№ 2-646/2018
24RS0012-01-2018-000605-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 сентября 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в городе Дивногорске в составе:
председательствующего – судьи Вишняковой С.А.,
с участием истца - ФИО1,
представителя ответчика администрации г. Дивногорска – ФИО2, действующей на основании доверенности № пр от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре – Угрюмовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Дивногорска о возмещении убытков, причиненных в результате издания акта органа местного самоуправления, не соответствующего закону,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации г. Дивногорска, мотивируя свои требования тем, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права, выданное ДД.ММ.ГГГГ. Согласно распоряжению администрации города Дивногорска от 02.04.2014 года №706р «О вырубке деревьев на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>» истцу был разрешен снос и вывоз <данные изъяты> деревьев <данные изъяты>) на земельном участке с кадастровым номером № расположенном по адресу: <адрес> с целью строительства жилого дома. При этом, был установлен размер оплаты восстановительной стоимости за снос зеленых насаждений на территории города Дивногорска - <данные изъяты>п. 2 распоряжения). Пунктами 3 и 4 указанного распоряжения предписано оплату восстановительной стоимости сносимых зеленых насаждений про извести в бюджет города Дивногорска, после оплаты восстановительной стоимости ФИО1 получить разрешение на снос зеленных насаждений. Правовым основанием для принятия распоряжения администрации города Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ№р «О вырубке деревьев на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>» послужило постановление администрации города Дивногорска от 24.01.2011 №18п «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории города Дивногорска» (в ред. от 04.02.2015 №12п). Кроме того, 13.08.2014 года постановлением администрации города Дивногорска № 69п был утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос зеленых насаждений». Как следует из пункта 2.5 административного регламента, правовым основанием для предоставления муниципальной услуги является, в том числе, постановление администрации города Дивногорска от 24.01.2011 №18п «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории города Дивногорска».
В соответствии с пунктом 2.1 постановления администрации города Дивногорска от 24.01.2011 № 18п «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории города Дивногорска» и пунктом 1.2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос зеленых насаждений» заявителями являются юридические и физические лица, желающие получить разрешение на снос зеленых насаждений. Таким образом, действие указанных постановлений распространялось и на физических лиц, являющихся собственниками земельных участков.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в бюджет города Дивногорска была произведена оплата восстановительной стоимости сносимых зеленых насаждений в размере <данные изъяты> рублей. ДД.ММ.ГГГГ на основании протеста прокуратуры города Дивногорска от 18.12.2017 года № 7-2-2017 постановлением администрации города Дивногорска от 26.12.2017 № 263п постановление администрации города Дивногорска от 24.01.2011 №18п «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории города Дивногорска» было признано утратившим силу, утвержден новый порядок сноса зеленых насаждений на территории муниципального образования города Дивногорска. Постановлением администрации города Дивногорска от 26.12.2017 №259п были внесены изменения в административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос зеленых насаждений», утвержденный постановлением администрации города Дивногорска от 13.08.2014 №169п.
В соответствии с пунктом 2.1 постановления из числа заявителей, желающих получить разрешение на снос зеленых насаждений, были исключены юридические и физические лица, являющиеся собственниками земельных участков. Таким образом, администрация города Дивногорска привела вышеуказанные муниципальные нормативные акты в соответствие с нормами действующего законодательства. Денежные средства в бюджет внесены истцом в соответствии с законодательным актом администрации г. Дивногорска, который был признан несоответствующим законодательству и в последствии отменен. В связи с чем, истец просить возложить обязанность на администрацию г. Дивногорска возместить понесенные убытки в виде оплаты восстановительной стоимости носимых зеленых насаждений в размере <данные изъяты> рублей, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании иск поддержала по основаниям, изложенным в нем.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Показала, что для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие юридического состава, включающего в себя: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, доказанность размера ущерба. Отсутствие одного из вышеназванных элементов является основание для отказа в удовлетворении заявленных требований. В качестве оснований возникновения убытков истец указал оплату восстановительной стоимости сносимых зеленых насаждений на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке в результате издания администрацией города Дивногорска не соответствующего законодательству постановления администрации г. Дивногорска № 18п от 24.01.2011 года «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории города Дивногорска», постановления администрации города Дивногорска № 69п об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос зеленых насаждений», вместе с тем, истцом не представлено доказательств противоправности действий органов местного самоуправления, в результате которых истцом были понесены заявленные убытки. Оплата восстановительной стоимости была произведена истцом ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации города Дивногорска от 02.04.2014 года № 706р «О вырубке деревьев на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>», которое было принято на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, постановления от 24.01.2011 года № 18п и акта комиссионного обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение администрации города Дивногорска от 02.04.2014 года № 706р «О вырубке деревьев на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>» на основании которого ФИО1 произведена оплата не было оспорено и не признано недействительным. Ссылка истца на то, что в 2017 году постановление от ДД.ММ.ГГГГ№п было признано утратившим силу, а в постановлении администрации города Дивногорска от 13.08.2014 №169п были внесены изменения в части исключения из числя заявителей, желающих получить разрешения на снос, собственников земельных участков, не имеет правового значения для рассмотрения данного дела ввиду того, что данные положения обратной силы не имеют. Кроме того, истцом не представлено сведений о признании в судебном порядке постановления от 24.01.2011 года № 18п, постановления администрации города Дивногорска от 13.08.2014 №169п недействительными. Также истцом пропущен срок исковой давности, который начал течь 18 апреля 2015 года.
Ответчик финансовое управление администрации г. Дивногорска надлежащим образом извещенное о дате, месте и времени судебного разбирательства, представителя в суд не направило, письменно просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, что суд находит возможным.
Выслушав истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод, человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц (ст. 53 Конституции Российской Федерации).
Реализация указанных конституционных правомочий осуществляется отраслевым законодательством и, в частности, гражданским законодательством.
Так, ст. 16 ГК РФ закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
Как установлено судом, на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ проведения торгов по извещению № на право заключения договора купли-продажи земельного участка между администрацией г. Дивногорска и ФИО1 был заключен договор № купли-продажи земельного участка из земель населенных пунктов, площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 является собственником указанного выше земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрацию г. Дивногорска с заявлением о выдаче разрешения на снос земельных насаждений в количестве 24 штук на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации г. Дивногорска № 706р от ДД.ММ.ГГГГ «О вырубке деревьев на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г. Дивногорск, в районе <адрес>» ФИО1 разрешили снос и вывоз 24-х деревьев с принадлежащего ей земельного участка с оплатой восстановительной стоимости за снос земельных насаждений на территории г. Дивногорска – <данные изъяты> рублей.
При этом, как основание для вынесения указанного распоряжения администрация г. Дивногорска в преамбуле сослалась на постановление администрации города Дивногорска от 24.01.2011 г. № 18-п «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждении на территории города Дивногорска (в редакции от 04.02.2015 № 12п).
Согласно п. 2.1 постановления администрации г. Дивногорска от 24.01.2011 № 18п «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждений на территории города Дивногорска» установлено, что заявителями, желающими получить разрешение на снос зеленых насаждений являются юридические и физические лица.
Постановлением администрации г. Дивногорска № 169п от 13.08.2014 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос зеленых насаждений», согласно п. 2.5 которого правовым основанием для предоставления указанной муниципальной услуги наряду с федеральным законодательством имеется ссылка на постановление администрации города Дивногорска от 24.01.2011 г. № 18-п «Об утверждении порядка сноса зеленых насаждении на территории города Дивногорска».
Поскольку действие указанных постановлений администрации г. Дивногорска распространялось и на физических лиц, собственников земельных участков, то ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ произвела в бюджет города оплату восстановительной стоимости сносимых земельных насаждений на принадлежащем ей земельном участке, в размере <данные изъяты> рублей, то подтверждается чеком Сбербанка и не оспаривается в судебном заседании ответчиком.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Дивногорска был принесен протест на постановление администрации г. Дивногорска от 13.08.2014 года № 169п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос земельных насаждений». В протесте на имя главы г. Дивногорска прокурор потребовал указанное постановление администрации г. Дивногорска привести в соответствие с действующим законодательством путем отмены пунктов, которые возлагают на физических и юридических лиц, являющихся собственниками земельных участков, обязанность получить разрешение на снос зеленых насаждений. Прокурор в протесте указал, что распространение действия постановления в части, возлагающей на собственников земельных участков обязанности по согласованию сноса зеленых насаждений, расположенных на принадлежащих им земельных участках, противоречит федеральному законодательству и ограничивает право собственника земельного участка использовать по своему усмотрению расположенные на нем растения.
Постановлением администрации г. Дивногорска № 259п от 26.12.2017 года «О внесении изменений в постановление администрации г. Дивногорска от 13.08.2014г. № 169п «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на снос зеленых насаждений (в ред. от 02.08.2016г. № 143п, от 17.08.2017г. № 149п) в п. 1.2 административного регламента внесены изменения добавлены слова «За исключением физических и юридических лиц, являющихся собственниками земельных участков». Данные изменения были внесены, в том числе и на основании протеста прокурора, что прямо указано в преамбуле постановления.
Также администрацией г. Дивногорска постановлением № 263п от 26.12.2017 года были внесены изменения в п. 2.1 Порядка сноса зеленых насаждений на территории муниципального образования город Дивногорск, а именно исключены юридические и физические лиц, являющиеся собственниками земельных участков.
Таким образом, администрацией г. Дивногорска были приведены в соответствие с нормами действующего законодательства акты местного самоуправления.
Разрешая требования истца ФИО1 к администрации г. Дивногорска о возмещении убытков, причиненных в результате издания акта органа местного самоуправления, не соответствующего закону, суд исходит из следующего.
К способам защиты гражданских прав, предусмотренным ст. 12 ГК РФ, относится, в частности возмещение убытков, под которыми понимаются, в том числе расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления его нарушенного права (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, а в ст. 16 указанного Кодекса закреплена обязанность возмещения Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием убытков, причиненных гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 ГК РФ, лицо, требующее возмещение убытков, за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.
Поскольку в результате издания акта органа местного самоуправления, противоречащего действующему федеральному законодательству, в части возложения обязанности на физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, по оплате восстановительной стоимости сносимых земельных насаждений, ответчиком администрацией г. Дивногорска взималась плата с собственников земельных участков, то истец ФИО1, уплатив денежную сумму в размере <данные изъяты> рублей за снос зеленых насаждений на принадлежащем ей земельном участке, понесла убытки в указанном размере.
При таких обстоятельствах требования истца обоснованны и законны.
Ответчиком администрацией г. Дивногорска в лице представителя в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока исковой давности. Разрешая данный вопрос суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии с п. 2 ст. 199 данного кодекса, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В силу п. 1 ст. 200 этого же кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Из приведенных положений закона следует, что для разрешения вопроса об исчислении срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком, суду необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Иск ФИО1 М. заявлен о взыскании убытков, связанных с изданием акта органа местного самоуправления не соответствующего закону.
Таким образом, до отмены (изменения) действующего акта органа местного самоуправления, противоречащего закону, у истца отсутствовала реальная возможность предъявить к администрации требования о взыскании убытков.
Как указывалось выше, изменения в постановление администрации г. Дивногорска в части исключения обязанности возлагающей на собственников земельных участков получение разрешения на снос зеленых насаждений и оплату их восстановительной стоимости были внесены ДД.ММ.ГГГГ, а истец ФИО1 обратилась в суд с иском ДД.ММ.ГГГГ
Следовательно, вопреки доводам ответчика срок исковой давности истцом не пропущен.
Ссылка ответчика на начало течения срока исковой давности с момента оплаты денежных средств истцом ФИО1 восстановительной стоимости зеленых насаждений, не состоятельна по указанным выше основаниям.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к администрации г. Дивногорска о возмещении убытков, причиненных в результате издания акта органа местного самоуправления, не соответствующего закону, подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу расходы, в связи с этим с ответчика администрации г. Дивногорска подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в пользу истца в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к администрации
г. Дивногорска о возмещении убытков, причиненных в результате издания акта органа местного самоуправления, не соответствующего закону,- удовлетворить.
Взыскать с администрации г. Дивногорска за счет казны муниципального образования в пользу ФИО1 убытки в виде оплаты восстановительной стоимости сносимых зеленых насаждений на земельном участке, причиненных в результате издания акта органа местного самоуправления несоответствующего закону, в размере <данные изъяты>, а также возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение 01 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья
СОГЛАСОВАНО: Судья _____________________________ С.А.Вишнякова