ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-646/2021 от 12.08.2021 Шилкинского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-646/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2021 года г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

Председательствующего судьи Сатиной И.П.,

при секретаре Тимаковой О.В.,

с участием прокурора ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Шилкинкого межрайонного прокурора к Администрации сельского поселения «Новоберезовское», Администрации муниципального района «Шилкинский район» об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Шилкинского межрайонного прокурора обратился в суд с исковым заявлением ссылаясь на то, что по результатам проверки в деятельности Администрации сельского поселения «Новоберезовское» были выявлены нарушения требований законодательства в сфере водоснабжения и санитарно-эпидемиологического благополучия.

В связи с чем, истец просит суд:

- возложить на администрацию сельского поселения «Новоберезовское» <адрес>, 673387, ИНН: 7527007170, ОГРН: 1057527013411, дата регистрации 20.12.2005) обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества артезианской скважины, расположенной по адресу: с. Нижняя Хила Шилкинского района Забайкальского края;

- возложить на администрацию сельского поселения «Новоберезовское» обязанность организовать мероприятия по ликвидации артезианской скважины, расположенной по адресу: с. Нижняя Хила Шилкинского района Забайкальского края, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3;

- обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании, участвующий в деле прокурор поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснил, что от ответчика не поступало информации об устранении допущенных нарушений.

Представитель Администрации сельского поселения «Новоберезовское» в судебное заседание не явился, глава поселения в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Администрации муниципального района «Шилкинский район» Иванов Д.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании, назначенном на 15.07.2021г. пояснил, что в полномочия муниципального района не входит решение вопросов, указанных в иске прокурора, считает, что оснований для ликвидации скважины не имеется, просит отказать в удовлетворении требований к администрации района.

В настоящее судебное заседание Иванов Д.А. не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен должным образом.

Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю в г. Шилка ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании, назначенном на 15.07.2021г. пояснил суду, что он проводил проверку качества воды в артезианской скважине с. Нижняя Хила, по результатам проверки было установлено не соответствие качества питьевой воды по ряду показателей, что отражено в протоколе лабораторных испытаний и заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае». По его мнению, артезианская скважина с такими показателями по воде не может использоваться по целевому назначению. Качество воды в скважине зависит от ряда показателей, которые могут изменяться. В настоящее время деятельность скважины приостановлена на 90 суток по постановлению суда, скважина запечатана и не используется.

В настоящее судебное заседание ФИО5 не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен должным образом.

С учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, 16.03.2021г. территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому края в г. Шилка была проведена плановая проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации сельского поселения «Новоберезовское».

В соответствии с заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» № 1820/ЗП-ЗП2 от 26.03.2021 качество питьевой воды нецёнтрализованного водоснабжения, отобранной из артезианской скважины по адресу: с. Нижняя Хила, Шилкинский район, Забайкальский край не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, содержание мышьяка в воде составляет 0,45+/-0,09 мг/дм3, при нормируемом значении не более 0,01 мг/дм3, массовая концентрация нитратов - более 200,0 мг/дм3 при нормируемом значении не более 45 мг/дм3.

Согласно протокола лабораторных испытаний № 622 от 22.03.2021 содержание мышьяка в воде составляет 0,45+/-0,09 мг/дм3, при нормируемом значении не более 0,01 мг/дм3, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

В силу требований ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 от 06.10.2003 (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1-настоящей статьи).

В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).

В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека, критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

Как следует из ст. 19 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно- эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Гигиенические требования к качеству питьевой воды, правила контроля качества воды, производимой и подаваемой нецентрализованными системами литьевого водоснабжения населенных мест, установлены в Санитарно- эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.1.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических)

мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее - требования СанПиН 2.1.3686-21).

В соответствии с п. 77 требований СанПиН 2.1.3686-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 и приложениями № 2 - № 4 к Санитарным правилам.

В силу п. 81 требований СанПиН 2.1.3686-21 не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.

Согласно ч. 3 ст. 8 Устава муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, принятого Советом муниципального района «Шилкинский район» от 07.06.2012 № 331 (далее - Устав), вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района «Шилкинский район», решаются органами местного самоуправления муниципального района «Шилкинский район».

Так, согласно ч. 3 ст. 8 Устава, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района «Шилкинский район», вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района «Шилкинский район» о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района «Шилкинский район» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района «Шилкинский район» вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района «Шилкинский район» о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Во исполнение указанных положений 23.11.2020г. Советом сельского поселения «Новоберезовское» принято решение № 173 «Об утверждении Соглашения о передаче полномочий муниципального района «Шилкинский район» по решению вопросов местного значения сельскому поселению «Новоберезовское» на 2021 год».

Таким образом, в соответствии с требованиями федерального законодательства организация водоснабжения населения в границах поселения возлагается на органы местного самоуправления, а именно в с. Нижняя Хила, Шилкинского района, Забайкальского края на администрацию сельского поселения «Новоберезовское».

В судебном заседании из пояснений ФИО5 установлено, что на территории с. Нижняя Хила проживает 156 человек, скважиной жители села не пользуются, поскольку обеспечен подвоз питьевой воды, однако, жителям необходимо поить скот в холодное время года. В настоящее время скважина опечатана, не функционирует.

Доводы ФИО5 о несоответствии воды в артезианской скважине с. Нижняя Хила установленным нормам подтверждаются материалами дела, предоставленными протоколами лабораторных испытаний от 22.03.2021г., 07.04.2021г. информацией о неудовлетворительных пробах питьевой воды.

Постановлением Шилкинского районного суда от 12 мая 2021 года Администрация сельского поселения «Новоберезовское» была признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде приостановления деятельности, состоящего в запрете эксплуатации источника нецентрализованного водоснабжения - артезианской скважины, расположенной по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, с. Нижняя Хила, расположенной в 50 метрах от зоны жилой застройки на срок 90 суток.

Кроме того, Шилкинским районным судом было вынесено определение от 15 июля 2021 года, которым было определено:

- обязать начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю в г. Шилке провести отбор проб питьевой воды из артезианской скважины, расположенной по адресу: с. Нижняя Хила Шилкинского района Забайкальского края для определения санитарно-химических показателей и микробиологических показателей воды;

- отбор проб провести с участием представителя Шилкинского РОСП;

- направить пробы воды в филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае в Нерчинском районе» для проведения лабораторных испытаний.

20 июля 2021 года была получена информация о том, что отбор проб воды со скважины села Нижняя Хила не представляется возможным из-за промерзания скважины на глубину 100-120 метров.

Таким образом, на момент рассмотрения дела скважина не функционирует, отбор проб для установления ее качества не возможен, сведений об изменении качества воды не имеется.

С учетом изложенного, у суда не имеется сведений об изменении качества воды в скважине и ее возможном использовании в пищевых целях, в связи с чем, требования прокурора в части требований возложить на администрацию сельского поселения «Новоберезовское» обязанность организовать мероприятия по ликвидации артезианской скважины являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

По требованиям прокурора о возложении на Администрацию сельского поселения «Новоберезовское» обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества артезианской скважины, расположенной по адресу: с. Нижняя Хила Шилкинского района Забайкальского края, суд приходит к следующему.

Статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О безопасности гидротехнических сооружений" к гидротехническим сооружениям относятся водоспускные и водовыпускные сооружения.

Как установлено в судебном заседании, спорная артезианская скважина расположена в с. Нижняя Хила в здании водокачки, 1983 года постройки, для подъема воды скважина оборудована насосной установкой.

Здание водокачки поставлено на кадастровый учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости 27 мая 2021 года.

Правоустанавливающих документов на артезианскую скважину не имеется, сведения о регистрации данной скважины отсутствуют, то есть, фактически указанное гидротехническое сооружение является бесхозным.

Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 установлен Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок).

Согласно п. 3. Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае, если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Пунктом 5 Порядка установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.

В соответствии с п. 6 Порядка обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 утверждены «Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1) статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости», согласно п. 30 которого органы местного самоуправления, в целях постановки здания, сооружения на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов: в случае если здание, сооружение, не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: 1) документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; 2) документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов включают в себя систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании и являются основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов.

Частью 4 статьи 33 Водного кодекса РФ схемы комплексного использования и охраны водных объектов являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В нарушение ст. 225 Гражданского кодекса РФ, п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, администрацией сельского поселения «Новоберезовское» муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края обязанность по направлению заявления в орган регистрации прав о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости вышеуказанной артезианской скважины не исполнена.

Кроме того, в связи с несоответствием воды из артезианской скважины санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам. Содержание мышьяка в воде составляет 0,45+/-0,09 мг/дм3, при нормируемом значении не более 0,01 мг/дм3, массовая концентрация нитратов - более 200,0 мг/дм3 при нормируемом значении не более 45 мг/дм3.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Водного кодекса РФ порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Согласно ст. 26 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

В силу п. 90 требований СанПиН 2.1.3686-21 при ликвидации нецентрализованного источника водоснабжения водопользователь должен провести тампонаж водоисточника.

Суд соглашается с мнением прокурора и полагает, что непринятие мер по постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества артезианской скважины, расположенной по адресу: с. Нижняя Хила Шилкинского района Забайкальского края, а также уклонение ответчика от осуществления мероприятий по ликвидации указанной скважины может создать угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц сельского поселения.

Вместе с тем, суд не считает необходимым обращать решение суда к немедленному исполнению в порядке ст. 212 ГПК РФ, поскольку скважина в настоящее время не используется по назначению и причинение вреда, в связи с употреблением воды из скважины исключается.

Кроме того, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований к Администрации муниципального района «Шилкнский район», поскольку требования прокурора заявлены только к Администрации сельского поселения «Новоберезовское», при этом, Администрацией района были переданы полномочия по организации водоснабжения в поселение.

С учетом изложенного, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования заместителя Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Администрацию сельского поселения «Новоберезовское» <адрес>, 673387, ИНН: 7527007170, ОГРН: 1057527013411, дата регистрации 20.12.2005) обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества артезианской скважины, расположенной по адресу: с. Нижняя Хила Шилкинского района Забайкальского края.

Обязать Администрацию сельского поселения «Новоберезовское» организовать мероприятия по ликвидации артезианской скважины, расположенной по адресу: с. Нижняя Хила Шилкинского района Забайкальского края, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.

В удовлетворении требований об обращении решения суда к немедленному исполнению отказать.

В удовлетворении требований к Администрации муниципального района «Шилкинский район» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем ее подачи через Шилкинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2021 года.

Судья И.П. Сатина