ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-646/18 от 04.07.2018 Завьяловского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2-646/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2018 года с.Завьялово УР

Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Гущиной С.Д.,

при секретаре судебного заседания Березкиной Е.С.,

с участием:

- истца ФИО5 и ее представителя ФИО6 (по устному ходатайству),

- представителя третьего лица ФКУ «Военный комиссариат УР» - ФИО10, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению социальной защиты населения в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", и возложении обязанности выдать данное удостоверение,

у с т а н о в и л:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о возложении на него обязанности выдать ему удостоверение о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", указав, что она является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который умер в период прохождения военной службы по призыву, смерть связана с исполнением служебных обязанностей. Обратившись к ответчику, с заявлением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 21 закона "О ветеранах", ей было отказано в этом. Считает, что отказ неправомерный, отсутствие удостоверения ограничивает ее права воспользоваться мерами социальной поддержки в полном объеме, предусмотренный федеральным законом «О ветеранах».

В процессе рассмотрения настоящего гражданского дела истец увеличил свои требования, дополнительно просил суд признать отказ Управление социальной защиты населения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Также в ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Министерство социальной политики и труда УР, Министерство труда и социальной защиты РФ и ФКУ «Военный комиссариат УР».

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО7 в судебном заседании на доводах искового заявления настаивали.

Представитель третьего лица – ФКУ «Военный комиссариат УР» - ФИО8 исковые требования ФИО1 не признала, в обоснование своих возражений сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве, просила исковые требования оставить без удовлетворения.

Представители Министерства социальной политики и труда УР и Министерства труда и социальной защиты РФ в суд не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом. Представитель Министерства труда и социальной защиты РФ представил заявление с просьбой рассмотреть настоящее гражданское дело без его участия, а также письменный отзыв, согласно которому просят отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения в <адрес> в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Ранее в судебном заседании представитель Управления социальной защиты населения в <адрес> иск не признала, ссылаясь на доводы, указанные в письменном отзыве.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы сторон, представителя третьего лица, исследовав представленные сторонами доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 и ФИО2 являются родителями ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении серии I-НИ , выдано Гольянской сельской администрацией <адрес> УР на основании актовой записи о рождении от ДД.ММ.ГГГГ года рождения).

ДД.ММ.ГГГГФИО3 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-КН , выданном Ленинским отделом управления ЗАГС Главного государственно-правового управления <адрес> на основании актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела (ФКУ «Военный комиссариат УР» по Октябрьскому, Индустриальному и <адрес>м <адрес>) ФИО9 выдана справка за , согласно которой ФИО3 проходил военную службу по призыву, погиб ДД.ММ.ГГГГ в результате обрушения казармы в войсковой части 64712. Смерть наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы по призыву.

Из письма Управления социальной защиты населения в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что поскольку к истцу не может быть применён статус члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действии, то основания для выдачи соответствующего удостоверения отсутствуют.

Отказ в выдаче удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действии послужил поводом для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.

Статьей 21 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

В соответствии с пунктом 1 ст. 21 закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ.

В пункте 2 указанной нормы определен круг членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, которым предусмотренные данной статьей меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. К таким лицам относятся родители погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Согласно пункта 3 ст. 21 указанного Закона меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье, предоставляются членам семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий, со времени исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей.

Таким образом, из самой структуры ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что законодателем предусмотрен специальный (особый) порядок регулирования вопроса о приобретении права на получение мер социальной поддержки определенными членами семьи, к которым отнесены родители и супруг (супруга) военнослужащих.

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами закона, суд исходил из того, что пунктом 3 ст. 21 указанного Закона меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

При этом юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона "О ветеранах", является гибель военнослужащего при выполнении им обязанностей военной службы.

Ответчиком не оспаривается, что сын истца по своему статусу является военнослужащим, погибшим при исполнении обязанностей военной службы, и ему обоснованно предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Законом «О ветеранах» для данной категории граждан.

В своих возражениях ответчик и третье лицо ФКУ «Военный комиссариат УР» оспаривают право истца на выдачу удостоверения о статусе членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, при этом указывают, что из буквального толкования статьи 28 Закона «О ветеранах» и Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» следует, что удостоверение выдается лишь членам семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий по их заявлению, а выдача удостоверения членам семьи военнослужащего, погибшего при исполнении служебных обязанностей, действующим законодательством, не предусмотрена.

Данные доводы суд находит необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 28 Закона «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий» утверждены единый образец бланка, описание бланка и инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

В соответствии с п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 69 (с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ГКПИ04-945), права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N 209.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах").

Кроме того, основанием для предоставления права на льготы может служить пенсионное удостоверение с отметкой: "Вдова (мать, отец) погибшего воина", а также справка установленной формы о гибели военнослужащего.

В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные статьей 21 Федерального закона "О ветеранах".

Таким образом, основания для выдачи удостоверения ФИО1 имеются, так как в соответствии с п. 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 69 (с изменениями, внесенными Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ГКПИ04-945), истец имеет право на получение вышеуказанного удостоверения на основании ее обращения. При этом доводы о том, что реализация мер социальной поддержки и объем предоставляемых льгот истцу не зависит от наличия у них удостоверения, что документом, подтверждающим право на получение мер социальной поддержки, в данном случае является справка о гибели военнослужащего, что права истца не нарушены, - не могут быть основанием для отказа в выдаче ему данного удостоверения, если он обратился с такой просьбой в уполномоченный орган.

Доводы представителя третьего лица Министерства труда и социальной защиты РФ о том, что требования о признании отказа в выдаче удостоверения незаконным не подлежат удовлетворению, поскольку истцом не соблюден порядок обращения за выдачей данного удостоверения, истец обратилась в уполномоченный орган в устной форме, суд находит необоснованными, поскольку из оспариваемого решения не следует, что отказ связан с ненадлежащим обращением истца. Кроме этого, истцом представлена копия заявления о выдаче удостоверения, что также опровергает данный довод.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о праве истца на получение удостоверения о праве на меры социальной поддержки и признает отказ ответчика в выдаче такого удостоверения незаконным.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", и возложении обязанности выдать данное удостоверение подлежащим удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения в <адрес> о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", и возложении обязанности выдать данное удостоверение удовлетворить в полном объеме.

Признать отказ Управления социальной защиты населения в <адрес> в выдаче ФИО1 удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", незаконным.

Обязать Управлению социальной защиты населения в <адрес> выдать ФИО1 удостоверение о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах".

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес> районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья Гущина С.Д.