ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-64/19КОПИ от 14.05.2019 Косинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-64/2019 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 мая 2019 года с.Коса

Косинский районный суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Зубовой Е.А., при секретаре Кочкуровой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Косинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Косинского муниципального района, МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района» о возложении обязанности привести среднюю заработную плату работникам учреждений культуры за 2018 год в соответствие с нормативами, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р и распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ-рп

у с т а н о в и л:

Прокурор Косинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, с учетом уточнений просил возложить на Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района» обязанность привести среднюю заработную плату работникам учреждений культуры Косинского муниципального района за 2018 год в соответствие с нормативами, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы» и распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», исходя из установленного Постановлением Главы Косинского муниципального района от 14 ноября 2018 года целевого показателя средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году 19995,1 руб. и фактического размера средней заработной платы - 19474,7 руб. в срок до 01 октября 2019 года.

В обоснование заявленных требований указал на то, что во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов в рамках обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597 28 октября 2015 года между администрацией Косинского муниципального района и Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края было заключено Соглашение №СЭД-27-01-51-30 о взаимодействии в сфере культуры, в соответствии с которым муниципалитет взял на себя обязанность по обеспечению достижения целевых показателей развития сферы культуры в Пермском крае, указанных в приложении 1, то есть отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода) к 2018 году должна составлять 100%.

В ходе прокурорской проверки установлено, что по итогам работы за 2018 год средняя заработная плата работников культуры Косинского муниципального района составила 19474,7 руб., при этом целевые показатели заработной платы работников культуры по итогам работы за 2018 год составляют 19995,1 руб..

Указанное свидетельствует о неисполнении со стороны администрации Косинского муниципального района взятых по Соглашению обязательств.

По результатам выявленных нарушений 09 апреля 2018 года в адрес главы Администрации Косинского муниципального района прокурором было внесено представление, однако по результатам рассмотрения представления фактически нарушения не были устранены. Поскольку выявленные нарушения затрагивают интересы граждан, работающих к организациях культуры, круг которых периодически меняется и поэтому является неопределенным, прокурор обратился с указанным иском в суд.

В судебном заседании представитель истца - прокурора Косинского района Якимов М.А. поддержал заявленные исковые требования по вышеизложенным основаниям, добавив, что недостижение целевых показателей средней заработной платы работников культуры по итогам работы за 2018 год связано с неэффективностью проведенных ответчиками мероприятий, направленных на исполнение майских указов Президента РФ по сохранению кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетной сфере. Как видно из представленной статистики, в 2018 году работники культуры Косинского муниципального района имели более низкий доход, чем прочий персонал учреждений культуры, что также свидетельствует о недостаточно проведенных мерах по совершенствованию оплаты труда.

Представитель ответчика Администрации Косинского муниципального района по доверенности М с иском не согласилась, не оспаривая тот факт, что Администрацией Косинского муниципального района условия Соглашения о взаимодействии от 28 октября 2015 года исполнены в неполном объеме, произошло недостижение целевых показателей средней заработной платы работников культуры по итогам работы за 2018 год, суду пояснила, что бюджет на 2018 год исполнен в полном объеме, свободных средств по данным статьям расходов не имеется, с учетом дополнительного финансирования в декабре 2018 года средняя зарплата работников культуры составила более 25 тысяч рублей. Невыполнение целевого показателя идет около 500 рублей, общая сумма, которая нужна для достижения целевого показателя составляет чуть больше 200 тысяч рублей. Вопросами распределения бюджетных средств для достижения целевых показателей заработной платы работников культуры занимается рабочая группа, которая с учетом всех критериев определяет, кому именно какая сумма подлежит выплате.

Представитель ответчика МУ «Отдел культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района» руководитель К с иском не согласилась. Не оспаривая факт невыполнения целевых показателей средней заработной платы работников культуры по итогам работы за 2018 год, суду пояснила, что в 2018 году ими были проведены мероприятия по исполнению майских указов Президента РФ: составлена дорожная карта оптимизации учреждений культуры Косинского муниципального района, определены плановые показатели с учетом оптимизации учреждений культуры на 2018, 2019, 2020 годы.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направив в суд возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представители третьих лиц на стороне ответчика Администрации Косинского сельского поселения, Левичанского сельского поселения, Светличанского сельского поселения с исковыми требованиями не согласились по тем основаниям, что бюджеты 2018 года полностью освоены.

Представитель третьего лица на стороне ответчика Администрации Чазевского сельского поселения в судебное заседание не явился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству Российской Федерации поручено доведение к 2018 году средней заработной платы работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.

По поручению Правительства Российской Федерации Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012 - 2018 годы (далее - Программа).

Программа направлена на решение следующих задач:

- сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по экономике субъекта Российской Федерации;

- снижение дифференциации в оплате труда работников, оказывающих аналогичные государственные (муниципальные) услуги;

- устранение дифференциации в оплате труда руководителей и работников учреждений;

- более четкую проработку критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников.

Одной из целей программы является обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношений заработной платы работников учреждений культуры со средней заработной платой в субъектах Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2606-р, утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае" (далее - План).

Целями плана мероприятий ("дорожной карты") обозначены: обеспечение достойной оплаты труда работников учреждений культуры Пермского края как результат повышения качества и количества оказываемых ими государственных (муниципальных) услуг; развитие и сохранение кадрового потенциала сферы культуры; повышение престижности и привлекательности профессий в сфере культуры.

Показателями (индикаторами), характеризующими эффективность мероприятий по совершенствованию оплаты труда работников учреждений культуры, является соотношение средней заработной платы работников и средней заработной платы в субъектах РФ в 2018 году – 100%.

Судом установлено, что 18 августа 2014 года главой Косинского муниципального района утверждено Положение о системе оплаты труда работников учреждений культуры Косинского муниципального района.

Данное Положение было разработано в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р, Распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае".

В рамках обеспечения исполнения реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597, распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы» и распоряжения Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», 28 октября 2015 года между администрацией Косинского муниципального района и Министерством культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края было заключено Соглашение №СЭД-27-01-51-30 о взаимодействии в сфере культуры, в соответствии с которым муниципалитет взял на себя обязанность по обеспечению достижения целевых показателей развития сферы культуры в Пермском крае согласно Приложения 1, то есть отношение средней заработной платы работников учреждений культуры к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода) к 2018 году должно составлять 100%.

09 февраля 2019 года в прокуратуру Косинского муниципального района обратились работники культуры с вопросом по неисполнению «дорожной карты», игнорированием майских указов Президента РФ.

После проведенной проверки прокурором Косинского района 09 апреля 2018 года в адрес главы Косинского муниципального района внесено представление об устранении нарушений трудового законодательства со ссылкой на то, что целевые показатели средней заработной платы работников культуры не соответствуют взятым на себя Администрацией Косинского муниципального района обязательствам: при целевом показателе в Косинском муниципальном районе 18687 руб. среднемесячная заработная плата в январе 2018 года составила 15431 руб., при целевом показателем 19080,4 руб. в январе-феврале 2018 года – 17255,7 руб..

Согласившись с представлением прокурора, 21 мая 2018 года главой Косинского муниципального района вынесено постановление о создании рабочей группы по разработке мероприятий, направленных на повышение средней заработной платы работникам учреждений культуры Косинского муниципального района в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года №597.

Постановлением Главы Косинского муниципального района от 14 ноября 2018 года установлен целевой показатель средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году - 19995,1 руб..

Согласно мониторингу средней заработной платы по категориям работников муниципальных учреждений Пермского края по отделу культуры и молодежной политики администрации Косинского муниципального района, начиная с 2016 года муниципалитет обязанность по обеспечению достижения целевых показателей развития сферы культуры в Пермском крае, указанных в приложении 1, исполняет ненадлежащим образом.

Согласно информации о результатах мониторинга выполнения целевого показателя за 2018 год (л.д.39-40) среднемесячный доход от трудовой деятельности в Пермском крае составляет 29817 руб., целевой показатель в Косинском муниципальном районе составляет 67,1% от этой суммы (20007,2 руб.), за 2018 год выполнен лишь на 65,3% (19474,7 руб.).

Из статистике по Косинскому муниципальному району следует, что средняя заработная плата работников культуры в Косинском муниципальном районе в 2018 году составила 19474,7 руб., тогда как целевой показатель средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году составлял 19995,1 руб..

Исковые требования прокурором Косинского района фактически заявлены, исходя из установленного Постановлением Главы Косинского муниципального района от 14 ноября 2018 года целевого показателя средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района 19995,1 руб. и размера средней заработной платы в 2018 году - 19474,7 руб..

Факт исполнения Администрацией Косинского муниципального района условий Соглашения о взаимодействии от 28 октября 2015 года в части обеспечения достижения целевых показателей развития сферы культуры в Пермском крае согласно Приложения 1 в неполном объеме ответчиками в судебном заседании не оспаривался.

На неэффективность проведенных ответчиками мероприятий, направленных на исполнение майских указов Президента РФ, указывает и тот факт, что рабочая группа по разработке мероприятий, направленных на повышение средней заработной платы работникам учреждений культуры Косинского муниципального района была создана лишь 21 мая 2018 года (л.д.32-33), то есть после того, как было внесено представление прокурором Косинского района (л.д.27-28). Только после этого была составлена дорожная карта оптимизации учреждений культуры Косинского муниципального района и определены плановые показатели с учетом оптимизации учреждений культуры на 2018, 2019, 2020 годы. Средства на выполнение целевого показателя средней заработной платы работников учреждений культуры стали закладываться в бюджет района, начиная лишь с 2019 год. И только на 2019 год запланированы мероприятия по оптимизации штатной численности сотрудников учреждений культуры.

При этом суд учитывает, что согласно мониторинга уровня оплаты труда работников бюджетных учреждений по Косинскому муниципальному району за 2018 года средняя заработная плата специалистов составила 18683,9 руб., в то время как средняя заработная плата прочего персонала – 19129,9 руб..

Данная обстановка в районе неблагоприятно сказывается на сохранении кадрового потенциала, повышении престижности и привлекательности профессий в бюджетной сфере, в частности квалифицированных работников учреждений культуры.

Установленные судом обстоятельства являются основанием для возложения на Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел культуры и молодежной политики Администрации Косинского муниципального района» обязанности привести среднюю заработную плату работникам учреждений культуры Косинского муниципального района за 2018 год в соответствие с нормативами, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы» и распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», с учетом установленного Постановлением Главы Косинского муниципального района от 14 ноября 2018 года целевого показателя средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году - 19995,1 руб..

Вследствие чего, исковые требования прокурора Косинского района подлежат удовлетворению.

Ссылки представителя ответчика К на то, что при расчете показателя средней заработной платы необходимо учитывать и среднюю заработную плату работников МБУ ДО «Детская музыкальная школа», не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства в том числе и по тому основанию, что данное учреждение является образовательной организацией дополнительного образования и не относится к учреждениям культуры.

Доводы представителя ответчика М о том, что показатели «дорожная карта» оптимизации сети учреждений культуры в Косинском муниципальном районе (в частности целевой показатель заработной платы работников культуры на 2018 года в размере 19995,1 руб.) утверждены постановлением главы Косинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ, которое вступает в силу лишь с ДД.ММ.ГГГГ, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку одним из условий Соглашения является достижение тех целевых показателей средней заработной платы работникам учреждений культуры Косинского муниципального района, которые и были установлены этим Постановлением.

Ссылки представителя Министерства культуры Пермского края на то обстоятельство, что целевой показатель, установленный федеральным законодателем для Пермского края в целом, перевыполнен, суд признает несостоятельными, поскольку данный факт не подтверждает достижение тех целевых показателей развития сферы культуры, которые установлены Постановлением Главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в части средней заработной платы работникам учреждений культуры Косинского муниципального района за 2018 год.

Оснований полагать, что данный спор является трудовым и прокурором избран неверный способ защиты, у суда не имеется, поскольку вопросами исполнения таких нормативных правовых актов, как распоряжения Правительства Российской Федерации, распоряжения Правительства Пермского края, Постановления Главы Косинского муниципального района занимаются муниципальные органы власти, в данном случае Администрация Косинского муниципального района и МУ «Отдел культуры и молодежной политики Администрации Косинского муниципального района».

Тот факт, что Косинский муниципальный район является высоко дотационным районом, не освобождает ответчиков от обязанностей по исполнению майских указов Президента РФ.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит обязать ответчика привести среднюю заработную плату работникам учреждений культуры Косинского муниципального района за 2018 год в соответствие с целевыми показателями в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Суд полагает, что данный срок является разумным сроком.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Косинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Возложить на Администрацию Косинского муниципального района и МУ «Отдел культуры и молодежной политики Администрации Косинского муниципального района» обязанность привести среднюю заработную плату работникам учреждений культуры Косинского муниципального района за 2018 год в соответствие с нормативами, установленными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждений на 2012-2018 годы» и распоряжением Правительства Пермского края от 01.03.2013 №58-рп «Об утверждении плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры в Пермском крае», с учетом установленного Постановлением Главы Косинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ целевого показателя средней заработной платы работников учреждений культуры Косинского муниципального района в 2018 году - в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Косинский районный суд в течение одного месяца.

Судья подпись

Верно.

Судья Е.А.Зубова