ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6473/18 от 04.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№2-670/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2019 город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Полякова О.А.,

при секретаре Трофименко М.Н.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца - ФИО2 по доверенности,

представителя истца - ФИО3 по доверенности,

ответчика ФИО4,

представителя ответчика ФИО5 по ордеру,

эксперта ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО7 об установлении границ земельного участка

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ФИО7 об установлении границ землеьного участка.

В иске, в-частности, указал, что истец, ФИО1, является владельцем на праве собственности земельным участком площадью 650 кв.м, с кадастровым номером 26:12:030739:2, расположенным по адресу: <адрес обезличен>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 26-АЖ <номер обезличен>, выданным 13.01.2010 Управлением Федеральной регистрационной службы. О чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.01.2010 г. сделана запись регистрации <номер обезличен>.

По заказу Истца кадастровым инженером ФИО8 В.­димировичем (номер квалификационного аттестата кадастрового инженера: 26- 11 -292) проведены кадастровые работы по уточнению местоположения гра­ницы и площади земельного участка, принадлежащего Истцу. По результатам которых изготовлен Межевой план от 13 октября 2018 г. (п. 1 Приложения).

При проведении кадастровых работ было установлено, что граница земельного участка Истца является спорной со смежным земельным участком, расположенным по адресу: <адрес обезличен> кадастровым номером 26:12:030739:43, владельцем которого на праве соб­ственности является Ответчик, ФИО7.

При согласовании границ земельных участков Ответчиком были пред­ставлены возражения (Мотивированный отказ от 27.09.2018 г.) относительно местоположения границы земельных участков Истца и Ответчика. Указанные возражения прилагаются к межевому плану (страницы 17 и 18 Межевого плана). Спор между Истцом и Ответчиком при проведении согласования разре­шен не был.

Просил суд установить границы земельного участка Истца в соответствии с данны­ми Межевого плана от "13" октября 2018, с указанием приведенных в исковом заявлении поворотных точек.

Ответчик ФИО9 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил суд отказать в заявленных требованиях, представив письменные возражения на иск.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания суду направлено не было.

Суд, с учетом мнения явившихся сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, по имеющимся в деле материалам в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В силу ч. 3 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Как установлено судом из пояснений сторон и материалов гражданского дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 650 кв.м, с кадастровым номером 26:12:030739:2, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. Данное обстоятельство подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии 26-АЖ <номер обезличен>, выданным 13.01.2010 Управлением Федеральной регистрационной службы, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.01.2010 г. сделана запись регистрации <номер обезличен>.

Ответчик ФИО7 является собственником сме5жного земельного участка с кадастровым номером 26:12:030739:43, площадью 628 кв.м., расположенного по адресу <адрес обезличен> о праве собственности на землю пожизненное наследуемое владение № Б355 от 15.12.1992 г., что подтверждается выпиской из ЕНГРН от 27.08.2018 г. <номер обезличен>. Ответчик в своих письменных возражениях ссылался на сведения о границах земельных участков истца и ответчика, содержащихся в землеустроительном деле <номер обезличен> от 1998 года, подготовленного ОАО "СтавропольТИСИЗ" по результатам выполненных в период с 25.12.1997 г. по24.09.1998 г. комплексных работ по инвентаризации земель в квартале 230 г.Ставрополя.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений, представляет собой часть поверхности земли (в том числе, почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Из ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" следует, что границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию.

В соответствии со ст. 43 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

На основании ст. 43 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, то орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.

При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется.

В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

По общему правилу статьи 20 Закона о кадастре необходимым условием учета изменений земельных участков является наличие волеизъявления собственника или иного титульного владельца соответствующего земельного участка на внесение таких изменений, выраженного в установленной форме.

Устранение пересечения границ земельных участков, влекущее изменение сведений кадастрового учета о площади и конфигурации земельного участка, неизбежно затрагивает права и законные интересы собственника или иного правообладателя такого земельного участка. Следовательно, учет волеизъявления указанных лиц является обязательным.

При отсутствии такого волеизъявления единственным способом реализации мер по устранению пересечения границ земельного участка является обращение заинтересованного лица, в том числе органа кадастрового учета, в суд.

Наличие в документах, на основании которых осуществлен кадастровый учет, недостоверных сведений о границах земельных участков обуславливает несоответствие таких документов требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

При рассмотрении настоящего гражданского дела по ходатайству ответчика судом была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам экспертного учреждения ООО «Бюро судебных экспертиз».

Как следует из заключения проведенной по делу экспертизы № 9 от 17.05.2019 г., эксперты пришли к выводам об имеющихся отклонениях в площадях обоих земельных участков, фактические границы земельных участков истца и ответчика также не соответствуют границам, отраженным в землеотводных документах. Имеется факт наложения границы земельного участка истца на земельный участок ответчика. Относительно вопроса о восстановлении границ земельных участков экспертами приведены три варианта возможного восстановления. При этом экеспертами в качестве приоритетного варианта указан вариант №3, поскольку данный вариант основывается на материалах землеустроительного дела № 6952/98,Ю выполненного ОАО "СтавропольТИСИЗ" с одновременным измерением двух соседних участков, измерения проводились одними исполнителями, имеется акт согласования границ.

Наличие нескольких вариантов восстановления координат смежной границы, согласно пояснений эксперта, объясняется тем, что при анализе материалов гражданского дела экспертами было установлено, что в документах, подтверждающих права на земельные участки № 96 и № 98 по ул.Пушкина, сведения о границах отсутствуют, однако согласно материалов БТИ, участок № 96 существует с 1907 года, а участок № 98 - с 1900 года. Таким образом, установить границы земельных участков по документам, определявшим местоположение границ земельных участков при их образовании, не представляется возможным.

Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в их результате выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из представленных в распоряжение эксперта материалов, указывает на применение методов исследований, основывается на исходных объективных данных, выводы эксперта обоснованы документами, представленными в материалы дела, кроме того эксперт был предупреждён судом об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Данное экспертное заключение судом принимается как допустимое доказательство. Основания для сомнения в его правильности и в объективности эксперта, у суда отсутствуют и сторонами по делу не заявлено, в связи с чем, суд кладет его в основу принятия судебного решения по делу.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчики не оспаривают тот факт, что всегда спорные земельные участки использовались по их фактическим границам. Доказательств того, что спорные земельные участки использовались сторонами процесса по их кадастровым границам ответчиками не представлено.

В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В условиях состязательности процесса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований.

Согласно ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Частью 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ст.7 Закона, к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположений границ и площадь.

Статьей 16 Закона предусмотрено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании предоставляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным Законом документов для осуществления такого учета.

В соответствии со ст. 22 Закона с указанным заявлением должны быть представлены необходимые для кадастрового учета документы, в частности, копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право заявителя на земельный участок и межевой план.

Подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения, обеспечивается в результате проведения кадастровым инженером кадастровых работ. В силу ст. 37 вышеуказанного Закона одним из результатов кадастровых работ является межевой план.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 28 Закона кадастровой ошибкой является ошибка, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости из документа, на основании которого в кадастр вносились сведения.

В соответствии с ч. 4 ст. 28 этого же Закона кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона).

Часть 5 ст. 28 Закона устанавливает, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях.

Согласно п. 47 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ N 42 от 04 февраля 2010 года, основанием для исправления кадастровой ошибки является, в том числе и вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.

На основании абзаца 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Государственный кадастровый учет земельных участков согласно ст. 70 Земельного кодекса РФ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с ч.1 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии со ст. ст. 38, 39, 40 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствий такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Согласование местоположения границ земельного участка проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности; пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется в форме акта согласования местоположения границ. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц.

Суд, исследуя архивные межевые дела спорных участков, установил, что акт согласования подписывались собственниками земельных участков раньше, чем были определены их кадастровые координаты и обозначены их характерные точки границ, что дает основание полагать о том, что собственники спорных земельных участков согласовывали фактические границы своих земельных участков.

В соответствии с п. п. 8, 9 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, которая действовала на момент проведения землеустроительных работ по межеванию спорных земельных участков, а также в соответствии с положениями Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков. После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности, производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого участка и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В силу п. 3 ст. 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно пунктам 3.1.3, 3.6.9 Временных методических указаний по ведению государственного земельного кадастра (утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25.09.1998 N 98-1), государственный кадастровый учет является юридически значимым подтверждением факта возникновения, существования или прекращения существования объекта кадастрового учета с границами, описанными при его формировании, объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель.

По смыслу ст. 60 Земельного кодекса РФ восстановлению в судебном порядке подлежит нарушенное право на земельный участок и в силу положений ст. 56 ГПК РФ на истца возложена обязанность по предоставлению доказательств в подтверждение нарушения своего права действиями ответчиков, а именно подтверждение границ земельного участка ему принадлежащего, факта изменения общей площади земельного участка и конфигурации его границ, вследствие установления границ земельных участков, принадлежащих в настоящее время.

В соответствии с положениями п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

В соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Площадь определяется с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости", государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений о недвижимом имуществе.

Указанные положения Закона свидетельствуют о том, что земельный участок должен быть индивидуализирован на местности, представлять собой конкретно определенную вещь. При этом, границы участка должны быть описаны и удостоверены, в том числе посредством проведения в отношении каждого конкретного земельного участка землеустроительных работ. Установление границ земельного участка (межевание) является одним из средств его индивидуализации как объекта прав землепользования.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное

В судебном заседании стороны согласились с вариантом № 3, предложенным экспертом в качестве приоритетного при установлении смежной границы земельных участков.

Согласно предложенного варианта граница проходит по прямой линии через точки 20-25-В. Точка 20 расположена на стене жилого дома № 98, далее по стене дома до точки 25, являющейся задним левым углом жилого дома № 98, до точки В, расположенной на расстоянии 0,2 м от точки 6 (крайняя правая точка задней межи земельного участка № 96 в сторону земельного участка № 96. В дополнительном материале экспертами по требованию суда указаны координаты характерных поворотных точек:

Точка 20 (в приложении № 9), соответствующая точке Н8 в межевом плане истца - Х:474979,16; У:1317135,25

Точка 25 (в приложении № 9), соответствующая точкам Н12 и Н13 в межевом плане истца - Х:474974,33; У:1317148,17

Точка В (в приложении № 9), соответствующая точке Н14 в межевом плане истца - Х:474984,08; У:1317179,58.

Согласно положений ст.12 Гражданского кодекса РФ выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.

Предложенные экспертами характерные поворотные точки №№ 20,25 и В заменяют поворотные точки межевого плана с № Н8 по Н14.

Судом также учитывается то обстоятельство, что землеустроительное дело № 6952/98 от 1998 года, подготовленное ОАО "СтавропольТИСИЗ", никем не оспорено, а содержащаяся в нем информация относительно смежной спорной границы земельных участков наиболее достоверна и отвечает принципу допустимости.

Таким образом, с учетом имеющихся в деле письменных доказательств, суд приходит к выводу, что в определении координат смежной границы вышеуказанных спорных земельных участков допущена реестровая ошибка, что привело к пересечению границы данного земельного участка с границами земельных участков, находящихся в собственности истцов, и установленных по результатам их межевания.

С учетом изложенных выше обстоятельств суд считает, что неправильное проведение кадастровых работ по определению границ спорного участка нарушает права истца как собственника земельного участка и препятствует осуществлению его прав, так как наличие неустраненной реестровой ошибки препятствует осуществлению государственного кадастрового учета уточнения границ и площади земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, а, следовательно, суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить частично, с учётом выводов судебной землеустроительной экспертизы.

Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела относятся: суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам; расходы на оплату услуг представителей; почтовые расходы.

В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом была оплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей.

С учетом изложенного суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в части, в размере 150 рублей.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд,

решил:

исковые требования ФИО1 к ФИО7 об установлении границ земельного участка - удовлетворить частично.

Установить границу между земельными участками с кадастровым номером 26:12:030739:2, расположенным по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащим ФИО1 и земельным участком с кадастровым номером 26:12:030739:43, площадью 628 кв.м., расположенного по адресу <адрес обезличен>, принадлежащем ФИО7, по координатам характерных поворотных точек:

Номер

характерной точки

Координата X

Координата Y

н1

474 983,95

1 317 131,24

н2

474 986,79

1 317 140,75

нЗ

474 991,10

1 317 155,04

н4

474 995,22

1 317 169,66

н5

474 997,05

1 317 176,25

нб

474 997,27

1 317 177,01

н7

474 993,21

1 317 178,26

В

474984,08

1317179,58

25

474974,33

1317148,17

20

474979,16

1317135,25

н15

474 973,45

1 317 133,97

н16

474 983,91

1 317 131,09

н1

474 983,95

1 317 131,24

Взыскать с ФИО7 в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в сумме 150 рублей

В удовлетворении требований ФИО1 к ФИО7 в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 10 июля 2019 года.

Судья О.А. Поляков