ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-6488/13 от 12.09.2013 Центрального районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2-6488/13

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи – Полянского О.А.,

при секретаре судебного заседания – Ахмедовой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 12 сентября 2013 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства ... к ФИО1 о возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет лесного хозяйства Волгоградской области обратился в суд с иском к ФИО1 о возложении обязанностей.

Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с п. 1.1 «Положения об Управлении лесного хозяйства Администрации Волгоградской области», утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ №... Комитет лесного хозяйства Волгоградской области (постановление Губернатора Волгоградской области от 26.03.2012 № 75 о переименовании Управление лесного хозяйства Администрации Волгоградской области в Комитет лесного хозяйства Волгоградской области) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Волгоградской области, в том числе уполномоченным осуществлять полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Волгоградской области.

ФИО1 является арендатором лесного участка предоставленного ему в аренду Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области для осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды лесного участка №... от ДД.ММ.ГГГГ., зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ., № регистрации: №...

Лесной участок, предоставленный в аренду, имеет местоположение: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Среднеахтубинское лесничество, Среднеахтубинское участковое лесничество, квартал 22, выдел 15, площадью 0,85 га. Номер учетной записи в государственном лесном реестре №...

Частью 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, Арендодатель предоставляет Арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного Кодекса Российской Федерации.

Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности (п.п.8 п. 1 ст. 25 ЛК РФ) в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Согласно п.п. 11 «а» п. 3 указанного договора аренды, Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка, после государственной регистрации Договора, подписания сторонами акта приёма-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением № 5 к Договору, и представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями Договора.

На основании п.п. 12 «в» п. 3 договора аренды Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

В ходе проведения анализа исполнения арендаторами лесных участков требований федерального законодательства о разработке проекта освоения лесов, установлено, что Арендатором лесного участка ФИО1 с момента регистрации договора аренды лесного участка, а именно с 22.06.2009г. и до настоящего времени не разработан проект освоения лесов на арендуемый лесной участок и не представлен на государственную экспертизу.

Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного Кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3.1 ч. 10 ст. 83, 89 Лесного кодекса РФ, ст. 29 ФЗ от 27.07. 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011г. № 369-п «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг» утвержден административный регламент проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов устанавливающий порядок предоставления комитетом лесного хозяйства Волгоградской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Административный регламент определяет порядок подготовки документов, сроки и последовательность действий (административных процедур), необходимых для проведения экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, оценки соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану Волгоградской области и законодательству Российской Федерации.

Согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 22 декабря 2011 года № 545 г. Москва «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.

Срок действия разрабатываемых проектов определяется с учетом срока действия лесохозяйственного регламента Среднеахтубинского лесничества.

Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Исходя из ч. 1, 2, 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Мер противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В то время как в каждом проекте освоения лесов указаны положения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Данные мероприятия разрабатываются в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах. Отсутствие проектов освоения лесов с разработанными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, при сложившейся в последнее время пожароопасной обстановке в регионе, способствует распространению пожаров и негативному воздействию на окружающую среду.

В нарушение указанных выше положений, а также условий договора, на протяжении более 3 (трех) лет Арендатором ФИО1 не разработан проект освоения лесов на арендуемый лесной участок и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представлен на государственную экспертизу.

Таким образом, законодательно однозначно закреплено, что с целью рационального, безопасного использования лесов и их охраны, лица, которым лесные участки предоставлены в аренду и постоянное (бессрочное) пользование обязаны в установленном порядке разрабатывать проекты освоения лесов с проведением последующей государственной экспертизы проектов.

На основании изложенного просят обязать ФИО1 разработать проект освоения лесов для арендуемого лесного участка: - площадью 0,85 га, имеющего местоположение ..., Среднеахтубинское лесничество, Среднеахтубинское участковое лесничество, квартал 22 выдел 15. Номер учетной записи в государственном лесном реестре №... и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание представитель истца Комитета лесного хозяйства Волгоградской области, третьего лица ГКУ ВО «Среднеахтубинское лесничество» и ответчик ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке.

Принимая во внимание, что ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, а истец не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства, то суд находит возможным в соответствии с ч.1 ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в порядке заочного производства.

Суд, исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1.1 «Положения об Управлении лесного хозяйства Администрации Волгоградской области», утвержденного постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 22.12.2006 г. № 1623 Комитет лесного хозяйства Волгоградской области (постановление Губернатора Волгоградской области от 26.03.2012 № 75 о переименовании Управление лесного хозяйства Администрации Волгоградской области в Комитет лесного хозяйства Волгоградской области) является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов на территории Волгоградской области, в том числе уполномоченным осуществлять полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, переданные органам государственной власти Волгоградской области.

Частью 1 ст. 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, Арендодатель предоставляет Арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного Кодекса Российской Федерации.

Леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности (п.п.8 п. 1 ст. 25 ЛК РФ) в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В силу п. 2 ст. 314 ГК РФ в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Лесного Кодекса Российской Федерации. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Проект освоения лесов, согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 Лесного кодекса РФ, подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

В соответствии с п. 3.1 ч. 10 ст. 83, 89 Лесного кодекса РФ, ст. 29 ФЗ от 27.07. 2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Администрации Волгоградской области от 25.07.2011г. № 369-п «О разработке и утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг» утвержден административный регламент проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов устанавливающий порядок предоставления комитетом лесного хозяйства Волгоградской области государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.

Административный регламент определяет порядок подготовки документов, сроки и последовательность действий (административных процедур), необходимых для проведения экспертной комиссией по проведению государственной экспертизы проекта освоения лесов, оценки соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесному плану Волгоградской области и законодательству Российской Федерации.

Согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 22 декабря 2011 года № 545 г. Москва «Об утверждении Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» утвержден Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов.

Срок действия разрабатываемых проектов определяется с учетом срока действия лесохозяйственного регламента Среднеахтубинского лесничества.

Согласно ч. 1, 2, 4, 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов; 2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; 3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; 4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Исходя из ч. 1, 2, 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Мер противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В то время как в каждом проекте освоения лесов указаны положения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов. Данные мероприятия разрабатываются в соответствии с правилами пожарной безопасности в лесах. Отсутствие проектов освоения лесов с разработанными мероприятиями по охране, защите и воспроизводству лесов, при сложившейся в последнее время пожароопасной обстановке в регионе, способствует распространению пожаров и негативному воздействию на окружающую среду.

Судом на основании исследованных в судебном заседании допустимых и достоверных доказательств установлено, что ФИО1 является арендатором лесного участка предоставленного ему в аренду Управлением лесного хозяйства Администрации Волгоградской области для осуществления рекреационной деятельности на основании договора аренды лесного участка №... зарегистрированного №...., № регистрации: №...

Лесной участок, предоставленный в аренду, имеет местоположение: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, Среднеахтубинское лесничество, Среднеахтубинское участковое лесничество, квартал 22, выдел 15, площадью 0,85 га. Номер учетной записи в государственном лесном реестре №...

Согласно п.п. 11 «а» п. 3 указанного договора аренды, Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка, после государственной регистрации Договора, подписания сторонами акта приёма-передачи лесного участка в аренду, предусмотренного приложением № 5 к Договору, и представления Арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями Договора.

На основании п.п. 12 «в» п. 3 договора аренды Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы или муниципальной.

Согласно результатам анализа исполнения арендаторами лесных участков требований федерального законодательства о разработке проекта освоения лесов, выполненного истцом, установлено, что Арендатором лесного участка ФИО1 с момента регистрации договора аренды лесного участка, а именно с ДД.ММ.ГГГГ. и до настоящего времени не разработан проект освоения лесов на арендуемый лесной участок и не представлен на государственную экспертизу.

В нарушение указанных выше положений действующего законодательства, а также условий договора, на протяжении более 3 (трех) лет Арендатором ФИО1 не разработан проект освоения лесов на арендуемый лесной участок и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не представлен на государственную экспертизу.

С учетом изложенных обстоятельств суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комитета лесного хозяйства Волгоградской области к ФИО1 о возложении обязанностей – удовлетворить.

Обязать ФИО1 разработать проект освоения лесов для арендуемого лесного участка: - площадью 0,85 га, имеющего местоположение ..., Среднеахтубинское лесничество, Среднеахтубинское участковое лесничество, квартал 22 выдел 15. Номер учетной записи в государственном лесном реестре №... и получить по нему положительное заключение государственной экспертизы в пятимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.

Судья- О.А. Полянский

...