ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-646/2016 от 29.09.2016 Дивногорского городского суда (Красноярский край)

№ 2-646/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2016 года Дивногорский городской суд Красноярского края в г. Дивногорске в составе:

председательствующего - судьи Вишняковой С.А.,

с участием прокурора – старшего помощника прокурора г. Дивногорска Че М.А.,

представителей ответчика администрации г.Дивногорска – Киселевой Е.В., действующей на основании доверенности от 01.10.2015 года, Бодровой Р.М., действующей на основании доверенности от 10.06.2016 года

при секретаре – Климосенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Дивногорска в интересах Российской Федерации к администрации города Дивногорска о признании незаконным бездействия по установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в муниципальных жилых помещениях и возложении обязанности по их установке,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Дивногорска действуя в интересах Российской Федерации обратился в суд с требованиями к администрации города Дивногорска о признании незаконным бездействия по установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в муниципальных жилых помещениях и возложении обязанности по их установке, мотивируя тем, что в 2015 году прокуратурой г.Дивногорска проведена проверка исполнения органом местного самоуправления требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Согласно представленной ответчиком информации, на территории МО г. Дивногорск расположено 29 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности и необорудованных до настоящего времени индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов. Между тем, отсутствие приборов учета в жилых помещениях, находящихся в муниципальной собственности, наносит существенный ущерб Российской Федерации, поскольку не стимулирует к экономии коммунальных ресурсов. Кроме того, невыполнение обязанности по оснащению муниципальных квартиры индивидуальными приборами учета (далее - ИПУ) приводит к нарушению прав нанимателей и иных лиц, использующих данные жилые помещения, поскольку возлагает на них дополнительные обязанности по оплате коммунальных услуг не на основании фактически потребленных объемов ресурсов, а по увеличенным нормативами потребления коммунальных услуг. По фактам выявленных нарушений прокуратурой г.Дивногорска 23.09.2015г. в адрес главы администрации г.Дивногорска внесено представление, однако до настоящего времени меры, направленные на устранение выявленных нарушений не приняты. Между тем, учитывая, что действующим жилищным законодательством обязанность по оснащению ИПУ жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, возложена на собственника помещения, орган местного самоуправления обязан принять меры к оснащению ИПУ коммунальных ресурсов принадлежащие ему жилые помещения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации МО г.Дивногорск по невыполнению обязанности по установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в муниципальных жилых помещениях по адресу: <адрес>, а также возложить на ответчика обязанность в течение месяца с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать указанные жилые помещение ИПУ потребления коммунальных услуг.

Прокурор Че М.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным основаниям, с учетом их уточнений, просила суд их удовлетворить.

Представители ответчика администрации г.Дивногорска Киселева Е.В., Бодрова Р.М. в судебном заседании требования прокурора не признали в полном объеме, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, имеющемся в материалах дела. Также показали, что часть жилых домов, на которые ссылается прокурор, относятся к аварийным и подлежащим сносу, часть - введены в эксплуатацию до 2009 года, в связи с чем, применить к ним требования закона не возможно. Также имеются жилые помещения, установка ИПУ в которых невозможна ввиду отсутствия технической возможности.

Выслушав прокурора Че М.А, представителей ответчика администрации г.Дивногорска Киселеву Е.В., Бодрову Р.М., исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 1 ст. 7 Конституции РФ предусмотрено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст.ст. 11 Конституции РФ государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В силу статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.07.2015) к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в срок до 01.07.2012 года обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В соответствии с п.81 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

При этом согласно п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, то есть субъектами права муниципальной собственности объявлены городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, от имени которых в силу п. 2 данной статьи права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (по специальному поручению муниципальных образований от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане).

Как следует из представленных документов, жилые помещения, расположенные по адресам: <адрес> и находящиеся в муниципальной собственности, не обеспечены индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг.

Так, согласно представленным в материалы дела актам обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуальных приборов учета в жилом помещении, расположенном по <адрес> установка ИПУ невозможна, в связи с необходимостью реконструкции инженерных сетей; в жилых помещениях по <адрес> имеется возможность установки ИПУ только на холодное водоснабжение (ХВС), поскольку услуга ГВС (горячее водоснабжение) отсутствует; в остальных жилых помещениях техническая возможность установки ИПУ (ГВС и ХВС) имеется, однако указанные приборы не установлены по неизвестным причинам.

Таким образом, в силу положений вышеприведенных норм закона, обязанность по оборудованию жилых помещений ИПУ потребления коммунальных услуг возложена на собственника этих жилых помещений, а в данном случае – МО г.Дивногорск.

Из представления от 23.09.2015г. следует, что прокуратурой г.Дивногорска проведена проверка исполнения органом местного самоуправления требований законодательства об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, в результате которой выявлены нарушения органом местного самоуправления – МО г.Дивногорск, выразившиеся в не оснащении жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг.

Между тем до настоящего времени администрация г.Дивногорска требования, указанные в вынесенном прокуратурой города представлении, исполнены не были.

Кроме того, Постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013г. № 370-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению в жилых помещениях и на общедомовые нужды при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края» утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Красноярского края, стоимость которых существенно разнится в сторону увеличения по сравнению с ранее применяемыми.

Следовательно, отсутствие в жилых помещениях ИПУ потребления коммунальных услуг приводит к нарушению прав нанимателей и иных лиц, использующих жилые помещения, возлагая на них дополнительные обязанности по оплате коммунальных услуг не на основании фактически потребленного объема ресурсов, а по нормативам, установленным вышеуказанным Постановлением, что в свою очередь не стимулирует население муниципального образования к экономии коммунальных ресурсов и, как следствие, наносит ущерб Российской Федерации.

Доводы ответчика о том, что многоквартирные жилые дома, указанные в иске прокурором, были введены в эксплуатацию до 2009 года, в связи с чем требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не применяются, суд находит подлежащим отклонению.

В обоснование данного довода ответчик ссылался на ст. 48 Закона, в соответствии с пунктом 1 части 1 которой требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, не применяются к зданиям, строениям, сооружениям, вплоть до осуществления их реконструкции или капитального ремонта, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, и ссылался на то, что жилые дома, которые указаны прокурором в иске введены в эксплуатацию до принятия Закона и установления требований по энергетической эффективности.

Однако, указанный Федеральный закон регулирует отношения не только касающиеся энергетической эффективности, но и отношения по энергосбережению - реализации организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (пункт 3 части 1 статьи 2 Закона). Указанным Законом предусмотрены направления и способы организации энергосбережения, обязательные для исполнения мероприятия этому способствующие.

Требования п. 10 ст. 13 Закона, неисполнение которых ответчиком установлено в суде, относятся к обязательным для исполнения мероприятиям, направленным на энергосбережение поставляемых энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования.

В связи с этим, отсутствуют основания полагать, что требования Закона, касающиеся проведения ответчиком мероприятий по энергосбережению, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов, повышение эффективности их использования, в данном случае не подлежат применению.

Нормы, предусматривающей о том, что требования, касающиеся энергосбережения, не распространяются на здания, введенные в эксплуатацию до принятия требований об энергетической эффективности, Закон не содержит.

Следовательно, именно на ответчике лежит обязанность по установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в муниципальных жилых помещениях.

Поскольку в установленный законом срок ответчиком – собственником муниципальных жилых помещений, эти помещения не оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, то требования прокурора г. Дивногорска о признании незаконным бездействия ответчика по установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в муниципальных жилых помещениях и возложении обязанности по их установке, являются законными и обоснованными.

Вместе с тем, срок в течение которого прокурор г. Дивногорска просит исполнить администрацию г. Дивногорска обязанность по оборудованию жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг, по мнению суда, является недостаточным в связи с количеством муниципальных жилых помещений и необходимым объемом работ по установке ИПУ. Достаточным сроком для исполнения обязанности ответчиком по оборудованию муниципальных жилых помещений индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг суд считает в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Дивногорска в интересах Российской Федерации к администрации города Дивногорска о признании незаконным бездействия по установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в муниципальных жилых помещениях и возложении обязанности по их установке, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Дивногорска в интересах Российской Федерации к администрации города Дивногорска о признании незаконным бездействия по установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в муниципальных жилых помещениях и возложении обязанности по их установке, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города Дивногорска по установке индивидуальных приборов учета потребления коммунальных услуг в муниципальных жилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>,

- <адрес>.

Обязать администрацию г. Дивногорска Красноярского края оборудовать жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности расположенные по адресам: <адрес>

- <адрес>, индивидуальными приборами учета потребления коммунальных услуг, в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение 01 (одного) месяца в Красноярский краевой суд со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья

СОГЛАСОВАНО ___________________________________ С.А. Вишнякова