ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-64/2018 от 31.05.2018 Кесовогорского районного суда (Тверская область)

Дело № 2-64/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31.05.2018 пгт Кесова Гора Тверской области

Кесовогорский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Магомедовой З.И.

при секретаре Макаровой С.Е.

с участием помощника прокурора Кесовогорского района Тверской области Лучкина И.А.,

представителей ответчика ГБУЗ «Кесовогорская центральная районная больница» Вересовой В.В. и Шеховцовой Л.В., действующих на основании доверенности б/н от 31.05.2018,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кесовогорского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Кесовогорского района Тверской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Тверской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности. В обоснование своих требований истец указал, что прокуратурой района во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.03.2018 и задания прокуратуры Тверской области совместно с дознавателем ОНД и ПР по Кашинскому, Калязинскому, Кесовогорскому районам проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница». В ходе проверки установлено, что в зданиях ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» по адресу: <адрес>, не должным образом соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно: в здании административного корпуса (здание поликлиники) огнетушители не перезаряжены согласно установленных сроков (п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее ППР в РФ № 390), в здании клинической лаборатории огнетушители не перезаряжены согласно установленных сроков (п. 478 ППР в РФ № 390), в здании дневного стационара (клиническая лаборатория) в защищаемых автоматической пожарной сигнализацией помещениях установлено по одному неадресному пожарному извещателю (ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 12.16 Нормы пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», утверждённые приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31 (далее – НПБ 88-2001, в здании рентгенкабинета отсутствует система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре (нормы пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее НПБ 110-03) п. 14, табл. 1 п. 71; СП 5. 13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее СП 5.13130.2009) разд. 7, табл. 2 п. 11), в здании лечебного корпуса (хирургии) на путях эвакуации отсутствуют световые оповещатели СОУЭ «Выход» (Нормы пожарной безопасности 103-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-3) п. 3.11; п. 3.13; разд. 4, табл. 1, разд. 5 табл. 2 п. 11), в защищаемых автоматической пожарной сигнализацией помещениях установлено по одному неадресному пожарному извещателю (ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ п. 12.15 НПБ 88-2001), приборы приёмо-контрольные «Сигнал-20» размещены на высоте более 2,5 метров от уровня пола до оперативных органов управления данных приборов (ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ п. 12.52 НПБ 88-2001), установлен второй приёмно-контрольный прибор «Сигнал-20», размещённый в помещении коридора (НПБ88-2011 п. 12.48), система звукового оповещения СОУЭ работает локально (НПБ 104-03, п. 3.1, 3.2, 3.9), неисправен шлейф пожарной сигнализации в помещениях перехода и приёмного отделения (ППР в РФ № 390 от 25.04.2012 п. 61), в здании терапевтического отделения на путях эвакуации отсутствуют световые оповещатели СОУЭ «Выход» (ППР в РФ № 390 от 25.04.2012 п. 42), отсутствуют дымовые пожарные извещатели в помещении «ингаляционной» (НПБ88-2001 п. 12.16). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» система пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Требования пожарной безопасности, предусмотренные Правилами пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в том числе, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. С учётом выявленных недостатков, прокурор просит возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница» обязанность устранить нарушения норм пожарной безопасности в зданиях ГБУЗ «Кесовогорская центральная районная больница» по адресу: <адрес>, в срок до 31.12.2018, а именно:

Обеспечить перезарядку огнетушителей в здании административного корпуса (здание поликлиники), в здании клинической лаборатории согласно установленных сроков (п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее ППР в РФ № 390);

Обеспечить установку в здании дневного стационара (клиническая лаборатория) в защищаемых автоматической пожарной сигнализацией помещениях сестринской и процедурного кабинета дополнительные неадресные пожарные извещатели в соответствии с п. 12.16 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» и п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

Установить дополнительные и неадресные пожарные извещатели в здании лечебного корпуса (хирургии) в защищаемых автоматической пожарной сигнализацией помещениях в соответствии с п. 12.16 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» и п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

Обеспечить установку в здании рентгенкабинета системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с Нормами пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее НПБ 110-03) п. 14, табл. 1 п. 71; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» разд. 7, табл. 2 п. 11;

Обеспечить установку в здании лечебного корпуса (хирургия) и в здании терапевтического отделения на путях эвакуации световых оповещателей СОУЭ «Выход» (нормы пожарной безопасности 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-3) п. 3.11; п. 3.13; разд. 4, табл. 1, разд. 5 табл. 2 п. 11);

Обеспечить установку в здании лечебного корпуса (хирургии) приборов приёмно-контрольных «Сигнал 20» на высоте от 0,8 до 1,5 метров от уровня пола до оперативных органов управления данных приборов, согласно п. 12.52 НПБ 88-2001;

Обеспечить единую работу системы звукового оповещения СОУЭ в здании лечебного корпуса (хирургии) (НПБ88-2011 п. 12.48, НПБ 104-03, п. 3.1, 3.2, 3.9);

Обеспечить устранение неисправности шлейфа пожарной сигнализации в помещениях перехода и приёмного отделения в здании лечебного корпуса (хирургии) (ППР в РФ № 390 от 25.04.2012 п. 61);

Обеспечить установку дымовых пожарных извещателей в здании терапевтического отделения в помещении «ингаляционной» (НПБ88-2001 п. 12.16),

и обязать Министерство здравоохранения Тверской области и ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» в срок до 31.12.2018 в пределах полномочий и компетенции каждого из данных ответчиков осуществить финансирование выполнения работ ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности (л.д. 2-9).

Определением Кесовогорского районного суда Тверской области от 17.05.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области с одновременным исключением его из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора. Также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области.

В судебном заседании помощник прокурора Лучкин И.А. поддержал заявленные исковые требования, пояснив, что согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. Выявленные прокуратурой района нарушения противопожарного законодательства в виде ненадлежащей системы предотвращения пожара и др. противоречат Правилам противопожарного режима в РФ. Только строгое соблюдение данных Правил может гарантировать жизнь и здоровье неопределённого круга лиц – посетителей ЦРБ. Прокуратура просит суд критически оценить возражения ответчиков и третьих лиц о том, что субсидиарная ответственность возможна только в случае причинения вреда гражданину. Жизнь человека является высшей ценностью в Российской Федерации и гарантируется Конституцией РФ. Непринятие превентивных и своевременных мер пожарной безопасности может повлечь неустранимые последствия, унести жизни многих людей. Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что собственных средств ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» недостаточно для того, что устранить все выявленные недостатки. Уточнил, что в п. 2 исковых требований имеются в виду пожарные извещатели (в тексте иска допущена опечатка).

В судебном заседании 17.05.2018 помощник прокурора Кесовогорского района Тверской области Лучкин И.А. также поддержал заявленные исковые требования. Пояснил, что прокуратурой района во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.03.2018 и задания прокуратуры Тверской области совместно с дознавателем ОНД и ПР по Кашинскому, Калязинскому, Кесовогорскому районам проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности. С учётом того, что полномочия собственника областного имущества Тверской области, в соответствии с Уставом ГБУЗ и Порядком осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тверской области, утверждённым постановлением администрации Тверской области от 25.02.2011 № 82-па, осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, полагал необходимым исключить его из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечь к участию в деле в качестве соответчика. Учитывая, что согласно п. 19 Устава ГБУЗ, одним из иных источников формирования имущества ответчика являются средства обязательного медицинского страхования, к участию в деле следует привлечь Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Представитель ответчика ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» Вересова В.В. исковые требования в полном объёме признала и пояснила, что планируемые суммы поступления денежных средств на счёт ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» от оказания платных медицинских услуг оказались больше реально поступивших сумм, что подтверждается данными лицевых счетов. Поступившие суммы расходуются, в том числе, на оплату труда врачей, оказавших платные медицинские услуги.

Представитель ответчика ГБУЗ Тверской области «Кесовогорская ЦРБ» Вересова В.В. в судебном заседании 17.05.2018 исковые требования признала. Подтвердила, что, действительно, в ходе проведённой прокуратурой Кесовогорского района Тверской области проверки было установлено, что в зданиях ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» по адресу: <адрес>, не должным образом соблюдаются требования противопожарной безопасности. По итогам проверки часть выявленных нарушений ГБУЗ устранена. Устранённые нарушения не являются предметом исковых требований. 01.03.2018 ГБУЗ заключён Договор ТО на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре. Достигнуто соглашение с ООО ТЦ «<данные изъяты>» о стоимости указанного вида работ в 26 833 рубля 30 копеек, установлен регламент работ по техническому обслуживанию с марта по декабрь 2018 года. Зарядка огнетушителей проводится в результате тендера, который назначен, но ещё не проведён. В Министерство здравоохранения Кесовогорской ЦРБ направлена заявка на выделение дополнительного финансирования, поскольку полностью устранить все нарушения ответчик ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» своими силами не может. Например, нет средств на оборудование здания рентгенкабинета системой пожарной сигнализации. Ранее неоднократно Кесовогорской ЦРБ в Министерство здравоохранения подавалась заявка – ходатайство и тех. задание на выделение денежных средств, однако в выделении денежных средств отказывалось. Имеются отчёты о состоянии лицевых счетов ответчика, подтверждающие невозможность добровольно, в короткие сроки и самостоятельно устранить выявленные прокуратурой нарушения.

Представитель ответчика Шеховцова Л.В. исковые требования признала в полном объёме и пояснила, что тендер по перезарядке огнетушителей будет проведён в июне 2018 года, согласно Плану финансово-хозяйственной деятельности ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ», разработанному и утверждённому в декабре 2017 года (ещё до проведения проверки). Также невозможно будет в этом году установить систему пожарной сигнализации в здании рентгенкабинета, поскольку стоимость данных работ составляет 91 700 рублей без проекта и 40 000 рублей будет стоить составление проекта. У ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» отсутствуют свободные, то есть, нецелевые денежные средства в таком размере. В больницу приходили специалисты организации «<данные изъяты>», занимающиеся установкой систем пожарной безопасности, они произвели необходимые осмотры, замеры и сообщат о стоимости конкретных работ. Тендер на проведение указанных работ будет проведён также в июне, согласно Плану финансово-хозяйственной деятельности на 2018 год, принятому в 2017 году. Установка неадресных пожарных извещателей в помещениях, защищаемых автоматической пожарной сигнализацией, связана с проведением электромонтажных работ, которые своими силами осуществить невозможно. Помещение перехода в здание хирургии также относится к зданию хирургии, устранение в нём неисправности шлейфа пожарной безопасности связано с проведением специализированных технических работ, которые могут быть также проведены только в результате тендера. Все нарушения, указанные в акте проверки, представители ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» не оспаривают. Проверка проводилась с участием представителя ГБУЗ, копия акта была им вручена. Основной доход ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» образуется от оказываемых платных медицинских услуг. Если в этом месяце поступило 190 000 рублей, то они уже идут на осуществление капитального и текущего ремонта. Более того, пришлось даже использовать авансовые платежи (в счёт предстоящего медицинского осмотра сотрудников получены от ООО «<данные изъяты>»). 60% от всего самостоятельного дохода больницы предписано тратить на заработную плату сотрудников, в этом году она поднялась. Оставшиеся 40% расходуются и на оплату коммунальных услуг, и на топливо, и на все прочие нужды. У ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» фактически нет никаких взаимоотношений с Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области, все вопросы решаются с Министерством здравоохранения. Министерство здравоохранения скидывает им приказы, раз в квартал предоставляет денежные суммы. ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» предоставляет в Министерство здравоохранения информацию об объёмах произведённых работ (платных медицинских услуг), Министерство здравоохранения направляет, в свою очередь, сведения о планируемых поступлениях от оказания платных медицинских услуг. В Министерство здравоохранения ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» при возникновении незапланированных трат и расходов направляет заявки на выделение денежных средств. Как правило, эти заявки не рассматриваются. Внеплановое выделение денежных средств производится по распоряжению губернатора. Все средства, получаемые из ТОФМС, расходуются на проведение лечения. Использовать данные средства на противопожарные мероприятия нельзя. ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ», признавая иск, доводит до сведения суда, что самостоятельных финансовых возможностей для реализации всех противопожарных мероприятий не имеет.

Ответчик Министерство здравоохранения Тверской области, уведомленный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается копией сопроводительного письма, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому, Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению обязаны именно руководители организации (в данном случае – ГБУЗ») (л.д. 58-61).

Ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, уведомленный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается копией сопроводительного письма, в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому, Министерство является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку согласно п. 8 Устава ГБУЗ «Кесовогорская районная больница», учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в финансовом органе, органах Федерального казначейства, а также иные счета, открываемые учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы, бланки со своим наименованием, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Тверской области и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тверской области, уведомленные о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении судебной корреспонденции, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзывы на исковое заявление.

Так, Правительство Тверской области, согласно представленному отзыву, просит учесть, что в соответствии с пунктом 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4-6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несёт собственник соответствующего имущества.

Согласно отзыву на исковое заявление, представленному ТФОМС Тверской области, ТФОМС Тверской области не является ни учредителем, ни собственником государственных медицинских организаций и не отвечает по их обязательствам. Нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере ОМС и бюджетной сфере, не предусмотрено выделение дополнительных финансовых средств (сверх оплаты медицинской помощи по утверждённым тарифам и сверх объёмов оказанной медицинской помощи) по обязательствам ГБУЗ, в том числе, на финансирование расходов в части устранения нарушений федерального законодательства в сфере пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны.

На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признал причины их неявки неуважительными.

Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, стороны вправе ходатайствовать о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учётом положений ст. 43, 167 ГПК РФ, мнения участников процесса, суд определил возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой Кесовогорского района Тверской области во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.03.2018 и задания прокуратуры Тверской области совместно с дознавателем ОНД и ПР по Кашинскому, Калязинскому, Кесовогорскому районам проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница». Данное обстоятельство подтверждается доводами искового заявления (л.д. 2), не опровергнутыми участвующими в деле лицами, решением о проведении проверки (л.д. 19), согласно Приложению I к приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 № 172 (о типовых формах решений прокуроров о проведении проверок), и объяснениями представителя ответчика ГБУЗ «Кесовогоская ЦРБ» Вересовой В.В. в судебном заседании 17.05.2018 и представителя ГБУЗ «Кесовогоская ЦРБ» Шеховцовой Л.В. в судебном заседании 31.05.2018.

Также судом установлено, что здания лечебного корпуса (хирургии), поликлиники, рентгенкабинета клинической лаборатории, терапевтического отделения по адресу: <адрес>, находятся в оперативном управлении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница», что подтверждается доводами искового заявления, не оспоренными участвующими в деле лицами (л.д. 2), Свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 10-14) и распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Тверской области от 29.12.2012 № 323 с приложением в виде перечня государственного имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» (л.д. 15-18).

В соответствии с Уставом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница» (п. 5, 8, 9), ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, счета в финансовом органе, органах Федерального казначейства, а также иные счета, открываемые учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации, печать, штампы, бланки со своими наименованиями, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (л.д. 30).

Таким образом, правосубъектность данного ответчика у суда сомнений не вызывает.

Общие, правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, отношения в этой области регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

В соответствии со ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.

В ходе судебного заседания было установлено, что в зданиях ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» по адресу: <адрес>, не должным образом соблюдаются требования пожарной безопасности, а именно: в здании административного корпуса (здание поликлиники) огнетушители не перезаряжены согласно установленных сроков (п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее ППР в РФ № 390), в здании клинической лаборатории огнетушители не перезаряжены согласно установленных сроков (п. 478 ППР в РФ № 390), в здании дневного стационара (клиническая лаборатория) в защищаемых автоматической пожарной сигнализацией помещениях установлено по одному неадресному пожарному извещателю (ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 12.16 Нормы пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования», утверждённые приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 № 31 (далее – НПБ 88-2001, в здании рентгенкабинета отсутствует система пожарной сигнализации, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре (нормы пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее НПБ 110-03) п. 14, табл. 1 п. 71; СП 5. 13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» (далее СП 5.13130.2009) разд. 7, табл. 2 п. 11), в здании лечебного корпуса (хирургии) на путях эвакуации отсутствуют световые оповещатели СОУЭ «Выход» (Нормы пожарной безопасности 103-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-3) п. 3.11; п. 3.13; разд. 4, табл. 1, разд. 5 табо. 2 п. 11), в защищаемых автоматической пожарной сигнализацией помещениях установлено по одному неадресному пожарному извещателю (ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ п. 12.15 НПБ 88-2001), приборы приёмо-контрольные «Сигнал-20» размещены на высоте более 2,5 метров от уровня пола до оперативных органов управления данных приборов (ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ п. 12.52 НПБ 88-2001), установлен второй приёмно-контрольный прибор «Сигнал-20», размещённый в помещении коридора (НПБ88-2011 п. 12.48), система звукового оповещения СОУЭ работает локально (НПБ 104-03, п. 3.1, 3.2, 3.9), неисправен шлейф пожарной сигнализации в помещениях перехода и приёмного отделения (ППР в РФ № 390 от 25.04.2012 п. 61), в здании терапевтического отделения на путях эвакуации отсутствуют световые оповещатели СОУЭ «Выход» (ППР в РФ № 390 от 25.04.2012 п. 42), отсутствуют дымовые пожарные извещатели в помещении «ингаляционной» (НПБ88-2001 п. 12.16).

Данное обстоятельство подтверждается доводами искового заявления, не оспоренного участвующими в деле лицами (л.д. 2-3), информацией дознавателя ОНД и ПР (л.д. 20-22) и актом проверки от 06.04.2018 (копия акта 16.04.2018 направлена ответчику – ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ») (л.д. 23-25).

С учётом того, что проверка проводилась и акт составлялся в присутствии специалиста, обладающего специальными познаниями, в судебном заседании 17.05.2018 и 31.05.2018 представители ответчика ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» не оспаривали наличие выявленных в результате проверки нарушений, указанных в акте, суд считает доказанным вышеуказанные обстоятельства, а именно, наличие нарушений требований противопожарной безопасности в зданиях ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» по адресу: <адрес>.

Статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В силу п. 478 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", руководитель организации обеспечивает наличие и исправность огнетушителей, периодичность их осмотра и проверки, а также своевременную перезарядку огнетушителей.

В соответствии с п. 12.16 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования", утверждённых приказом ГУГПС МВД РФ от 04.06.2001 N 31, в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей.

На основании п. 14 Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", установлен перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией. Здания общественного назначения включены в данный перечень.

Согласно п. 3.11 Приказа МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", размещение световых указателей и эвакуационных знаков пожарной безопасности должно выполняться в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке.

Нарушения законодательства о пожарной безопасности, указанные в акте проверки и информации дознавателя, включённые в обоснование исковых требований, не оспариваются и не оспаривались представителями ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ», что подтверждается как письменным объяснением Шеховцовой Л.В. (л.д. 26-28), так и устными объяснениями представителей ответчика в судебном заседании. Соответствующие требования пожарной безопасности соответствуют Нормам пожарной безопасности, действующим в Российской Федерации. Суд также принимает признание данного факта представителями ответчика ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» и полагает данное обстоятельство доказанным.

На основании ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Общеизвестно и не нуждается в доказывании, что пожар может причинить вред жизни, здоровью и имуществу гражданина.

С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения ответчиком ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» требований пожарной безопасности установлен, что влечет за собой возложение на ответчика обязанности по устранению выявленных нарушений.

Таким образом, требования прокурора в этой части подлежат удовлетворению.

Оценивая доводы соответчиков и третьих лиц о возможности привлечения к субсидиарной ответственности собственника и распорядителя денежных средств, суд учитывает следующее:

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», под пожарной безопасностью понимается состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», система пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

На основании ч. 3-4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

На основании п. 2 Устава Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница», учредителем государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница» является Тверская область. От имени Тверской области полномочия учредителя осуществляют Правительство Тверской области, Министерство здравоохранения Тверской области, орган по управлению государственным имуществом Тверской области в рамках их компетенции (л.д. 30).

Согласно пункту 4 статьи 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе, приобретённым за счёт доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закреплённого за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретённого бюджетным учреждением за счёт средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счёт каких средств оно приобретено.

В силу п. 19 Устава, источниками формирования имущества Учреждения (ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ», в том числе финансовых средств, являются имущество, закреплённое за ним собственником имущества в установленном законом порядке, имущество, приобретённое за счёт финансовых средств Учреждения, в том числе за счёт доходов, получаемых от приносящей доход деятельности, бюджетные ассигнования, амортизационные отчисления, иные источники, в соответствии с законодательством (л.д. 34).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, утверждённого Постановлением Правительства Тверской области от 17.10.2011 № 70-пп, данное Министерство является уполномоченным областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, обеспечивающим разработку и реализацию единой государственной политики в сфере здравоохранения на территории Тверской области.

Суд не может согласиться с возражениями ответчика Министерства здравоохранения Тверской области о том, что он является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, так как по обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с п. 4 ст. 123.33 ГК РФ может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несёт собственник имущества бюджетного учреждения.

При этом суд руководствуется п.п. «в» п. 11 Положения о Министерстве здравоохранения Тверской области, согласно которому одной из основных функций Министерства является участие в формировании расходов областного бюджета Тверской области на здравоохранение. Согласно п. 17 вышеуказанного Положения, именно Министерство здравоохранения Тверской области является главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, в соответствии с законодательством.

В силу ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, одним из принципов самостоятельности бюджетов, относится право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 78.1 БК РФ, в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Министерство здравоохранения Тверской области осуществляет свою деятельность, в том числе, через подведомственные ему государственные учреждения, к которым относится и ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ», координирует деятельность государственной системы здравоохранения, участником которой является ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ».

Суд исследовал финансовое положение ответчика ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» и установил, что ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» 01.03.2018 заключило с ООО ТЦ «<данные изъяты>» Договор ТО на техническое обслуживание автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения людей при пожаре, общая стоимость услуг по которому составила 26 833 рубля 30 копеек. С учётом того, что на основании нарушений, выявленных проверкой прокуратуры, ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» необходимо провести, в том числе, монтаж системы оповещения людей при пожаре, ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» 02.04.2018 была подана заявка Министру здравоохранения на выделение соответствующих финансовых средств. Данная заявка, согласно объяснениям представителя ответчика, удовлетворена не была, соответствующие и необходимые денежные средства выделены не были. В справке ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» указано, что за 2017 год ответчиком получено средств ОМС – 40 670 208, 52 (рублей), израсходовано 40 782 979,81 (рублей), кредиторская задолженность по состоянию на 01.01.2018 составила 638 947 рублей. Из отчёта о состоянии лицевого счёта бюджетного учреждения за период с 01.01.2018 по 31.03.2018 следует, что деятельность ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» субсидировалась по различным направлениям, например, на оказание государственной услуги по оказанию специализированной скорой медицинской помощи в рамках государственного задания, по оказанию государственной услуги по оказанию экстренной медицинской помощи незастрахованным лицам в рамках государственного задания, при этом, средства на устранение нарушений правил противопожарной безопасности, на установление системы автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения не выделялись. Также из Отчёта о состоянии лицевого счёта бюджетного учреждения за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 следует, что фактические доходы от предпринимательской деятельности учреждения (2 257 762 рубля 63 копейки) менее запланированных доходов в размере 2 672 000 рублей 26 копеек. Из Отчёта о состоянии лицевого счёта бюджетного учреждения за период с 01.01.2018 по 30.04.2018 следует, что фактические доходы ответчика за оказание платных услуг (709 260 рублей 06 копеек) оказались ниже запланированных (2 303 606 рублей 99 копеек). Из полученных доходов ответчик несёт расходы на оплату коммунальных услуг, на топливо и прочие. Согласно Балансу Государственного (муниципального) учреждения, расходы по обязательственной части превышают резервы предстоящих расходов.

С учётом изложенного, суд установил, что ответчик ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» не имеет финансовых возможностей в срок, указанный в иске прокурора, исправить в полном объёме нарушения законодательства о пожарной безопасности, что представляет собой потенциальную опасность для жизни, здоровья и имущества неопределённого круга лиц.

Таким образом, Министерство здравоохранения Тверской области как главный распорядитель средств областного бюджета и их получатель в сфере здравоохранения Тверской области и как главный координатор деятельности ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» является надлежащим ответчиком по делу и в пределах имеющихся у него полномочий на него, также как и на ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» следует возложить обязанность по финансированию мероприятий, связанных с устранением указанных в исковом заявлении нарушений требований пожарной безопасности.

Учитывая объём и характер нарушений, суд полагает возможным обязать ответчиков исполнить решение суда в срок до 31.12.2018.

В то же время суд полагает ненадлежащим ответчиком по делу Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, поскольку, в силу п. 11 Порядка осуществления исполнительными органами государственной власти Тверской области функций и полномочий учредителя государственного учреждения Тверской области, в число полномочий органа по управлению государственным имуществом в рамках осуществления функций и полномочий учредителя бюджетного учреждения ни распоряжение денежными средствами в сфере организации здравоохранения, ни координация деятельности соответствующих учреждений не входят, поэтому в этой части, в исковых требованиях следует отказать.

При подаче иска прокурор от уплаты государственной пошлины освобождён, в связи с чем, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, она подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора Кесовогорского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница» и Министерству здравоохранения Тверской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница» (ИНН 6926000545, ОГРН 1026901664426, дата гос. регистрации 16.12.1999, находящееся по адресу: <адрес>) в срок до 31.12.2018:

- обеспечить перезарядку огнетушителей в здании административного корпуса (здание поликлиники), в здании клинической лаборатории в установленные сроки (п. 478 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее ППР в РФ № 390);

- обеспечить установку в здании дневного стационара (клиническая лаборатория) в защищаемых автоматической пожарной сигнализацией помещениях сестринской и процедурного кабинета дополнительные неадресные пожарные извещатели, в соответствии с п. 12.16 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» и п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

- установить дополнительные и неадресные пожарные извещатели в здании лечебного корпуса (хирургии) в защищаемых автоматической пожарной сигнализацией помещениях в соответствии с п. 12.16 Норм пожарной безопасности НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» и п. 13.3.2 СП 5.13130.2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

- обеспечить установку в здании рентгенкабинета системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре в соответствии с Нормами пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (далее НПБ 110-03) п. 14, табл. 1 п. 71; СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» разд. 7, табл. 2 п. 11;

-обеспечить установку в здании лечебного корпуса (хирургия) и в здании терапевтического отделения на путях эвакуации световых оповещателей СОУЭ «Выход» (нормы пожарной безопасности 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (далее НПБ 104-3) п. 3.11; п. 3.13; разд. 4, табл. 1, разд. 5 табл. 2 п. 11);

- обеспечить установку в здании лечебного корпуса (хирургии) приборов приёмно-контрольных «Сигнал 20» на высоте от 0,8 до 1,5 метров от уровня пола до оперативных органов управления данных приборов согласно п. 12.52 НПБ 88-2001;

- обеспечить единую работу системы звукового оповещения СОУЭ в здании лечебного корпуса (хирургии) (НПБ88-2011 п. 12.48, НПБ 104-03, п. 3.1, 3.2, 3.9);

- обеспечить устранение неисправности шлейфа пожарной сигнализации в помещениях перехода и приёмного отделения в здании лечебного корпуса (хирургии) (ППР в РФ № 390 от 25.04.2012 п. 61);

- обеспечить установку дымовых пожарных извещателей в здании терапевтического отделения в помещении «ингаляционной» (НПБ88-2001 п. 12.16).

Обязать Министерство здравоохранения Тверской области и ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» в срок до 31.12.2018 в пределах полномочий и компетенции каждого из данных ответчиков осуществить финансирование выполнения работ ГБУЗ «Кесовогорская ЦРБ» по устранению выявленных нарушений противопожарной безопасности.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тверской области «Кесовогорская центральная районная больница» госпошлину по делу в бюджет муниципального образования «Кесовогорский район Тверской области» в размере 6 000 (Шесть тысяч) рублей.

В удовлетворении иска к Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 31.05.2018.

Председательствующий З.И.Магомедова