Дело №2-648/2018 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 15 октября 2018 года г.Советский Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе: председательствующего судьи Кобцева В.А., при секретаре Нечаевой Т.В., с участием представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управление технологического транспорта-1» к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Советский центр занятости населения» о признании незаконными и отмене решений о сохранении средней заработной платы работнику за четвертый и пятый месяцы со дня увольнения, УСТАНОВИЛ: ООО «Управление технологического транспорта-1» (далее по тексту- ООО «УТТ-1») обратилось в суд с иском к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Советский центр занятости населения» (далее по тексту- КУ «СЦЗН»), в котором просило признать незаконными и отменить решения ответчика от 13.06.2018 №360 и от 04.07.2018 №412 о сохранении средней заработной платы на период трудоустройства за четвертый и пятый месяцы со дня увольнения ФИО2. В обоснование заявленных требований истцом было указано, что ФИО2 состоял в трудовых отношениях с ООО «УТТ-1» с (дата) по (дата), уволен по п.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ, в связи с ликвидацией организации. Решениями ответчика от 13.06.2018 №360 и от 04.07.2018 №412 за ФИО2, как обратившимся в орган службы занятости в месячный срок после увольнения и не трудоустроенным в установленный законом срок, признано право на сохранение за ним средней заработной платы в течение четвертого и пятого месяцев со дня увольнения. Данные решения истец полагает незаконным, так как основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое должно быть обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы. Дело рассмотрено в отсутствие представителя истца и третьего лица ФИО2, извещенных о месте и времени судебного разбирательства. В материалы дела стороной ответчика представлены письменные возражения на иск, где указано, что при принятии оспариваемых решений КУ «СЦЗН» рассматривались заявления ФИО2 о выдаче решений о сохранении среднего заработка за четвертый и пятый месяцы со дня увольнения по последнему месту работы от (дата) и от (дата) с приложенными листами самостоятельного поиска работы по имеющимся у гражданина профессии, образованию и опыту работы. В листах поиска работы отражены результаты посещения нескольких работодателей, с отметками об отсутствии вакансий. Кроме того, ФИО2 были представлены справки о задолженностях заемщика по кредитному договору. Участвующая в судебном заседании представитель ответчика ФИО1, поддержала довод, изложенный в письменных возражениях на иск, заявив, что самостоятельный поиск работы, а также наличие кредитных обязательств, согласно Методическим рекомендациям по порядку выдачи решения органом службы занятости населения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, являются основаниями для признания исключительным случая при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка. Просила отказать в удовлетворении искового требования ООО «УТТ-1». Заслушав возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (статьи 313 - 327). Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи). Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса РФ. Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса РФ). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ). Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса РФ). Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Как указано в п.15 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного. Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО2 работал в ООО «УТТ-1» водителем автомобиля в автоколонне №1 Урайского филиала, расположенной в местности, которая отнесена к районам Крайнего Севера. Приказом работодателя от (дата) ФИО2 уволен с работы (дата) по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (в связи с ликвидацией организации). (дата) ФИО2 обратился в КУ «СЦЗН» с заявлениями о содействии в поиске подходящей работы и о предоставлении государственной услуги по информированию о положении на рынке труда. В течение шести месяцев ФИО2 регулярно (ежемесячно) обращался в центр занятости населения за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен, в связи с отсутствием вариантов подходящей для него работы. (дата) ФИО2 обратился в КУ «СЦЗН» с заявлением о выдаче ему решения о сохранении среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения по последнему месту работы. В обоснование заявленного требования ФИО2 указал на наличие исключительных обстоятельств подтверждающих самостоятельный поиск работы и наличие кредитных обязательств. К указанному заявлению ФИО2 были приложены лист самостоятельного поиска работы, с отметками об отсутствии у работодателей вакансий, а также справка ПАО «Сбербанк России» о наличии у ФИО2 задолженности по кредитному договору в сумме 183 480,63 руб. по состоянию на (дата). (дата) КУ «СЦЗН» принято решение (номер) о сохранении за ФИО2, уволенным из ООО «УТТ-1», средней заработной платы за четвертый месяц со дня увольнения. (дата) ФИО2 обратился в КУ «СЦЗН» с заявлением о выдаче ему решения о сохранении среднего заработка за четвертый месяц со дня увольнения по последнему месту работы. В обоснование заявленного требования ФИО2 указал на наличие исключительных обстоятельств подтверждающих самостоятельный поиск работы и наличие кредитных обязательств. К указанному заявлению ФИО2 были приложены лист самостоятельного поиска работы, с отметками об отсутствии у работодателей вакансий, а также справка ПАО «Сбербанк России» о наличии у ФИО2 задолженности по кредитному договору в сумме 181 213,10 руб. по состоянию на (дата). (дата) КУ «СЦЗН» принято решение (номер) о сохранении за ФИО2, уволенным из ООО «УТТ-1», средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения. Суд не усматривает оснований для признания оспариваемых решений незаконными. Департаментом труда и занятости населения ХМАО - Югры (распоряжение от 14.06 2017 №17-р-200) в целях единообразного применения положений статей 178, 318 Трудового кодекса РФ, с учетом Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, утверждены Методические рекомендации по порядку выдачи решения органом службы занятости населения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации (далее по тексту- Методические рекомендации). В пункте 7 Методических рекомендаций предусмотрено, что при рассмотрении комиссией вопроса о выдаче решения о сохранении среднего месячного заработка и установлении исключительного случая учитывается представленный гражданином любой из документов, подтверждающий наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми за указанным работником сохраняется средний месячный заработок, в том числе: подтверждающих самостоятельный поиск работы (скриншот отправленных резюме в организации, отметка о приеме резюме в организации, отметка об отказе работодателя от предлагаемой кандидатуры, лист самостоятельного поиска работы по прилагаемой рекомендуемой форме), наличие кредитных обязательств. Поскольку ФИО2 при обращении в КУ «СЦЗН» с заявлениями о выдаче ему решений о сохранении среднего заработка за четвертый и пятый месяцы со дня увольнения по последнему месту работы были представлены листы самостоятельного поиска работы и справки о наличии кредитных обязательств, то ответчик правомерно признал данные обстоятельства исключительными и удовлетворил данные заявления ФИО2, приняв вышеназванные решения от (дата)(номер) и от (дата)(номер). При таких установленных по делу обстоятельствах, суд не усматривает оснований для отмены оспариваемых решений и полагает в удовлетворении иска ООО «УТТ-1» отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска общества с ограниченной ответственностью «Управление технологического транспорта-1» к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Советский центр занятости населения» о признании незаконными и отмене решений о сохранении средней заработной платы работнику за четвертый и пятый месяцы со дня увольнения отказать. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия. Судья ________________ В.А. Кобцев |