ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-64/2017 от 17.02.2017 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

В мотивированном виде решение изготовлено 17 февраля 2017 года

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Октябрьский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Лукичевой Л.В.,

с участием представителей ФИО2 по ФИО3<адрес>ФИО7, ФИО8, ФИО9, действующих на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФГУП «Спорт-Инжиниринг» - ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО3<адрес> к Федеральному государственному унитарному предприятию «Спорт-Инжиниринг», акционерному обществу «Синара-Девелопмент» о признании действий противоправными, возложении обязанности к выполнению обязательных требований санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 по ФИО3<адрес> обратилось в Октябрьский районный суд <адрес> с вышеуказанным иском.

В обоснование исковых требований указало, что ФИО2 по ФИО3<адрес> при проведении обследования реконструируемого объекта культурного наследия «Стадион «Центральный». Комплекс» вместимостью 35000 зрительских мест, <адрес> (далее Объект) в составе комиссии по обследованию строящихся (реконструируемых) и введенных в эксплуатацию объектов спорта, расположенных на территории ФИО3<адрес> и предназначенных для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, в части проверки соблюдения пропускного режима и иных требований к безопасности и антитеррористической защищенности, созданной ФИО3<адрес>№ ******-УГ от ДД.ММ.ГГГГ, произведено обследование реконструируемого Объекта по результату которого составлен акт № ******. В ходе проведения обследования Объекта выявлен ряд нарушений требований законодательства Российской Федерации: генеральный застройщик ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и генеральный подрядчик АО «Синара-Девелопмент» не осуществляют производственный контроль в части контроля за наличием у производителей (поставщиков) строительных материалов, металлов и изделий на их основе документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции используемой в строительстве. Ответчиками не представлена программа производственного контроля на Объекте, следовательно, ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и генеральный подрядчик АО «Синара-Девелопмент» используют в строительстве сырье, полуфабрикаты, готовую продукцию без документов, подтверждающих ее радиационную безопасность, при этом самостоятельно не оценивают радиационную безопасность этих материалов, не назначили должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля, не организовали и не проводят лабораторные испытания материалов. Требованиями законодательства Российской Федерации на ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и генерального подрядчика АО «Синара-Девелопмент» возложена обязанность по контролю радиационной безопасности поставляемой продукции, а так же контролю химической и биологической безопасности поставляемой продукции, однако требования закона в указанной части ответчиками не выполняются. Кроме того, на территории Объекта с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находятся 34 локальные радиационные аномалии, каждая из которых представляет собой гранитную плитку красного оттенка, размерами 0,4 м. на 0,4 м. с повышенным уровнем мощности дозы гамма-излучения (до 4,2 раз выше установленного), 32 из которых расположены на полу в конструкции портика – входная группа на улице перед входами № ****** на Восточную трибуну стадиона, 2 аномалии – в полу перед вхо<адрес> на западную трибуну стадиона. ФГУП «Спорт-Инжиниринг» не осуществляет необходимые защитные мероприятия направленные на снижение мощности дозы гамма-излучения до установленных уровней. Неисполнение ответчиками требований санитарных правил и норм, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства направлено на защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

На основании изложенного, ФИО2 просит признать действия ответчиков к ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и АО «Синара-Девелопмент» противоправными; возложить на ответчиков обязанность разработать программу (план) производственного контроля применяемых строительных материалов при реконструкции стадиона «Центральный»; организовать и осуществлять производственный контроль, в том числе с лабораторными исследованиями и испытаниями применяемых строительных материалов в целях обеспечения их соответствия требованиям радиационной, химической и биологической безопасности; провести защитные мероприятия – ликвидацию (дезактивацию) 34 локальных радиационных аномалий (заменить 34 гранитных плитки на другие, радиационные характеристики которых соответствуют требованиям санитарных норм и правил); извлеченные (удаленные) из покрытия пола плитки из гранита красного цвета, захоронить силами специализированной организации; представить в ФИО2 по ФИО3<адрес> документы, подтверждающие радиационную безопасность новой плитки, которая будет установлена вместо извлеченной (удаленной) из покрытия пола; эффективность проведенных мероприятий подтвердить результатами радиационного контроля пола в конструкции портика – входная группа на улице перед входами № ****** на Восточную трибуну стадиона, перед вхо<адрес> на Западную трибуну стадиона.

Определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят частичный отказ ФИО2 по ФИО3<адрес> от следующих исковых требований к ФГУП «Спорт-Инжиниринг», АО «Синара-Девелопмент»: о проведении защитных мероприятий – ликвидации (дезактивации) 34 локальных радиационных аномалий (заменить 34 гранитных плитки на другие, радиационные характеристики которых соответствуют требованиям санитарных норм и правил); извлеченные (удаленные) из покрытия пола плитки из гранита красного цвета, захоронить силами специализированной организации; представить в ФИО2 по ФИО3<адрес> документы, подтверждающие радиационную безопасность новой плитки, которая будет установлена вместо извлеченной (удаленной) из покрытия пола; эффективность проведенных мероприятий подтвердить результатами радиационного контроля пола в конструкции портика – входная группа на улице перед входами № ****** на Восточную трибуну стадиона; перед вхо<адрес> на Западную трибуну стадиона.

В судебном заседании представители ФИО2 по ФИО3<адрес>ФИО7, ФИО8, ФИО9 исковые требования с учетом частичного отказа поддержали, настаивали на удовлетворении, в том числе, по доводам дополнительно представленных в материалы дела письменных пояснений от ДД.ММ.ГГГГ. Так же указано на то, что действия ответчика АО «Синара-Девелопмент», направленные на разработку программы производственного контроля, свидетельствуют о согласии с обязанностью иметь данный документ. Между тем, на момент рассмотрения исковых требований разработанная АО «Синара-Девелопмент» программа производственного контроля не содержит все необходимые данные, позволяющие осуществлять надлежащим образом производственный контроль за качеством и безопасностью применяемых строительных материалов.

Представитель ответчика ФГУП «Спорт-Инжиниринг» - ФИО5 в судебном заседании исковые требования, заявленные к ФГУП «Спорт-Инжиниринг», не признал поддержав доводы представленного суду письменного отзыва, из которого следует, что между ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и АО «Синара-Девелопмент» ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадиона для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и кубка конфедераций FIFA 2017 года на объекте «Реконструкция и реставрация объекта культурного наследия «Стадион «Центральный». Комплекс» вместимостью 35000 зрительских мест, <адрес>. Согласно указанного контракта АО «Синара-Девелопмент» обязалось осуществлять контроль за качеством используемых строительных материалов, наличием необходимых сертификатов соответствия, технических паспортов и других документов, удостоверяющих качество поставляемых материально-технических ресурсов, применяемых при строительстве Объекта. Пунктом ДД.ММ.ГГГГ контракта предусмотрено, что работы на Объекте выполняются иждивением АО «Синара-Девелопмент». Таким образом, у ФГУП «Спорт-Инжиниринг» отсутствует необходимость разработки программы производственного контроля строительных материалов, так как поставка материалов и оборудования осуществляется силами подрядчика, а в рамках проведения специального контроля по Постановлению Правительства РФ № ****** в ФГУП «Спорт-Инжиниринг» разработан Порядок контроля, который выполняется в полном объеме.

Представитель ответчика АО «Синара-Девелопмент» в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. Ранее в судебных заседаниях представители указанного ответчика исковые требования, предъявленные к АО «Синара-Девелопмент», не признали. В соответствии с представленным суду письменным отзывом АО «Синара-Девелопмент», являясь подрядчиком, действует строго и исключительно в рамках государственного контракта. В силу п. 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** обеспечение реализации мероприятий по оснащению техническими средствами охраны стадионов осуществляет ФГУП «Спорт-Инжиниринг», а организацию пропускного режима и контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на указанные стадионы в период их строительства (реконструкции), а так же реализацию других мер по безопасности и антитеррористической защищенности стадионов – организации, осуществляющие строительство (реконструкцию) стадионов. Таким образом, обязанность по осуществлению пропускного режима и контроля материалов может быть возложена на АО «Синара-Девелопмент» и реально выполнена лишь исключительно после того, как ФГУП надлежащим образом осуществит действия по оснащению подрядчика техническими средствами охраны стадионов, перечень которых указан в п. 4 Постановления Правительства РФ № ******. Между АО «Синара-Девелопмент» и ООО ЧОП «Экипаж» подписано и вступило в силу Приложение № ****** в новой редакции к договору № СД-1090/15-10-14 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ/оказание услуг по обеспечению безопасности Объекта, принятое с учетом приказа ФГУП «Спорт-Инжиниринг» № ****** от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на строительные площадки стадионов, предназначенных для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года». Следовательно, подрядчик, действуя в рамках возложенных контрактом обязанностей, и с учетом переданного заказчиком специализированного оборудования, надлежащим образом осуществляет весь необходимый комплекс мероприятий по выполнению требований контроля материалов, поступающих на Объект, в том числе, по радиационной безопасности. В силу Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** и приказа Министерства спорта № ****** от ДД.ММ.ГГГГ выполнение существующих нормативных требований о соблюдении радиационной безопасности материалов возложено на ФГУП «Спорт-Инжиниринг», а так же на производителей материалов. Согласно п. 4 Приложения № ****** к приказу Министерства спорта № ****** от ДД.ММ.ГГГГ контроль поставок продукции на стадионы в целях обеспечения ее соответствия требованиям радиационной, химической, биологической и пожарной безопасности, взрывобезопасности, антитеррористической защищенности обеспечивает застройщик, которым является ФГУП «Спорт-Инжиниринг», а потому требования по соблюдению указанного контроля могут быть предъявлены исключительно к ФГУП «Спорт-Инжиниринг». В настоящее время на территории Объекта оборудованы пункты контроля поставляемой продукции, включая их оснащение техническими средствами охраны. Поступающие материалы, конструкции и изделия, производимые на заводах-изготовителях, поступают на Объект с соответствующими документами, подтверждающими их санитарно-эпидемиологическую безопасность. Специалистами химико-радиометрической лаборатории ГКУ СО «Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в ФИО3<адрес>» ежемесячно проводится радиационное обследование Объекта. Наличие сертификата (декларации) соответствия на определенную продукцию, свидетельствующего о ее соответствии техническому регламенту касательно данного вида продукции, является необходимым и достаточным подтверждением соблюдения всех санитарно-эпидемиологических требований (в том числе по радиационной безопасности), предъявляемых к данному виду продукции. Дополнительного указания в таких сертификатах на радиационную безопасность и/или конкретное содержание радионуклидов законом не требуется. Все используемые в ходе строительства Объекта материалы, оборудование и конструкции поставляются с надлежащими сопроводительными документами – сертификатами (декларациями) соответствия. Кроме того, на момент рассмотрения исковых требований АО «Синара-Девелопмент» разработана программа производственного контроля, которая, по мнению представителей ответчика, соответствует всем необходимым требованиям санитарного законодательства. Так же программы производственного контроля разработаны субподрядными организациями.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства спорта Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

Суд, заслушав пояснения представителей ФИО2 и представителя ответчика ФГУП «Спорт-Инжиниринг», исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года урегулированы в Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу п. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Российской Федерации осуществляются строительство и (или) реконструкция, а также своевременный ввод в эксплуатацию необходимого для подготовки и проведения спортивных соревнований количества стадионов в соответствии с требованиями FIFA к мероприятиям по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу FIFA и Кубка конфедераций FIFA, положениями соглашения о проведении спортивных соревнований и заявочной книги.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 518 «О Программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу» государственным заказчиком строительства и реконструкции стадионов для проведения чемпионата мира по футболу в гг. Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Волгограде и Екатеринбурге является Министерство спорта Российской Федерации - главный распорядитель средств федерального бюджета, застройщиком - федеральное государственное унитарное предприятие "Спорт-Инжиниринг".

Порядок организации и проведения работ в области обеспечения безопасности объектов спорта, предназначенных для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, в период их строительства (реконструкции) установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 485 "Об утверждении требований к объектам спорта, предназначенным для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года".

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством спорта Российской Федерации в лице генерального директора ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и АО «Синара-Девелопмент» (подрядчик) заключен контракт № ****** на выполнение работ по строительству (реконструкции) стадиона для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, предметом которого является выполнение подрядчиком комплекса работ по строительству (реконструкции) объекта «Реконструкция и реставрация объекта культурного наследия «Стадион «Центральный». Комплекс» вместимостью 35000 зрительских мест, <адрес>. Работы, являющиеся предметом Контракта, должны соответствовать требованиям технических регламентов, сводов правил, национальным стандартам и другим нормативным актам Российской Федерации (п. 1.1. Контракта).

Материалами дела установлено, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 485, а так же ФИО3<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-УГ «О комиссии по обследованию строящихся (реконструируемых) и введенных в эксплуатацию объектов спорта, расположенных на территории ФИО3<адрес> и предназначенных для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, в части проверки соблюдения пропускного режима и иных требований к безопасности и антитеррористической защищенности», ДД.ММ.ГГГГФИО2 по ФИО3<адрес> в составе комиссии произведено обследование реконструируемого объекта культурного наследия «Стадион «Центральный». Комплекс» вместимостью 35000 зрительских мест, <адрес> в части проверки соблюдения пропускного режима и иных требований к безопасности и антитеррористической защищенности, по итогам которого составлен акт № ****** (л.д. 14-32).

В ходе проведения обследования представителем ФИО2 по ФИО3<адрес> было установлено, что:

- в сопроводительных документах на поставляемые для строительства газобетонные блоки автоклавного твердения не указывается численное значение удельной активности природных радионуклидов. Керамзит, абразивный порошок, клей для ячеистых бетонов, тепло и звукоизоляция из каменной ваты ISOVER, плиты минераловатные теплоизоляционные ТЕХНО используются при реконструкции стадиона без документов, подтверждающих радиационную безопасность продукции;

- генеральный застройщик ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и генеральный подрядчик АО «Синара-Девелопмент», а так же подрядчик ООО «Астра Строй» не осуществляют производственный контроль в части контроля за наличием у производителей (поставщиков) строительных материалов документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции используемой в строительстве;

- в сопроводительных документах на поставляемые для строительства изделия из металла отсутствует информация подтверждающая их радиационную безопасность, то есть производители металла и изделий из металла допускают неограниченное использование данной продукции на территории Российской Федерации без подтверждения ее радиационной безопасности;

- генеральный застройщик ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и генеральный подрядчик АО «Синара-Девелопмент», а так же подрядчик ООО «Астра Строй» не осуществляют производственный контроль в части контроля за наличием у производителей (поставщиков) металлов и изделий на их основе документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции используемой в строительстве;

- генеральным застройщиком ФГУП «Спорт-Инжиниринг» и генеральным подрядчиком АО «Синара-Девелопмент» не представлены программы производственного контроля на Объекте.

На основании выявленных в ходе проверки нарушений законодательства РФ, в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, ФИО2 по ФИО3<адрес> обратилось в суд с настоящим иском.

Возражая против заявленных требований, каждый из ответчиков указал на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований: ФГУП «Спорт-Инжиниринг» - поскольку государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ, а так же Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 485 работы на Объекте должны выполняться иждивением АО «Синара-Девелопмент», поставка материалов и оборудования осуществляется силами подрядчика, а потому у ФГУП отсутствует обязанность по разработке программы производственного контроля; АО «Синара-Девелопмент» - поскольку действуя строго в рамках возложенных Контрактом обязанностей, и с учетом переданного заказчиком специализированного оборудования, надлежащим образом осуществляет весь необходимый комплекс мероприятий по выполнению требований контроля материалов, поступающих на Объект, в том числе, радиационной безопасности. Обязанность проведения лабораторных исследований у АО «Синара-Девелопмент» отсутствует, поскольку все ввозимые на Объект строительные материалы и конструкции поступают с документами, подтверждающими их безопасность.

Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.

Статьей 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ установлено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

В соответствии с п. 1.5. СП ДД.ММ.ГГГГ-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В соответствии с п.п. «г» п. 2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 производственный контроль включает контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 485, на стадионах в период их строительства (реконструкции) и эксплуатации до периода проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года устанавливается особый режим охраны, который обеспечивается путем организации на стадионах пропускного режима, реализации мероприятий по оснащению их техническими средствами охраны, осуществления контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на стадионы, а также реализации других мер по безопасности и антитеррористической защищенности стадионов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 485, материалы, оборудование и конструкции, поставляемые на строящиеся (реконструируемые) и введенные в эксплуатацию стадионы, подлежат контролю в целях обеспечения их соответствия требованиям радиационной, химической и биологической безопасности, взрывобезопасности, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности.

Порядок контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на строящиеся (реконструируемые) и введенные в эксплуатацию стадионы в гг. Калининграде, Нижний Новгород, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Волгограде и Екатеринбурге, а также правила обеспечения особого режима охраны стадионов в этих городах определяются Министерством спорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пункт 18 Постановления № ******).

В соответствии с Приложением № ****** к Приказу Минспорта России от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** "Об утверждении Порядка контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на строящиеся (реконструируемые) и введенные в эксплуатацию объекты спорта, предназначенные для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, в гг. Калининграде, Нижний Новгород, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Волгограде и Екатеринбурге, и Правил обеспечения особого режима охраны объектов спорта, предназначенных для проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, в гг. Калининграде, Нижний Новгород, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Волгограде и Екатеринбурге" порядок применяется в отношении материалов, оборудования и конструкций (далее - продукция), поставляемых на строящиеся (реконструируемые) и введенные в эксплуатацию стадионы (п. 2).

Обеспечение контроля поставки продукции на стадионы осуществляется комплексно и включает в себя, в том числе, следующие виды контроля:

- контроль радиационной безопасности поставляемой продукции, который проводится в целях проверки соблюдения установленных нормативов радиационных параметров строительной продукции в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- контроль химической и биологической безопасности поставляемой продукции, который проводится в целях определения факта и степени загрязнения (заражения) строительной продукции опасными химическими веществами, особо опасными биологическими агентами (возбудителями) (п.п. 3.1, 3.2, 3.3).

Комплекс мер обеспечения контроля поставляемой продукции предусматривает, в том числе, следующие мероприятия: проведение лабораторных исследований (испытаний) поставляемой продукции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 6, 6.5).

Обеспечение контроля поставляемой продукции проводится визуальными, инструментальными или лабораторными методами (п. 7).

Пунктом 19 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 485, с учетом редакции от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что обеспечение реализации мероприятий по оснащению техническими средствами охраны стадионов в гг. Калининграде, Нижний Новгород, Ростове-на-Дону, Самаре, Саранске, Волгограде и Екатеринбурге осуществляет федеральное государственное унитарное предприятие "Спорт-Инжиниринг", а организацию пропускного режима и контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на указанные стадионы в период их строительства (реконструкции), а также реализацию других мер по безопасности и антитеррористической защищенности стадионов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - организации, осуществляющие строительство (реконструкцию) стадионов, определенные решением Правительства Российской Федерации.

Условиями Контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** (п.п. 6.1.1, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что: подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы в соответствии с требованиями проектной документации и разработанной на ее основе рабочей документации, технических регламентов, стандартов, сводов правил; осуществлять контроль за качеством используемых строительных материалов, конструкций и изделий, оборудования, наличием необходимых сертификатов соответствия, технических паспортов и других документов, удостоверяющих качество поставляемых материально-технических ресурсов, применяемых при строительстве Объекта, и их использованием в соответствии с прямым назначением Объекта; обеспечить контроль соответствия выполняемых работ требованиям проектной документации и разработанной на ее основании рабочей документации, технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил; обеспечить соответствие всех поставляемых подрядчиком для выполнения работ материалов и оборудования, в том числе специализированного оборудования, рабочей документации, а так же наличие соответствующих сертификатов соответствия, технических паспортов и так же других документов, удостоверяющих их качество.

Пунктом 8.1. Контракта установлено, что Подрядчик отвечает в соответствии с законодательством Российской Федерации и Контрактом за соблюдение на территории строительной площадки требований законодательства Российской Федерации, а так же Контракта, относящихся к охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды, а так же за все случаи нарушения норм его поставщиками, субподрядчиками, персоналом подрядчика и иными лицами, находящимися на территории Строительной площадки.

Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны АО «Синара-Девелопмент» установлены специалистами ФИО2 по ФИО3<адрес> и отражены в акте № ****** от ДД.ММ.ГГГГ.

Материалами дела установлено, что на момент предъявления искового заявления в суд программа производственного контроля реконструируемого Объекта у АО «Синара-Девелопмент» как у юридического лица, являющегося генеральным подрядчиком, а соответственно осуществляющего в силу п. 1.1. Контракта непосредственное выполнение комплекса работ по строительству (реконструкции) Объекта, отсутствовала, тогда как п. 2.6 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 установлено, что программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

В ходе рассмотрения исковых требований ответчиком АО «Синара-Девелопмент» в материалы дела представлена программа (план) производственного контроля АО «Синара-Девелопмент» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Однако из пояснений представителей ФИО2 следует, что указанная программа производственного контроля не содержит все данные, позволяющие осуществлять надлежащим образом производственный контроль за качеством и безопасностью применяемых строительных материалов. Строительные работы на объекте осуществляются не в соответствии с проектом организации строительства в части контроля качества поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов. В обоснование дополнительно представлен акт комиссионного обследования № ****** от ДД.ММ.ГГГГ с участием представителя ФИО2 по ФИО3<адрес>, из которого следует, что недостатки, отраженные в акте № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, продолжают место быть. Так же в материалы дела представлено постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ ****** о назначении административного наказания, которым АО «Синара-Девелопмент» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа 10000 рублей. На момент рассмотрения дела по существу указанное постановление обжаловано и не вступило в законную силу.

Протоколом рабочего совещания при главном федеральном инспекторе от ДД.ММ.ГГГГ АО «Синара-Девелопмент» рекомендовано во взаимодействии с ФИО2 по ФИО3<адрес> привести программу производственного контроля основных материалов, используемых при реконструкции Объекта, в соответствие установленным требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Доработать программу и направить в адрес ФИО2 по ФИО3<адрес>.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению в отношении ответчика АО «Синара-Девелопмент». Оснований для удовлетворения исковых требований к ФГУП «Спорт-Инжиниринг» суд не усматривает, поскольку пунктом 19 вышеуказанного Постановления № ****** установлено, что организация пропускного режима и контроля материалов, оборудования и конструкций, поставляемых на указанные стадионы в период их строительства (реконструкции) обеспечивают организации, осуществляющие строительство (реконструкцию) стадионов. Указанной организацией в силу Контракта от ДД.ММ.ГГГГ является АО «Синара-Девелопмент». Более того, вышеизложенными положениями Контракта от ДД.ММ.ГГГГ обязанность осуществления контроля за качеством используемых строительных материалов, конструкций и изделий, оборудования, наличием необходимых сертификатов соответствия, технических паспортов и других документов, удостоверяющих качество поставляемых материально-технических ресурсов, применяемых при строительстве Объекта так же возложена на Подрядчика.

Доводы представителей ответчика АО «Синара-Девелопмент» о том, что деятельность общества регулируется строго положениями Контракта, а потому отсутствует обязанность проведения лабораторных испытаний, отклоняется судом, поскольку вышеуказанными положениями законодательства, а так же положениями самого Контракта на ответчика АО «Синара-Девелопмент» возложена обязанность соблюдения и контроля требований санитарного законодательства.

Суд соглашается с дополнительными пояснениями представителя ФИО2ФИО7 о том, что технические регламенты на строительные материалы, на которые ссылается ответчик в письменном отзыве, и которые должны быть разработаны в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ, в настоящее время не разработаны, поэтому в отношении заявленной продукции необходимо руководствоваться п.1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ. Таким образом, на продукцию, пока на нее не будут разработаны технические регламенты, действуют требования, предъявляемые к продукции действующими санитарными нормами и правилами.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика АО «Синара-Девелопмент», не обеспечившего при строительстве (реконструкции) Объекта соблюдение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения являются противоправными, нарушающими конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика АО «Синара-Девелопмент» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ФИО3<адрес> к акционерному обществу «Синара-Девелопмент» о признании действий противоправными, возложении обязанности к выполнению обязательных требований санитарного законодательства – удовлетворить.

Признать действия акционерного общества «Синара-Девелопмент» противоправными и нарушающими интересы неопределенного круга лиц.

Возложить на акционерное общество «Синара-Девелопмент» обязанность по разработке программы (плана) производственного контроля применяемых строительных материалов при реконструкции стадиона «Центральный», а так же организовать и осуществлять производственный контроль, в том числе с лабораторными исследованиями и испытаниями применяемых строительных материалов в целях обеспечения их соответствия требованиям радиационной, химической и биологической безопасности.

Взыскать с акционерного общества «Синара-Девелопмент» в доход местного бюджета расходы по уплате госпошлины в размере 6 000 рублей.

В удовлетворении исковых требований к Федеральному государственному унитарному предприятию «Спорт-Инжиниринг» - отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО3 областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий Л.В. Лукичева