Гражданское дело №2-649/2013
Решение Именем Российской Федерации
17 октября 2013 года а. Адыге-Хабль.
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Туаршева Я.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Управления Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике - ФИО2 действующего по доверенности от 17.01. 2013 года, а так же доверенности Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ, руководителю Управления Федерального казначейства по ФИО3 С.
при секретаре Агировой Б.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству Финансов Российской федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР о взыскании компенсации морального вреда,установил:
ФИО1 обратился в Адыге-Хабльский районный суд КЧР с исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, причиненного незаконными действиями органов государственной власти.В обоснование своих требований истец сослался на следующие обстоятельства. Согласно справке о реабилитации __№__ от ДД.ММ.ГГГГ он был реабилитирован в ДД.ММ.ГГГГ году, как сын родителей подвергшихся политическим репрессиям по национальному признаку, то есть Российская Федерация официально признало его жертвой политических репрессий, считает, что в отношении него была нарушена статья 1 Протокола __№__ Конвенции Европейского суда по правам человека. Рассмотрев дело «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии» в своем Постановлении Европейский суд установил, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертв политических репрессий и, если этот пробел не будет устранен, то государство ответчик, должно выплатить 4 тысячи Евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей. У него имеется собственность в виде основанного на законе» О реабилитации жертв политических репрессий» и Конституции РФ правомерного ожидания возмещения ущерба, причиненного нравственными страданиями, связанными с незаконным ограничением свободы. С ДД.ММ.ГГГГ гарантия компенсации морального вреда исключена из преамбулы Закона, что означает фактически отказ от правовой и моральной обязанности государства, что противоречит ст.1 Протокола __№__ к Конвенции. Ему как родившемуся в ссылке в семье спецпереселенцев, на протяжении многих лет даже после возвращения на историческую родину приходилось жить с «ярмом» сына изменника Родины, приходилось в свой адрес и в адрес своего народа слышать оскорбления от разных людей, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей считает справедливой и достаточной. Истец в судебном заседании поддержал свои требования в полном объеме и просил удовлетворить иск по основаниям изложенным в нем. Представитель истца иск не признал, просил отказать истцу в полном объеме. Суду пояснил, что Согласно Закона РСФСР « О реабилитации репрессированных народов» Российское государство провозгласило отмену всех незаконных актов. Данный Закон реабилитировал все репрессированные народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения. Законом предусмотрено также возмещение ущерба, причиненного репрессированным народам и лтдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий. Федеральным закономот ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов « О внесений изменений и дополнений в Федеральный закон « Об общих принципах организаций законодательных (представительных)Представитель ответчика иск не признал, просил отказать истцу в полном объеме. Суду пояснил, что согласно Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации репрессированных народов», Россия провозгласила отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов. Данный закон реабилитировал все репрессированные народы, в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения. Законом предусмотрено также возмещение ущерба, причиненного репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из преамбулы Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации жертв политических репрессий" было исключено положение о компенсации морального ущерба. Право на такого рода льготы из Конституции РФ не вытекает, поэтому определение правовых оснований их предоставления и круга субъектов, на которых они распространяются, входит в компетенцию законодателя. Компенсация морального вреда реабилитированным лицам согласно Федеральным законом __№__ от ДД.ММ.ГГГГ «О реабилитации жертв политических репрессий» не предусмотрена. В соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» истица, как реабилитированное лицо, имеет право на меры социальной поддержки. На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со Справкой о реабилитации, выданной Министерством внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики№18/1354, ФИО1 реабилитирован.
Исходя из положений Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", статус жертвы политических репрессий и, как следствие этого, право на меры социальной поддержки приобретаются на основании справки о реабилитации. Таким образом, датой возникновения правоотношений следует считать ДД.ММ.ГГГГ - день выдачи справки о реабилитации.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров" разъяснено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" из преамбулы Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О реабилитации жертв политических репрессий" было исключено положение о компенсации морального ущерба.
Проверяя конституционность указанных нормативно-правовых положений, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой истолкование норм закона как исключающих моральный вред из объема подлежащего возмещению ущерба не соответствовало бы статьям 52 и 53 Конституции Российской Федерации.
Такое регулирование, предполагающее возмещение, в том числе и неимущественного вреда, само по себе нельзя рассматривать как нарушение прав, вытекающих из статей 52,53 Конституции Российской Федерации.
Указанный Закон Российской Федерации, исходя из цели обеспечения жертв политических репрессий посильной в настоящее время компенсацией материального и морального ущерба и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан.
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.
Ответственность за причинение морального вреда впервые была установлена Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, в то время как нравственные и физические страдания истцу были причинены с 1943 г. по 1957 год, то есть до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших впервые такой вид ответственности.
Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) не предусматривает выплату компенсации морального вреда реабилитированным лицам. Этот вывод суда соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 383-О-П, согласно которой Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причиненного репрессированным лицам, однако используемые в нем специальные публично-правовые механизмы компенсации не предусматривают - в отличие от гражданского законодательства - разграничение форм возмещения материального и морального вреда.
Кроме того, нравственные страдания, на которые ссылается истец в своем исковом заявлении, имели место до введения в российское законодательство института компенсации морального вреда. При этом согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", если моральный вред причинен до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы.
Ссылка истца на нарушение практики Европейского Суда, а именно на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Клаус и Юрий Киладзе против Грузии" также несостоятельна, поскольку присужденные заявителям Киладзе денежные суммы являются не компенсацией за политические репрессии, а компенсацией за нарушение их права на имущество по статье 1 Протокола N 1 к Конвенции, поскольку в течение 11 лет государство уклонялось от осуществления мер по принятию законодательства, административных и бюджетных мер, чтобы лица, на которых распространяется действие статьи 9 Закона Грузии от ДД.ММ.ГГГГ, могли эффективно использовать права, гарантированные данным положением.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований истца следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству Финансов Российской федерации в лице Управления Федерального казначейства по КЧР о взыскании компенсации морального вреда, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР через Адыге-Хабльский районный суд в течение месяца.
Федеральный судья
Адыге-Хабльского районного суда КЧР Туаршев Я.А.