ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-649/2023 от 23.10.2023 Карпинского городского суда (Свердловская область)

66RS0-86 № 2-649/2023

Решение изготовлено в окончательной форме 23.10.2023.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

18 октября 2023 года город Карпинск

Карпинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Шумковой Н.В.

при секретаре судебного заседания Савельевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Свидницкой Ольги Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о защите пенсионных прав,

установил:

Свидницкая О.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о защите пенсионных прав, в котором указала, что на основании решения от 27.06.2023 года ответчиком отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. Просит обязать ответчика включить в страховой стаж периоды работы с 02.08.1999 по 26.09.1999 и с 06.04.2000 по 31.10.2001 в должности воспитателя в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска, с 01.11.2001 по 19.08.2006, с 25.12.2006 по 27.03.2012 в должности воспитателя, социального педагога в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска», с 28.08.2006 по 22.12.2006 в должности педагога в социально-педагогической службе «Шанс» отдела образования г. Карпинска.

На основании определения судьи от 13.09.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Отдел образования Администрации городского округа Карпинск, ГАУ «КЦСОН города Краснотурьинска», Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (л.д.155 т.1).

В судебное заседание ответчик, третьи лица Отдел образования Администрации городского округа Карпинск, ГАУ «КЦСОН города Краснотурьинска», Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области-Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области не явились, о времени и месте проведения слушания дела извещены путем направления судебных извещений на адреса на электронной почты (л.д.46-49 т.2) при наличии факта направления судебных извещений заказным письмом о дате первого заседания (ч. 2.1. ст.112 ГПК РФ) (л.д.233-238 т.1).

Информация о движении дела размещена на сайте Карпинского городского суда (л.д. 50 т.2).

В письменном заявлении истец Свидницкая О.В. просит удовлетворить иск в полном объеме, провести судебное заседание в её отсутствие (лд. 51 т.2).

В письменном отзыве на иск представитель ответчика указал, что не согласен с требованиями в полном объеме. 15.06.2023 в Отделение СФР по Свердловской области обратилась Свидницкая О.В. с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей. Решением Отделением СФР по Свердловской области от 27.06.2023 Свидницкой О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной п.19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. В период с 02.08.1999 по 26.09.1999, с 06.04.2000 по 31.10.2001 истец работала воспитателем в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска. Списком № 781 к должностям, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, отнесена должность «воспитатель», однако в указанный период истица работала не в предусмотренных пунктом 1 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781 учреждениях социального обслуживания, а в Управлении социальной защиты населения. Управления социальной защиты населения не отнесены Списками к учреждениям, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, так как по своей организационно-правовой форме учреждениями не являются. В период работа истицы в Социальном приюте для детей и подростков данный приют не являлся учреждением. Кроме того, применить к спорному периоду пункт 13 Правил № 781 нельзя, так как среди поименованных структурных подразделений, такой организации, как «социальный приют для несовершеннолетний», нет. Периоды работы с 01.11.2001 по 19.08.2006 и с 25.12.2006 по 27.03.2012 воспитателем, социальным педагогом в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска» не подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ по тем же основаниям. Центры, как правило, предоставляют услуги не только несовершеннолетним, но и совершеннолетним гражданам, оказывая консультативную помощь по вопросам социально-бытового, социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психологической помощи, социально-правовой защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации; предоставление материальной помощи в натуральном виде гражданам, находящихся в трудной жизненной ситуации и т.д., соответственно Центр не является учреждением, осуществляющим деятельность исключительно для детей, поэтому данный вид учреждений социального обслуживания законодательством обоснованно не поименован в Списке № 781, который расширительному толкованию не подлежит. По аналогичным основаниям не подлежит включению в стаж на соответствующих видах работ период работы истца с 28.08.2006 по 22.12.2006 педагогом в социально-педагогической службе «Шанс» Отдела образования г. Карпинска, поскольку учреждение не предусмотрено Списком № 781. Действовавшее на то время законодательство (Список №№ 463, 1067) не дает право истцу на включение спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ. Сведения, которые предоставлены на истицу за спорные периоды работодателем, не содержат кода особых условий, то есть работодатель не подтверждает факт льготной работы истца. Требования истца установить тождественность выполняемых ею функций, условия и характера деятельности в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска, ГОУ СО «Центра социальной помощи семьи и детям г. Краснотурьинска» и в социально-педагогической службе «Шанс» Отдела образования г. Карпинска к учреждениям, поименованным в Списках, являются не законными и не подлежат удовлетворению. Просит отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика (л.д.34-36 т.1).

В письменном отзыве на иск представитель третьего лица Отдела образования Администрации городского округа Карпинска указал, что орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере управления образованием «Отдел образования городского округа Карпинск» в силу действующего в спорный период времени Положения об отделе образования не относился ни к одному виду учреждений, поименованных в Постановлении Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. Просит провести судебное заседание в отсутствие представителя третьего лица (л.д.6-9 т.2).

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, учитывая, что участие сторон в судебном заседании является их правом, стороны извещены заблаговременно о слушании дела, отразили свою позицию в письменных возражениях, воспользовались правом ходатайствовать о рассмотрении дела в их отсутствие.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений – дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии, далее – Закон № 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Как указано в п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665) определены подлежащие применению при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктами 1 (подп. «м») и 3 (абзац 1) постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 665), а также Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила № 781), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Кроме того, предусмотрено применение Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 года включительно; Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), и Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Таким образом, для оценки пенсионных прав истца подлежит применению законодательство, действующее на момент обращения его в орган пенсионного обеспечения Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии (Список № 665 и Правила № 781).

По смыслу вышеуказанных норм закона, право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Вопреки доводам ответчика, совокупность указанных условий в целях назначения досрочной страховой пенсии, соблюдена.

Из материалов дела следует, что истица зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования с 16.06.1998 (л.д.173 т.1).

15.06.2023 в Отделение СФР по Свердловской области обратилась Свидницкая О.В. с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в организациях для детей (л.д.166-168 т.1).

На основании решения Отделения СФР по Свердловской области от 27.06.2023 № 459155/23 Свидницкой О.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Продолжительность льготного стажа работы составляет 12 лет 10 месяцев 25 дней.

Отделением СФР по Свердловской области в решении от 27.06.2023 № 459155/23 не включены следующие периоды работы истицы: с 02.08.1999 по 26.09.1999 и с 06.04.2000 по 31.10.2001 в должности воспитателя в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска, с 01.11.2001 по 19.08.2006, с 25.12.2006 по 27.03.2012 в должности воспитателя, социального педагога в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска», с 28.08.2006 по 22.12.2006 в должности социального педагога в социально-педагогической службе «Шанс» отдела образования г. Карпинска (л.д.199-200 т.1).

Основанием отказа в включении спорных периодов в стаж на соответствующих видах работ – наименование учреждений, где работала истица, не предусмотрены пунктом 1 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781.

Из трудовой книжки Свидницкой О.В. следует, что с 02.08.1999 по 26.09.1999 истица работала воспитателем в приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска;

с 06.04.2000 по 31.10.2001-работала воспитателем в социальном приюте для несовершеннолетних детей Территориального отраслевого управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска,

с 01.11.2001 до 01.06.2004 принята воспитателем в социальный приют в Специализированном муниципальном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска», с 01.06.2004 переведена социальным педагогом в отделение психолого-педагогической помощи, с 12.07.2005 по 19.08.2006– переведена социальным педагогом 10 разряда. Из записи в трудовой книжке следует, что Специализированное муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска, переименовано в Государственное областное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска»,

с 28.08.2006 по 22.12.2006 в должности социального педагога в социально-педагогической службе «Шанс» отдела образования г. Карпинска,

с 25.12.2006 по 27.03.2012 истица принята воспитателем в стационарное отделение Государственного областного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска» (л.д.13-32 т.1).

В соответствии с пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены должности воспитателя, педагога, в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждения» этого же списка в качестве учреждений социального обслуживания в числе прочих названы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Как указано в пункте 11 Правил от 29 октября 2002 года № 781, работа в должности социального педагога засчитывается в стаж работы в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждений» списка (период с 01.06.2004 по 19.08.2006).

Раздел «Наименование учреждений» Списка конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытое в федеральных законах понятие «учреждения для детей», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. В пункте 1.13 названы учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Из указанной нормы не следует, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, связывается исключительно с наличием у перечисленных в ней учреждений социального обслуживания статуса юридического лица.

В соответствии с положениями пункта 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

Таким образом, Правительство Российской Федерации исходит из того, что работа в соответствующих должностях в учреждениях для детей, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Истица с 02.08.1999 по 26.09.1999 истица работала воспитателем в приюте для несовершеннолетних детей Управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска и с 06.04.2000 по 31.10.2001-работала воспитателем в социальном приюте для несовершеннолетних детей Территориального отраслевого управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска.

Из договора от 17.08.1997 года, заключенного между Муниципальным образованием города Краснотурьинска и Управлением социальной защиты населения, следует, что муниципальное образование передает, а Управление принимает полномочия по созданию и развитию сети комплексных и специализированных муниципальных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения на территории муниципального образования учреждений (стационарных и нестационарных) по реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, социальных приютов для детей и подростков (л.д.220-222).

Согласно разъяснений, содержащихся в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 1997 г. N 3521-ГК, оплата труда работников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, складывается из ставок (окладов) по соответствующим разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки, повышений к ним, надбавок, доплат и компенсаций, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, а также различных стимулирующих выплат. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N1092"Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" ставки (оклады) работников указанных учреждений, непосредственно обслуживающих и работающих с контингентом этих учреждений, повышаются на 20 процентов, как это предусмотрено для работников образовательных учреждений за работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, педагогическим работникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями в соответствии с пунктом 8 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральным законом от 13 января 1996 г. N12-ФЗ, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере одного минимального размера оплаты труда (л.д.223-226).

Пунктом 8 письма Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 1997 г. N 3521-ГК разъяснено, что ежегодные оплачиваемые отпуска для работников учреждения устанавливаются в соответствии с "Перечнем образовательных и других учреждений, предприятий и организаций и должностей, работа в которых дает право на ежегодные удлиненные оплачиваемые отпуска", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.94 N1052"Об отпусках работников образовательных учреждений и педагогических работников других учреждений, предприятий и организаций", в частности: - директор, его заместители, заведующие структурными подразделениями, учитель-дефектолог, воспитатели, инструкторы по труду, педагоги-психологи, музыкальный руководитель - 56 календарных дней (п. 1 Перечня);- социальные педагоги - 42 календарных дня (п. 11 Перечня).

Относительно периода работы истицы в Специализированном муниципальном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска» в период с 01.11.2001 до 01.06.2004 и с 25.12.2006 по 27.03.2012 суд приходит к следующему.

Из Устава государственного областного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска» от 24.11.2005 следует, что предметом деятельности юридического лица является комплексное социальное обслуживание семей, женщин, детей и отдельных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке. Центр осуществляет виды деятельности: выявление несовершеннолетних, семей, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, реализация деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе, индивидуальной профилактической работы, социальная поддержка и предоставление социальных услуг, как с обеспечением временного проживания, так и без обеспечения проживания семьям, несовершеннолетним, отдельным категориям граждан, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, организация деятельности по оказанию социально-экономической помощи семьям, несовершеннолетним, защита и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних, организация образования несовершеннолетних, создание оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья физического и психического развития несовершеннолетних, обеспечение несовершеннолетних сбалансированным питанием, организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних, осуществление перевозки несовершеннолетних (л.д.71-79 т.1).

Согласно Должностной инструкции воспитателя стационарного отделения Государственного областного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска», утвержденной 01.09.2008, должностные обязанности воспитателя стационарного отделения являются, в том числе, обучение несовершеннолетних стационарного отделения основам домоводства, определение у несовершеннолетних актуального уровня социальной подготовки, зоны ближайшего уровня развития, проведение занятий в соответствии с графиком, планом работы и правилами безопасности, разработка практических рекомендаций для педагогов, воспитателей, родителей по вопросам формирования навыков социальной подготовленности, проведение дополнительных индивидуальных занятий с несовершеннолетними, планирование и организация жизнедеятельности воспитанников стационарного отделения, осуществление их воспитания, организация и проведение утренней гимнастики для несовершеннолетних, организация и проведение санитарно-просветительской работы по повышению социально-медицинской культуры несовершеннолетних стационарного отделения, создание санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетних в стационарном отделении (л.д.68-70 т.1).

Анализ положений Устава государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Свердловской области «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска» от 28.11.2011 позволяет сделать вывод, что предметом деятельности учреждения является социальное обслуживание населения (профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, восстановление благоприятной для воспитания ребенка семейной среды, содействие в семейном жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (л.д.56-63 т.1).

Основными задачами Центра являются определение и периодическое предоставление (постоянно, временно на разовой основе) необходимых семье и детям конкретных видов социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых), социальная реабилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, участие в работе по профилактике безнадзорности, социального сиротства несовершеннолетних и защите их прав.

Относительно периода работы Свидницкой О.В. с 28.08.2006 по 22.12.2006 в должности социального педагога в социально-педагогической службе «Шанс» отдела образования г. Карпинска суд приходит к следующему.

На основании Положения «Об органе местного самоуправления, уполномоченном в сфере управления образованием-отделе образования городского округа Карпинск» от 01.12.2005 года к полномочиям отдела образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования на территории городского округа; осуществление опеки, попечительства, правовой психолого- и социально-педагогической поддержки детей, подростков и молодежи (л.д.11-28 т.2).

Постановлением главы городского округа Карпинск от 16.02.2006 года № 93 утверждена структура органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере управления образованием «Отдел образования городского округа Карпинск», в которую входит социально-психологическая служба «Шанс» (л.д.29-30 т.2).

Согласно штатного расписания на 2006 год в числе педагогического персонала предусмотрены должности социального педагога (3 единицы) (л.д.32-33 т.2).

Из Положения о социально-психологической службе «Шанс», утвержденного постановлением Главы городского округа Карпинск № 93 от 16.02.2006 года, следует, что социально-психологическая служба «Шанс» является структурным подразделением органа местного самоуправления уполномоченного в сфере управления образованием «Отдел образования городского округа Карпинск» (далее социально-психологическая служба). Из пункта 4 Положения следует, что социально-психологическая служба представляет собой систему психолого-педагогической поддержки деятельности в сфере образования, направленной на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития и успешной социализации детей и подростков в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями, на оказание психолого-педагогической помощи в развитии и социальной адаптации несовершеннолетних, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Задачами социальной-психологической службы являются: предупреждение возникновения проблем в развитии, обучении и социализации подростков и молодежи; содействие детям, подросткам и молодежи в решении актуальных для них проблем и задач развития, обучения, социализации; консультирование родителей (законных представителей) детей (раздел II Положения).

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).

Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ).

Как указано в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее - Федеральный закон от24 июня 1999 года № 120-ФЗ) установлено, что к учреждениям социального обслуживания относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них.

В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ учреждения социального обслуживания предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

В число организаций, осуществляющих социальное обслуживание, включены, в том числе, центр социального обслуживания, социальный приют, в том числе для детей, центр социальной адаптации, в том числе для лиц без определенного места жительства и занятий, социально-реабилитационный центр, в том числе для детей, иные организации, осуществляющие стационарное и полустационарное социальное обслуживание, что следует из Примерной номенклатуры организаций социального обслуживания (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2020 года № 918н).

Учитывая изложенное, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социально-психологической помощи относятся к организациям, предоставляющим гражданам, нуждающимся в социальной помощи, в том числе несовершеннолетним, социальные услуги в форме социального обслуживания.

При этом суд отмечает, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896 «Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» профилактика безнадзорности и беспризорности, социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве, осуществляются следующими учреждениями: социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних; социальным приютом для детей; центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних детей, детей-инвалидов должно осуществляться следующими видами учреждений: социальными приютами для детей; социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних; центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социально-реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, центрами социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи.

В соответствии с пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 года № 781 предусмотрены должности воспитателя, педагога, социального педагога, в пункте 1.13 раздела «Наименование учреждения» этого же списка в качестве учреждений социального обслуживания в числе прочих названы социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, которые не обладают правами юридического лица, а являются структурными подразделениями организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет).

Суд приходит к выводу, что работа истца в должности воспитателя, педагога, социального педагога по условиям, характеру и должностным обязанностям аналогична работе, которая дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

При указанных обстоятельствах не имеется правовых оснований согласиться с доводами ответчика об отсутствии у истца права на назначение спорных периодов в льготный стаж в связи с тем, что учреждение в виде социального приюта для несовершеннолетних Территориального отраслевого управления социальной защиты населения, Специализированное муниципальное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска», переименованное в Государственное областное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска», а также стационарное отделение Государственного областного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска», социально-психологическая служба «Шанс» не являются социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, их тождество не установлено и не поименовано в Списках должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Свидницкая О.В., осуществляя трудовую деятельность в качестве воспитателя, педагога и социального педагога, оказывала социально-педагогическую помощь, а также осуществляла социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних детей, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, имеются правовые основания для удовлетворения исковых требований Свидницкой О.В. о возложении обязанности принять к зачету по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 02.08.1999 по 26.09.1999 и с 06.04.2000 по 31.10.2001 воспитателем в социальном приюте для несовершеннолетних детей Территориального отраслевого управления социальной защиты населения г. Краснотурьинска, с 01.11.2001 до 01.06.2004 воспитателем в социальном приюте в Специализированном муниципальном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска», с 01.06.2004 до 12.07.2005 социальным педагогом в отделении психолого-педагогической помощи, с 12.07.2005 по 19.08.2006 социальным педагогом 10 разряда в Государственном областном учреждении «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска», с 28.08.2006 по 22.12.2006 педагогом в социально-педагогической службе «Шанс» отдела образования г. Карпинска, с 25.12.2006 по 27.03.2012 воспитателем в стационарном отделении Государственного областного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям города Краснотурьинска».

Продолжительность страхового стажа составляет 12 лет 1 месяц 8 дней.

С учетом продолжительности периодов, включенных пенсионным органом в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности (12 лет 10 мес. 25 дней), а также включенных судом (12 лет 01 мес. 08 дн.), на дату обращения истца в пенсионный орган, то есть на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 15.06.2023 года соответствующий стаж составил 25 лет 3 дня при требуемой продолжительности 25 лет.

В соответствии с ч. 1 ст. ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Свидницкой Ольги Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области о защите пенсионных прав удовлетворить в полном объеме.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области от 27.06.2023 № 459155/23 незаконным в части отказа во включении в страховой стаж Свидницкой Ольги Владимировны (СНИЛС 028-347-279 66 паспорт 0914 337687) периодов работы с 02.08.1999 по 26.09.1999 и с 06.04.2000 по 31.10.2001 в должности воспитателя в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска, с 01.11.2001 по 19.08.2006, с 25.12.2006 по 27.03.2012 в должности воспитателя, социального педагога в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска», с 28.08.2006 по 22.12.2006 в должности социального педагога в социально-педагогической службе «Шанс» отдела образования г. Карпинска.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ОГРН 1026605235623) включить Свидницкой Ольге Владимировне (СНИЛС 028-347-279 66 паспорт 0914 337687) в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы с 02.08.1999 по 26.09.1999 и с 06.04.2000 по 31.10.2001 в должности воспитателя в Управлении социальной защиты населения г. Краснотурьинска, с 01.11.2001 по 19.08.2006, с 25.12.2006 по 27.03.2012 в должности воспитателя, социального педагога в ГОУ СО «Центр социальной помощи семье и детям г. Краснотурьинска», с 28.08.2006 по 22.12.2006 в должности социального педагога в социально-педагогической службе «Шанс» отдела образования г. Карпинска.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области (ОГРН 1026605235623) в пользу Свидницкой Ольги Владимировны государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Карпинский городской суд Свердловской области.

Председательствующий: судья Н.В. Шумкова