ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-647/2022 от 04.10.2022 Кирсановского районного суда (Тамбовская область)

Гр.дело № 2-647/2022

68RS0010-01-2022-001042-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кирсанов 04 октября 2022 года

Кирсановский районный суд Тамбовской области в составе:

председательствующего судьи Королевой Н.Б.,

при секретаре Черкасове С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирсановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Иноковского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о возложении обязанности разработать паспорт захоронения и установить мемориальный знак,

У С Т А Н О В И Л :

Кирсановский межрайонный прокурор обратился в Кирсановский районный суд Тамбовской области с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Иноковского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области о возложении обязанности разработать паспорт захоронения – братская могила в с.1-я Иноковка ФИО4 и установить мемориальный знак.

В обоснование исковых требований указал, что Кирсановской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка законодательства в сфере увековечения памяти погибшим при защите Отечества.

В ходе проверки установлено, что на территории Иноковского сельсовета Кирсановского района имеется захоронение – братская могила в с.1-я Иноковка ФИО4 Согласно учетной карточке воинского захоронения , составленной ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Иноковского сельсовета Кирсановского района, воинское захоронение представляет собой – обелиск, установлен односельчанам, погибшим в 1920-1921 годы, на кладбище в с.1-я Иноковка.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Вместе с тем, администрацией Иноковского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области не разработан паспорт захоронения - братская могила в с.1-я Иноковка ФИО4, не установлен мемориальный знак.

Просит суд обязать администрацию Иноковского сельского совета Кирсановского района Тамбовской области разработать паспорт захоронения - братская могила в с.1-я Иноковка ФИО4 и установить мемориальный знак.

В судебном заседании помощник Кирсановского межрайонного прокурора Краюхин С.Б. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме. Не возражал об установлении срока исполнения решения в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель ответчика - администрации Иноковского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.

Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 14.01.1993 №4292-­1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» (далее - Закон) основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:

- сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;

- сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;

- проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;

- создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;

- публикации в средствах массовой информации и в информационно ? телекоммуникационной сети «Интернет» материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;

- присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;

- занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;

- установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.

В силу ст.5-7 Закона РФ от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» воинские захоронения подлежат государственному учету.

На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14.10.2021 №605 утвержден Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений.

Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями, и объектам являются воинскими захоронениями.

К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей и океанов, места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с экипажами.

Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.

Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.

Статьями 10-12 Закона РФ от 14.01.1993 №4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» предусмотрено, что руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения - органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях.

Судом установлено, что Кирсановской межрайонной прокуратурой в соответствии с заданием прокуратуры области проведена проверка законодательства в сфере увековечения памяти погибшим при защите Отечества.

В ходе проверки установлено, что на территории Иноковского сельсовета Кирсановского района имеется захоронение – братская могила в с.1-я Иноковка ФИО4

Согласно учетной карточке воинского захоронения , составленной ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Иноковского сельсовета Кирсановского района, воинское захоронение представляет собой - обелиск, установлен односельчанам, погибшим в 1920-1921 годы, на кладбище в с.1-я Иноковка.

Вместе с тем, администрацией Иноковского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области не разработан паспорт захоронения - братская могила в с.1-я Иноковка ФИО4, не установлен мемориальный знак.

При указанных обстоятельствах суд находит заявленные требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, и если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает возможным установить срок для исполнения требований в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кирсановского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Обязать администрацию Иноковского сельсовета Кирсановского района Тамбовской области разработать паспорт воинского захоронения - братская могила в с.1-я Иноковка ФИО4, и установить мемориальный знак, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тамбовского областного суда через Кирсановский районный суд Тамбовской области в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05.10.2022.

Судья: