ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-648/2016 от 05.04.2016 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 апреля 2016 года г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Краевой Т.К.., с участием представителя истца – помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Зивко О.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Мельникова В.А.. действующего на основании приказа, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-648/2016 по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Усть-Илимский зверопромхоз» о запрете деятельности по осуществлению охотничьего хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленных требований с учетом уточнения, Братский межрайонный природоохранный прокурор указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о лесопользовании при использовании лесных участков для осуществления пользования объектами животного мира, в том числе Закрытым акционерным обществом «Усть-Илимский зверопромхоз». Распоряжением заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 07.02.2003 г. № 85-рз, Обществу предоставлена территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенных к объектам охоты, сроком на 25 лет, общей площадью 2 251 669 га. В пределах административной границы Усть-Илимского района за исключением охотугодий ПКО «Соболь», охотучастка «Кежемский», охотучастка «Кежемский», охотучастка «Невон-Эдучанка-Зелинда», охотучастка «Кеуль-Подъеланка-Кедровый». На основании указанного распоряжения, лицензирующим органом 20.02.2003 г. Обществу выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии XX № 1399, сроком действия до 20.02.2028 г. Разрешенным видом пользования животным миром установлена охота. 05.03.2003 г. администрацией Иркутской области заключен договор о предоставлении в долгосрочное пользование территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира с Обществом, согласно которому последнее принимает на себя право пользования территорией (акваторией), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, площадью 2 251 669 га, в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 07.02.2003 г. № 85-рз. Указом Губернатора Иркутской области от 21.07.2015 № 178-уг «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Иркутской области на период до 1 августа 2016 года», Обществу разрешена добыча в 2016 голу следующих видов охотничьих ресурсов: лось-84, изюбрь-37, медведь -33, соболь – 2 640.

Ранее действовавшая до 2006г. редакция Лесного кодекса РФ было установлено, что в лесном фонде могут осуществляться некоторые виды лесопользования, в том числе пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства. Частями 1,2 ст.4 ФЗ от 4.12.2006г. №201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлено, что договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда должны быть приведены в соответствие с Лесным кодексом РФ до 1.01.2009г. Для приведения договора аренды и договора безвозмездного пользования осуществляется подача заявления. В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона «О животном мире» охота является одним из видов пользования животным миром. Согласно пункту 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты является одним из видов использования лесов. В силу части 2 статьи 36 Лесного кодекса РФ лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду или договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование (ст.71 ЛК РФ). Лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют в установленном порядке проект освоения лесов, подлежащий обязательной государственной или муниципальной экспертизе (ст. 88, 89 ЛК РФ).

Статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту ФЗ «Об охоте…» для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их
размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством. Также предусмотрено предоставление земельных участков в аренду по результатам аукционов на право заключения охотхозяйственных соглашений.

До 01.04.2010г. ФЗ «О животном мире» устанавливал, что долгосрочная лицензия на пользование животным миром – специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира.

Часть 1 статьи 71 Федерального закона от
24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте…» установлено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на
пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Исходя из изложенного, договор аренды лесных участков наряду с долгосрочной
лицензией выступает обязательным условием осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Наличие долгосрочной лицензии, выданной до изменения законодательства, не освобождает лиц, которым они выданы, от надлежащего оформления
осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства в соответствии с
действующим законодательством, а приобретение прав пользования животным миром на предоставленной в установленном порядке территории не влечет права пользования лесным фондом.

Основной целью заключения договора аренды лесного участка с лицами, использующими его для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, является контроль за рациональным, не истощительным использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Использование Обществом земель лесного фонда, расположенных на территории Усть-Илимского района для нужд охотничьего хозяйства без переоформления договора аренды лесного участка или договора безвозмездного пользования лесного участка, без разработки проекта освоения лесного участка нарушает интересы РФ как собственника лесного фонда и не способствует обеспечению процесса многоцелевого, рационального, непрерывного, пользования лесами, тем самым, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Состав проект освоения лесов и порядок его разработки установлены приказом Рослесхоза, предусматривает также мероприятия по профилактике по охране и защите лесов от пожаров. Обществом не разработан проект освоения лесов, по которому не проведена государственная экспертиза, таким образом, предусмотренные законодательством мероприятия по защите и профилактике лесов от пожаров не предусматриваются и не проводятся, что может привести к лесному пожару и причинение вреда государственному лесному фонду. Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Просит суд запретить Закрытому акционерному обществу «Усть-Илимский зверопромхоз» деятельность по осуществлению охотничьего хозяйства на землях лесного фонда, расположенных на территории Усть-Илимского района Иркутской области в границах, указанных в распоряжении заместителя главы администрации губернатора Иркутской области от 07.02.2003 г. № 85-рз, необходимых для осуществления пользования животным миром путем прекращения всех видов охот на представленной в пользование территории (акватории) в соответствии с долгосрочной лицензией на пользование объектами животного мира (серия XX № 1399); выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов на предоставленной территории, созданию охотничьей инфраструктуры и оказанию услуг в данной сфере, до момента получения положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесного участка.

В судебном заседании представитель истца – помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Зивко О.В., исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз» Мельников В.А., возражал по исковым требованиям, просил отказать в их удовлетворении, поскольку до мая 2017г. вправе не заключать охотхозяйственное соглашение, без которого договор аренды не заключается. Профилактика пожарной безопасности осуществляется путем вручения охотникам памяток противопожарной безопасности ВДПО.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Службы по охране и использования животного мира Иркутской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Агентства лесного хозяйства Иркутской области просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения в области использования объектов животного мира и лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее ФЗ "Об охоте..."), Лесным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

Частью 2 ст. 36 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Статьей 25 Федерального закона "Об охоте..." предусмотрено, что для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства земельные участки и лесные участки из земель, находящихся в государственной собственности, предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях размещения объектов охотничьей инфраструктуры и (или) в целях, не связанных с их размещением, в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством и лесным законодательством.

Под охотхозяйственным соглашением, в соответствии со ст. 27 Федерального закона "Об охоте...", понимается договор, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Указанные контракты заключаются по результатам аукциона, проводимого в порядке, определенном ст. 28 названного Закона.

В данном соглашении подлежат обязательному закреплению в качестве его условий: обязательства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставить юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заключившим охотхозяйственное соглашение, в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения без проведения торгов земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов; обязательство юридического лица или индивидуального предпринимателя, заключивших охотхозяйственное соглашение, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, создавать охотничью инфраструктуру, обеспечивать внутрихозяйственное охотустройство.

При этом, частью 9 статьи 71 ФЗ «Об охоте…» установлено, что по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Как неоднократно указывал Конституционный суд Российской Федерации, конституционный принцип поддержания доверия граждан (их объединений) к закону и действиям государства предполагает, помимо прочего, что при изменении условий приобретения какого-либо права законодателем будут учитываться сформировавшиеся на основе ранее действовавшего правового регулирования законные ожидания (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2010 года N 9-П).

Как установлено в ходе судебного разбирательства Закрытое акционерное общество «Усть-Иилимский зверопромхоз» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным регистрационным номером (ОГРН 1023802002553) и поставлено на учет в налоговом органе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области, согласно свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д.59). Также следует, что ранее данное общество именовалось как Закрытое акционерное Общество «Усть-Илимский зверопромхоз Центросоюза России» (л.д.60).

Из материалов дела следует, что ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз» имеет долгосрочную лицензию серии ХХ № 1399 от 20.02.2003 на пользование объектами животного мира на площади 2 251 669 га на территории Усть-Илимского района в границах согласно приложению к распоряжению заместителя главы администрации Иркутской области от 07.02.2003г. №85-рз сроком действия по 20.02.2028г (л.д.35,61).

Согласно информации Агентства лесного хозяйства Иркутской области (л.д. 33-34), предоставленной по запросу прокурора (л.д.31-32), ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз» договор аренды лесных участков, в том числе для ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты, не заключался.

Согласно распоряжению заместителя главы администрации Иркутской области от 07.02.2003 г. № 85-рз (л.д. 36-37, 62), ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз Центросоюза России» предоставлена территория (акватория), необходимая для осуществления пользования животным миром, отнесенным к объектам охоты сроком на 25 лет на условиях, согласованных с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда, со специально уполномоченным органом управления и использования водного фонда, площадью 2 251 669 га, в границах, согласно приложению. Приложением к настоящему распоряжению установлены границы охотхозяйства.

Согласно договору от 5.03.2003 г. (л.д. 38-46, 64-72) Администрация Иркутской области предоставила в пользование охотпользователю ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз Центросоюза России» территории (акватории), необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, общей площадью 2 251 669 га., вид пользования животным миром - охота.

В обоснование заявленных требований истец указал, что охота является одним из видов использования лесов (ст.25 ЛК РФ), в связи с чем, ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз» должен быть заключен договор аренды лесного участка, поскольку обладание долгосрочной лицензией не освобождает от такой обязанности. Кроме того указывает, что лесные участки предоставляются для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и договоров аренды лесных участков (ст.36 ЛК РФ). Основной целью заключения договора аренды является контроль за рациональным, не истощительным использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Кроме того, не составляется проект освоения лесного участка, чем нарушаются интересы РФ как собственника лесного фонда, не обеспечивается процесс многоцелевого, рационального, непрерывного пользования лесами, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В состав проекта освоения лесов также включаются профилактические мероприятия по охране и защите лесов от пожаров. Поскольку Обществом не разработан проект освоения лесов, по которому не проведена экспертиза, предусмотренные законодательством мероприятия не проводятся, что в будущем может привести к лесному пожару и причинить ущерб лесному фонду.

Однако согласиться с такими доводами, суд не может по следующим основаниям.

Из содержания части 2 статьи 36 ЛК РФ следует, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.

Таким образом, лесное законодательство предусматривает возможность заключения охотхозяйственных соглашений в соответствии с федеральным законом «Об охоте…», и договоров аренды лесных участков.

При этом, часть 9 ст.71 ФЗ «Об охоте…» устанавливает, что по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ №137 от 18.05.2012г. «Об установлении максимальной площади охоничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные согшанеия одним лицом или группой лиц, за исключением случаев предусмотренных частью 31 статьи 28 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлены максимальные площади охотничьих угодий для Усть-Илимского района Иркутской области 1 500 000. га. Согласно долгосрочной лицензии и распоряжения заместителя главы администрации Иркутской области. ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз» передано 2 251 669 га., в связи с чем, право на заключение охотхозяйственного соглашения сохраняется за ответчиком до 18 мая 2017г.

Частью 3 указанной статьи 71 установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.

Между тем, часть 3 статьи 71 ФЗ «Об охоте» признана частично не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П. который постановил признать часть 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в той мере, в какой на ее основании в системе действующего правового регулирования решается вопрос о сроках охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, заключаемых без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений лицами, имеющими долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 34 (часть 1), поскольку в силу неопределенности своего нормативного содержания она порождает возможность неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения содержащихся в ней положений. Федеральному законодателю надлежит - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" должно осуществляться с соблюдением условий, изложенных в пункте 5.3 мотивировочной части настоящего Постановления.

Из содержания данного пункта следует, что впредь до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приостанавливается; при этом право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в силу полученных долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 данной статьи, не подлежит.

Из содержания части 2 статьи 27 ФЗ «Об охоте…» следует, что по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 настоящего Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Таким образом, получение охотхозяйственного соглашения является обязательным условием для заключения договора аренды лесного участка. Поскольку ответчик, по крайней мере, до 2017 года, либо приведения части 3 статьи 71 ФЗ «Об охоте…» в соответствие с Конституцией Российской Федерации имеет право не заключать охотхозяйственное соглашение, отсутствует обязанность по составлению проекта освоения лесов, оснований для запрещения деятельности по осуществлению охотничьего хозяйства по основанию не заключения охотхозяйственного соглашения. договора аренды, проекта освоения лесов, не имеется, заявленные требования истца удовлетворению не подлежат. При этом суд учитывает, что ЗАО «Усть-Илимский зверопромхоз» осуществляет мероприятия по профилактике, охране и защите лесов от пожаров. Кроме того, согласно договора от 5.03.2003г.. на ответчика возложена обязанность по рациональному использованию объектов животного мира, проведению в установленном порядке необходимых мероприятий, обеспечивающих воспроизводство объектов животного мира, не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира на территории предоставленной в пользование.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Братского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Усть-Илимский зверопромхоз» о запрете деятельности по осуществлению охотничьего хозяйства, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Д.А. Бухашеев