Дело № 2-6470/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2017 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего судьи Малыхиной А.Н.,
при секретаре Фаградян Ж.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Липецка в интересах неопределенного круга лиц и государства к ИП ФИО1 о запрете осуществлять деятельность по приему платежей посредством компьютера, подключенного к сети «Интернет», до установки контрольно-кассовой техники и ее регистрации в налоговом органе,
у с т а н о в и л:
прокурор Советского района г. Липецка обратился в интересах неопределенного круга лиц и государства с иском к ИП ФИО1 о запрете осуществлять деятельность по приему платежей посредством компьютера, подключенного к сети «Интернет», до установки контрольно-кассовой техники и ее регистрации в налоговом органе.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения налогового законодательства на территории Советского района г. Липецка, в ходе которой установлено, что в салоне сотовой связи «МТС», расположенном по адресу: <адрес>», ответчик ИП ФИО1 осуществляет деятельность по приему наличных денежных средств от физических лиц с целью пополнения баланса сотовой связи и других платежей через пункт приема платежей без фискального регистратора (в нефискальном режиме), без применения электронной контрольной защищенной ленты. Постановлением начальника МИФНС № 6 по Липецкой области от 09.02.2017 года ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Также в отношении ИП ФИО1 внесено представление в течение месяца устранить причины и условия, способствующие совершению административного правонарушения.
Поскольку ответчик в нарушение совокупности требований Федеральных законов от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» и от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» осуществляет прием платежей от физических лиц через платежный терминал без применения контрольно-кассовой техники, что не позволяет налоговому органу провести проверку полноты учета выручки, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются данной услугой, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца – помощник прокурора Советского района г. Липецка Моисеева А.С. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании иск не признал, ссылаясь, что он вправе осуществлять деятельность по приему платежей посредством платежного терминала без применения контрольно-кассовой техники до 01.07.2018 года; им заключен договор поставки на приобретение контрольно-кассовой техники.
Представитель третьего лица МИФНС № 6 по Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (ИНН №), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 03.08.2017 года.
Одним из видов экономической деятельности ответчика является предоставление услуг телефонной связи и др.
Ответчик ИП ФИО1 в салоне сотовой связи «МТС», расположенном по адресу: <адрес>», осуществляет деятельность по приему платежей наличными денежными средствами за услуги сотовой связи, с использованием платежного терминала, в состав которого не встроена контрольно-кассовая техника.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, и не оспаривалось ответчиком.
В соответствии с п. 3, п. 6 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ,
- платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент;
- платежный терминал - устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
В силу п. 12 ст. 4 указанного Федерального закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ № 103-ФЗ платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме:
1) предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона;
2) прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц;
3) прием денежных средств, вносимых плательщиками;
4) печать кассовых чеков и их выдачу (направление) плательщикам после приема внесенных денежных средств.
Согласно ст. 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» контрольно-кассовая техника - электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники;
Положениями ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ установлены требования к контрольно-кассовой технике, согласно которым контрольно-кассовая техника должна:
иметь корпус;
иметь заводской номер, нанесенный на корпус;
иметь внутри корпуса часы реального времени, а также устройство для печати фискальных документов. При этом в контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет" устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов;
осуществлять проверку контрольного числа регистрационного номера контрольно-кассовой техники, обеспечивающего проверку корректности ввода пользователем регистрационного номера в контрольно-кассовую технику;
обеспечивать в момент расчета прием информации о сумме расчета от устройства, указанного в абзаце втором пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона;
обеспечивать возможность установки фискального накопителя внутри корпуса и при применении контрольно-кассовой техники содержать фискальный накопитель внутри корпуса;
передавать фискальные данные в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса;
обеспечивать формирование фискальных документов в электронной форме;
исключать возможность формирования (печати) кассового чека (бланка строгой отчетности), кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции), содержащих сведения более чем об одном признаке расчета;
обеспечивать возможность передачи фискальных документов, сформированных с использованием любого фискального накопителя, включенного в реестр фискальных накопителей, любому оператору фискальных данных сразу после записи фискальных данных в фискальный накопитель, в том числе возможность такой передачи в зашифрованном виде, а также возможность повторной передачи непереданных фискальных документов (по которым не было получено подтверждения оператора);
обеспечивать печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет";
обеспечивать возможность печати на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) двухмерного штрихового кода (QR-код размером не менее 20 x 20 мм), содержащего в кодированном виде реквизиты проверки кассового чека или бланка строгой отчетности (дата и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумма расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа) в отдельной выделенной области кассового чека или бланка строгой отчетности;
принимать от технических средств оператора фискальных данных подтверждение оператора, в том числе в зашифрованном виде;
информировать пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а также о неисправностях в работе контрольно-кассовой техники;
обеспечивать для проверяющего лица налогового органа возможность печати фискального документа "отчет о текущем состоянии расчетов" в любое время (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет", в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует);
обеспечивать возможность поиска любого фискального документа, записанного в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса контрольно-кассовой техники, по его номеру и его печать на бумажном носителе (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети "Интернет", в которой устройство для печати фискальных документов отсутствует) и (или) передачу в электронной форме.
Контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа.
В соответствии со ст. 5 данного Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Пользователи обязаны: - осуществлять перерегистрацию контрольно-кассовой техники и снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; - применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; - выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела установлено, что при осуществлении деятельности по приему платежей ИП ФИО1 встроенная контрольно-кассовая техника в платежном терминале не применяется. Информация, указанная в информационном блоке платежного терминала не содержит всех обязательных реквизитов.
Данное обстоятельство подтверждено актом № 113968 от 27.01.2017 года проверки, проведенной прокуратурой Советского района г. Липецка, протоколом № 11 от 30.01.2017 года об административном правонарушении и постановлением МИФНС России № 6 по Липецкой области от 09.02.2017 года о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.5 КоАП РФ.
По смыслу вышеуказанных норм права, оборудованию контрольно-кассовой техникой подлежит каждый платежный терминал, в которую поступает вся информация о произведенных платежах.
Положениями Федерального закона N 103-ФЗ установлены особые требования к кассовому чеку, выдаваемому платежным агентом плательщику и подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
При этом статьей 8 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и не соответствующая требованиям настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей до 1 января 2014 года при условии ее регистрации платежным агентом в налоговых органах до 1 января 2011 года.
Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может применяться при приеме платежей (в том числе в платежных терминалах) только в случае ее соответствия требованиям настоящего Федерального закона.
После 1 апреля 2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, указанной в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
Ссылка ответчика о наличии у него законодательной отсрочки по применению контрольно-кассовой техники до 01.07.2018 года судом не принимается ввиду следующего.
Федеральным законом от 03.07.2016 года № 290-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Исходя из положений п. 7 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ, до 1 июля 2018 года с учетом установленных особенностей контрольно-кассовую технику вправе не применять:
- индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения;
- организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ;
- организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению;
- организации или индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 г., не применяли контрольно-кассовую технику;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов.
Таким образом, вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2018 года индивидуальные предприниматели, которые применяют патентную систему налогообложения, и индивидуальные предприниматели – налогоплательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; а также индивидуальные предприниматели, которые оказывают услуги населению, однако необходимо соответствие видов деятельности, установленным законодательно.
Так, к вышеуказанным видам деятельности относятся: продажа газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий; торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах; разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) в пассажирских вагонах поездов, с ручных тележек, велосипедов, корзин, лотков, в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полимерной пленкой, парусиной, брезентом; торговля в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив; ремонт и окраска обуви; изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей; присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами; реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов; вспашка огородов и распиловка дров; услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах; сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности.
Поскольку деятельность ИП ФИО1 по приему наличных денежных средств от физических лиц с целью пополнения баланса сотовой связи и других платежей с использованием платежного терминала не относится к вышеуказанным видам деятельности, доводы ответчика о том, что он вправе не применять контрольно-кассовую технику до 01.07.2018 года, являются необоснованными.
При этом заключение ответчиком договора поставки кассового оборудования от 26.09.2017 года № О02505 и оплата товара не могут являться основанием для освобождения ИП ФИО1 от обязанностей, возложенных на него законом.
На основании анализа вышеизложенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что неприменение индивидуальным предпринимателем ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал является незаконным, поскольку не позволяет налоговому органу провести проверку полноты учета выручки, которая подтверждается исключительно фискальным отчетом.
Использование агентом платежного терминала с нарушением требований действующего законодательства РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), а также прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежного терминала, поскольку совокупность норм Федерального закона № 103-ФЗ и Федерального закона № 54-ФЗ направлена, в том числе, на непосредственную защиту прав потребителей.
Указанное свидетельствует о том, что деятельность, осуществляемая ИП ФИО1 по приему платежей посредством платежного терминала без применения контрольно-кассовой техники, является незаконной и подлежит запрету.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса с ответчика ИП ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 осуществлять деятельность по приему платежей посредством компьютера, подключенного к сети Интернет, в магазине «МТС» по адресу: <адрес> до установки контрольно-кассовой техники и ее регистрации в налоговом органе.
Взыскать с ИП ФИО1 в доход бюджета г. Липецка государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья А.Н. Малыхина
Мотивированное решение
составлено 16.10.2016 года.