ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-646/2021 от 14.05.2021 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-646/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14.05.2021 года г. Сальск

Сальский городской суд Ростовской области, в составе: председательствующего судьи Дорогокупец Г.М.,

при секретаре Тимченко С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ООО «Родник» о защите прав потребителей из договора в сфере коммунальных услуг

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Родник» о защите прав потребителей из договора в сфере коммунальных услуг. В обоснование указала на то, что она является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома площадью 61 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> Жилой дом подключен к системе холодного водоснабжения через присоединенную сеть на которой установлен индивидуальный прибор учета потребления коммунального ресурса холодного водоснабжения счетчик воды СВ-151.

Поставщиком коммунального ресурса является ООО «Родник». В ресурсоснабжающей организации на имя истца открыт лицевой счет учета и оплаты холодного водоснабжения.

Жилой дом подключен к центральной системе холодного водоснабжения.

Истцом ежемесячно согласно прибору учета потребления воды, подавались сведения о количестве потребленного ресурса, ответчик выставлял счета.

13.01.2021 года ООО «Родник» направил адрес истца уведомление об оплате задолженности и отключении холодного водоснабжения.

ООО «Родник» начислял задолженность за холодное водоснабжение исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, мотивируя это отсутствием прибора учета потребления воды, поскольку 25.04.2019 проведена проверка прибора учета холодной воды, установленного в домовладении, по результатам которой выявлено, что меж поверочный интервал прибора учета истек 01.01.2019 года, в связи с чем, расчет платы за водоснабжение с 01.05.2019 года производится в соответствии с нормативом потребления. При этом, на момент проведения проверки прибора установлено, что фактические показания прибора учета составляли 1003 м3, что превышало показания, переданные при оплате – 1195 м.куб.

12.08.2019 года истцом была проведена поверка прибора учета, что подтверждается свидетельством о поверке . Данное свидетельство о поверке было предоставлено в ООО «Родник». Ответчиком данный документ не принят, устно сотрудники пояснили, что необходимо изготовить проектную документацию на водоснабжение, получить технические условия на подключение к системе холодного водоснабжения и осуществить вынос прибора учета на границу балансовой принадлежности.

Истец обращалась с заявлением к ответчику выдать ей технические условия и изготовить проектную документацию, на что получила отказ.

02 марта 2021 года ответчик произвел отключение водоснабжения в ее домовладении.

В связи с чем просит суд признать незаконными действия ответчика по отключению холодного водоснабжения, обязать подключить водоснабжение. Признать неподлежащим исполнению требование по оплате холодного водоснабжения в размере 17856,59 руб. обязать принимать показания расхода воды по прибору учета, взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50000 руб.

В судебном заседании истец и ее представитель по доверенности ФИО2 иск поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 иск не признала обратившись к суду с письменными возражениями в которых просила суд в иске отказать. (л.д.20-26).

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, установил следующее.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома площадью 61 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> Жилой дом подключен к системе холодного водоснабжения через присоединенную сеть на которой установлен индивидуальный прибор учета потребления коммунального ресурса холодного водоснабжения счетчик воды СВ-151. (л.д.7-8)

Поставщиком коммунального ресурса на основании договора от 01.04.2016 г. является ООО «Родник». В ресурсоснабжающей организации на имя истца открыт лицевой счет учета и оплаты холодного водоснабжения.

Согласно п. 5.1 договора на поставку холодной воды от 01.04.2016 года границей эксплуатационной ответственности сторон за состояние и обслуживание водопроводных сетей является место присоединения Потребителя в центральной магистрали водопровода.

Пунктом 4.2 договора на поставку холодной воды от 01.04.2016 года определено, что узел учета должен размещаться на сетях Потребителя на границе эксплуатационной ответственности. (л.д.12-13).

25.04.2019г. в отношении истца контролером ООО «Родник» ФИО4 проведена проверка сведений о приборе учета и сведений об абоненте, степени благоустройства жилого дома, наличии земельного участка, наличии сельскохозяйственных животных и количестве зарегистрированных и проживающих граждан по адресу: <адрес> лицевой счет .

Проверкой было установлено, что абонент использует прибор учета ОХТА заводской номер 2013 года изготовления, межповерочный интервал которого истек, прибор учета расположен не в месте присоединения к централизованной системе водоснабжения, не на границе эксплуатационной ответственности, а в колодце во дворе, акта допуска в эксплуатацию не имеет. Сведения о проверке занесены в инвентаризационную опись абонентов ООО «Родник» и подтверждены личной подписью ФИО5 По прибору учета составлен акт проверки, который подписан личной подписью ФИО5 (л.д.28-29)

Не отрицалось сторонами, что прибор учета истца установлен во дворе земельного участка истца, документы на прибор учета отсутствуют.

Поскольку поверочный интервал прибора истек 01.01.2019г. в связи с чем с апреля 2020г. по март 2021г. начислялась плата по нормам потребления.

Письмом от 13.01.2021г. направленным ответчиком в адрес истца было предложено погасить образовавшуюся задолженность до 01.02.2021г. в случае неоплаты подача воды будет прекращена. (л.д.14)

02.03.2021г. согласно акту подача холодного водоснабжения была прекращена. (л.д.10).

Не отрицалось сторонами, что счетчик воды прошел очередную поверку 12.08.2019г. (л.д.11) однако он в установленном законом порядке в эксплуатацию не введен.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к системам централизованного водоснабжения в том числе. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации (статья 20 п.2).

Согласно пункту 4 Правил коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. приборы учета воды, размещаются абонентом на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента или в ином месте предусмотренном договором холодного водоснабжения.

Частью 5 ст. 13 Закона об энергосбережении на собственников жилых домов в срок до 1 июля 2012 года, возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Пунктом 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила) установлено, что по истечении срока эксплуатации прибора учета, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета за период не менее 6 месяцев.

Пунктом 60 Правил установлено, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5.

Размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, при наличии технической возможности установки таких приборов учета, согласно пункту 42 определяется по формуле 4(1):

Рi = ni х Nj х ФИО6 х Ткр,

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

ФИО6 - повышающий коэффициент (ПК ХВ), - 1,5.

Ткр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 г. N 29/49 установлены нормативы в куб.м. на 1 чел. в месяц дифференцированные по степени благоустройства жилых домов. Согласно степени благоустройства жилого дома истца норматив потребления 1 чел. составляет 3,1 куб.м.

Согласно п. 49 Правил, если домовладение не оборудовано индивидуальными приборами учета, потребитель дополнительно к плате за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, обязан оплачивать коммунальные услуги, потребляемые им на земельном участке и в надворных постройках. Размер платы за эти коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления в соответствии с формулой 22 Приложения N 2 Правил (п. 24 Приложения N 2).

Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 24 августа 2012 г. N 29/59 (в ред. постановления РСТ РО от 26.04.2013 N 10/5) установлен норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Ростовской области в размере 0,18 куб. м на 1 кв. м земельного участка в месяц на период равный пяти месяцам. Сведения о поливной площади определялись исходя из 500 кв.м. поливной площади земельного участка.

Пунктом 2 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что коммерческий учет воды и сточных вод осуществляется в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно аб.2 п. 1 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 (далее Правила коммерческого учета), Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Пункт 8 Правил коммерческого учета устанавливает, что установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Согласно п. 39 Правил коммерческого учета воды, при проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:

а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям;

в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

г) работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета;

д) работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета).

Пунктом 29 Правил технические условия на проектирование узла учета выдаются в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

п. 30. Технические условия на проектирование узла учета должны содержать:

а) требования к месту размещения узла учета;

б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;

в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации (п. 40).

Исходя из смысла указанных норм, для замены водомера абоненту необходимо обратиться к ответчику с заявкой на выдачу технических условий.

В судебном заседании ФИО1 пояснила, что она приобрела жилой дом, и не знает, где и каким образом у нее проходят водопроводные сети, схему сетей по этой причине в адрес ответчика не направляла, поверенный прибор учета в эксплуатацию не вводила, технических условий не имела и не имеет, документация на прибор учета отсутствует. Так же полагает незаконными требования ответчика о необходимости установки прибора учета на границе эксплуатационной ответственности. Не отрицала тот факт, что оплату производила по показаниям прибора учета. Размер задолженности, предоставленный ответчиком (л.д.31-34) оспаривала только в той части, что он должен был произведен по показаниям прибора учета.

С учетом изложенного, установив, что истец к ответчику за техническими условиями ранее не обращался, прибор учета водоснабжения снят с коммерческого учета, а замену водомера истец в установленном законом порядке не произвел, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для перерасчета коммунальной услуги. При этом ФИО1 не представлено доказательств невозможности установки прибора учета с соблюдением норм действующего законодательства.

На основании статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Всесторонне проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, все вышеуказанные фактические юридически значимые обстоятельства, на основании приведенных правовых норм, суд полагает действия ответчика по отключению холодного водоснабжения, расчету по нормам потребления законны, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Родник» о защите прав потребителей из договора в сфере коммунальных услуг оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья Г.М. Дорогокупец

Решение в окончательной форме изготовлено 21.05.2021 года.