Дело № 2-64/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 февраля 2013 года г. Городовиковск
Городовиковский районный суд Республики Калмыкия
В составе: председательствующего судьи Карсаева А.М.,
при секретаре Васькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 Жаббара о признании незаконным решения Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (далее ИЦ МВД) об отказе в выдаче справки о реабилитации,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с данным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.
Он родился ДД.ММ.ГГГГ 1939 года в с. Абастуман Адигенского района Грузинской ССР. Постановлением Государственного комитета обороны СССР № 6279-сс от 31 июля 1944 г. заявитель был подвергнут политическим репрессиям по национальному признаку (турки) и направлен на спецпоселение в Ахунбабаевский район Ферганской области Узбекской ССР.
В 1956 году он был снят с учета спецпоселения, однако при обращении в ИЦ МВД с заявлением о выдаче справки о реабилитации заявитель получил отказ, мотивированный тем, что ФИО1 не относится к категории лиц, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации, и потому к нему не могут быть применены нормы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Считая себя имеющим право на реабилитацию, он вынужден был обратиться в суд с требованием о признании незаконным решения ИЦ МВД об отказе в выдаче справки о реабилитации и возложении на ответчика обязанности выдать ему данную справку.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель МВД Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, в представленном письме возражал против удовлетворения заявленных требований и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 3 преамбулы Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", целью закона является реабилитация всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., восстановление их в гражданских правах, устранение иных последствий произвола и обеспечение посильной в настоящее время компенсации материального ущерба.
Из содержания приведенной нормы следует, что реабилитации подлежат лица, пострадавшие от политических репрессий на территории Российской Федерации.
Между тем, как видно из материалов дела, заявитель родился ДД.ММ.ГГГГ 1939 года в с. Абастуман Адигенского района Грузинской ССР.
Постановлением Государственного комитета обороны СССР № 6279-сс от 31 июля 1944 г. заявитель был подвергнут политическим репрессиям по национальному признаку (турки) и направлен на спецпоселение в Ахунбабаевский район Ферганской области Узбекской ССР.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года крымские татары, балкарцы, турки – граждане СССР, курды, хемшилы и члены их семей, выселенные на спецпоселение в период Великой Отечественной войны, были сняты с учета спецпоселений и освобождены из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР.
Таким образом, заявитель был подвергнут репрессиям по политическим мотивам на территории Грузинской ССР и находился на спецпоселении в Узбекской ССР, которые в 1944 г. и в последующем, являясь самостоятельными союзными республиками, в состав РСФСР не входили.
При таких данных оснований для признания заявителя подвергнутым политическим репрессиям и подлежащим реабилитации на территории Российской Федерации у суда не имеется.
Вопросы реабилитации лиц, репрессированных на территории бывших республик Союза ССР, находятся в юрисдикции государств, на территории которых были совершены политические репрессии.
Согласно ст. 2 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" данный закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан РФ, граждан государств - бывших союзных республик СССР, подвергшихся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 г., репрессированных советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами.
При этом указанной нормой к внесудебным органам отнесены Коллегия ОГПУ СССР, Особое совещание при НКВД - МГБ - МВД СССР, Комиссия НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам.
Государственный комитет обороны СССР в перечне внесудебных органов не указан. При таких условиях принятое этим органом решение о выселении в административном порядке определенной группы населения не является основанием для распространения положений законодательства Российской Федерации о реабилитации на всех без исключения лиц, подвергшихся репрессиям по политическим мотивам на территориях других союзных республик.
Следовательно, в системе действующего законодательства оснований для признания незаконным решения ИЦ МВД об отказе в выдаче справки о реабилитации и возложении обязанности выдать данную справку у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении искового заявления ФИО1 Жаббара о признании незаконным решения Информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия об отказе в выдаче справки о реабилитации и возложении обязанности выдать справку о реабилитации – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия через Городовиковский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, а также в кассационном порядке в Президиум Верховного суда Республики Калмыкия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии его обжалования в апелляционном порядке.
Судья А.М. Карсаев
Копия верна: А.М. Карсаев