ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-649/2022 от 28.02.2022 Биробиджанского районного суда Еврейской автономного области (Еврейская автономная область)

Дело 2-649/2022

УИД 79RS0002-01-2022-000184-84

Р ЕШ Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Биробиджан 28 февраля 2022 года

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Белоусовой И.А.,

при секретаре Мальцевой Н.В.,

с участием:

помощника прокурора ЕАО ФИО1,

представителей ответчика ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по иску прокурора Еврейской автономной области Джахонтова Заурбека Магометовича в интересах неопределённого круга лиц к областному государственному казенному учреждению «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности», правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия в сфере пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор ЕАО обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОГКУ «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» о возложении обязанности совершить определённые действия, указав, что прокуратурой ЕАО проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения в данной сфере правоотношений. Так в нарушение нормативов материально-технического обеспечения подразделений пожарной охраны ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ», утвержденных постановлением правительства ЕАО от 30.06.2005 №161-пп, вместо 4 пожарных автолестниц, в подразделениях противопожарной службы имеются только 1 автолестница; вместо 8 воздушных компрессоров, имеется только 6.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой области в адрес губернатора ЕАО внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Просит суд обязать областное государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» доукомплектовать подразделения пожарной охраны 3 (тремя) пожарными авто лестницами, 2 (двумя) воздушными компрессорами в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 01.02.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено правительство ЕАО, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета вопрос, на стороне ответчика привлечен департамент региональной безопасности ЕАО.

В судебном заседании помощник прокурора ЕАО ФИО1 исковые требования уточнила и просила суд: обязать областное государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» доукомплектовать подразделения пожарной охраны 2 (двумя) воздушными компрессорами в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; при недостаточности у областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» денежных средств для приобретения вышеуказанных материально-технических средств, обязать правительство Еврейской автономной области выделить денежные средства на указанные цели.

Дополнительно суду пояснила, что истец не возражает против предоставления срока исполнения решения суда – два месяца, с учетом того, что решение суда вступает в течение месяца в законную силу.

Представитель ответчика ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» ФИО2 действующий в силу должностных полномочий, исковые требования признал, но не согласился со сроком исполнения решения суда, заявленного прокурором. Просил предоставить срок исполнения решения – 3 месяца, с учетом проведения закупок в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

Представитель ответчика ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования признала, при этом также просила предоставить срок исполнения решения – 3 месяца.

Представитель соответчика правительства ЕАО, а также представитель 3-го лица – департамента региональной безопасности ЕАО, уведомленные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФпредусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи35Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Обращаясь в данном случае в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью граждан, прокурор действует в рамках полномочий, представленных ему законодательством.

Согласно представленного суду Уставу ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ», данная организация является унитарной некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества которой является Еврейская автономная область. Функции и полномочия учредителя, в случае если иное не установлено нормативными правовыми актами ЕАО, осуществляются департаментом региональной безопасности Еврейской автономной области (п. 1.3-1.4 Устава).

Предметом деятельности учреждения является обеспечение полномочий Еврейской автономной области по осуществлению тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны (за исключением лесных пожаров, пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные т воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей), участию в осуществлении мероприятий гражданской обороны, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях муниципального и регионального характера, участию в создании областных резервов материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и областного резерва материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для выполнения мероприятий по гражданской обороне (п. 2.1).

Основными целями деятельности учреждения являются снижение
гибели и травматизма населения от чрезвычайных ситуаций и пожаров, уменьшение материальных потерь от их последствий, минимизация следствий военных действий (п. 2.2).

В состав учреждения в качестве структурных подразделений входят пожарные части, отдельные пожарные посты, поисково-спасательное подразделение ЕАО, центр обработки вызовов и склад областных резервов (п. 1.8).

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором ЕАО в адрес губернатора ЕАО внесено представление, в котором прокурор области требует принять меры по укомплектованию и надлежащему материально-техническому обеспечению подразделений противопожарной службы области.

Рассмотрев представление, губернатор согласился с доводами, изложенными в нем, о чем свидетельствует ответ от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, как следует из сведений, представленных департаментом региональной безопасности ЕАО ДД.ММ.ГГГГ, из необходимых 4 пожарных лестниц, в подразделениях пожарной охраны ЕАО имелась 1 единица, из 8 воздушных компрессоров, в наличии имелось 6.

Законодательным собранием ЕАО от 24.12.2004 принят закон ЕАО №411-ОЗ «О пожарной безопасности в Еврейской автономной области», который определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Еврейской автономной области.

Согласно ст. 1 данного закона, в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства на территории области создается противопожарная служба области, являющаяся структурным подразделением областного государственного учреждения соответствующего направления деятельности и входящая в состав Государственной противопожарной службы, а также в единую систему сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В ч. 2 ст. 2 закона ЕАО от 24.12.2004 № 411-ОЗ «О пожарной безопасности в Еврейской автономной области» определено, что для организации тушения пожаров в составе противопожарной службы области могут создаваться:

1) органы управления противопожарной службы области;

2) подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств областного бюджета.

Количество создаваемых подразделений противопожарной службы области, а также принципы их размещения на территории области определяются в соответствии с действующими нормативами проектирования объектов пожарной охраны (ч. 4 ст. 2 закона ЕАО от 24.12.2004 № 411-ОЗ).

Согласно ч. 5 ст. 2 указанного закона, численность подразделений противопожарной службы области определяется из расчета не менее одного работника противопожарной службы области на шестьсот пятьдесят человек населения области.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 14.03.2006 № 64-пп утверждено Положение о противопожарной службе Еврейской автономной области.

Постановлением правительства Еврейской автономной области от 11.11.2008 № 318-пп созданы подразделения пожарной охраны противопожарной службы Еврейской автономной области в составе областного государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности»:

1. 2-я пожарная часть по охране Октябрьского муниципального района.

2. 3-я пожарная часть по охране Ленинского муниципального района.

3. 4-я пожарная часть по охране Николаевского городского поселения.

4. 5-я пожарная часть по охране Смидовичского городского поселения.

5. Отдельный пожарный пост по охране Бираканского городского поселения.

6. Отдельный пожарный пост по охране Известковского городского поселения.

7. Отдельный пожарный пост по охране Бирофельдского сельского поселения.

8. Отдельный пожарный пост по охране Кульдурского городского поселения.

Согласно п. 5.7 Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ», руководитель организует и контролирует работу учреждения и его структурных подразделений; организует выполнение решений учредителя по вопросам деятельности учреждения; совместно с учредителем утверждает штатное расписание учреждения; заключает от имени учреждения контракты, договоры и иные соглашения в соответствии с федеральным и региональным законодательством; обеспечивает соблюдение законодательства в деятельности учреждения.

Материально-техническое обеспечение противопожарной службы области, как указано в ч. 7 ст. 2 закона ЕАО от 24.12.2004 № 411-ОЗ, осуществляется в соответствии с нормативами материально-технического обеспечения, устанавливаемыми правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 30.06.2005 № 161-пп утверждены нормативы материально-технического обеспечения подразделений пожарной охраны ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ».

Так, согласно установленного норматива, подразделения пожарной охраны на вооружении должны иметь, в том числе: 8 воздушных компрессора. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспаривалось представителями ответчика, в наличии имеется только 6 воздушных компрессоров.

В связи с изложенным, суд находит требования прокурора о возложении на ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» обязанности дополнительно оснастить (укомплектовать) подразделения пожарной охраны противопожарной службы Еврейской автономной области 2 воздушными компрессорами, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

Учитывая, что приобретение указанных компрессоров, осуществляется с учетом положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд полагает разимым определить срок исполнения решения – в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ. финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

В соответствии со ст. 5 закон ЕАО от 24.12.2004 № 411-ОЗ финансовое обеспечение деятельности противопожарной службы области, социальных гарантий и компенсаций личному составу противопожарной службы области, а также финансирование государственных программ области в сфере пожарной безопасности является расходным обязательством области и осуществляется за счет средств областного бюджета.

Согласно п. 6.1 Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» имущество учреждения является государственной собственностью ЕАО и закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Финансовое обеспечение деятельности учреждения
осуществляется за счет средств областного бюджета и на основании бюджетной сметы (п. 6.7 Устава ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ»).

Таким образом, в случае недостаточности у ОГКУ «Центр ГОЧС и ПБ» денежных средств для приобретения вышеуказанных материально-технических средств суд считает необходимым в порядке субсидиарной ответственности обязать правительство ЕАО выделить денежные средства из бюджета ЕАО на указанные цели.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Еврейской автономной области Джахонтова Заурбека Магометовича в интересах неопределённого круга лиц к областному государственному казенному учреждению «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности», правительству Еврейской автономной области о возложении обязанности совершить определённые действия в сфере пожарной безопасности - удовлетворить.

Обязать государственное казенное учреждение «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу доукомплектовать подразделения пожарной охраны противопожарной службы Еврейской автономной области 2 (двумя) воздушными компрессорами.

При недостаточности у государственного казенного учреждения «Центр по обеспечению полномочий Еврейской автономной области в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности» денежных средств для приобретения вышеуказанных материально-технических средств, обязать правительство Еврейской автономной области выделить денежные средства на указанные цели в порядке субсидиарной ответственности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья И.А. Белоусова

В окончательной форме решение изготовлено 10.03.2022.