данного земельного участка – для ведения садоводства.
В течение 2018 -2019 годов ФИО1 неоднократно обращалась в Муниципальное казенное учреждение Городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства», Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, администрацию г. Южно-Сахалинска по вопросу выполнений мероприятий направленных на берегоукрепление <данные изъяты> в близи земельного участка истца, ссылаясь на существующую угрозу обрушения берега. Проанализировав представленную лицами, участвующими в деле переписку по обращениям истца по вопросу берегоукрпеление <данные изъяты> в том числе в районе участка истца суд установил, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области предлагалось администрации г. Южно-Сахалинска провести обследование водного объекта вблизи участка ФИО1 и выполнить при необходимости, комплекс неотложных срочных мер (аварийно-восстановительных) по предотвращению чрезвычайной ситуации посредством берегоукрепления участка <данные изъяты>. При этом МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Южно-Сахалинск» указывало, на отсутствие законных оснований для объявления чрезвычайной ситуации, а администрация г. Южно-Сахалинска отмечала, что выполнение временных мер по берегоукреплению не даст должных результатов. Таким образом, каких-либо действенных мероприятий по берегоукреплению <данные изъяты>, а именно исключение обрушения берега, в том числе в районе участка истца на момент разрешения спора по существу данными органами и учреждениями не выполнено.
В ходе судебного разбирательства проведен осмотр земельного участка с прилегающей территорией истца, о чем составлен акт от 18 февраля 2020 г. Осмотр проводился 250 метров на север от правого берега <данные изъяты> в составе СНТ «Металлист» и прилегающей территории с замером расстояния от границ земельного участка до бровки (верх откоса) берега водотока <данные изъяты>. По результатам осмотра вышеуказанного земельного участка, установлено, что расстояние от границ ограждения земельного участка истца до бровки (верха откоса) берега <данные изъяты> составляет 21,6 м, что визуально подтверждается в том числе, выполненными фото при осмотре в зимнее время, а также скриншотом официального сайта Росреестра. В ходе судебного разбирательства истцом представлены фото обрушения берега по состоянию на 10 мая 2020 года.
Судом установлено, что ранее на основании государственного контракта № от 16 сентября 2013 года ООО «Гидростройпроект» для Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области была разработана проектная документация «Берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> в г. Южно – Сахалинске», предусматривающая проведение работ в два этапа.
01 декабря 2014 года между МКУ УКС и ООО «Илада» был заключен муниципальный контракт № на выполнение строительных работ по объекту «Берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> в г. Южно – Сахалинске (2 этап)», в рамках которого подрядчиком в 2015 году выполнены работы по расчистке русла, планировке русла, уполаживанию откосов берегов.
20 июля 2016 года между МКУ УКС и ООО «Илада» был заключен муниципальный контракт № на выполнение дополнительных работ по объекту «Берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> в г. Южно – Сахалинске (2 этап)», в который непосредственно были включены работы по берегоукреплению.
В рамках исполнения данного муниципального контракта подрядчиком была выполнена часть работ. 14 декабря 2016 года, по причине недобросовестности подрядчика, работы не были выполнены в полном объеме, контракт заказчиком расторгнут в одностороннем порядке.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 20 июня 2017 года, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2017 года и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 ноября 2017 года, решение МКУ УКС об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 20 июля 2016 года № на выполнение работ по объекту «Берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> в г. Южно – Сахалинске (2 этап)» признано недействительным.
До настоящего времени ведение работ на объекте приостановлено, выполнение муниципального контракта не завершено.
В настоящее время, в ходе разрешения спора 20 января 2020 г. между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, администрацией г. Южно-Сахалинска было заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области из областного бюджета на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, экологической реабилитации и воспроизводству природных объектов. Согласно п. 1.1. предметом настоящего соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020года /2021-2022 бюджету Муниципального образования субсидии на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, экологической реабилитации и воспроизводству природных объектов в рамках подпрограммы «Развитие водохозяйственного комплекса в Сахалинской области» государственной программы Сахалинской области «Охраны окружающей среды воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области».
24 марта 2020 года между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области и администрации г. Южно-Сахалинска было заключено дополнительное соглашение № к соглашению № от 20 января 2020 года о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области из областного бюджета на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, экологической реабилитации и воспроизводству природных объектов. В целях эффективной реализации соглашения Министерство природных ресурсов рекомендовало МКУ «УКС» предусмотреть в техническом задании на выполнение проектных работ по объекту «Берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске» берегоукрепление каменной наброской наиболее проблемных мест указанного водотока, в том числе район участка истца: 1 км. выше по течению реки от автомобильного моста по <адрес> (левый берег), в створе земельного участка с кадастровым номером №. Согласно ответу администрации г. Южно-Сахалинска № от 16 марта 2020 года следует, что указанные объекты включены в техническое задание.
03 июня 2020г. между Министерством экологии Сахалинской области и администрацией г. Южно-Сахалинска было заключено дополнительное соглашение № от 20 января 2020 года о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области из областного бюджета на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, экологической реабилитации и воспроизводству природных объектов согласно которому определен перечень мероприятий в целях софинансирования, в том числе, по вопросу берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> на период 2020-2022 год.
Из представленных документов следует, что согласно представленной субсидии и перечню мероприятий на 2020г. предусмотрено финансирование работ по разработке проектной документации и проведению экспертизы проекта. Финансирование строительно-монтажных работ по берегоукреплению <данные изъяты> предусмотрено на 2021-2022годы.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, кроме прудов и обводных карьеров, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Полномочия в области водных отношений регламентированы водным кодексом РФ. Согласно п. 1 ст. 8 гл. 2 Водного кодекса РФ <данные изъяты> находится в собственности Российской Федерации.
Согласно статье 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с настоящим Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (часть 1). Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглубление, спрямление, расчистку, уполаживание, укрепление берегов песчано-гравийной и каменной наброской.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Водного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно Министерству природных ресурсов и охране окружающей среду Сахалинской области, полномочия на осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Сахалинской области № от 13 марта 2020 года следует, что Министерство экологии является правопреемником реорганизованного Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. Согласно п. 3.9 Положения о Министерстве экологии Сахалинской области следует, что в сфере водных отношений к полномочиям Министерства экологии относится осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Сахалинской области.
Согласно пункту 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации негативное воздействие вод отнесено затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты. Осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод на определенные объекты, в том числе в связи с разрушением берегов водных объектов, прямо следует из содержания части 7 статьи 67.1 и пункта 16 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации и обязанность возложена на собственника водного объекта, то есть на Министерство экологии Сахалинской области в отношении <данные изъяты>.
При этом Водный кодекс Российской Федерации не связывает обязанность собственника водных объектов (или уполномоченного органа) по проведению мероприятий, направленных на предотвращение негативного воздействия вод, с фактом возникновения или угрозы возникновения чрезвычайной ситуации в связи с чем, в указанной части доводы представителей ответчика Министерства экологии Сахалинской области являются несостоятельными.
Из приведенных норм следует, что обязанность по береукреплению рек, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Сахалинской области, лежит на Министерстве экологии Сахалинской области. Необходимость проведения работ по берегоукреплению <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №<адрес> на север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый № подтверждена совокупностью имеющихся в деле доказательств.
В ходе судебного разбирательства установлено, что своевременных и достаточных мер по предотвращению разрушения берега <данные изъяты> вдоль принадлежащего ФИО1 земельного участка, Министерство до настоящего времени не предприняло, чем допустило незаконное бездействие. Указанное обстоятельство подтверждается, в том числе обращением Министра экологии Сахалинской области № от 27 мая 2020г.
Оснований для возложения указанной обязанности на орган местного самоуправления на основании пункта 8 части 1 статьи 131 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на Муниципальное казенное учреждение городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» суд не усматривает, поскольку на спорном участке признаков чрезвычайной ситуации не выявлено, угрозы жизни для населения не имеется.
Учитывая изложенное суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца к Министерству экологии Сахалинской области в части признания незаконным бездействия Министерства экологии Сахалинской области выразившихся в непринятии мер по предотвращению негативного воздействия <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №<адрес>. на север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый № и возложении обязанности на Министерство экологии Сахалинской области провести работы по берегоукреплению <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №<адрес>. на север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый №.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а именно заключенное соглашение № от 20 января 2020 года о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования Сахалинской области из областного бюджета на реализацию мероприятий по охране окружающей среды, экологической реабилитации и воспроизводству природных объектов согласно которому определен перечень мероприятий в целях софинансирования, в том числе по вопросу берегоукрепление, расчистка участка <данные изъяты> запланирована на период 2020-2022 г. суд, в силу положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает целесообразным определить срок выполнения мероприятий (работ) по берегоукреплению до 31 декабря 2021 года.
Оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части, в том числе к ответчикам администрации г. Южно-Сахалинска, Муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Министерству экологии Сахалинской области о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности населения от чрезвычайных и техногенных катастроф, выразившихся в непринятии мер по предотвращению негативного воздействия <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №, категории земель: населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью <данные изъяты>., расположенного по <адрес> север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый №. Возложении обязанности в срок до 31 декабря 2020 года провести работы по берегоукреплению <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка № а, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, общей площадью <данные изъяты>., <адрес>. на север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый № - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства экологии Сахалинской области, выразившееся в непринятии мер по предотвращению негативного воздействия <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №<адрес> на север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый №.
Возложить обязанность на Министерство экологии Сахалинской области провести работы по берегоукреплению <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка №<адрес>. на север от правого берега <данные изъяты>, в составе СНТ «Металлист», кадастровый № в срок до 31 декабря 2021 года.
В остальной части исковые требования к Министерству экологии Сахалинской области оставить без удовлетворения.
Исковые требования ФИО1 к администрации г. Южно-Сахалинска, Муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности населения от чрезвычайных и техногенных катастроф, выразившихся в непринятии мер по предотвращению негативного воздействия <данные изъяты> в г. Южно-Сахалинске в районе участка № возложении обязанности провести работы по берегоукреплению <данные изъяты> в <адрес>№ – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Дата составления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Е.В. Ретенгер