УИД 51RS0021-01-2022-000347-64
Гр.дело № 2-649/2022
Принято в окончательной форме:
24.05.2022.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2022 года ЗАТО г.Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при ведении протокола помощником судьи Рахметовой М.А.,
с участием представителей истца ФИО4, ФИО5,
представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО7 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда РФ по Мурманской области о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7 обратилась в суд с иском к ГУ – ОПФР по Мурманской области, уточненным в ходе рассмотрения дела в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о защите пенсионных прав.
В обоснование иска, а также в судебном заседании указала, что является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 1996 года по настоящее время. С 24.09.1996 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, с указанного периода осуществляет свою деятельность на территории ЗАТО г. Североморск, занимается ***
В декабре 2020 года обратилась в ГУ – УПФР по ЗАТО г. Североморск Мурманской области (межрайонное) с заявлением о предварительном расчете пенсии по старости с учетом периодов осуществления предпринимательский деятельности качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица в районах Крайнего Севера.
Из ответов ГУ УПФР по ЗАТО г. Североморск Мурманской области (межрайонное) от 25.02.2021 и 05.03.2021 следует, что в трудовой стаж не включен период с 24.09.1996 по 01.01.2021; не подтвержден страж работы в РКС до 01.01.2021. Представленные документы налоговых органов, договоры аренды земельного участка и помещения в г. Североморске, иные документы, подтверждающие регистрацию Мирной С.В. и ее нахождение на территории ЗАТО г. Североморск в спорные периоды времени по мнению пенсионного органа доказательством для зачета их в стаж не являются.
Указала, что не уплачивала страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации до 2005 года, поскольку полагала, что как военный пенсионер была освобождена от их уплаты. Считает, что к уплате страховых взносов должна быть приравнены уплата ЕНВД и ЕСН, что подтверждается выданными налоговым органом документами.
Просит включить периоды осуществления деятельности в страховой стаж периоды трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 24.09.1996 по 30.10.2005, с 01.01.2006 по 31.12.2009 и с 01.01.2020 по 31.12.2021 и в специальный стаж (стаж работы в районах Крайнего Севера) периоды с 24.09.1996 по 31.12.2021, в целях назначения страховой пенсии по старости.
В судебном заседании представители истца ФИО4 и ФИО5 уточненные исковые требования поддержали, просил удовлетворить. Пояснили суду, что длительное время ФИО7 осуществляла трудовую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, ***. Планируя выезд из районов Крайнего Севера, ФИО7 планирует получать страховую пенсию по старости вместо пенсии за выслугу лет. Фактическое осуществление деятельности в ЗАТО *** подтверждается сведениями о регистрации по месту жительства, договорами аренды земельного участка и нежилых помещений, договорами на поставку продовольственной продукции в торговый павильон, налоговыми декларациями. Просят исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ ОПФР по Мурманской области ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы письменных возражений. Указала, что 28.04.2014 ФИО7 обратилась в УПФР с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости на основании Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ( далее Закон № 400 – ФЗ). Управлением в ЗАТО г.Североморске Мурманской области (межрайонное) от 26.06.2014 было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа в районе Крайнего Севера и страхового стажа. С 09.10.2020 Мирной С.В. назначена страховая пенсия по старости (без фиксированной выплаты) по статье 8 Закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается женщинам, достигшим возраста 60 лет при наличии 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 Федерального Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ). По документам пенсионного дела страховой стаж истца составил 10 лет 2 месяца 2 дня. В страховой стаж включены периоды с 31.10.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2010 по 31.12.2019.
В соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства в общий страховой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
ФИО7 с 31.10.2005 состояла на учете в Управлении ПФР как индивидуальный предприниматель, с 2006 года по 2009 года была освобождена от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, как получатель пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1, были освобождены от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Вместе с тем, указанные лица могли в соответствии с нормами статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию ФИО7 не вступала и уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ не осуществляла. Уплата страховых взносов в Пенсионный фонд произведена с 31.10.2005 (дата регистрации в Пенсионном фонде как индивидуальный предприниматель) по 31.12.2005, и с 01.01.2010 по настоящее время, соответственно только эти периоды осуществления предпринимательской деятельности могут быть включены в страховой стаж (часть 3 статьи 13 Закона от 28.12.2013). Периоды осуществления предпринимательской деятельности с 31.10.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2010 по 31.12.2019 подлежат включению только в страховой стаж, так как отсутствуют документы, подтверждающие работу в районе Крайнего Севера.
Период работы с 24.09.1996 по 31.10.2005 не подлежит включению в страховой стаж, так как отсутствуют документы, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности (зарегистрирована 31.10.2005 как ИП). В выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения об уплате взносов в Пенсионный фонд. Налоговая декларация не может рассматриваться как документ, подтверждающий работу в районах Крайнего Севера в целях пенсионного обеспечения, поскольку в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Согласно справке, выданной Межрайонной ИФНС № 2 по Мурманской области от 13.01.2021 № 1226/00189 ФИО7 в период с 1996 года по 2002 год являлась плательщиком общей системы налогообложения, за 1996 год, 1997 год, 2001 год и 2002 год налогооблагаемая база была равна нулю. Свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности отсутствует. В Пенсионном фонде РФ ФИО7 зарегистрирована 31.10.2005, ранее на учете не состояла. Сам факт регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе не является основанием для зачета спорных периодов в страховой стаж.
С учетом включения спорных периодов с 31.10.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2010 по 31.12.2021 в специальный стаж работы (в РКС) у Мирной С.В. также отсутствуют основания для назначения пенсии по ст. 32 Закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия необходимого стажа. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренные приложениями 5 и 6 к указанному Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Только при одновременном соблюдении всех условий в части необходимого страхового стажа и стажа работы в районах Крайнего Севера, при достижении определенного возраста, возможно досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ.
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, в которых производится выплата процентной надбавки за стаж работы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029, согласно которому Мурманская область относится к районам Крайнего Севера.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Пунктом 2 ст. 3 Закона о страховых пенсиях определено, что страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от *** № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании), при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 6 Закона об обязательном пенсионном страховании закреплено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Судом установлено, что ФИО7, *** года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 16.11.1996 по настоящее время. При назначении пенсии включены периоды военной службы с 21.09.1983 по 15.11.1996, работы и иной деятельности с 01.09.1967 по 30.06.1971 и с 30.08.1971 по 20.09.1983.
Согласно сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, индивидуальный предприниматель ФИО7 состоит на учете в МИФНС №2 по Мурманской области в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с 24.09.1996 на основании свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, выданного Администрацией ЗАТО г. Североморск Мурманской области (№924).
С 30.12.2004 на основании свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, выданного Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 2 по Мурманской области, номер свидетельства 0002553, ОГРНИП <***> в настоящее время является действующим индивидуальным предпринимателем.
31.10.2005 ФИО7 зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования.
09.10.2020 ФИО7 обратилась в Управление ПФР в ЗАТО г.Североморск Мурманской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона 400-ФЗ и пунктом 6 статьи 3 Закона 166-ФЗ.
Согласно решения ГУ – Управление Пенсионного фонда в ЗАТО Североморск Мурманской области (межрайоное) от 20.12.2020 №200000039083/В/М установлена выплата страховой пенсии по старости в размере *** (без фиксированной выплаты). Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда в ЗАТО Североморск Мурманской области (межрайоное) от 21.07.2021 № 2100000031836/В/М, Мирной С.В. установлена выплата страховой пенсии по старости в размере ***, решением ГУ ОПФР по Мурманской области от 17.12.2021 № 2100000069885/В/М – в размере ***.
Согласно материалам пенсионного дела стаж работы истца составил: страховой стаж – 10 лет 02 месяца 02 дня; стаж работы в районах Крайнего Севера - 0 лет 0 месяцев 0 дней. В страховой стаж включены периоды с 31.10.2005 по 31.12.2005, с 01.01.2010 по 31.12.2019.
Индивидуальные предприниматели – получатели пенсии за выслугу лет, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1, освобождались от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О с момента его провозглашения (то есть с 24.05.2005).
Однако указанные лица могли продолжать осуществлять уплату страховых взносов в ПФР в виде фиксированных платежей в прежнем порядке, начиная с 01.01.2007, в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», что нашло отражение в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.04.2009 №19-3/10/2-2309.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 № 223-О взаимосвязанные нормативные положения подп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. п. 1-3 ст. 28 Закона об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
При этом в указанном определении отмечено, что в условиях действующего нормативно-правового регулирования цель обеспечения реализации этими лицами права на получение трудовой пенсии и выбора наиболее выгодного для себя варианта пенсионного обеспечения может быть достигнута посредством предоставления им возможности добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию с учреждениями Пенсионного фонда Российской Федерации, которое регулируется статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Пунктом 1 данной статьи в его конституционно-правовом смысле, выявленном в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2004 № 19-П, такая возможность применительно к данной категории лиц не исключается.
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию. Однако, это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 № 950-О-О).
Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением страхового стажа являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.
Как разъяснено в абз. 3 п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них обязанности по уплате страховых взносов – с учетом цели обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы и предназначения страховых взносов - само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, и уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение ими права на получение трудовой пенсии (определения от 24.05.2005 № 223-О, от 29.09.2011 №1179-О-О и от 25.01.2012 №226-О-О).
Таким образом, индивидуальные предприниматели, получающие пенсии по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», осуществляющие уплату страховых взносов на финансирование страховой части страховой пенсии, имеют право – при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости (достижение общеустановленного пенсионного возраста и наличие необходимого страхового стажа), – помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению получать и соответствующее страховое обеспечение с учетом уплаченных сумм страховых взносов.
Однако как следует из материалов дела, ФИО7, зарегистрированная в Государственном учреждении – Отделении Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области по категории «0091 Индивидуальные предприниматели» с 31.10.2005, в спорный период с 24.09.1996 по 30.10.2005 и с 01.01.2006 по 31.12.2009 уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производила.
Поскольку в период осуществления деятельности индивидуального предпринимателя ФИО7 воспользовалась своим правом не уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, как бывший военнослужащий, освобожденный от уплаты фиксированных платежей, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для включения спорного периода в страховой стаж истца.
Доводы стороны истца о возможности учета факта уплаты Мирной С.В. в период с 2003 года по 2010 год единого налога на вмененный доход, приравнивающегося к уплате страховых взносов, основана на неверном толковании норм права.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (далее - Правила № 1015) в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил № 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 – документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт «а» пункта 6 Правил № 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 и с 01.01.2002 – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «б» пункта 6 Правил № 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов (подпункт «в» пункта 6 Правил № 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт «г» пункта 6 Правил № 1015).
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке (пункт 20 Правил № 1015).
Согласно справке, выданной Межрайонной ИФНС № 2 по Мурманской области от 13.01.2021 № 1226/00189 истец в период с 1996 года по 2002 год являлась плательщиком общей системы налогообложения, при этом за 1996, 1997, 2001 и 2002 годы налогооблагаемая база была равна нулю. Свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности суду не представлено.
Доводы стороны истца об уплате страховых взносов на фиксированную и накопительную части пенсии в 2008, 2009 опровергаются справкой МИФНС России №2 по Мурманской области, согласно которой указанные выплаты осуществлялись Мирной С.В. как налоговым агентом (за работников).
Таким образом, оснований для удовлетворения требований о включении в страховой стаж периодов деятельности с 24.09.1996 по 31.12.2009 не имеется. Период с 01.01.2010 по 31.12.2019 включен органами Пенсионного фонда в страховой стаж самостоятельно, спора в отношении данного периода не имеется, в связи с чем суд удовлетворяет исковые требования частично, включая в страховой стаж Мирной С.В. в целях назначения в дальнейшем пенсии по старости период работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2020 по 31.12.2021.
Разрешая требования истца о включении в стаж работы в районах Крайнего Севера периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя с 24.09.1996 по 31.12.2021 суд приходит к следующему.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
Согласно пункту 7 указанного Перечня, для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера необходимы документы, в том числе о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Кроме этого, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации (пункт 4 Правил).
Исходя из правового смысла пункта 4 названных Правил, в нем под полным рабочим днем понимается продолжительность рабочего времени, установленная для соответствующих видов профессиональной деятельности.
Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрены Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н (далее – Порядок подтверждения периодов работы от 31.03.2011 № 258н), в соответствии с пунктом 2 которого подтверждению подлежат периоды работы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом, работа в районах Крайнего Севера, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, должна подтверждаться документально, и пенсионный орган вправе проверить достоверность сведений, отраженных в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Положением пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Вместе с тем, место регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.
В этой связи, для подтверждения факта осуществления деятельности лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.
Из материалов дела, а также материалов пенсионного дела следует, что ФИО7 состоит на учете в МИФНС № 2 по Мурманской области в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с 24.09.1996 на основании свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, выданного Администрацией ЗАТО Североморск Мурманской области. В настоящее время также является индивидуальным предпринимателем. Согласно выписке из ЕГРИП основной вид деятельности – «47.8 Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках», дополнительными видами деятельности также является «46.17 деятельность агентов по оптовой торговле пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями», «47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах», «56.10 деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания».
Согласно справке МИФНС №2 по Мурманской области №6382111, с 1996 года по 2002 год ФИО7 являлась плательщиком общей системы налогообложения; с 24.10.2003 по 31.12.2020 являлась плательщиком единого налога на вмененный доход. С 2021 года по настоящее время является плательщиком патентной системы налогообложения. По состоянию на *** ФИО7 неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не имеет.
Согласно налоговым декларациям по ЕНВД, патентам деятельность осуществлялась по адресу: *** (с 2003 года по 2008 год); по адресу: *** (с 2009 года по 2015 год); по адресу: ***.
Из материалов пенсионного дела следует, что периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя с 31.10.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2010 по 31.12.2021 не зачтены ответчиком в указанный стаж истца по причине отсутствия документов, свидетельствующих, что истец осуществлял предпринимательскую деятельность в спорные периоды в районах Крайнего Севера.
В ходе судебного заседания истом в качестве доказательств осуществления деятельности представлены документы, подтверждающие предпринимательскую деятельность Мирной С.В. в спорные периоды: с 31.10.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2010 по 31.12.2021.
Из пояснений представителя истца ФИО5 следует, что его супруга весь период осуществления предпринимательской деятельности являлась ***. Имеются договоры аренды земельного участка, договоры с поставщиками продукции для реализации и т.п. За весь период работы был сформирован архив документов, но при подаче документов в Пенсионный Фонд ими было принято решение представить только часть из них. Представленные документы были приняты и периоды с 31.10.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2010 по 31.12.2019 зачтены в страховой стаж, в зачете их в стаж работы в условиях Крайнего Севера было отказано.
Факт осуществления трудовой деятельности Мирной С.В. более 20 лет в *** подтверждается также свидетельскими показаниями ФИО1, ФИО2, допрошенных в судебном заседании 17.05.2022. Свидетели предупреждены об уголовной ответственности по статьям 307, 308 УК Российской Федерации, оснований сомневаться в правдивости показаний у суда не имеется.
Кроме того, истцом в обоснование своих доводов представлены: справка КИО администрации г.Североморска от 27.11.2020 №7180 об аренде земельного участка кадастрового квартала с кадастровым номером 5:06:0030111:2742 с 17.10.1996 по настоящее время; договоры аренды земельного участка №1463 от 17.10.1996, №57 от 24.06.2005, №25 от 18.07.2014 с дополнительными соглашениями; договор купли-продажи торгового павильона между ООО «Триас» и ЧП Мирной С.В. от 25.09.1996; договор Мирной С.В. с ООО «ИТФ-ПЛЮС» от 27.03.2017 контрольно-кассовую технику и программное обеспечение; договоры энергоснабжения ОАО «Колэнергосбыт» от 01.01.2008, 01.01.2010; договоры энергоснабжения ОАО «МРСК Северо-Запад» от 02.03.2013; договоры с МУП «Североморскводоканал» от 01.06.2006, договор на оказание услуг №330403-09 от 01.04.2007, письмо ООО «Мурманская торговая компания» от 18.04.2022, справка Союз «Торгово-промышленная палата Мурманской области (Северная)» от 18.04.2022 №6105-4/161; письмо ИП ФИО3 от 18.04.2022; письмо МАУ администрации ЗАТО г. Североморск «Центр здорового питания», договор поставки товаров ООО «МПЗ «Окраина», договор поставки хлебобулочных изделий с ООО «Росляково хлеб» от 30.04.2008, договор поставки с ОАО «Хлебопек» от 01.01.2011, договор №1999 от 11.11.2014 централизованной поставки хлеба с АО «Виктория», договоры поставки АО ТК Мегаполис от 22.09.2015, договор поставки ООО «ПолярисМол» от 18.10.2021, договор поставки от 10.09.2020 с ООО «Холод Славмо» СПБ, договор поставки от 10.12.2019 с ООО Северная оптовая компания», договор поставки с АО «Орхидея» от 01.02.2021; договор с ООО «Мурман кондитер» от 05.03.2021, договор поставки с ООО «Дольче Вита» от 01.11.2017; договор поставки с ООо «Арктика» от 26.06.2018; договор поставки от 01.01.2017 с ООО «Кольский купец», догвоор поставки от 28.04.2018 с ООО «ЛДМ», договор поставки от 01.07.2018 с ООО «Север», договор поставки товара от 12.01.2015 с ООО «Балтсервис» и др.; патенты на право применения патентной системы налогообложения на 2020, 2021, 2022 годы, справка МБУ «МФЦ в ЗАТО г.Североморск» о регистрации Мирной С.В. по месту жительства по адресу: *** по настоящее время.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ истец как сторона по делу вправе ссылаться на любые доказательства в обоснование своих требований, отвечающие положениям главы 6 Гражданского процессуального кодекса РФ о допустимости, достоверности и относимости.
Суд находит представленные истцом доказательства допустимыми, они не противоречат указанным выше правовым принципам и не были опровергнуты ответчиком. Оснований не доверять данным доказательствам, оценку которых необходимо давать в их совокупности, у суда не имеется.
Совокупность приведенных доказательств, согласующихся между собой и не опровергнутых стороной ответчика, в их взаимосвязи, по мнению суда, указывает на фактическое ведение истцом финансово-хозяйственной деятельности в г. Североморске, с получением дохода и уплатой налогов в соответствии с налоговым законодательством, и позволяет прийти к выводу о том, что факт систематического осуществления предпринимательской деятельности в районах Крайнего Севера в периоды с 31.10.2005 по 31.12.2005 и с 01.01.2010 по 31.12.2021 достоверно подтвержден вышеприведенными доказательствами.
Ссылки представителя ответчика на отсутствие каких-либо допустимых доказательств работы в течении полного рабочего дня правового значения не имеют, учитывая, что по смыслу ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» периоды работы в качестве индивидуальных предпринимателей, при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут быть учтены в стаж и без уточнения выполнения такой работы в течение полного рабочего дня.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений ст.56 ГПК РФ и в пределах заявленных требований.
В соответствии с абз.5 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при удовлетворении требований гражданина по делам, связанным с реализацией гражданами права на трудовую пенсию, понесенные истцом судебные расходы подлежат возмещению ответчиком по правилам, предусмотренным ст. 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса РФ,
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы, понесенные в связи с рассмотрением гражданского дела, которые состоят из государственной пошлины в размере 300 рублей, оплаченной при подаче искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО7 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области о включении периодов в страховой стаж и стаж работы в районе Крайнего Севера – удовлетворить частично.
Включить в страховой стаж ФИО7, дающий право на назначение пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2019 по 31.12.2021.
Включить в специальный стаж в районах Крайнего Севера ФИО7, дающий право на назначение пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 31.10.2005 по 31.12.2005, с 01.01.2010 по 31.12.2021.
В удовлетворении остальной части требований ФИО7 – отказать.
Взыскать с Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области в пользу ФИО7 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова