ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-64/2018Г от 06.03.2018 Бежецкого городского суда (Тверская область)

дело № 2-64/2018 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

06 марта 2018 г. г. Бежецк

Бежецкий городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Абрамовой И.В.

при секретаре Репиной Н.А.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об отмене решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, обязании включить в педагогический стаж период учебы и назначить пенсию с момента обращения в пенсионный орган,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) об отмене решения об отказе в установлении страховой пенсии по старости, обязании включить в педагогический стаж период учебы и назначить досрочную страховую пенсию по старости пенсии с момента обращения в пенсионный орган.

Требования мотивированы следующим. 31 августа 2017 года она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области /межрайонное/ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как имеет такое право в связи с тем, что характер и условия ее работы дают основания для назначения льготной страховой пенсии. В назначении досрочной страховой пенсии по старости решением ГУ УПФР в Бежецком районе Тверской области /межрайонное/ от 13 сентября 2017 года ей было отказано, так как по расчетам пенсионного органа, стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, составляет 22 года 03 месяца 02 дня, при необходимом 25 лет. С решением пенсионной комиссии она не согласна, так как данным решением нарушено ее гарантированное Конституцией РФ право на социальное обеспечение. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды ее учебы в Тверском государственном университете с 01.09.1989 г. по 04.07.1997 г. По мнению ГУ УПФР в Бежецком районе период учебы не засчитан в ее льготный стаж, так как в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы /деятельности/, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» Постановление от 17.12.1959 г. № 1397 может применяться к периодам работы до 01.01.1992 г. В связи с тем, что окончание учебы приходится на более поздний период, норма абзаца 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, не применима. Согласно п. 2 абз. 4 Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются: время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. До поступления в Тверской государственный университет, т.е. до 15 августа 1989 года она работала в Присецкой восьмилетней школе старшей пионервожатой и учителем физкультуры, с 1 сентября 1992 года она работала в Бежецкой СОШ № 2 воспитателем группы продленного дня, после окончания университета продолжала работать в этой же школе. В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 953 постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 г. №1397 не применяется на территории РФ с 1 октября 1993 г. Следовательно, ее учеба в Тверском государственном университете с 01.09.1989 г. по 31.08.1992 г. должна быть включена в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как это время входит в период действия Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397. Таким образом, стаж ее льготной работы с учетом учебы в Тверском государственном университете составляет более 25 лет. Ссылаясь на п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», просила отменить решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области /межрайонное/ от 13 сентября 2017 г. об отказе в установлении ей досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в ее стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период ее учебы в Тверском государственном университете с 01.09.1989 г. по 31.08.1992 г. и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 31 августа 2017 г.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) ФИО2 иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поддержав доводы, указанные в возражениях, согласно которым при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальное гей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», строго руководствуются: Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с у четом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (за любые периоды) (далее по тексту - Списки № 781. Правила № 781); Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лез в связи с педагогической деятельностью в школах м других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее но тексту - Списки № 1067, Правила № 1067); Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даез право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право па пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее по тексту - Списки № 463); Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых: дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. Пунктом 3 Постановления № 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федеральном) закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила № 516). С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту - Закон № 400-ФЗ). В соответствии с пунктом 19 ч.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ сохранено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. 31.08.2017 г. ФИО1 обратилась в УПФР в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Для назначения пенсии ФИО1 были представлены необходимые документы. При решении вопроса о назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 Управлением были рассмотрены: Трудовая книжка от 26.08.1986 г.; Диплом ABC , выдан Тверским государственным университетом 04.07.1997 г. на имя ФИО1; Справка Отдела образования Администрации Бежецкого района от 31.05.2017 г. ; Справка МОУ «COШ № 2 имени В.С.Попова» от 31.08.2017 г. , уточняющая особый характер работы или условия труда ФИО1: выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 При подсчете стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период обучения истца в Тверском государственном университете не включен в её страховой стаж, в том числе и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по следующим основаниям. Согласно трудовой книжки от 26.08.1986 г. ФИО3. ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 01.09.1988 г. работала в должности старшей пионервожатой в Присецкой восьмилетней школе (Пр. от 26.08.88 по Бежецкому РОПО). Приказом от 04.08.1989г. по Бежецком) РОНО 15.08.1989 она освобождена от занимаемой должности в связи с зачислением па учебу в КГУ. В трудовой книжке имеется запись от 01.09.1989 о зачислении истицы на первый курс педагогического факультета Калининского государственного университета (Пр. от 29.7.89г.). Согласно записи в трудовой книжке ФИО1 01.09.1992 принята на работу в среднюю общеобразовательную школу № 2 г. Бежецка воспитателем ГПД (Пр. от 02.09.92 г.). Также в трудовой книжке ФИО1 имеются сведения об отчислении из университета 06.07.1994 на основании приказа от 6.07.94 г. Сведений об окончании высшего учебного заведения в трудовой книжке не имеется. Из приложения к диплому от 04 июля 1997г. усматривается, что ФИО1 в 1989 г. поступила и в 1996 г. закончила Тверской государственный университет. Нормативный период обучения по очной форме указан - 4 года. Управлением был сделан запрос в Тверской государственный университет о направлении в адрес Управления справки об учебе на ФИО4) (ФИО5) ФИО6 на запрос на дату принятия решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 получен не был. Таким образом, из представленных документов видно, что 15.08.1989 г. ФИО1 уволилась с работы в связи с поступлением в КГУ. 01.09.1989 г. зачислена на 1 курс университета и 01.09.1992 г. принята на работу в школу. Однако, сведений о том, что истица на 01.09.1992 г. окончила высшее учебное заведение не имеется. Включение в стаж работы учителей и других работников просвещения время обучения по очной форме в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность было предусмотрено только п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного "Постановлением от 17.12.1959 № 1397 (далее по тексту - Положение № 1397). Помимо этого, п.4 данного Положения предусматривалось, что время работы, указанной в пунктах 1. 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. № 953 признано утратившим силу постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 и с 01.10.1993 г. данное постановление не применяется на территории РФ. Кроме того, подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 предусмотрено, что Постановление № 1397 применяется к периодам педагогической деятельности, имевшим место до 1 января 1992 г. Также в данном случае не соблюдены требования п.4 Положения № 1397. а именно на 01.01.1992 г. ФИО1 не выработано 2/3 стажа (16 лет 8 мес.), требуемого для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности. Такая позиция применения постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" отражена в Определении Верховного Суда РФ от 27.11.2017 г. № 43-КГ17-7. Период окончания высшего учебного заведения истцом наступил после 01.01.1992 г. и 01.10.1993 г. поэтому применять Постановление № 1397 правовых оснований не имеется. Все последующие Правила не предусматривали и не предусматривают включение в стаж работы, дающей право па досрочное назначение пенсии, периодов обучения в высших педагогических учебных заведениях. В соответствии с пунктом 5 Правил № 516 включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пепсин по старости периодов получения пособия по государственному социальному страхованию и нахождения в ежегодных оплачиваемых основном и дополнительных отпусках. Включение в специальный стаж периода обучения в ВУЗах данным постановлением не предусмотрено. Помимо указанного выше, пунктом 5 Правил № 516 предусмотрено, что периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением отдельных случаев. Таким образом, включение в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных периодов применяется только в отношении периодов работы. Данное положение объясняется различной правовой природой соответствующих периодов и соответствует принципу охраны здоровья и компенсации гражданам повышенных психических и эмоциональных нагрузок, вызванных длительным неблагоприятным воздействием на организм человека работы, а не иных периодов, которые протекают в нормальных условиях и не отличаются интенсивным вредным воздействием на организм человека. Иное понимание приведенных норм противоречит принципу справедливости при назначении пенсии лицам, непосредственно осуществляющим деятельность, оказывающую неблагоприятное воздействие на организм, наравне с лицами, временно не осуществлявшими такую деятельность. В системе ныне действующего правового регулирования пенсионного обеспечения для лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, система льготных условий для приобретения права на страховую пенсию по старости (так­же как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в прежнем пенсионном законодательстве) направлена, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение страховой пенсии по старост связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Учитываются так же и различия в характере труда, функциональных обязанностей лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении № 11-П от 03 июня 2004 года, различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдение пришита равенства, гарантирующего защиту от дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо всего прочего, запрет на введение таких различий в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разу много оправдания. Право на досрочное пенсионное обеспечение связывается законодателем в первую очередь с работой в должностях и учреждениях, предусмотренных определенными нормативными актами. Рассмотрев трудовую книжку, справки, уточняющие характер работы, документ об образовании ФИО1 в стаж её работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 19 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ, Управлением не зачтен период обучения в Тверском государственном университете с 01.09.1989 г. по 31.08.1992 г. Таким образом, стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст.30 Закона № 400-ФЗ. ФИО1 на 31.08.2017 г. (дата обращения за назначением пенсии) составляет 22 года 3 месяца 02 дня. Управление считает, что решение об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости принято в строгом соответствии с действующим пенсионным законодательством, следовательно, является законным и обоснованным.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, материалы пенсионного дела ФИО1 в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (с изменениями и дополнениями), вступившего в силу 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пп. 19 ч. 1 ст. 30 этого Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения содержались в пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2015 года.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 утверждены "Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список);

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Установлено, что 31 августа 2017 года истец ФИО1 обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон №400-ФЗ) (л.д. 5-7 пенсионного дела).

Решением пенсионного органа от 13 сентября 2017 г. ФИО1 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, как не имеющей на дату обращения требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 30 Закона «О страховых пенсиях» – 25 лет педагогического стажа. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не засчитаны периоды ее учебы в Тверском государственном университете с 01.09.1989 г. по 04.07.1997 г. Как указано в решении, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы /деятельности/, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» постановление от 17.12.1959 г. № 1397 может применяться к периодам работы до 01.01.1992 г. В связи с тем, что окончание учебы приходится на более поздний период, норма абзаца 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 не применима (л.д.9-10).

Согласно трудовой книжке ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 1 сентября 1988 г. она была принята на работу старшей пионервожатой в Присецкую восьмилетнюю школу, 15 августа 1989 г. - освобождена от занимаемой должности в связи с зачислением на учебу в КГУ, 1 сентября 1989 г. зачислена на 1 курс педагогического факультета, 1 сентября 1992 г. –принята на работу воспитателем группы продленного дня средней школы. Согласно записи от 6 июля 1994 г. – отчислена из университета (л.д. 13-14).

Согласно диплому , регистрационный , выданному 11 июля 1997 г., ФИО1 в 1989 г. поступила в Тверской государственный университет и в 1996 году окончила полный его курс по очной форме обучения по специальности «педагогика и методика начального образования». Решением государственной экзаменационной комиссии от 4 июля 1996 г. ФИО1 присвоена квалификация «учитель начальных классов» (л.д.11-12).

По сообщению Тверского государственного университета, основанному на личном деле ФИО1, приказах ректора университета, протоколах заседаний государственной экзаменационной комиссии, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно обучалась в Тверском государственном университете (ныне ФГБОУ ВО ТвГУ) на дневном отделении педагогического факультета в следующие сроки:

с 1 сентября 1989 года (приказ от 29.07.1989 г.) по 12 июля 1993 года (приказ от 12.07.1993 г.). Прошла полный теоретический курс обучения, но не сдала государственные экзамены,

с 14 июня 1994 года (приказ от 14.06.1994 г.) по 6 июля 1994 года (приказ от 6.07.1994 г.). Прошла полный теоретический курс обучения, но не сдала государственные экзамены по русскому языку и естествознанию,

с 1 мая 1995 года (приказ от 26.04.1995 г.) по 7 июля 1995 года (приказ от 7.07.1995 г.). Прошла полный теоретический курс обучения, но не сдала государственные экзамены по русскому языку и естествознанию,

с 29 марта 1996 года (приказ от 29.03.1996 г.) по 4 июля 1996 года (протокол заседания государственной экзаменационной комиссии от 4 июля 1996 года, приказ от 9.07.1996 г.),

ФИО1 полностью окончила курс обучения, ей выдан диплом серия , per. . Присвоена квалификация «учитель начальных классов» по специальности «Педагогика и методика начального образования». Дата выдачи 11.07.1997 года. В период обучения был предоставлен академический отпуск по уходу за ребёнком с правом посещения занятий с 1 февраля по 30 июня 1993 года (приказ от 19.03.1993 г.).

ФИО1 не обращалась за оформлением дубликата диплома.

Таким образом, с учетом приведенных доказательств у суда не вызывает сомнения факт того, что в спорный период – с 1 сентября 1989 г. по 31 августа 1992 г. ФИО1 обучалась в ТвГУ на очном отделении по специальности «педагогика и методика начального образования». По мнению суда, на титульном листе диплома допущена описка в указании года принятия решения государственной аттестационной комиссии о присуждении истцу квалификации (вместо 1996 года указан 1997 г.), это подтверждено данными вкладыша к диплому, а также вышеприведенным сообщением ТвГУ, полученным по запросу суда, где указано что указанной решение принято в 1996, а не в 1997 г.

Кроме того, справкой ТвГУ (из личного дела истца, имеющегося по месту ее работы в МОУ СОШ №2 г.Бежецка) также подтверждается, что ФИО1 окончила ТвГУ по специальности «педагогика и методика начального образования» с присвоением квалификации учителя начальных классов (приказ о выпуске от 9 июля 1996 г.).

Согласно справке декана педагогического факультета ТвГУ от 8 июля 1994 г. ФИО1 прошла полный теоретический курс обучения по специальности «педагогика и методика начального образования», не сдала государственный экзамен.

Удовлетворяя требования истца, суд исходит из того, что действующим на момент поступления истца в высшее учебное заведение Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства" предусматривалось, что в стаж работы учителей засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (абз. 5 п. 2 Положения).

При этом в силу п. 4 указанного Положения время работы, указанной в п.п. 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости истцом было выработано 2/3 стажа в соответствующих учреждениях, организациях и должностях, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд считает, что имеются основания для включения в специальный стаж периода обучения истца в Тверском (Калининском) государственном университете с 01.09.1989 г. по 31.08.1992 г., поскольку периоду обучения ФИО1 в высшем учебном заведении непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ним педагогическая деятельность (включенная ответчиком в льготный стаж истца).

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 953 постановление Совмина СССР от 17.12.1959 года N 1397 признано утратившим силу и не подлежало применению на территории Российской Федерации с 01.10.1993 года.

Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не была предусмотрена.

Однако Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18, 19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

С учетом включения пенсионным органом в специальный стаж работы истца 22 лет 3 месяцев 2 дней, а также включения судом в льготный ее стаж спорного периода (времени учебы в высшем учебном заседании) - с 1 сентября 1989 г. по 31 августа 1992 г. (что составляет 3 года), специальный стаж работы ФИО1 на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью составляет 25 лет 3 месяца 2 дня, что дает ей право на такую пенсию в соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч.1 ст.22 Закона № 400-ФЗ трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая изложенное, надлежит обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе (межрайонное) Тверской области назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 31 августа 2017 г. - с момента обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении льготной пенсии.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) удовлетворить.

Отменить решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) от 13 сентября 2017 г. об отказе в установлении ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Бежецком районе Тверской области (межрайонное) включить в педагогический стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период учебы ФИО1 в Тверском государственном университете с 1 сентября 1989 года по 31 августа 1992 года, а также назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения за ее назначением в пенсионный орган – с 31 августа 2017 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бежецкий городской суд в течение 1 (одного) месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 6 марта 2018 г.

Председательствующий