ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-649/2021 от 14.10.2021 Гаврилов-ямского районного суда (Ярославская область)

УИД 76RS0003-01-2021-001306-22

Дело № 2-649/2021 Решение в окончательной форме принято 14 октября 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 октября 2021 года г. Гаврилов-Ям

Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:

председательствующего судьи Пушкиной Е.В.,

при секретаре Коломиец А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Шопшинского сельского поселения Ярославской области о возложении обязанности принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ на земельном участке,

у с т а н о в и л :

Прокурор Гаврилов-Ямского района Ярославской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Шопшинского сельского поселения о возложении обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого улично-дорожной сетью д. Настасьино Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области.

Исковое заявление мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой Гаврилов-Ямского района Ярославской области проверки соблюдения Администрацией Шопшинского сельского поселения земельного законодательства, законодательства в сфере безопасности дорожного движения установлено, что на территории муниципального образования проходит улично-дорожная сеть общего пользования по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, д. Настасьино, протяженностью 0,7 км (реестровый номер 3032). Межевание земельного участка указанной дороги не проведено, границы земельного участка не определены. Указанная улично-дорожная сеть имеет общественную значимость, так как обеспечивает транспортную доступность жителей населенного пункта и лиц, приезжающих в деревню.

В судебном заседании старший помощник прокурора Чижова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Администрации Шопшинского сельского поселения в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, решение по заявленным требованиям оставляет на усмотрение суда.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с требованиями пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пункта 1 статьи 2 Закона Ярославской области от 30 июня 2014 года № 36-з «О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации является полномочием поселения. Аналогичное полномочие органов местного самоуправления поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности - осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, закреплено в пункте 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Как объект транспортной инфраструктуры, автодорога должна включать в себя земельный участок в границах полосы для ее отвода. Признавая объект автомобильной дорогой местного значения и общего пользования, необходимо решить вопрос об отводе земельного участка, предназначенного для муниципальных нужд, по которому дорога будет проходить.

Согласно требованиям статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» землеустройство - мероприятия, в том числе по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства.

Статьей 17 Федерального закона от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» предусмотрено, что порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 688, принятым в развитие указанной нормы, утверждены Правила установления на местности границ объектов землеустройства.

В силу части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Согласно части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью является выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 указанного Федерального закона с заявлением в орган кадастрового учета необходимо представить межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденную в установленном федеральным законом порядке карту-план территории, подготовленную в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Согласно статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования.

Судом установлено, что по территории муниципального образования Шопшинского сельского поселения проходит улично-дорожная сеть общего пользования протяженностью 0,7 км, реестровый номер 3032, по адресу: Ярославская область, Гаврилов-Ямский район, д. Настасьино. Межевание земельного участка указанной дороги не проведено, границы земельного участка не определены, что подтверждается актом проверки от 10 сентября 2021 года, объяснениями главы администрации сельского поселения от 10 сентября 2021 года, рапортом и не оспаривается ответчиком.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 90 Земельного кодекса РФ земельные участки в границах полос отвода автомобильных дорог могут предоставляться в установленном настоящим Кодексом порядке гражданам и юридическим лицам для размещения объектов дорожного сервиса. Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог.

Улично-дорожная сеть в д. Настасьино Гаврилов-Ямского района Ярославской области имеет общественную значимость, поскольку обеспечивает транспортную доступность жителей населенного пункта и лиц, приезжающих в деревню.

Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены дороги, предъявляются особые требования, в том числе в сфере транспортной безопасности, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков.

Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости описания границ земельного участка, занятого дорогой, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего режима в сфере безопасности дорожного движения, может привести к нарушению границ смежных земельных участков, ограничивает права неопределенного круга лиц на получение достоверной и полной информации о месте нахождения земельного участка, занятого дорогой.

Исследовав письменные материалы дела, изучив представленные в суд доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области в полном объеме. Заявленный прокурором срок для устранения нарушений действующего законодательства, по мнению суда, является разумным.

Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Гаврилов-Ямского района Ярославской области удовлетворить.

Обязать Администрацию Шопшинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого улично-дорожной сетью д. Настасьино Гаврилов-Ямского муниципального района Ярославской области.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.В. Пушкина