ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-646/2017 от 04.10.2017 Агаповского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2-646/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Агаповка 04 октября 2017 года

Агаповский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Латыповой Т.А.

при секретаре Джабаровой Э.Ш.,

с участием представителя истца ФИО1 по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированной в реестре за , её представителя ФИО2, ответчика администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, его представителя ФИО3, участвующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о взыскании стоимости утраченного имущества в связи с политическим репрессиями,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о взыскании стоимости конфискованного в результате политических репрессий имущества, принадлежащего семье Б.Г.И. в размере 6 776 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 28880 рублей.

Требования мотивированы тем, что в 1929 году семья заявителя проживала по адресу: <адрес>. В 1931 году на основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 года семья заявителя была репрессирована в административном порядке по политическим (классовым) мотивам путем «раскулачивания» и выслана в <адрес> на спец.поселение, где находилась до ДД.ММ.ГГГГ. При этом было изъято, принадлежащее семье имущество: дом, надворные постройки, хоз.инвентарь (лобогрейка и косилка), скот (две лошади, до 15 голов крупного рогатого скота, до 50 овец), кузница. На спец.поселении в городе <адрес>ДД.ММ.ГГГГ родилась заявитель- ФИО4. Все члены семьи заявителя, и сама ФИО4 на основании Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» признана пострадавшей и реабилитирована ДД.ММ.ГГГГ. Все члены семьи Б-вых скончались, кроме заявителя, которая является наследником первой очереди после смерти отца Б.Г.И. и матери Б.П.Н. справка о реабилитации получена заявителем в 1997 году, справка о реабилитации отца получена в 1992 году, справка о реабилитации матери получена в 2010 года. При этом, по мнению истца судом в данном деле подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ о возмещении вреда, в связи с чем, истец в целях получения соразмерной компенсации самостоятельно обратилась к оценщику, которым составлен отчет об определении рыночной стоимости конфискованного в ходе раскулачивания имущества на дату оценку в ценах на ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 6 776 000 рублей.

Заявитель ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела судом, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие, с участием представителя ФИО1 по нотариальной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

Представитель заявителя ФИО1 в судебном заседании требования, изложенные в заявлении доверителя ФИО4 поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ФИО2 в судебном заседании доводы своего доверителя ФИО1 поддержала, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Агаповского муниципального района – ФИО3 иск не признала, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Агаповского муниципального района вынесено заключение о возмещении стоимости конфискованного имущества у Б.Г.И.., дочери ФИО4 в размере 10 000 рублей. В соответствии с письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ выплата денежной компенсации ФИО4 будет произведена в ДД.ММ.ГГГГ Заключение вынесено на основании норм действующего законодательства, большей суммы компенсации законом не предусмотрено.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица восстанавливаются в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются меры социальной поддержки, выплачиваются компенсации в порядке, устанавливаемом настоящим Законом и законами субъектов Российской Федерации.

Порядок возврата реабилитированным лицам конфискованного, изъятого и вышедшего иным путем из их владения в связи с репрессиями имущества, возмещения его стоимости либо выплаты денежных компенсаций регулируется ст. 16.1 Закона РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", согласно ч. 8, которой предусмотрено, что в случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

В силу статьи 16.1 Федерального закона РФ от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий » реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации.

При невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома. В таких же размерах возмещается стоимость несохранившегося имущества.

В случаях, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества, выплачиваются денежные компенсации в размере до 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

В случае смерти реабилитированных лиц возврат имущества, возмещение его стоимости или выплата денежных компенсаций производится их наследникам по закону первой очереди.

Заявления о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций должны быть поданы в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Согласно п. 3 ст. 4 Положения "О порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации" (далее - Положение), к заявлению о возврате конфискованного имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсации должны быть приложены: нотариально заверенные копии документов о реабилитации, а также имеющиеся материалы, подтверждающие факт конфискации имущества, а наследниками, кроме того, документы, подтверждающие право наследования по закону первой очереди (в частности, нотариально заверенные копии свидетельства о смерти реабилитированного лица, о браке - для супруга, о рождении - для детей и родителей, об усыновлении - для усыновленных и усыновителей, решения суда об установлении факта нахождения на иждивении умершего репрессированного лица.

Решения о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежных компенсаций принимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления на основании заключений комиссий по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий, образованных в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации "О комиссиях по реабилитации жертв политических репрессий ".

Споры, связанные с возвратом имущества, возмещением его стоимости или выплатой денежных компенсаций, разрешаются судом.

Как следует из материалов дела заявитель ФИО4, родилась на спец.поселении в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года рождения у отца Б.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и матери Б.П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые по постановлению ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 года были репрессированы в административном порядке по политическим (классовым) мотивам путем «раскулачивания» и высланы в 1931 году в <адрес> на спец.поселение, где находились до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-35,39).

Все члены семьи заявителя, и сама ФИО4 на основании п. «В» ст. 3 Закона РФ от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий» была признана пострадавшей и реабилитирована ДД.ММ.ГГГГ, о чем ей ДД.ММ.ГГГГ за выдана справка о реабилитации (л.д.93).

Справка о реабилитации за на ФИО4 Б.Г.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения выдана ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о смерти он умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10)

Справка о реабилитации за на Б.П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения выдана ДД.ММ.ГГГГ, в связи неправильным указанием даты рождения Б.П.Н.ДД.ММ.ГГГГ выдана повторная справка о реабилитации за на Б.П.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно свидетельству о смерти она умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Как видно из архивной справки ГУВД по Челябинской области за от ДД.ММ.ГГГГ установлено имущественное положение семьи Б-вых. В соответствии с данной справкой, на момент выселения семьи Б-вых на спец.поселение в <адрес> она имела в хозяйстве: дом с надворными постройками, кузницу, двух лошадей, до 15 голов крупного рогатого скота, до 50 овец, лобогрейку и косилку ( л.д.95)

Наследником первой очереди по закону умерших Б.Г.И.Б.П.Н. - является их дочь –ФИО4, которой на основании определения Агаповского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ восстановлен пропущенный процессуальный срок для обращения в комиссию Агаповского муниципального района Челябинской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий с заявлением о возмещении стоимости конфискованного имущества (л.д.96-97).

ФИО4 являясь дочерью Б.Г.И.ДД.ММ.ГГГГ обратилась в комиссию по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий администрации Агаповского муниципального района Челябинской области с заявлением о возмещении стоимости конфискованного имущества у её отца Б.Г.И., находящегося в <адрес>: дома, надворных построек, хоз.инвентаря (лобогрейки и косилки), скота (двух лошади, до 15 голов крупного рогатого скота, до 50 овец), кузницы.

Комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при администрации Агаповского муниципального района Челябинской области рассмотрено заявление ФИО4 и дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о возмещении стоимости конфискованного имущества у Б.Г.И., его дочери ФИО4 в размере 10 000 рублей.

При этом комиссия исходила из того, что перечисленное имущество в натуре не сохранилось. В соответствии с письмом Министерства социальных отношений Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ выплата денежной компенсации ФИО4 будет произведена в ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абзацами 1 ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированным лицам возвращается конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество, либо возмещается его стоимость, либо выплачиваются денежные компенсации. Денежная компенсация выплачивается в размере до 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10000 рублей за все имущество, включая жилые дома, в случае, когда факт конфискации, изъятия или выхода имущества из владения или иным путем установлен, но отсутствуют или утрачены документы о характере, состоянии и количестве этого имущества.

Согласно абзацу 14 ст. 16.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", пунктами 4 - 6 "Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещении его стоимости или выплаты денежной компенсации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 926 заявление о возврате имущества, возмещении его стоимости или выплате денежной компенсаций должны быть поданы в комиссию по восстановлению прав жертв политических репрессий, по месту нахождения или реализации этого имущества, в течение трех лет после введения в действие настоящего Закона, а в случае более поздней реабилитации - в течение трех лет с момента получения документа о реабилитации.

Доводы истца ФИО4 и её представителя ФИО1 о том, что согласно позиции Конституционного Суда РФ, размер компенсации должен соответствовать уже признанному государством объему возмещаемого им вреда и не подлежит уменьшению, поэтому в данном деле подлежат применению нормы Гражданского кодекса РФ о возмещении вреда, не состоятельны по следующим основаниям.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 04 апреля 2007 года № 273-О-О, Закон «О реабилитации жертв политических репрессий » как специальный нормативный правовой акт по своему действию во времени, пространстве и по кругу лиц существенно отличается от общего гражданско-правового регулирования и предполагает ряд упрощенных процедур восстановления прав реабилитированных лиц, получения ими определенных льгот и компенсаций, возврата им необоснованно изъятого имущества или возмещения его стоимости, а также получения компенсации за имущество в тех случаях, когда его стоимость не может быть установлена и не могут быть применены общие нормы гражданского законодательства.

Кроме того, суд не может принять во внимание, как обоснованное и убедительное доказательство стоимости изъятия имущества в результате политических репрессий, принадлежащего семье Б.Г.И. на основании отчета оценщика И.П. ФИО5 в ценах на ДД.ММ.ГГГГ, поскольку истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих характер и состояние конфискованного имущества на 1931 год, а лишь представлены документы, подтверждающие наличие имущества, то есть его наименование и количество. Не содержится ссылок на доказательства, подтверждающие характер и состояние конфискованного имущества на 1931 год у Б.Г.И. его размера и в отчете оценщика , представленного истцом (л.д.40-106).

Размер компенсации, установленный частью шестой статьи 16.1 названного Закона, не пересматривался с 1 января 2001 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", которым в данную норму были внесены изменения и определено, что при невозможности возврата реабилитированным лицам сохранившегося имущества возмещается его стоимость в соответствии с произведенной в установленном порядке оценкой, но в размере не более 4000 рублей за имущество без жилых домов или 10 000 рублей за все имущество, включая жилые дома.

Правительство Российской Федерации и Федеральное Собрание в рамках предоставленных им Конституцией Российской Федерации полномочий должны - исходя из финансовых возможностей государства, с учетом уровня инфляции, других социально-экономических факторов -определить, какой размер возмещения материального ущерба лицам, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий ", может считаться посильной в настоящее время компенсацией материального ущерба, с тем чтобы возмещение им вреда осуществлялось в наиболее полном объеме и чтобы достижение провозглашенной названным Законом цели не ставилось под сомнение.

На момент разрешения настоящего спора судом никаких иных, кроме предусмотренных ст. 16.1 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий » размеров компенсации законодателем не установлено.

Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года № 926 "Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации", содержит те же нормы о максимальном размере компенсации, что и ст. 16.1 Федерального закона «О реабилитации жертв политических репрессий ».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что стоимость конфискованного имущества определена в максимально возможном размере – 10 000 рублей, в соответствии с действующим законодательством, при этом получение денежных средств в указанном размере истцом не исключено.

При изложенных обстоятельствах судом, оснований для удовлетворения исковых требований истца ФИО4 не имеется, в связи с чем, на основании ст. 98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению требования истца о возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины с ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о взыскании стоимости конфискованного в результате политических репрессий имущества, принадлежащего семье Б.Г.И. в размере 6 776 000 рублей, расходов по уплате государственной пошлины в размере 28880 рублей, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Агаповский районный суд.

Председательствующий: (подпись)

Копия «верна»-судья: