ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-646/19 от 20.03.2019 Северского районного суда (Краснодарский край)

Дело №2-646/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белорецк 20 марта 2019 года

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Безугловой Н.А.,

при секретаре Колесниковой Е.М.,

с участием представителя истца -

администрации Азовского сельского поселения – Дубовой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации Азовского сельского поселения к Северскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация Азовского сельского поселения обратилась в суд с исковым заявлением к Северскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований представитель истца ссылалась на то, чтоВ Северском РОСП УФССП России по Краснодарскому краю находится на исполнении исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденное на основании исполнительного документа — исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Северским районным судом по делу , вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию Азовского сельского поселения Северского района зарегистрировать право собственности на гидротехнические сооружения - плотину к пруду «глубокий» площадью 1305 кв.м., плотину к пруду «Азовский» площадью 1200 кв.м. и устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений: застраховать ответственность за причинение вреда в случае аварии, создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий гидротехнических сооружений, разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, внедрить локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, проводить мониторинг за показателями ГТС, разработать и своевременно уточнять критерии безопасности гидротехнических сооружений, проанализировать причины снижения безопасности сооружений, разработать и реализовать меры по обеспечению исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности, а также предотвращению аварий гидротехнических сооружений, к обслуживанию сооружений привлечь работников соответствующей квалификации. 28 декабря 2018 года судебным приставом Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю, Таранюк О.Д. вынесено постановление №23059/18/867364 о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. В рамках исполнения указанного исполнительного листа проведены следующие работы. Зарегистрировать право собственности на гидротехнические сооружения - право собственности на плотину к пруду №3 «Азовский» площадью 1200 кв.м. площадью 1305 кв.м. зарегистрировано 07 июля 2014 года. В связи с тем, что собственник земельного участка, на котором расположена плотина к пруду №2 «глубокий» проживает в Австрии, зарегистрировать право собственности на данное гидротехническое сооружение не представлялось возможным до апреля 2017 года. 20 апреля 2017 года право собственности было зарегистрировано. Устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений: застраховать ответственность за причинение вреда в случае аварии - ответственность застрахована. Создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий гидротехнических сооружений - создан резервный фонд администрации поселения из которого возможно финансирование вопросов ликвидации аварий на ГТС, кроме того в рамках муниципальной программы «Безопасность населения и развитие казачества» действует подпрограмма «Подпрограмма «Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий в Азовском сельском поселении Северского района на 2018 - 2020 годы», в рамках которых также заложены финансовые средства. Разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений - разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений необходима только для тех ГТС для которых установлен класс от I до III, так как на основании Расчета вероятного вреда к ГТС плотина к пруду №3, разработанного в 2015 году и согласованного в установленном порядке в Министерстве гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, класс сооружения можно отнести к IV классу, т.е. к тем ГТС на которых декларирование и иные требования безопасности на ГТС не распространяются. Согласно, расчету вероятного вреда к плотине к пруду №2, разработанного в октябре 2018 году и согласованного в Министерстве Природных ресурсов Краснодарского края указанная плотина не установленного класса. Следовательно, после того, как был произведен расчет вероятного вреда от повреждения плотины к пруду №3 «Азовский» и установлено, что повреждения данной плотины не могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации администрация Азовского сельского поселения считает, что требования Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не распространяются на плотину к пруду №3 «Азовский» площадью 1200 кв.м. площадью 1305 кв.м. В связи с тем, что расчет вероятного вреда на плотину к пруду №2 «глубокий» был выполнен 25 октября 2018 года, то финансирование на мероприятия, связанные с декларированием данного гидротехнического сооружения, были заложены Советом Азовского сельского поселения Северского района в бюджет на следующий на 2019 год финансовый год. И только в 2019 году администрация Азовского сельского поселения Северского района сможет провести мероприятия по декларированию данного гидротехнического сооружения. Проводить мониторинг за показателями ГТС, разработать и своевременно уточнять критерии безопасности гидротехнических сооружений проанализировать причины снижения безопасности сооружений - разработаны и ведутся журналы по инцидентам на ГТС, авариям на ГТС поселения. Разработать и реализовать меры по обеспечению исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности, а также предотвращению аварии гидротехнических сооружений - ГТС находящиеся на балансе поселения являются технически исправными. К обслуживанию и эксплуатации плотины №2 привлечены сотрудники ООО «Омега» - арендатора указанного пруда. Привлечь к обслуживанию гидротехнических сооружений работников соответствующей квалификации не представляется возможным так как администрация в рамках реализации своих полномочий не является эксплуатирующей организацией и обучение, а также трудоустройство специалистов ответственных за обеспечение безопасности на гидротехнических сооружениях будет являться не целевым использованием муниципальных средств. Кроме того, администрацией Азовского сельского поселения 14 января 2019 года подано заявление в Северский районный суд об отсрочке исполнения решения Суда по гражданскому делу №2-139/2013 от 21 января 2013 года. Учитывая изложенное истец полагал, что исполнение решения суда по делу №2-139/2013, вступившему в законную силу 22 января 2013 года, невозможно в срок, установленный судебным-приставом исполнителем для добровольного исполнения, в связи с обстоятельствами не зависящими от воли администрации Азовского сельского поселения Северского района. На основании изложенного истец просил суд освободить администрацию Азовского сельского поселения от взыскания исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, представил суду копии материалов исполнительного производства от 30 мая 2013 года.

Выслушав мнение представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 105 указанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

На основании ч.ч. 1 - 3 ст. 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Северского районного суда Краснодарского края от 21 января 2013 года, удовлетворено исковое заявление прокурора Северского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Азовского сельского поселения Северского района, об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства. На администрацию Азовского сельского поселения Северского района возложена обязанность зарегистрировать право собственности на гидротехнические сооружения - плотину к пруду № 2 «Глубокий» площадью 1305 квадратных метров, плотину к пруду № 3 «Азовский» площадью 1200 квадратных метров и устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений: застраховать ответственность за причинение вреда в случае аварии, создать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварий гидротехнических сооружений; разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, внедрить локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, проводить мониторинг за показателями состояния ГТС, разработать и своевременно уточнять критерии безопасности гидротехнических сооружений; анализировать причины снижения безопасности сооружений, разработать и реализовать меры по обеспечению технически исправного состояния гидротехнических сооружений и их безопасности, а также предотвращению аварий гидротехнических сооружений, к обслуживанию сооружений привлечь работников соответствующей квалификации.

На основании исполнительного листа выданного по указанному делу, судебным приставом-исполнителем Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю 30 мая 2013 года возбуждено исполнительное производство , должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Одновременно должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника гражданина и десяти тысяч рублей с должника-организации.

В установленный постановлением от 30 мая 2013 года срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должником не исполнены.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю от 28 декабря 2018 года с администрации Азовского сельского поселения взыскан исполнительский сбор в размере <данные изъяты> рублей за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Как усматривается из материалов исполнительного производства администрация Азовского сельского поселения приступила к исполнению судебного решения и по мере выполнения требований, информировала Северский РОСП, направляя соответствующие информационные письма с приложением подтверждающих документов.

Так администрацией Азовского сельского поселения во исполнение решения Северского районного суда от 21 января 2013 года: зарегистрировано 07 июля 2014 года право собственности на плотину к пруду №3 «Азовский» площадью 1200 кв.м. 20 апреля 2017 года зарегистрировано право собственности на плотину к пруду №2 «глубокий» площадью 1305 кв.м; застрахована ответственность за причинение вреда в случае аварии. Создан резервный фонд администрации поселения из которого возможно финансирование вопросов ликвидации аварий на ГТС, кроме того в рамках муниципальной программы «Безопасность населения и развитие казачества» действует подпрограмма «Подпрограмма «Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и их последствий в Азовском сельском поселении Северского района на 2018 - 2020 годы», в рамках которых также заложены финансовые средства. В части требования решения о разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений установлено следующее. Разработка декларации безопасности гидротехнических сооружений необходима только для тех гидротехнических сооружений для которых установлен класс от I до III, так как на основании Расчета вероятного вреда к гидротехническим сооружениям плотина к пруду №3, разработанного в 2015 году и согласованного в установленном порядке в Министерстве гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, класс сооружения можно отнести к IV классу, т.е. к тем ГТС на которых декларирование и иные требования безопасности на гидротехнические сооружения не распространяются. Расчет вероятного вреда к плотине к пруду №2, разработанного в октябре 2018 году и согласован в Министерстве Природных ресурсов Краснодарского края. Указанная плотина не установленного класса. После того, как был произведен расчет вероятного вреда от повреждения плотины к пруду №3 «Азовский» и установлено, что повреждения данной плотины не могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Таким образом, требования Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» не распространяются на плотину к пруду №3 «Азовский» площадью 1200 кв.м. В связи с тем, что расчет вероятного вреда на плотину к пруду №2 «глубокий» был выполнен 25 октября 2018 года, то финансирование на мероприятия, связанные с декларированием данного гидротехнического сооружения, были заложены Советом Азовского сельского поселения Северского района в бюджет на следующий на 2019 год финансовый год. И только в 2019 году администрация Азовского сельского поселения Северского района сможет провести мероприятия по декларированию данного гидротехнического сооружения. Администрацией Азовского сельского поселения разработаны и ведутся журналы по инцидентам на ГТС, авариям на ГТС поселения. ГТС находящиеся на балансе поселения являются технически исправными. К обслуживанию и эксплуатации плотины №2 привлечены сотрудники ООО «Омега» - арендатора указанного пруда. Привлечь к обслуживанию гидротехнических сооружений работников соответствующей квалификации не представляется возможным так как администрация в рамках реализации своих полномочий не является эксплуатирующей организацией и обучение, а также трудоустройство специалистов ответственных за обеспечение безопасности на гидротехнических сооружениях будет являться не целевым использованием муниципальных средств.

Определениями Северского районного суда от 22 сентября 2014 года и от 30 января 2019 года исполнение решения отсрочено до 01 декабря 2019 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с администрации сельского поселения Серменевский сельсовет исполнительского сбора, поскольку администрация, являясь должником по исполнительному производству, в установленный срок не исполнила требования исполнительного документа.

Вместе с тем, как разъяснено в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50, уд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

В силу ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно исполнение администрацией Азовского сельского поселения большей части требований, указанных в решении Северского районного суда от 21 января 2003 года, отсрочку исполнения указанного решения до 01 декабря 2019 года суд считает, что администрация Азовского сельского поселения подлежит освобождению от взыскании исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 28 декабря 2018 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление администрации Азовского сельского поселения к Северскому РОСП УФССП России по Краснодарскому краю об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Азовского сельского поселения от взыскании исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Северского РОСП УФССП России по Краснодарскому краю Таранюк О.Д. от 28 декабря 2018 года по исполнительному производству № .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Н.А. Безуглова