ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-648/14 от 30.07.2014 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

 Дело № 2-648/14.

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 30 июля 2014 год                       г. Благовещенск

 Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хисматуллиной И.А., при секретаре Артемьевой Л.А., с участием представителей истца ФИО1- ФИО2, ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ.), представителя ответчика администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ФИО4 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ.), представителя третьего лица администрации сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Благовещенский район РБ главы администрации ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании обустроить ливневую канализацию

 У С Т А Н О В И Л:

 ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Благовещенского района Республики Башкортостан об обязании обустроить ливневую канализацию для отвода общественных талых и дождевых вод от её участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, <...>.

 В обоснование иска ФИО1 указала, что она унаследовала жилой дом, построенный в 1955 году, находящийся по адресу: <адрес>. При благоустройстве дома она столкнулась с проблемой отвода талых и дождевых вод, т.е. с устройством местной канализации, способной быстро отвести большое количество талой (и) или дождевой воды без ущерба для дома и надворных построек. За зиму накапливается большое количество осадков в виде снега на огромной площади, включающей в себя не только её огород, но и огороды соседей справа, с Верхней улицы, а также с муниципальной территории вплоть до дороги Уфа-Бирск. Весь скопившийся за зиму снег в конце марта начинает интенсивно таять, земля мерзлая, не пропускает воду, вся вода по уклону катится на её участок. Также при сильных ливневых дождях вода, собираясь с той же площади, течет через её двор. Раньше вода протекала через дренаж, проходящий вдоль её дома, способный отвести эти воды, который проходил через границы участка с соседом по <адрес>, и вода уходила на улицу в специально оборудованную канаву, никому не принося вреда. Впоследствии сосед этот природный дренаж в 2013 году перекрыл, чем нарушил ст.35 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды». В результате этого, весной 2013 года её двор превратился в зыбкую топь, талая вода затопила её подпол, подтопила сарай, а так как она, являясь дачницей, зимой не жила в доме, то вода долго стояла в подполе, чем разрушала дом, фактически происходит порча недвижимого имущества. Кроме того, талые и дождевые воды весьма загрязнены. Статьей 3 Федерального закона №7 «Об охране окружающей среды» определена ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов. Она неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбой отвести текущие со всего села талые (дождевые) воды от её участка, но не нашла понимания и поддержки.

 В предварительном судебном заседании от 15 июля 2014г. представитель истца ФИО2 уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан обустроить открытую ливневую канализацию для отвода общественных талых вод от участка, расположенного по адресу: <адрес>.

 Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

 Представители истца ФИО3, ФИО2 просили исковые требования удовлетворить, по основаниям изложенным в иске, суду показали, что ФИО6 является собственником <адрес> с 2009 года. Дом используется ей как дача, поэтому она постоянно там не проживает. В деревне отсутствует ливневая канализация, поэтому из-за обильных талых вод и дождей ежегодно её земельный участок заливает водой, от чего портится её имущество. Она неоднократно обращалась с заявлениями об устранении нарушенных прав, однако до настоящего времени нарушения не устранены. Полагают, что Федеральным законом №390 «О безопасности» определяющим основные принципы и содержание деятельности по обеспечению экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязанность по устранению данного нарушения возлагается на Администрацию муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.

 Представитель ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район ФИО4 просила в удовлетворении иска отказать, поскольку вопрос по водоотведению талых и дождевых вод на территории сельских поселений не относится к полномочиям Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан. Согласно п.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоотведения в границах сельского поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

 Привлеченные в качестве третьего лица, глава Администрации сельского поселения Николаевский сельский совет Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ФИО5 просила в удовлетворении иска отказать, суду показала, что сельское поселение, где истец имеет в собственности дом и земельный участок, расположено географически под уклоном, в связи с чем, скапливающаяся вода от осадков и стекает к жилым домам. Ранее жители по согласованию друг с другом выкапывали канавы для стока воды на своих земельных участках. Но в настоящее время между соседями имеется конфликт. До обращения ФИО1 с иском в суд, в мае 2014 года администрацией сельского поселения Николаевский сельский совет, уже была прорыта канава для отвода талых вод, поскольку вопрос по водоотведению на территории сельского поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.

 Суд, выслушав представителей истца ФИО3, ФИО2, представителя ответчика Администрации муниципального района Благовещенский район ФИО4, представителя третьего лица Администрации сельского поселения Николаевский сельский совет Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ФИО5, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 В соответствии с нормами ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды"№7-ФЗ от 10.01.2002г. управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

 В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

 По смыслу статьи 131 (часть 1) в ее связи со статьями 12 и 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации, городские и сельские муниципальные образования как таковые предназначены для решения вопросов местного значения (которые могут быть решены данным поселением самостоятельно, под свою ответственность), а не вопросов, которые по существу должны решаться посредством государственной власти.

 Район, непосредственно входящий в состав республики, может включать в себя ряд городских и сельских поселений, каждое из которых согласно статье 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации имеет право быть муниципальным образованием и наделяется всеми правами, предусмотренными ее статьями 130, 131, 132.

 Статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В силу указанной выше нормы, вопросами местного значения считаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

 В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 года N 131-ФЗ организация в границах поселения водоотведения (ливневой канализации), относятся к вопросам местного значения поселения.

 В соответствии со статьей 1 Устава муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан принятым Советом муниципального района Благовещенский район от 21 мая 2012 года №55-62 Муниципальный район Благовещенский район Республики Башкортостан - муниципальное образование, в границах которого местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Башкортостан.

 Согласно статье 2 Устава в соответствии с Законом Республики Башкортостан « О границах и статусе административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» в состав муниципального района входят городское поселение, а также сельские поселения, в том числе Николаевский сельский совет.

 В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о наследстве, а также свидетельствами о государственной регистрации права ( л.д.7-12).

 Таким образом, судом установлено, что земельный участок и жилой дом истца, расположены на территории Администрации сельского поселения Николаевский сельский совет Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан.

 В соответствии с Уставом сельского поселения Николаевский сельский совет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, принятым Советом сельского поселения Николаевский сельсовет МР Благовещенский район РБ №27-1 от 26 ноября 2013 года к вопросам местного значения Сельского поселения относится организация в границах Сельского поселения водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской федерации (п.4 ч.1 ст.3 Устава)

 Решением Совета сельского поселения Николаевский сельсовет МР Благовещенский район РБ №10-5 от 18 апреля 2012 года утверждены Правила благоустройства и санитарного содержания территории сельского поселения Николаевский сельский совет. Целями настоящих Правил являются, в том числе обеспечение охраны окружающей среды, создание нормативных санитарно-гигиенических условий на территории поселения, сохранения жизни и здоровья населения. Задачами Правил являются в том числе достижение благоприятной экологической обстановки в сельском поселении Николаевский сельский совет.

 Таким образом, вопрос об организации в границах поселения водоотведения? в том числе и общественных талых, а также дождевых вод, относятся к вопросам местного значения поселения. Следовательно, в данном случае Администрация муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан не является надлежащим ответчиком по делу.

 Поскольку истец настаивал на рассмотрении дела к указанному в исковом заявлении ответчику, суд в соответствии с частью 2 статьи 41 Гражданского процессуального кодекса РФ рассматривает дело по предъявленному иску.

 Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку требования по настоящему делу предъявлены к ненадлежащему ответчику, указанные обстоятельства являются основанием для отказа в удовлетворении иска. При этом отказ в иске не препятствует обращению истца с указанными требованиями к надлежащему ответчику.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

 Р Е Ш И Л:

 В иске ФИО1 к Администрации муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об обязании обустроить открытую ливневую канализацию для отвода общественных талых вод от участка, расположенного по адресу: <адрес>, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.

 Председательствующий:        И.А. Хисматуллина

 Председатель суда З.А. Вагапов

 Решение не вступило в законную силу