РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2012 года Дело № 2-6486/2012 г. Абакан, РХ
Абаканский городской суд Республики Хакасия
В составе председательствующего судьи Балашовой Т.А.,
При секретаре Сухановой И.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству о понуждении совершить определенные действия, указывая, что на территории <адрес> имеется памятник историко-культурного наследия федерального значения «Сулекская писаница (Сулекское городище и писаница)», местонахождение <адрес>, который поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№.Кроме того, имеются памятники историко-культурного наследия регионального значения: «Первый Сундук», местонахождение <адрес>, который поставлен на государственную охрану приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№; «Четвертый Сундук», местонахождение <адрес>, который поставлен на
государственную охрану приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№. Указывает на то, что в нарушении требования федерального законодательства, границы территории объектов культурного наследия федерального и регионального значения не установлены и не утверждены, не определены и не утверждены предметы охраны объектов культурного наследия федерального значения (особенности объектов, послужившие основанием для включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению). Охранные обязательства собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального и регионального значения не оформлены, объекты федерального и регионального значения в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не зарегистрированы. Просит обязать Министерство устранить допущенные нарушения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации путем проведения следующих мероприятий на объекте культурного наследия федерального значения «Сулекская писаница»:
утвердить границы объекта как границы территории объекта
культурного наследия федерального значения;
земельный участок в границах территории объекта культурного
наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного
назначения;
утвердить предмет охраны объекта культурного наследия (особенности
объекта, послужившие основанием для включения в единый государственный
реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению);
оформить охранное обязательство собственника (пользователя) объекта
культурного наследия;
подготовить и направить документацию, необходимую для регистрации
объектов в Едином государственном реестре объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На объектах культурного наследия регионального значения «Первый Сундук» и «Четвертый Сундук»:
установить и утвердить границы объектов как границы территории
объектов культурного наследия регионального значения;
земельные участки в границах территории объектов культурного
наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного
назначения;
определить и утвердить предметы охраны объектов культурного
наследия (особенности объектов, послужившие основанием для включения их в
единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих
обязательному сохранению);
оформить охранные обязательства собственников (пользователей)
объектов культурного наследия;
- подготовить и направить документацию, необходимую для регистрации
объектов в Едином государственном реестре объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес суда от и.о.прокурора <адрес> поступило заявление об уточнении исковых требования, согласно которого просит обязать Министерство устранить допущенные нарушения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации до ДД.ММ.ГГГГ путем совершения следующих действий:
На объекте культурного наследия федерального значения «Сулекское городище и писаница»:
- утвердить границы объекта как границы территории объекта культурного наследия федерального значения;
- земельный участок в границах территории объекта культурного наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного назначения;
- оформить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия;
- подготовить и направить документацию, необходимую для регистрации объектов в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На выявленных объектах культурного наследия «Све Онло» и «Писаница Четвертый Сундук»:
- установить и утвердить границы объектов как границы территории объектов культурного наследия регионального значения;
- земельные участки в границах территории объектов культурного наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного назначения;
- определить и утвердить предметы охраны объектов культурного наследия (особенности объектов, послужившие основанием для включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению);
- подготовить и направить документацию, необходимую для регистрации объектов в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Суд в силу ст. 39 ГПК РФ принял к рассмотрению уточненные исковых требований, поступившее от и.о.прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Артонов В.В. уточненные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Министерства ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования признала в полном объеме, кроме требования по оформлению охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия федерального значения «Сулекское городище и писаница».
Третье лицо Управление своего представителя в суд не направило, представило в суд письменный отзыв, в котором просило рассмотреть дело в свое отсутствие и указало, что Управление действует на основании Положения о территориальном органе Министерства культуры РФ, утвержденного приказом Минкультуры России от 14.11.2011 № 1059, в соответствии с п. 5 Положения Управление осуществляет на соответствующей территории деятельности государственный контроль и надзор, в том числе: за выполнением условий охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия федерального значения и пользователей указанных охранных обязательств; за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, с правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативных правовых актов или о внесении в них изменений; за полнотой и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с правом проведения проверок, направления обязательных для исполнения предписаний. Средне-Сибирское управление Минкультуры России поддерживает исковые требования. Установление и утверждение границ территорий объектов культурного наследия, определение и утверждение их предметов охраны, регистрация объектов культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации позволит органу охраны объектов культурного наследия исполнить требование п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации; выдать собственникам объектов культурного наследия, включенных в реестр паспорта объектов культурного наследия, в которые вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре; установить и утвердить границы зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица - Средне-Сибирского управления Минкультуры России.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив в совокупности, представленные по делу доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.
Согласно ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В преамбуле Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом № 73-ФЗ. Вопросы отнесения земель к категориям и перевод их из одной категории в другую регулирует Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (далее -ЗК РФ). Согласно ст. 8 ЗК РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами, в частности Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ). В силу ограничения, предусмотренного ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 172-ФЗ, перевод земель населённых пунктов или земельных участков в составе земель указанной категории в земли особо охраняемых территорий и объектов не допускается. Перевод земель иных категорий (например, сельскохозяйственных угодий) в земли особо охраняемых территорий и объектов возможен только в случае создания особо охраняемых территорий либо создания туристско-рекреационных особых экономических зон, а также в иных установленных ЗК РФ и другими федеральными законами случаях. В соответствии с ч. 3 ст. 94 ЗК РФ порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 94 ЗК РФ). Абзацем 2 ч. 10 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, включённые в состав зоны особо охраняемых территорий историко-культурного назначения используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94 и ст. 99 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли:
1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.
2. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Из сообщения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории <адрес> расположено два объекта культурного наследия регионального значения:
«Первый Сундук», местонахождение <адрес>, который поставлен на государственную
охрану приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№;
«Четвертый Сундук», местонахождение <адрес>, который поставлен на
государственную охрану приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№.
Из ответа на запрос директора ГКУ РХ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес>, утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, в перечне планируемых к созданию особо охраняемых природных территорий в <адрес> значится памятник природы «Горная гряда «Сундуки». Данная территория внесена в Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий в <адрес> как планируемый памятник природы регионального значения общей площадью <данные изъяты> га.
Из информации главы Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что разрабатываемые и утвержденные Администрацией <данные изъяты> документы территориального планирования и территориального зонирования содержат сведения об имеющихся на территории <данные изъяты> объектах культурного наследия. В настоящее время на данные объекты не разработаны зоны охраны.
В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся в том числе:
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением (пп. 1 ст. 9.2);
разработка и реализация региональных программ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (пп. 2 ст. 9.2);
государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения (пп. 4 ст. 9.2).
Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя в том числе:
государственный учёт объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;
согласование в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также; решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;
контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия;
установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;
установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений;
контроль за состоянием объектов культурного наследия; а также иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
Из искового заявления следует, что прокуратурой <адрес> во исполнение задания Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка состояния законности в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории <адрес>, в результате которой выявлены следующие нарушения обязательных требований:
- подпункта 11 пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73 –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации – не установлены и утверждены границы территории объектов культурного наследия федерального и регионального значения;
- статьи 5 Федерального закона № 73-ФЗ, статьи 94 и 99 Земельного кодекса РФ – земельные участки в границах территории объектов культурного наследия федерального и регионального значения не отнесены к категории земель особо охраняемых территорий и объектов с целевым историко-культурным назначением;
- статьи 17, пункта 3 статьи 52 Федерального закона № 73-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 555- не определены и не утверждены предметы охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (особенности объектов, послужившие основанием для включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению);
- глав VIII, IX и X Федерального закона № 73-ФЗ, пункта 78 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 13.05.1986 № 203, - не оформлены охранные обязательства собственников (пользователей) объектов культурного наследия федерального и регионального значения;
- пункта 1 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ – объекты культурного наследия федерального и регионального значения не зарегистрированы в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По мнению суда, установление и утверждение границ территорий объектов культурного наследия, определение и утверждение их предметов охраны, регистрация объектов культурного наследия в реестре позволит органу охраны объектов культурного наследия исполнить требование п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ:
выдать собственникам объектов культурного наследия, включенных в реестр, паспорта объектов культурного наследия, в которые вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре (форма паспорта утверждена приказом Минкультуры России от 11.11.2011 № 1055, Положение о реестре утверждено приказом Минкультуры России от 03.10.2011 № 954);
установить и утвердить границы зон охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон.
В соответствии с п. 13 ст. 6 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 № 105-ЗРХ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Хакасия» Правительство Республики Хакасия утверждает границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 28.05.2009 № 231 (в ред. от 11.02.2011) «Об утверждении Положения о Министерстве культуры Республики Хакасия», в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации в Республике Хакасия Министерство осуществляет полномочия по государственному контролю в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; осуществляет мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Хакасия, а также объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности в соответствии с действующим законодательством; подготавливает и направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и надзор за законодательством в области охраны культурного наследия документации: необходимую для включения в Единый государственный «реестр выявленных объектов культурного наследия; осуществляет оформление и выдача охранных обязательств собственникам и пользователям объектов культурного наследи федерального значения (по согласованию с федеральным органе исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор за законодательством в области охраны культурного наследия) и объекте культурного наследия регионального значения; осуществляет мероприятия по установлению границ территории объекта культурного наследия и определению его предмета охраны.
Таким образом, с целью отнесения земельных участков в границах территории объектов культурного наследия к категории земель особо охраняемых территорий историко-культурного назначения Министерству культуры Республики Хакасия надлежит провести организационные и иные мероприятия, предусмотренные Положением о зонах охраны, Положением о Минкультуры Хакасии, необходимые для реализации указанных полномочий Правительства Республики Хакасия.
Согласно Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности (п.1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1).
Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации относятся к объектам, составляющим основу национального богатства и относятся исключительно к федеральной собственности ( п. 3 Приложения 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1).
На основании постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№ объект культурного наследия федерального значения «Сулекское городище и писаница» находится под государственной охраной, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании п. 1 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В силу абз.3 ст.3 Федерального закона № 73-ФЗ объект «Сулекское городище и писаница» является объектом археологического наследия.
В связи с изложенным, довод представителя ответчика об отсутствии собственника вышеуказанного объекта культурного наследия федерального значения «Сулекское городище и писаница», не состоятелен, поскольку указанный объект культурного наследия составляет основу национального богатства страны и относится исключительно к федеральной собственности.
В связи с изложенным, ответчик обязан к исполнению требований закона об оформлении охранного обязательства собственника данного объекта. В связи с чем, требование истца об обязании ответчика подготовить и направить документацию, необходимую для регистрации объекта «Сулекское городище и писаница» в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации..
При таких обстоятельствах, с учетом мнения представителя ответчика, которая в остальном согласилась с требованиями прокурора, их признав, суд полагает возможным принять признание части иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц. Суд полагает, что требования прокурора являются законными и обоснованными, поэтому Министерство обязано устранить допущенные нарушения законодательства, перечисленные выше, вследствие чего требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Министерство устранить допущенные нарушения законодательства об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов Российской Федерации) до ДД.ММ.ГГГГ путем совершения следующих действий:
На объекте культурного наследия федерального значения «Сулекское городище и писаница»:
- утвердить границы объекта как границы территории объекта культурного наследия федерального значения;
- земельный участок в границах территории объекта культурного наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного назначения;
- оформить охранное обязательство собственника объекта культурного наследия;
- подготовить и направить документацию, необходимую для регистрации объектов в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
На выявленных объектах культурного наследия «Све Онло» и «Писаница Четвертый Сундук»:
- установить и утвердить границы объектов как границы территории объектов культурного наследия регионального значения;
- земельные участки в границах территории объектов культурного наследия отнести к зоне особо охраняемых территорий историко-культурного назначения;
- определить и утвердить предметы охраны объектов культурного наследия (особенности объектов, послужившие основанием для включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и подлежащих обязательному сохранению);
- подготовить и направить документацию, необходимую для регистрации объектов в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Судья: Т.А. БАЛАШОВА
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.