ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-64/20 от 10.02.2020 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИД 37RS0021-01-2019-000883-19

Дело № 2-64/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Смирновой А.А.,

при секретаре Грибковой А.В.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика Администрации Фурмановского муниципального района ФИО2

третьего лица – заместителя Главы администрации Фурмановского муниципального района по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Фурмановского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда, причиненного бездействием должностного лица,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о взыскании компенсации морального вреда, причиненного действием (бездействием) должностных лиц.

Исковые требования обоснованы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> истец обращался на личный прием к заместителю Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам ЖКХ и благоустройства ФИО3, прием проводился в кабинете <№> здания Администрации Фурмановского муниципального района по адресу: <адрес>, при проведении присутствовали сотрудники Администрации Фурмановского муниципального района Свидетель №1, Свидетель №2, а также бывший сотрудник Свидетель №3 В нарушение ст. 13 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» карточка личного приема не велась, обращение гражданина не регистрировалось, ответ по существу поставленных вопросов не дан. Истец <ДД.ММ.ГГГГ> на личном приеме просил выделить трактор-погрузчик для уборки отвалов земли, согласовать перенос контейнерной площадки и места установки остановки общественного транспорта, согласовать проведение работ по учету и ремонту дорог в районе мкр. Энтузиастов г. Фурманов, о новой схеме размещения опор электрических сетей в районе мкр. Энтузиастов г. Фурманов. Заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам ЖКХ и благоустройства ФИО3 выявил пренебрежительное отношении должностных лиц органов местного самоуправления к гражданам, эмоционально разговаривал, ответа на вопросы истец не получил. Вопрос формирования адекватного благоустройства местности территории проживания важен для истца и лиц, проживающих на территории мкр. Энтузиастов г. Фурманова, данный вопрос исполняется ответчиком деструктивным образом, без связи с законными интересами граждан, без связи с историческими и иными местными традициями. В связи с чем истец вынужден постоянно об этом думать, иметь интенсивные и продолжительные негативные нравственные переживания под которыми лежит чувство тревожности и беспокойства, давящая обстановка нервозности, раздражения, что проявляется в том числе в снижении внимания, аппетита, нарушения сна, т.е. причиняет реальные физические страдания, мешает труду и отдыху. Причиненный моральный вред истец оценивает в 500.000 рублей, т.к. данная сумма компенсации не только внутреннее убеждение истца о справедливости, но и прямая обратная связь между размером иска и превентивной мерой противодействия подобных правонарушений в отношении юридического лица, допускающего грубые нарушения законности, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500.000 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и письменных дополнениях к исковому заявлению, оглашенных в судебном заседании и приобщенных судом к материалам гражданского дела (л.д. 120-122, 123, 183, 184-185, 204, 205, 207). Дополнительно пояснил суду, что <ДД.ММ.ГГГГ> пришел на прием к заместителю Главы администрации Фурмановского муниципального района ФИО3, прием осуществлялся в кабинете <№>, в 11 часов 50 минут прошел мимо камер видеонаблюдения, установленных на первом этаже здания Администрации Фурмановского муниципального района. Поднялся на 4 этаж, где располагается кабинет <№>, который занимает заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района ФИО3 Уверен, что зашел в кабинет до окончания личного приема, т.е. до 12 часов, в кабинете находились сотрудники Администрации Фурмановского муниципального района Свидетель №1 и Свидетель №2, позднее пришел бывший сотрудник Администрации Фурмановского муниципального района Свидетель №3 Поскольку истец пришел в кабинет <№>, где осуществлялся прием до 12 часов, ФИО1 полагал, что осуществляется личный прием, об обратном его никто не предупреждал. Ответа на вопросы, поставленные ФИО1 в ходе личного приема <ДД.ММ.ГГГГ>, истец не получил, что причинило ему нравственные страдания. К показаниям свидетелей, допрошенных в судебном заседании о том, что ФИО1 пришел в кабинет <№> после окончания личного приема, т.е. после 12 часов 00 минут просит отнестись критически. Истец организовал на части территории мкр. Энтузиастов г. Фурманов местное самоуправление мкр. Энтузиастов, в которое истец выделил несколько незастроенных земельных участков, предназначенных для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, и один жилой дом принадлежащий истцу, поэтому истец полагает, что органы местного самоуправления обязаны согласовывать с истцом место установки контейнерных площадок для сбора мусора и остановочных павильонов, поскольку они находятся на территории, которую истец для себя определил как территория МСУ Энтузиастов. Истец, требуя от органов местного самоуправления, поставить на учет стихийно накатанную дорогу в районе мкр. Энтузиастов, действует не только в своих интересах, но и в интересах неопределенного круга лиц, которые могут передвигаться по данной дороге. Нравственные переживания истца, вызванные ненадлежащей организацией личного приема должностными лицами Администрации Фурмановского муниципального района <ДД.ММ.ГГГГ> и не получением ответа на обращения истца, выразились в негативных эмоциях, в чувстве тревожности и беспокойства, давящей обстановке раздражения, что проявляется в снижении внимания, аппетита, нарушении сна, т.е. реальные физические и нравственные страдания, мешает труду и отдыху. Такие эмоции разжигают чувство непримиримой вражды и ненависти к ответчику, действующему как враг народа, стремящегося подорвать связь между государством и народом, разжигающим своими действиями (бездействиями) гражданскую войну.

Представитель ответчика Администрации Фурмановского муниципального района ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, оглашенных в судебном заседании и приобщенных судом к материалам гражданского дела (л.д. 127-130). Возражения мотивированы тем, что <ДД.ММ.ГГГГ> в часы приема с 11 до 12 часов истец на прием к заместителю Главы администрации Фурмановского муниципального района ФИО3 не обращался, ФИО1 пришел в кабинет <№>, который занимает заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района ФИО3 в обеденное время, которое в рабочее время не включается.

Третье лицо ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, поскольку <ДД.ММ.ГГГГ> третьим лицом, занимающим должность заместителя Главы администрации Фурмановского муниципального района по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству, личный прием осуществлялся в кабинете <№> Администрации Фурмановского муниципального района, третьему лицу незадолго до окончания обеда позвонили с вахты Администрации Фурмановского муниципального района о том, что на прием пришел ФИО1, третье лицо разрешил пропустить истца. Однако истец пришел в кабинет <№> после 12 часов 00 минут, где истец находился с моменты звонка с вахты до того, как пришел в кабинет третьего лица, ФИО3 не известно. В момент, когда ФИО1 зашел в кабинет <№>, там кроме третьего лица находились Свидетель №2, Свидетель №1, Свидетель №3 ФИО3 сразу обозначил истцу, что прием закончился, и у них личная беседа. Поскольку время приема закончилось, у третьего лица не было обязанности регистрировать обращение истца, оформлять карточку личного приема и давать письменный ответ. Просит в удовлетворении иска отказать.

Суд, выслушав пояснения истца, представителя ответчика, третьего лица, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 2 Устава Фурмановского муниципального района должностное лицо местного самоуправления - выборное либо заключившее контракт лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Перечень должностных лиц определяется реестром муниципальных должностей, утвержденным Советом района.

Согласно ст. 20 Устава Фурмановского муниципального района граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления Фурмановского муниципального района. Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». За нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан должностные лица местного самоуправления несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании приказа Администрации Фурмановского муниципального района от <ДД.ММ.ГГГГ><№>-к ФИО3 принят на должность заместителя Главы администрации (л.д. 138). Согласно срочному трудовому договору от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, заключенному с ФИО3, работник обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, уставы, законы и иные нормативные правовые акты Ивановской области, устав Фурмановского муниципального района и иные муниципальные правовые акты, обеспечивать их исполнение; соблюдать при исполнении функциональных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций (л.д. 132-137).

Согласно функциональным обязанностям заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района (по ЖКХ благоустройству) осуществляет подготовку программ, постановлений, распоряжений Администрации Фурмановского муниципального района, касающихся дорожной деятельности. Осуществляет контроль за дорожной деятельностью в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Фурмановского муниципального района, а также осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог. Подписывает (визирует) документы в пределах своей компетенции, в том числе по поручению Главы Фурмановского муниципального района рассматривает обращения граждан в сроки, установленные законодательством, и направляет ответы на них за своей подписью (л.д. 139-140).

Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от <ДД.ММ.ГГГГ><№> утвержден Административный регламент исполнения муниципальной услуги «Рассмотрение обращений граждан в администрации Фурмановского муниципального района» (л.д. 141-166).

Согласно п. 1.4 Административного регламента конечным результатом исполнения муниципальной услуги является письменное или устное (в соответствие с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ) разъяснение гражданину о разрешении по существу поставленных в обращении вопросов; уведомление о переадресации обращения в соответствующие органы или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; мотивированных отказ в решении вопросов, поставленных в обращении, в соответствии с действующим законодательством. Процедура исполнения муниципальной услуги завершается направлением письменного ответа, уведомление о переадресации письменного обращения в установленном порядке или передачей письма в руки гражданина.

Согласно п. 2.2.1 Административного регламента общий срок рассмотрения обращения не может превышать 30 дней со дня регистрации обращения.

Согласно п. 2.4.4 Административного регламента личный прием граждан проводится в специально отведенном для этого помещении общественной приемной, а также в их служебных кабинетах.

Согласно п. 3.1.4 Административного регламента на устные обращения граждан даются устные ответы (разъяснения в тех случаях, когда изложенные в обращении факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме, и они не подлежат регистрации. Устные обращения граждан, поступившие в адрес должностного лица Администрации Фурмановского муниципального района на личном приеме, в ходе прямой телефонной линии, рассмотрение которых требует дополнительной проверки, подлежат обязательной регистрации. В случае, если в устном обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию Администрации Фурмановского муниципального района, гражданину дается устное разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обращаться.

Согласно п. 3.2 Административного регламента личный прием граждан в Администрации Фурмановского муниципального района осуществляется Главой администрации Фурмановского муниципального района, его заместителями, руководителя и работниками структурных подразделений Администрации Фурмановского муниципального района.

Согласно п. 3.2.2 Административного регламента журнал регистрации граждан, обратившихся на личный прием к заместителю Главы Администрации Фурмановского муниципального района, а также оформление регистрационно-контрольной карточки приема гражданина ведется каждым заместителем самостоятельно.

В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение может быть дан устно с согласия гражданина в ходе личного приема, о чем делается запись в регистрационно-контрольной карточке приема гражданина и в журнале регистрации граждан, обратившихся на личных прием. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Должностные лица Администрации Фурмановского муниципального района несут личную ответственность за организацию приема граждан и рассмотрение их обращений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.2.4 Административного регламента исполнитель в соответствии с резолюцией заместителя Главы Администрации Фурмановского муниципального района готовит проект ответа гражданину, в котором дается конкретная и полная информация по всем вопросам, поставленным в ходе личного приема. Срок подготовки ответа не может превышать 30 дней. Решение об окончании рассмотрения обращения, поступившего в ходе личного приема, принимает должностное лицо Администрации Фурмановского муниципального района, проводившее личный прием.

Обращение считается рассмотренным, если гражданину дан исчерпывающий письменный ответ на все поставленные в нем вопросы и приняты необходимые меры.

Согласно приложению <№> к Административному регламенту по вторникам с 11-00 до 12-00 прием осуществляет заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района по жилищно-коммунальному хозяйству благоустройству (л.д. 166).

Согласно правилам внутреннего трудового распорядка Администрации Фурмановского муниципального района, утвержденного Постановлением Администрации Фурмановского муниципального района от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, с 12 часов 00 минут до 12 часов 45 минут для муниципальных служащих установлен перерыв на обед.

Согласно ст. 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

Из показаний свидетеля Свидетель №1, допрошенного в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>, следует, что <ДД.ММ.ГГГГ> свидетель присутствовал в кабинете <№>, который занимает заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам ЖКХ и благоустройства ФИО3, в обеденный перерыв пришел ФИО1, который хотел решить вопросы выделения транспорта и ремонта дорог, ФИО3 сообщил ФИО1, что прием не ведется, просто беседа, поэтому карточку личного приема никто не вел.

Свидетель Свидетель №2 в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ> дал показания, аналогичные показаниям свидетеля Свидетель №1

Из показаний свидетеля Свидетель №3, допрошенного в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>, следует, что он работает руководителем муниципального унитарного предприятия Фурмановского муниципального района, <ДД.ММ.ГГГГ> около 11 часов 30 минут Свидетель №3 по служебным делам пришел в здание Администрации Фурмановского муниципального района, на входе встретил ФИО1 Свидетель №3, закончив свои дела, зашел в кабинет <№>, который занимает заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам ЖКХ и благоустройства ФИО3, после 12 часов, в обеденный перерыв в кабинет <№> зашел ФИО1, ФИО1 был в кабинете не долго. При этом присутствовали также Свидетель №2 и Свидетель №1

<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 написал электронное обращение на личный адрес электронной почты Главы Администрации Фурмановского муниципального района, в котором указывал на некомпетентность должностных лиц Администрации Фурмановского муниципального района, при этом в письме ФИО1 указывает, что его обращения и предложения в ходе личного приема <ДД.ММ.ГГГГ> «обозначены как разговор на кухне» (л.д. 6-7).

<ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 обращался к Фурмановскому межрайонному прокурору с просьбой провести проверку в связи с неполучением ответа на вопросы, поставленные на личном приеме <ДД.ММ.ГГГГ> в Администрации Фурмановского муниципального района (л.д. 31).

Как следует из журнала регистрации посетителей Администрации Фурмановского муниципального района <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 до 10 часов 25 минут приходил в кабинет <№> (истец в судебном заседании пояснил, что приходил на прием к депутату ФИО4), после чего приходил на прием в кабинет <№> (л.д. 82).

Как следует из записей видеонаблюдения на первом этаже здания Администрации Фурмановского муниципального района по адресу: <адрес>, с 11 часов до 13 часов, ФИО1 прошел по первому этажу в 11 часов 50 минут, обратно вышел в 12 часов 27 минут (л.д. 111, 113).

<ДД.ММ.ГГГГ> Фурмановский межрайонный прокурор направил в адрес ФИО1 сообщение о том, что по обращению ФИО1 от <ДД.ММ.ГГГГ> установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> ФИО1 с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут обращался на личный прием к заместителю Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам ЖКХ и благоустройства ФИО3 (л.д. 85).

В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 5.1. ст. 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, по решению суда.

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 27.01.2011 № 27-О-О, ст. 16 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», предусматривая право граждан на компенсацию морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения, не закрепляет порядок реализации данного права. Правила компенсации морального вреда определяются гражданским законодательством (ст. 151 и гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Защита гражданских прав, в том числе личных неимущественных прав, осуществляется гражданами различными способами, в том числе путем заявления требования о компенсации морального вреда (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из разъяснений, содержащихся в п. 2 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Для применения ответственности, предусмотренной ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, требующее возмещение убытков, за счет государства, должно доказать противоправность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) названных органов и возникшими убытками, а также размер причиненного вреда.

В соответствии со ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Из буквального содержания ст.ст. 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений данных в абз. 4 п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторых вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что применительно к правовому характеру настоящего спора в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец должен доказать наличие состава правонарушения: противоправность действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц, наступление вреда (возникновение убытков), причинно-следственную связь между возникшим вредом (убытками) и действиями причинителя вреда. Обязанность доказать факт причинения морального вреда незаконными действиями должностных лиц Администрации Фурмановского муниципального района, а также причинно-следственной связи между данными действиями и наступившим моральным вредом, в рассматриваемом случае возлагается на истца.

Отсутствие одного из указанных условий влечет отказ в удовлетворении требования.

Судом установлено, что в Администрации Фурмановского муниципального района по вторникам с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут организован личный прием граждан заместителем Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, данную должность с <ДД.ММ.ГГГГ> занимает ФИО3 Согласно правилам трудового распорядка для муниципальных служащих, в том числе для ФИО3, с 12 часов 00 минут до 12 часов 45 минут установлен перерыв на обед, который в силу норм действующего законодательства в рабочее время не включается. При этом обязанность по организации личного приема, регистрации обращения, ведения карточки личного приема, составлению и направлению ответа может быть возложена на должностных лиц, осуществляющих личный прием, только в случае если личный прием осуществлялся в назначенное время: с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истцом допустимых и достоверных доказательств того, что он <ДД.ММ.ГГГГ> в период времени с 11 часов 00 минут до 12 часов 00 минут обращался на личный прием к заместителю Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ФИО3, не представлено. Как следует из показаний свидетелей Свидетель №2 и Свидетель №1, допрошенных в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>, и свидетеля Свидетель №3, допрошенного в судебном заседании <ДД.ММ.ГГГГ>, следует, что ФИО1 <ДД.ММ.ГГГГ> пришел в кабинет <№>, который занимает заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ФИО3, после окончания времени личного приема, в обеденный перерыв, т.е. после 12 часов 00 минут. Свидетели в установленном законом порядке предупреждены судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, сомневаться в их показаниях у суда оснований не имеется, оснований по которым свидетели бы оговаривали бы истца судом не установлено, ни истец, ни третье лицо родственниками, членами семьи свидетелей не являются, неприязненных отношений свидетели к истцу и третьему лицу не испытывают. Ответ Фурмановского межрайонного прокурора от <ДД.ММ.ГГГГ>, в котором указано, что прокуратурой установлено, что <ДД.ММ.ГГГГ> истец обращался на личный прием к заместителю Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ФИО3 к числу доказательств, перечисленных в ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относится, поэтому преюдиционного значения для рассматриваемого дела не имеет, при этом суд отмечает, что прокурор, проводя проверку по обращению истца, лиц, которых истец указывал как присутствующих на личном приеме <ДД.ММ.ГГГГ>, не опрашивал. Запись с камер внутреннего наблюдения, из которых следует, что истец <ДД.ММ.ГГГГ> в 11 часов 50 минут проходил по первому этажу здания Администрации Фурмановского муниципального района сама по себе не свидетельствует, что до 12 часов 00 минут (окончания личного приема) истец зашел в кабинет <№>, расположенный на третьем этаже здания Администрации Фурмановского муниципального района. Кроме того данное обстоятельство опровергается показаниями, допрошенных по делу свидетелей.

Таким образом, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд признает установленным, что <ДД.ММ.ГГГГ> истец ФИО1 пришел в кабинет <№>, который занимает заместитель Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ФИО3, после окончания времени личного приема. Поскольку судом установлено, что ФИО1 приходил к заместителю Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ФИО3 не в часы приема, у должностного лица Администрации Фурмановского муниципального района отсутствовала обязанность по регистрации обращения ФИО1, по заведению карточки личного приема истца и направления истцу ответа. Субъективное восприятие истца, который предполагал, что заместителем Главы администрации Фурмановского муниципального района по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ФИО3 ведется личный прием гражданина, правового значения для рассматриваемого спора не имеет, поскольку субъективное восприятие истца не возлагало обязанностей на должностных лиц ответчика.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что должностные лица Администрации Фурмановского муниципального района права и обязанности ФИО1 при описанных истцом обстоятельствах не нарушали.

Поскольку судом не установлено нарушений ответчиком или его должностными лицами каких-либо прав и нематериальных благ, подлежащих восстановлению путем их компенсации в денежном выражении, не представлено доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий, наличия причинно-следственной связи между действиями (бездействием) должностных лиц ответчика и причиненными заявителю страданиями, по делу не добыто достоверных доказательств в подтверждение того, что имели место действия (бездействие) должностных лиц, приведшие к нарушению прав и законных интересов ФИО1, что исключает возможность удовлетворения заявленных требований. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что действиями (бездействием) должностных лиц ответчика нарушены права и свободы истца, созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В ходе рассмотрения дела не установлено какого-либо нарушения личных неимущественных прав истца и его нематериальных благ в той степени, которая требовала бы судебного вмешательства для своего пресечения.

Учитывая, что судом не установлена противоправность действий должностных лиц ответчика, не представлены доказательства причинения истцу вреда неправомерными действиями, наличия вины должностных лиц ответчика в причинении истцу нравственных страданий и причинной связи между неправомерными действиями и наступившими последствиями, то состав гражданского правонарушения в данном случае отсутствует, а, следовательно, оснований для взыскания компенсации морального вреда у суда не имеется.

Материалами дела наличие совокупности условий, влекущих у ответчика возникновение гражданской правовой ответственности в виде компенсации морального вреда, предусмотренных ст.ст. 151, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации не подтверждено, в связи с чем законные основания для возложения на ответчика обязанности по компенсации морального вреда отсутствуют.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Администрации Фурмановского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда, причиненного бездействием должностного лица, следует отказать.

Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска не имеется оснований для возмещения ответчиком истцу расходов по уплате государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Администрации Фурмановского муниципального района о взыскании компенсации морального вреда, причиненного бездействием должностного лица, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: ________________

Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>