ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-648/18 от 29.10.2018 Кизнерского районного суда (Удмуртская Республика)

РЕШЕНИЕ дело №2-648/2018

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Грахово Удмуртской Республики 29 октября 2018 года

Кизнерский районный суд Удмуртской Республики в составе

председательствующего судьи Ильиной Е.В.

при секретаре Елкиной Е.Г.

с участием помощника прокурора Граховского района Удмуртской Республики Федорова Д.С.,

представителя ответчика - Администрации муниципального образования «Верхнеигринское» Граховского района Удмуртской Республики ФИО1, действующего на основании Устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Граховского района Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования "Верхнеигринское» Граховского района Удмуртской Республики о возложении обязанности провести работы по межеванию земельного участка, на котором расположено кладбище,

установил:

Прокурор Граховского района Удмуртской Республики обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Верхнеигринское» Граховского района Удмуртской Республики о возложении обязанности провести работы по межеванию земельного участка, на котором расположено кладбище, мотивирует свои требования следующими обстоятельствами.

Прокуратурой Граховского района проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования «Верхнеигринское» земельного законодательства при использовании земельных участков для размещения мест захоронения.

Проверкой установлено, что на территории МО «Верхнеигринское» по адресу: Удмуртская Республика, Граховский район, на расстоянии 600 метров от с. Верхняя Игра, расположено действующее кладбище примерной площадью 4 га. Указанное кладбище находится на землях сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем земельный участок под кладбищем как объект недвижимости не значится, межевание земельного участка, расположенного под кладбищем, не проводилось, в реестре муниципального имущества Администрации муниципального образования «Граховский район» кладбище не значится.

При отсутствии границ земельного участка места захоронения, которое не индивидуализировано как объект недвижимости, услуга по предоставлению гражданам участков под захоронение осуществляется без имеющихся на то полномочий.

Прокуратурой района по результатам проверки 19.10.2017г. в адрес главы МО «Верхнеигринское» внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого нарушения требований федерального законодательства ответчиком не устранены.

Между тем отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок для размещения кладбища не позволяет муниципальному образованию «Верхнеигринское» совершать какие-либо действия, связанные с содержанием указанного имущества, в том числе выделить бюджетные средства на его обустройство, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами, передать его на обслуживание специализированной организации, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал исковые требования по тем же обстоятельствам и просил обязать Администрацию муниципального образования "Верхнеигринское» Граховского района Удмуртской Республики провести работы по межеванию земельного участка, на котором расположено кладбище, и поставить его на кадастровый учет в срок до 01.01.2020г.

Представитель ответчика - глава Администрации муниципального образования «Верхнеигринское» ФИО1 с исковым заявлением прокурора согласен, подтвердил, что земельный участок, где расположено кладбище, не имеет межевания, относится к землям сельхозназначения. В целях межевания данного участка прежде следует внести изменения в генеральный план поселения, для чего требуются финансовые средства и определенное время.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 18 Закона о погребении общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений пунктов 4 и 5 статьи 16 Закона о погребении, предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О государственной регистрации недвижимости» сведения об объекте недвижимости вносятся в кадастр недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

По смыслу ст.14 того же Федерального закона межевой план либо утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории будут являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.

Пунктом 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 22 ч.1 ст. 7 Устава муниципального образования «Верхнеигринское», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Верхнеигринское» 29.11.2005 №6 к вопросам местного значения муниципального образования относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

При вынесении решения суд принимает во внимание вышеизложенные правовые нормы.

Ответчик не оспаривает результаты прокурорской проверки о размещении кладбища на землях сельскохозяйственного назначения, что межевание данного земельного участка не проводилось, а также выводы прокурора, что при отсутствии границ земельного участка места захоронения, которое не индивидуализировано как объект недвижимости, услуга по предоставлению гражданам участков под захоронение осуществляется без имеющихся на то полномочий.

В судебном заседании установлено и ответчиком не оспариваются доводы прокурора, что отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок для размещения кладбища не позволяет муниципальному образованию «Верхнеигринское» совершать какие-либо действия, связанные с содержанием указанного имущества, в том числе выделить бюджетные средства на его обустройство, приведение в соответствие с санитарными нормами и правилами, передать его на обслуживание специализированной организации, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Обоснованность исковых требований подтверждается объяснениями сторон, материалами дела, а именно: - представлением прокурора района от 19.10.2017г., ответом Главы муниципального образования «Верхнеигринское» от 20.11.2017г. и от 02.10.2018г., информацией Администрации муниципального образования «Граховский район» от 22.08.2018г., Уведомлением об отсутствии в ЕГРН сведений о объекте недвижимости от 11.09.2018г.

До настоящего времени требования законодательства по межеванию земельного участка ответчиком не исполнены.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, иными способами, предусмотренными законом.

Предъявление настоящего искового заявления прокурором вызвано необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц – граждан, проживающих на территории поселения и за его пределами.

В силу приведенных правовых норм и Устава ответчика исполнение требований нормативно-правовых актов в сфере организации вопросов похоронного дела является обязанностью Администрации муниципального образования «Верхнеигринское», поэтому суд принимает решение об удовлетворении исковых требований прокурора.

Кроме того в соответствии с п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В судебном заседании установлено, что признание ответчиком исковых требований прокурора не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Ответчиком не оспариваются выявленные в ходе проверки нарушения законодательства. Последствия принятия судом признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны. Суд принимает признание иска ответчиком и в соответствии со ст. 173 ГПК РФ выносит решение об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.

На основании изложенного, в соответствии со ст.173, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Граховского района Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования "Верхнеигринское» Граховского района Удмуртской Республики о возложении обязанности провести работы по межеванию земельного участка удовлетворить, в том числе по факту признания иска ответчиком.

Обязать Администрацию муниципального образования "Верхнеигринское» Граховского района Удмуртской Республики провести работы по межеванию земельного участка, на котором расположено кладбище, по адресу: Удмуртская Республика, Граховский район, на расстоянии 600 метров от с. Верхняя Игра, и поставить его на кадастровый учет в срок до 01.01.2020г.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики УР в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Кизнерский районный суд Удмуртской Республики.

Судья Е.В.Ильина

Мотивированное решение составлено 01.11.2018г.