ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6474/19 от 26.08.2019 Автозаводского районного суда г. Тольятти (Самарская область)

Решение

Именем Российской Федерации

26 августа 2019 года г. Тольятти

Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего судьи Ежова И.М.,

при секретаре Храмовой В.О.,

с участием:

представителя истца – помощника прокурора Зенковой Л.О.,

представителя ответчика Администрации г.о. Тольятти по доверенности ФИО1,

представителя ответчика МБОУ г.о. Тольятти «Школа № 79» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2-6474/2019 по иску прокурора Автозаводского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ г.о. Тольятти «Школа № 79», Администрации г.о. Тольятти об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,

Установил:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБОУ г.о. Тольятти «Школа № 79», Администрации г.о. Тольятти об обязании устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов.

В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Автозаводского района проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В нарушение требований статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ должностными лицами МБУ «Школа № 79» не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Из информации МБУ «Школа № 79» следует, что в образовательном учреждении вход в здание не оборудовано пандусом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно Уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти « Школа № 79», утвержденного распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти 08.06.2015 № 3851-р/З, учредителем Школы является муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти.

Получение МБУ «Школа № 79» доходов от оказания платных услуг не является основанием для освобождения администрации г.о. Тольятти от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по финансированию деятельности МБУ.

Доказательств того, что доход от оказания платных услуг является достаточным для исполнения требований законодательства об оборудовании здания МБУ «Школа » пандусом, не представлено.

На основании указанного, истец просил суд: обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа » (ИНН <***>, дата постановки на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ), в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы, расположенное по адресу: <адрес> пандусом. Обязать администрацию г.о. Тольятти провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству пандусом здания школы МБУ «Школа » по адресу: <адрес>

В ходе судебного разбирательства дела стороной истца ранее заявленные требования были уточнены. Так, истец указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в муниципальном учреждении «Школа » входные двери в здание образовательного учреждения не соответствуют требованиям для беспрепятственного входа для маломобильных групп населения.

Установлено, что ширина дверного проема входной двери равна 87 см, внутренней двери в свету равна 81 см; высота наружного и внутреннего порога равна 2 см, ширина пропускного устройства равна 67 см, ширина металлоискателя 71 см.

Таким образом, вход в общеобразовательное учреждение не соответствует техническим требования СП 59.13330.2016.

На основании указанного, истец просил суд обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «школа » (ИНН <***>, дата постановки на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ), в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <адрес>, б<адрес>, пандусом, входными дверьми, контрольно-пропускными устройствами, соответствующих требованиям технического регламента. Обязать администрацию г.о. Тольятти провести в срок до ДД.ММ.ГГГГ организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству пандусом, входными дверьми, контрольно-пропускными устройствами, соответствующих требованиям технического регламента, здания школы МБУ «школа » по адресу: <адрес>, б<адрес> (л.д. 36-38).

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес>ФИО3, основания и доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, поддерживала в полном объеме. Поясняла, что в ходе проведенной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в муниципальном учреждении « Школа » входные двери в задание образовательного учреждения не соответствуют требованиям для беспрепятственного входа для маломобильных групп населения. Так же необходимо оборудовать задние школы контрольно- пропускными устройствами, пандусами, соответствующим требованиям технического регламента. Школа и Администрация г.о. Тольятти являются субсидиарными ответчиками. Просил суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрация г.о. Тольятти по доверенности ФИО4 (л.д. 49), с уточненными исковыми требованиями не соглашалась, доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, поддерживала в полном объеме. Поясняла, что заявленные требования финансируются в порядке других статей бюджетного плана, так как это дополнительные денежные средства, в основной план бюджета они не входят. Есть приказ «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» от 18.08.2016г., согласно данному приказу, общеобразовательное учреждение должно быть обследовано и по результатам обследования должен быть составлен паспорт. По результатам обследования образовательное учреждение должно отправить нам письмо для того, что бы включить требования о финансировании ремонта входных дверей, пропускных систем и пандусов в бюджетный план. С нашей стороны нарушений нет. Выделение дополнительных денежных средств это не содержание объекта, мы выдаем данные денежные средства по заявлению. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ г.о. Тольятти «Школа » на основании приказа, ФИО5 (л.д. 50), с заявленными уточненными исковыми требованиями соглашалась. Поясняла, что они обращались в департамент образования, им сказали выделять из своих денежных средств, это составляет около 360 000-400 000 рублей. Их бюджет за счет дополнительных платных услуг составляет 600 000 рублей. По поводу увеличения входных дверей, им также сказали выделять из своих денежных средств.

Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ст. 41 Конституцией РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» одними из основных принципов в сфере образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» установлено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденном Приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр. (Далее по тексту - СП 59.13330.2016).

В силу п. 4.4 СП 59.13330.2016, в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 6.1.1 СП 59.13330.2016, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.

Из п. 6.1.2 СП 59.13330.2016 следует, что в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. Их поручни должны соответствовать техническим требованиям к опорным стационарным устройствам. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни. Наружный пандус должен иметь уклон не круче 1:20 (5%). При ограниченном участке застройки или наличии подземных коммуникаций перед входом допускается проектировать пандус с уклоном не круче 1:12 (8%) при длине марша не более 6,0 м. Параметры пандуса следует принимать по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2016, длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 х-1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 х 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.

Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

В соответствии с п.п. 6.1.2, 6.1.5, 6.1.9 технических требований к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата СП 59.13330.2016 (Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденном Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр.) ширина входных дверных проемов принимается по месту от 0,9 до 1,2 м.

Входные двери, доступные для входа инвалидов и МГН, следует проектировать автоматическими, ручными или механическими. Они должны быть хорошо опознаваемыми и иметь знак, указывающий на доступность здания. В проемах дверей, доступных для МГН, допускаются пороги высотой не более 0,014 м. При наличии контроля на входе следует применять контрольно- пропускные устройства и турникеты шириной в свету не менее 0,95 м, приспособленные для пропуска инвалидов на креслах-колясках.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В нарушение требований статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ должностными лицами МБУ «Школа » не принято мер, направленных на предоставление условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Из информации МБУ «Школа » следует, что в образовательном учреждении вход в здание не оборудовано пандусом.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно Уставу муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти « Школа », утвержденного распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ-р/З, учредителем Школы является муниципальное образование - городской округ Тольятти в лице администрации городского округа Тольятти.

Получение МБУ «Школа » доходов от оказания платных услуг не является основанием для освобождения администрации г.о. Тольятти от выполнения возложенных на нее законом обязанностей по финансированию деятельности МБУ.

Доказательств того, что доход от оказания платных услуг является достаточным для исполнения требований законодательства об оборудовании здания МБУ «Школа » пандусом, не представлено.

В ходе разбирательства дела судом было также установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в муниципальном учреждении «Школа » входные двери в здание образовательного учреждения не соответствуют требованиям для беспрепятственного входа для маломобильных групп населения.

Установлено, что ширина дверного проема входной двери равна 87 см, внутренней двери в свету равна 81 см; высота наружного и внутреннего порога равна 2 см, ширина пропускного устройства равна 67 см, ширина металлоискателя 71 см.

Таким образом, вход в общеобразовательное учреждение не соответствует техническим требованиям СП 59.13330.2016.

Учитывая то, что МБОУ г.о. Тольятти «Школа » является объектом массового посещения людей, при указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что выявленные нарушения как в совокупности, так и в частности, не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как вход в здание МБОУ «Школа » не обеспечен для маломобильных групп населения условиями использования в полном объеме для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо с помощью сопровождающего, а также эвакуации в случае чрезвычайной ситуации, в связи с чем, уточненные исковые требования прокуратуры <адрес>, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, истец был освобожден от уплаты госпошлины.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Истец обратился в суд с требованиями неимущественного характера в защиту прав неопределенного круга потребителей, в связи с чем, при определении размера государственной пошлины следует учитывать положения п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которым при подаче искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для физических лиц установлена в размере 300 рублей.

С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, с ответчиков подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей с каждого (одно требование неимущественного характера).

Принимая во внимание вышеизложенное, на основании ст. 3 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ», ст. 15 ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ», ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 2 ст. 29, ст. 45 ГПК РФ, руководствуясь ст. ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Автозаводского района г. Тольятти - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «школа № 79» (ИНН <***>, дата постановки на учет в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ), в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать здание школы, расположенной по адресу: <адрес>, б-<адрес>, пандусом, входными дверьми, контрольно-пропускными устройствами, соответствующих требованиям технического регламента.

Обязать администрацию г.о. Тольятти провести в срок до 01.09.2020 г. организационные мероприятия по финансированию работ по обустройству пандусом, входными дверьми, контрольно-пропускными устройствами, соответствующих требованиям технического регламента, здания школы МБУ «школа № 79» по адресу: <адрес>.

Взыскать с Администрации г.о. Тольятти в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «школа № 79» в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области.

Решение изготовлено в окончательной форме в течение 5 рабочих дней – 02.09.2019 года.

Судья И.М. Ежов