Дело №
46RS0№-08
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес>
<адрес> 02 июня 2022 года
Касторенский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем ФИО10,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации поселка <адрес> о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты,
у с т а н о в и л:
ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации поселка <адрес>, с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, ссылаясь в обоснование требований на то, что проживает в поселке <адрес> со своей семьей, мужем ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сыном ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., который является ребенком-инвалидом, сыном ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в доме своего свекра, своего жилья не имеют. С 2011 года стоят в очереди на улучшение жилищных условий, так как относятся к льготной категории граждан на территории <адрес>, где действует целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которой ей и ее семье предоставляется возможность улучшения жилищных условий путем получения социальной выплаты на приобретение жилья.
В 2019 году ей выдано постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ о признании ее семьи участниками мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы на 2020 год, однако при обращении в Администрацию поселка Касторное о получении сертификата был дан ответ, что денег нет в 2020 году и в текущем 2021 году.
Полагает, что в Администрации поселка <адрес> имелся и имеется денежный резерв на участие в программе по обеспечению доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, в том числе на территории <адрес>.
Просит суд обязать Администрацию поселка <адрес> выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, взыскать с ответчика расходы на юридические услуги и оплату госпошлины.
В судебном заседании истец ФИО4 поддержала уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, выдать ей свидетельство о праве на получение социальной выплаты, взыскать с администрации поселка <адрес> в ее пользу судебные расходы в размере 32500 рублей 00 копеек и госпошлину в размере 300 рублей.
Представитель ответчика - Администрации поселка <адрес>, глава поселка Касторное ФИО11 в судебном заседании уточненные ФИО2 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, поскольку выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты без соблюдения установленного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" порядка законом не предусмотрена, в соответствии с бюджетным кодексом РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют формы и направления расходования средств бюджетов, в связи с чем наличие в бюджете поселка средств не означает, что они должны быть израсходованы именно на улучшение жилищных условий истца, поскольку семья истца состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий под номером три, то будет обеспечена свидетельством о праве на получение социальной выплаты в порядке очереди, тем более, что в настоящее время муниципальное образование заявило об участии в вышеуказанных программах.
Представители привлеченных к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - Областного казенного учреждения «Дирекция по реализации в <адрес> программ обеспечения жильем отдельных категорий граждан» и Комитета строительства <адрес> в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей. Согласно отзыву на исковое заявление в соответствии с действующим законодательством улучшение жилищных условий граждан относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, которые самостоятельны в пределах своих полномочий, и вмешательство органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в их деятельность недопустимо, выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты осуществляется муниципальным образованием, отобранным субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы, в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, однако в период с 2016 года по настоящее время муниципальное образование «<адрес>» <адрес> в конкурсном отборе муниципальных образований участия не принимало, ссылаясь на дефицит местного бюджета, в связи с чем в указанный период молодые семьи, проживающие на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в том числе и молодая семья ФИО2, были лишены возможности получить социальную выплату на приобретение жилого помещения, поэтому при разрешении исковых требований ФИО2 полагаются на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает ФИО1 социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1), каждому гарантируется право на жилище, условия для осуществления которого создаются органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 40, части 1 и 2).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем использования бюджетных средств на улучшение жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на 2011-2015, 2015-2020 годы осуществлялось в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050.
С ДД.ММ.ГГГГ действие федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, досрочно прекращено в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1243.
Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты Правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 (далее - Правила), которые содержат условия, аналогичные условиям ранее действовавших Правил подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей" федеральных целевых программ "Жилище" на 2002-2010 годы, 2011-2015 годы.
ДД.ММ.ГГГГ за N 17-П/05 Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации утверждена ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг", сроком реализации 2019-2025 годы, которая направлена на реализацию указанных стратегических приоритетов государственной политики и достижение цели государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Государственная программа) по повышению доступности жилья для граждан, а также на достижение установленных приложением N 2 к Государственной программе показателей результативности мероприятий по обеспечению граждан жильем.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 667/пр в соответствии с пунктами 14 и 21 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 239, в целях реализации государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710, утверждена ведомственная целевая программа "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" (далее - ведомственная программа) согласно приложению к настоящему приказу, также установлено, что с даты принятия решения, предусмотренного пунктом 1 настоящего приказа, не подлежат применению паспорта ведомственной программы от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П/05 и от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П/05.
На уровне субъекта Российской Федерации постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 716-па с последующими изменениями утверждена государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в <адрес>", задачами которой являются, в том числе обеспечение комфортным жильем категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес>, в том числе гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление государственной поддержки молодым семьям на приобретение жилья.
Подпрограммой данной программы является, в том числе подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в <адрес>";
Обеспечение жильем молодых семей на территории <адрес> осуществляется в соответствии с ведомственной целевой программой "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1710.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение указанных проблем находится в компетенции муниципальных образований.
Постановлениями администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (с изменениями и дополнениями) и от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены муниципальные программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> на 2018-2020 годы и на 2021-2023 годы.
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства и использования таких выплат установлены Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050.
Аналогичные Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования утверждены и на региональном уровне и установлены приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 (п. 5 в ред. постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 590-па).
Согласно данным Правилам, участником вышеуказанной программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Для постановки на учет молодая семья должна подать в орган местного самоуправления городского округа (сельского поселения) по месту своего постоянного проживания (регистрации) заявление на участие в подпрограмме (далее - заявление) в двух экземплярах по форме согласно приложению N 1 к настоящим Правилам и соответствующие документы.
Порядок формирования списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 25 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па определен порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников программы, в соответствии с которым списки молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты формируются в хронологическом порядке, по дате их постановки на жилищный учет, исходя из размера субсидий федерального бюджета, бюджетных ассигнований областного бюджета и объема средств местных бюджетов.
Муниципальные образования, на основании поданных заявлений граждан, до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставляют их в комитет строительства <адрес>.
Комитет строительства <адрес> на основании списков молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, бюджетных ассигнований областного бюджета и объема средств местных бюджетов, формирует и утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
При этом принимать участие в реализации программы имеют право лишь те муниципальные образования, которые прошли конкурсный отбор.
Согласно приложению № к государственной программе <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-па, критериями отбора муниципальных образований, претендующих на участие в мероприятии, являются:
наличие молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;
наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей, предусматривающей предоставление социальных выплат молодым семьям в соответствии с условиями мероприятия;
наличие бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете муниципального образования на реализацию мероприятия на софинансирование расходов по предоставлению социальных выплат молодым семьям в размере не менее 5 процентов расчетной стоимости жилья;
отсутствие нецелевого использования субвенций и субсидий, получаемых за счет средств областного бюджета;
соблюдение органами местного самоуправления условий соглашения, заключенного в целях реализации мероприятия в предыдущем году.
Право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - мероприятие ведомственной целевой программы) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой (п. 3).
Выдача свидетельства о праве на получение социальной выплаты по форме согласно приложению N 1 к Правилам на основании решения о включении молодой семьи в список участников мероприятия ведомственной целевой программы осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в мероприятии ведомственной целевой программы (далее - орган местного самоуправления), в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году п. 4).
Пунктом 27 Правил предусмотрен отказ в выдаче свидетельства в случаях: нарушение установленного срока представления необходимых документов для получения свидетельства; непредставление или представление не в полном объеме указанных документов; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 Правил.
В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, и никем не оспаривалось, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ состоят в зарегистрированном браке.
По делу также установлено, подтверждается постановлением администрации «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, и никем не оспаривалось, что молодая семья ФИО2 в составе двух человек признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ в семье ФИО13 родился ребенок ФИО6, в связи с чем состав их семьи увеличился до 3 человек. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГФИО4 и ее семья, состоящая из 3 человек, включена в список молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ состав семьи ФИО13 увеличился в связи с рождением второго сына ФИО7, в результате чего постановлением администрации «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения, и в списки молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ семья истца включена в составе четырех человек.
По делу также установлено и никем не оспаривалось, что ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, повторно установлена группа инвалидности «категория «ребенок-инвалид»».
Согласно справке Администрации посёлка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, семья ФИО2 в составе 4 человек зарегистрирована и проживает в жилом доме общей площадью 32,0 кв. м, жилой 19,8 кв. м, в том числе отапливаемой газовым отоплением 32,0 кв. м, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ее свекру ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО4 постоянно с 2011 года предпринимает установленные действующим законодательством меры и, обращаясь в орган местного самоуправления по месту жительства с заявлением и необходимым пакетом документов, подтверждает статус ее семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
С ДД.ММ.ГГГГ молодая семья ФИО2, участвовавшая в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, 2015-2020 годы и не получившая соответствующую государственную поддержку, на которую имела право, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, стала участником ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Постановлениями администрации поселка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ молодая семья ФИО2 в составе четырех человек признана имеющей достаточные доходы и участником мероприятия по обеспечению жильем молодых семей вышеназванной программы и мероприятия по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан в <адрес>» государственной программы <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан в <адрес>.
Судом также установлено, подтверждается предоставленной информацией № от ДД.ММ.ГГГГ, и не оспаривалось представителем ответчика, что муниципальным образованием поселка <адрес> ежегодно формировались списки молодых семей - участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей вышеуказанной программы, однако на протяжении длительного времени в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации эти списки не направлялись, заявки не подавались, начиная с 2016 года участия в ежегодно проводимом Комитетом строительства <адрес> конкурсном отборе муниципальных образований по вопросу распределения между ними средств федерального и областного бюджетов, предназначенных для софинансирования основного мероприятия по обеспечению молодых семей социальной выплатой на приобретение жилого помещения не принималось, в связи с чем на эти цели денежные средства из областного и федерального бюджетов не выделялись, что, по мнению суда, свидетельствует о ненадлежащем соблюдении ответчиком порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, которое до настоящего времени не позволяет молодой семье ФИО2, имеющей ребенка-инвалида, реализовать свое право на улучшение жилищных условий путем получения социальной выплаты в рамках вышеназванных программ.
При этом доводы представителя ответчика о том, что причиной этому послужили дефицит местного бюджета и отсутствие средств на софинансирование данной программы являются несостоятельными и не могут являться основанием для освобождения от возложенных обязанностей, так как основаны на неправильном толковании и применении норм права, поскольку Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования недостаточность или отсутствие финансирования в качестве основания для отказа в предоставлении социальной выплаты не предусмотрены. При этом Правила не исключают возможность привлечения органом местного самоуправления внебюджетных средств; отсутствие в бюджете необходимых денежных средств не освобождает орган местного самоуправления от исполнения принятых обязательств. Неурегулированность бюджетных взаимоотношений ответчика с бюджетами других уровней не может лишить молодую семью истца, имеющую ребенка-инвалида (ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения), меры государственной поддержки семьи, направленной на создание условий для реализации ими конституционного права на жилище.
Более того, представителем ответчика не отрицалось, что согласно решениям Собрания депутатов поселка Касторное «Об исполнении бюджета муниципального образования «<адрес>» <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ доходы бюджета МО за 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы превышали его расходы (в частности, в 2020 г. на 880971 руб., в 2021 г. на 2 841 981,47 руб.),
При этом сумма социальной выплаты, которую планируется предоставить данной молодой семье, составляет 617400 рублей.
Таким образом, действия ответчика, своевременно не предоставившего семье истца названную социальную выплату и ухудшившего условия предоставления указанной социальной выплаты, могут повлечь уменьшение или аннулирование права на ее получение по причине достижения в 2023 году ее супругом ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, предельного возраста, в связи с чем их семья перестанет отвечать требованиям, предъявляемым к молодым семьям, которые вправе участвовать в данной программе, и, соответственно, утратит право на участие в ней, что нельзя признать правомерным, поскольку указанное выше законодательство такой возможности ухудшения положения молодых семей при обеспечении их жильем не предусматривает. Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 28-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П).
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что семьей истца соблюдены условия для участия в названной программе; семья ФИО13 как на момент признания их семьи участником данной программы, изъявившая желание получить социальные выплаты, так и в настоящее время соответствует требованиям, предъявляемым к молодым семьям в рамках этой программы, но с ДД.ММ.ГГГГ не может реализовать свое право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты на приобретение жилья, которое в соответствии с пунктом 9 выше указанных Правил предоставляется молодой семье только один раз, а также учитывая, что Администрация поселка Касторное заявила об участии в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей в 2023 году, в связи с чем уточненные исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на Администрацию поселка <адрес> обязанности выдать семье ФИО2 свидетельство о праве на получение социальной выплаты в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».
Иные доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявление и поддержанные в судебном заседании, основаны на неверном толковании права, и не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО2
Разрешая вопрос о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 88 ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" (далее - Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1), разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.
В соответствии с пунктами 10 и 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1 лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ).
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе, расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
ФИО4, заявляя о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 32 500 рублей с учетом уточнения, предоставила договор 23022101 об оказании услуг, заключенный между нею и ООО «ВОЗНЕСЕНИЕ» ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Исполнитель принимает на себя обязательство оказать следующие юридические услуги и совершить в связи с этим действия: консультацию, правовой анализ ситуации, разработку и подготовку позиции, подготовку проектов документов (проект искового заявления, претензию), представление интересов клиента ФИО2 и ФИО9 в суде и в гос. органах, стоимость которых составляет 65000 рублей (п. 3.1), и которые оплачены истцом по квитанциям к приходному кассовому органу № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ
Как видно из материалов дела, и не оспаривалось истцом, ООО «ВОЗНЕСЕНИЕ» в рамках договора 23022101 от ДД.ММ.ГГГГ оказало ФИО2 юридические услуги, связанные с дачей устной консультации, подготовкой искового заявления на 3 страницах и составлением заявления на имя прокурора <адрес> на 5 страницах, ответ на которое явился основанием для обращения в суд. Каких-либо других юридических услуг, связанных с рассмотрением настоящего дела, ФИО2 ООО «ВОЗНЕСЕНИЕ» не оказывало, в том числе и связанных с представлением ее интересов в суде.
Суд, исследовав и оценив в порядке статьи 67 ГПК РФ, представленные в материалы дела в подтверждение факта несения и размера судебных расходов доказательства, соотнося заявленную ФИО2 сумму расходов на оплату услуг представителя с объемом выполненной представителем работы, в том числе и по подготовке процессуальных документов, количеством затраченного на это времени, принимая во внимание характер спора, степень сложности дела, результат рассмотрения дела, а также принцип разумности и справедливости, соблюдая баланс интересов сторон, находит заявленные требования о взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 32 500 рублей явно завышенными и не соответствующими требованиям разумности и фактическому участию представителя в рассмотрении дела, в связи с чем приходит к выводу о необходимости уменьшения предъявленных ФИО2 к взысканию судебных издержек до разумных пределов и присуждения с ответчиа суммы в 7000 рублей, чем частично удовлетворить ее заявление о возмещении судебных расходов на представителя.
Разрешая вопрос о взыскании госпошлины, суд исходит из положений статей 98 ГПК РФ, а также подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, которым предусмотрено освобождение государственных органов, органов местного самоуправления, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающих по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), от уплаты государственной пошлины. При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не регулирует вопросы, связанные с возмещением судебных расходов.
Вместе с тем, из анализа приведенных законоположений следует, что выступающие в качестве ответчиков государственные органы или органы местного самоуправления в случае удовлетворения искового заявления не освобождены от возмещения судебных расходов, включая уплаченную истцом при обращении в суд государственную пошлину.
Поскольку истцом при обращении в суд были понесены расходы по оплате государственной пошлины, а его требования удовлетворены полностью, то с администрации поселка <адрес> в пользу ФИО2 подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей 00 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Уточненный иск ФИО2 к Администрации поселка <адрес> о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты удовлетворить.
Обязать администрацию поселка <адрес> выдать ФИО2 свидетельство о праве на получение социальной выплаты.
Взыскать с администрации поселка <адрес> в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 7000 (семь тысяч) рублей 00 копеек.
Взыскать с администрации поселка <адрес> в пользу ФИО2 госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Прохорова Л.А.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.