Дело №2-648/2021
УИД 12RS0008-01-2021-000950-97
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос. Медведево 02 июня 2021 года
Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Чикризовой Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Ивановой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марийского транспортного прокурора, обратившегося в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства,
УСТАНОВИЛ
Марийский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола»в котором с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести в установленном порядке аттестацию лиц из числа обеспечения транспортной безопасности, сертифицировать в соответствии с Правилами обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016года №969, интроскопы Alphasckan 6540 и Alphasckan 6575, два металлоискателя стационарных «Метеор-150» и два металлоискателя стационарных «Метеор-250», четыре металлоискателя портативных «Метеор-28», девять камер системы видеонаблюдения, эксплуатируемые ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола»; образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя: работников оснащенных переносимыми средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра, специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства, регулирующего вопросы транспортной безопасности, в ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» выявлены вышеуказанные нарушения. Марийской транспортной прокуратурой в отношении ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» вынесено представление об устранении нарушений транспортной безопасности, которое рассмотрено, удовлетворено, однако, нарушения до настоящего времени не устранены. Принятие недостаточных мер по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности может привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность в области воздушного транспорта, а также снижает уровень защищенности объекта транспортной инфраструктуры от возможных актов незаконного вмешательства.
В судебном заседании заместитель Марийского транспортного прокурора Приволжской транспортной прокуратурыТуманова И.В. требования искового заявления поддержала, за исключением требования об обязательной сертификации девяти камер системы видеонаблюдения, эксплуатируемых ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», пояснила, что поскольку данные видеокамеры установлены вне зоны транспортной безопасности их обязательная сертификация не требуется. В остальной части требования искового заявления поддержала по основаниям в нем изложенным.
Представитель ответчика ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» по доверенности ФИО1 в судебном заседании не согласился с требованиями в части обязательной сертификации в соответствии с Правилами обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016года №969, интроскопов Alphasckan 6540 и Alphasckan 6575, металлоискателей, эксплуатируемых ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола». Полагает, что в связи с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» требование о сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969 носит рекомендательный характер и не является обязательным. В остальной части с требованиями искового заявления согласился, пояснил о предпринятых ответчиком мерах к устранению нарушений требований транспортной безопасности.
Представитель третьего лица Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1).
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В силу требований ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно п. 7.2 ст. 1 указанного закона силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
Частью 2 ст. 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ установлено, что силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 172.Правила устанавливают порядок аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и персонала специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности, непосредственно осуществляющего оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям (далее соответственно - аттестация, аттестуемые лица), а также порядок привлечения аттестующих организаций в целях аттестации.
Согласно п. 1.3 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ аттестация сил обеспечения транспортной безопасности - установление соответствия знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) сил обеспечения транспортной безопасности к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
На основании ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ технические средства обеспечения транспортной безопасности (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и порядок их сертификации определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 969 утверждены Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правила обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности. Постановление принято во исполнение части 8 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Таким образом, закон предусматривает императивную норму об обязательности сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Следовательно, доводы ответчика об отсутствии необходимости в сертификации технических средств транспортной безопасности интроскопов, металлоискателей в связи предусмотренной ст. 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» № 247-ФЗ от 31.07.2020 г. «регуляторной гильотиной», судом отклоняются как несостоятельные. Федеральный закон от 09.02.2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и принятое в его исполнение Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 года N 969 являются действующими и не отменены.
Постановлением Правительства РФ от 05.10.2020 N 1605 утвержденыТребования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта. Подпунктом 3 пункта 6 указанных Требований предусмотрено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны: образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, для которой в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушение внутриобъектового и пропускного режимов.
Из материалов дела следует, что проведенной Марийской транспортной прокуратурой проверкой выявлено, что в ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» в нарушение вышеприведенных положений Федерального закона о транспортной безопасности и Требований по обеспечению транспортной безопасностидопускаются к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности лица из числа сил обеспечения транспортной безопасности, не аттестованные в установленном законом порядке. Технические средства обеспечения транспортной безопасности интроскопы Alphasckan 6540 и Alphasckan 6575, два металлоискателя стационарных «Метеор-150» и два металлоискателя стационарных «Метеор-250», четыре металлоискателя портативных «Метеор-28», девять камер систем видеонаблюдения, система охранной сигнализации С2000М, эксплуатируемые ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», не сертифицированы в соответствии с Правилами обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 696. Кроме того, субъектом транспортной безопасности не образованы (сформированы) и (или) привлечены для защиты объекта (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра, специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования.
В связи с выявленными нарушениями Марийским транспортным прокурором внесено представление директору ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» от 29 января 2020 г. об устранении нарушений законодательства о транспортной безопасности.
На представление прокурора директор ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» письмом от 01 марта 2021 г. сообщил, что по выявленным нарушениям в план-график закупок на 2020 г. была включена позиция – «Аттестация лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности в ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола», но в связи с пандемией и введёнными на территории Республике Марий Эл ограничениями данная процедура была перенесена на более поздние сроки. Указанная позиция отображена в плане закупок на 2021 г. Технические средства обеспечения транспортной безопасности: интроскопы Alphasckan 6540 и Alphasckan 6575, два металлоискателя стационарных «Метеор-150» и два металлоискателя стационарных «Метеор-250», четыре металлоискателя портативных «Метеор-28», девять камер систем видеонаблюдения, система охранной сигнализации С2000М, были закуплены и установлены до принятия Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 969. В плане-графике закупок на 2021 г. предусмотрены мероприятия по сертификации и плановой замене технических средств транспортной безопасности, закупленных до принятия Постановления № 969. Подразделения транспортной безопасности могут быть созданы после проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности и их последующей аккредитации.
В ходе судебного разбирательства по делу установлено, что ответчиком заключен контракт № 34 предоставления образовательных услуг работникам САБ по дополнительным профессиональным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности на воздушном транспорте с ООО «Современное образование» от 07 апреля 2021 г. В апреле-мае 2021 г. сотрудники службы авиационной безопасности получили дополнительное профессиональное образование для соответствия занимаемой должности.
В настоящее время процедура аттестации непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности в установленном законом порядке не пройдена и не завершена.
Согласно сведениям об оснащенности ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» техническими средствами обеспечения транспортной безопасности из эксплуатируемых учреждением технических средств интроскопы Alphasckan 6540 и Alphasckan 6575, два металлоискателя стационарных «Метеор-150» и два металлоискателя стационарных «Метеор-250», четыре металлоискателя портативных «Метеор-28», эксплуатируемые ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола», не сертифицированы в соответствии с Правилами обязательной сертификации. На систему охранной сигнализации С2000М имеется действующий сертификат, выданный Министерством внутренних дел РФ. Девять камер систем видеонаблюдения, не имеющих сертификатов соответствия, находятся вне зоны транспортной безопасности, поэтому сертификации не подлежат.
Подразделение транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры включающее в себя: работников оснащенных переносимыми средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра, специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования в ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» не сформировано. ГБУ РМЭ «Аэропорт Йошкар-Ола» разработан и утвержден план мероприятий по созданию и аккредитации подразделения транспортной безопасности в аэропорту, реализация которого запланирована в срок до декабря 2022 года.
Наличие указанных нарушений ответчиком не оспаривалось, с требованиями прокурора о необходимости устранения нарушений за исключением требований о сертификации средств транспортной безопасности представитель ответчика в судебном заседании согласился. Доводы ответчика об отсутствии необходимости в сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности отклонены судом по мотивам изложенным выше.
Таким образом, представленными в материалы дела документами в совокупности с пояснениями лиц, участвующих в деле, подтверждается наличие указанных в исковом заявлении нарушений требований обеспечения транспортной безопасности, которые могут привести к созданию условий для незаконного вмешательства в деятельность в области воздушного транспорта, значительно снижает уровень защищенности объекта транспортной инфраструктуры от возможных актов незаконного вмешательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора и необходимости возложения обязанности по устранению выявленных нарушений на ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» поскольку бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку для принятия мер по устранению выявленных нарушений и обеспечение финансирования мероприятий необходимо время, суд полагает, что указанный прокурором в исковом заявлении срок является разумным.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Марийского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства удовлетворить.
Обязать ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести в установленном порядке аттестацию лиц из числа обеспечения транспортной безопасности.
Обязать ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сертифицировать в соответствии с Правилами обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016года №969, интроскопы Alphasckan 6540 и Alphasckan 6575, два металлоискателя стационарных «Метеор-150» и два металлоискателя стационарных «Метеор-250», четыре металлоискателя портативных «Метеор-28», эксплуатируемые ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола».
Обязать ГБУ Республики Марий Эл «Аэропорт Йошкар-Ола» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее в себя: работников оснащенных переносимыми средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра, специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл путем подачи апелляционной жалобы через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Н.Б. Чикризова
Мотивированное решение составлено 08 июня 2021 года