ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-64/2022 от 03.02.2022 Большесосновского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-64/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Большая Соснова 03 февраля 2022 года

Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Бахаревой Е.Б., при секретаре судебного заседания Погосян О.В.,

с участием истицы ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Аппарату Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края о признании незаконным распоряжения Аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 11 октября 2021 № 192-01-12 и снятии дисциплинарного взыскания в виде выговора,

установил:

Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Аппарату администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на том основании, что с 1987 года она работала в должности ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних, 11 октября 2021 г. распоряжением № 192-01-12, изданным руководителем Аппарата администрации Большесосновского муниципального района, на нее было наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Истица указывает в иске, что основанием наложения дисциплинарного взыскания явилось представление прокурора Большесосновского района от 15 сентября 2021 г. № 5-4-2021 и ненадлежащее, по мнению работодателя, исполнение ею п. 1.4 должностной инструкции от 24 августа 2018 г. № 73 и абз. 3 п. 1.5, п.п. 2.3.8 п. 2.3, п.п. 3.4.1 п. 3.4 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Большесосновского муниципального района, утвержденного постановлением Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края.

Считая наложение дисциплинарного взыскания незаконным, истица указывает, что Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН) она соблюдает в пределах предоставленных ей полномочий и возложенных на неё обязанностей; решение о проведении заседания КДН 09 сентября 2021 г. в отсутствие заместителя председателя КДН было принято комиссией коллегиально, путем голосования; проект протокола заседания КДН от 09 сентября 2021 г. ею был подготовлен и направлен всем субъектам профилактики.

Кроме того, указывает истица в иске, аналогичным образом (в отсутствие председателя и заместителя председателя КДН) заседания КДН проводись и ранее, например, 08 июля 2021 г., однако, ни Аппарат администрации Большесосновского муниципального района, ни прокурор Большесосновского района на данный факт никоим образом не отреагировали. По фактам, изложенным в представлении прокурора от 15 сентября 2021 г. № 5-4-2021, Аппарат Администрации Большесосновского муниципального района служебную проверку не проводил, виновных в указанном представлении должностных лиц не устанавливал, к дисциплинарной ответственности она была привлечена на основании изложенного в представлении прокурора требования привлечь к дисциплинарной ответственности ФИО1 - ответственного секретаря КДН.

Истица просит суд (с учетом уточненных требований) признать незаконным распоряжение Аппарата администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 11 октября 2021 № 192-01-12 и снять дисциплинарное взыскание в виде выговора.

В судебных заседаниях истица ФИО1 и ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали, представитель истицы пояснил, что за 34 года работы в КДН ФИО1 не привлекалась к дисциплинарной ответственности, самостоятельно и за свой счет повышала квалификацию, в 2018 году успешно прошла аттестацию как муниципальный служащий, положительно характеризовалась руководством. Кроме того, представитель истицы считает, что ФИО1 не может нести дисциплинарную ответственность за решение, принятое 09 сентября 2021 г. комиссией как коллегиальным органом, ранее заседания комиссии проводились аналогичным образом. В КДН длительное время отсутствует председатель КДН, часто меняются заместители, со справками проверок работы КДН ФИО1 во время ее работы в комиссии не знакомили, формальную «ликвидацию» администрации района при преобразовании в муниципальный округ использовали как возможность избавиться от ФИО1, как от работника, уволив 30 декабря 2021 г.

Представитель ответчика в судебных заседаниях исковые требования не признал, считает наложенное дисциплинарное взыскание законным, в результате действий ФИО1 граждане были привлечены к административной ответственности дважды (09 сентября 2021 г. и 07 октября 2021 г.) за одно и то же правонарушение, поддержал направленные ранее в суд письменные возражения по иску.

В письменных возражениях относительно доводов искового заявления руководитель Аппарата Администрации Большесосновского муниципального округа указал, что в нарушение своей должностной инструкции и Положения о КДН ответственный секретарь КДН ФИО1 09 сентября 2021 г. провела заседание комиссии в отсутствие заместителя председателя КДН, согласно протоколу заседания комиссии от 09 сентября 2021 г. по предложению ФИО1 председательствующим на заседании КДН был избран член комиссии, что является недопустимым. Поскольку заместитель председателя КДН на 09 сентября 2021 г. отсутствовал (находился на «больничном»), заседание КДН должно было быть переназначено на другую дату. Поскольку на тот момент ФИО1 являясь ответственным секретарем КДН, находилась на рабочем месте одна, она не имела права выносить на рассмотрение комиссии и дела об административных правонарушениях, постановления по которым впоследствии были опротестованы прокурором Большесосновского района.

Выслушав явившиеся в судебное заседание стороны, исследовав представленные суду доказательства, в том числе материалы дел об административных правонарушениях в отношении ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, рассмотренные Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Большесосновского муниципального района 09 сентября 2021 г., оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что распоряжением Исполнительного комитета Большесосновского районного Совета народных депутатов от 14 октября 1987 г. № 48-к истица ФИО1 принята на должность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних при райисполкоме с 12 октября 1987 г.

Распоряжением Аппарата Администрации Большесосновского муниципального района от 29 декабря 2018 г. № 236-01-12 ФИО1 переведена на должность главного специалиста, ответственного секретаря Комиссии по делам несовершеннолетних, 29 декабря 2018 г. с ней заключен трудовой договор.

В соответствии с условиями заключенного трудового договора работник поступает на муниципальную службу (п. 1. ст. 1 трудового договора), имеет право:

на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по занимаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей (п.п. 1 п. 1 ст. 2 трудового договора);

на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п.п. 2 п. 1 ст. 2 трудового договора);

на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п.п. 5 п. 1 ст. 2 трудового договора);

на повышение квалификации в соответствии с муниципальными правовыми актами за счет средств местного бюджета (п.п. 7 п. 1 ст. 2 трудового договора);

на принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями (п.п. 14 п. 1 ст. 2 трудового договора).

В соответствии трудовым договором работник обязан:

соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативно правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение (п.п. 1) п. 1) трудового договора)

исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией ( п.п. 2) п. 1 трудового договора);

соблюдать при исполнении должностных обязанностей права, свободы и законные интересы человека и гражданина, а также права и законные интересы организаций (п.п. 3 п. 1) трудового договора);

поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей( п.п. 5) п. 1) трудового договора)

Согласно п. 2 ст. 4 трудового договора работник несет предусмотренную законом ответственность за действия или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Аналогичные права и обязанности муниципального служащего закреплены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

В соответствии с Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 28 декабря 2017 г. № 228, комиссия по делам несовершеннолетних является постоянно действующим коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающим координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, одним из основных направлений деятельности комиссии в соответствии с п. 29 раздела II Положения является рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Пермского края к компетенции комиссии.

Как следует из представленного суду постановления Администрации Большесосновского муниципального района от 24 августа 2021 г. № 01-03-124 «О внесении изменений в состав комиссии по делам несовершеннолетних…» в состав комиссии входят: председатель комиссии (заместитель главы администрации по социальным вопросам) должность вакантна; заместитель председателя комиссии (ФИО12 (Вдовина И.Н.); ответственный секретарь комиссии ФИО1, и 13 членов комиссии (ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25).

В соответствии с п. 2.3.2 Положения осуществляет руководство деятельностью комиссии, организует ее работу и председательствует на заседаниях комиссии председатель комиссии (заместитель главы администрации по социальным вопросам), председатель комиссии утверждает повестку заседания комиссии, назначает даты заседаний комиссии, осуществляет контроль за выполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии и иные документы от имени комиссии, несет персональную ответственность за организацию работы комиссии.

В соответствии с п. 2.3.3 Положения обязанности председателя комиссии в его отсутствие исполняет заместитель председателя комиссии.

В соответствии с п. 2.3.4 Положения ответственный секретарь комиссии осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании комиссии, обеспечивает контроль за исполнением постановлений комиссии; отвечает за ведение делопроизводства; оповещает членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение комиссии; осуществляет подготовку проекта протокола заседания комиссии; обеспечивает вручение копий проекта протокола комиссии.

В соответствии с п. 2.3.5 Положения члены комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции комиссии, участвуют в заседании комиссии и его подготовке; до заседания комиссии знакомятся с материалами дела по вопросам, выносимым на рассмотрение комиссии; вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела), о запросе дополнительных материалов по нему; участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых комиссией по рассматриваемым вопросам, и голосуют при их принятии.

В соответствии с п. 2.3.6 Положения заседания комиссии проводятся в соответствии с планами работы, а также по мере необходимости.

В соответствии с п. 2.3.7, 2.3.8 Положения заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов, которые участвуют в ее заседаниях без права замены, председательствует на заседании комиссии председатель комиссии либо заместитель председателя комиссии; в соответствии с п. 2.3.9 решения комиссии принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии, результаты голосования вносятся в протокол заседания комиссии (п. 2.3.9.2)

В соответствии с п. 2.3.10 в ходе заседания комиссии ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании комиссии и ответственным секретарем, ведет протокол ответственный секретарь комиссии (п. 3.4.1).

В соответствии с п. 3.2.1 Положения подготовка заседаний комиссии, изучение поступивших дел об административных правонарушениях осуществляется председателем комиссии или заместителем председателя комиссии, которые, в том числе, принимают решения о назначении времени и места рассмотрения дела (п.п. 1 п. 3.2.2 Положения).

В соответствии с положениями должностной инструкции главного специалиста, ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденной и.о. управляющего делами администрации Большесосновского муниципального района 24 августа 2018 года, указанная должность отнесена к старшей группе должностей муниципальной службы (п. 1.1), ответственный секретарь подчиняется непосредственно председателю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и заместителю председателя комиссии (п. 1.3).

В должностные обязанности ответственного секретаря КДН входят, в том числе, подготовка материалов для рассмотрения на заседании КДН (п. 4.5.2), оповещение членов комиссии и лиц, участвующих в заседании комиссии, о времени и месте заседания, проверка их явки, ознакомление их с материалами, вынесенными на рассмотрение комиссии (п. 4.5.4) своевременная подготовка и оформление проектов постановлений, принимаемых комиссией по результатам рассмотрения административных протоколов (п. 4.5.5) вручение копий постановлений комиссии о назначении наказания (п. 4.5.6); ведение учета наложенных комиссией взысканий, своевременное направление их в службу судебных приставов для взыскания (п. 4.5.7); участие в планировании деятельности комиссии (п. 4.5.9) участие в заседании комиссии в качестве члена комиссии (п. 4.5.11).

Согласно разделу VI должностной инструкции ответственный секретарь КДН несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде и муниципальной службе за неисполнение основных обязанностей муниципального служащего (п. 6.1); за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан (п. 6.1.3).

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Закон о муниципальной службе) за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 27 Закона о муниципальной службе порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Судом установлено, что 11 октября 2021 г. распоряжением и.о. руководителя аппарата администрации Большесосновского муниципального района № 192-01-12 главному специалисту, ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних ФИО1 объявлен выговор за ненадлежащее исполнение п. 1.4 должностной инструкции, утвержденной 24 августа 2018 г., и абз. 3 п. 1.5, п.п. 2.3.8 п. 2.3, п.п. 3.4.1 п. 3.4 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального района и ее состава, утвержденного постановлением администрации Большесосновского муниципального района от 28 декабря 2018 г.

Таким образом, истица ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности за нарушение:

п. 1.4 должностной инструкции ( ответственный секретарь КДН в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законодательством РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями правительства РФ, законодательством Пермского края, указами и распоряжениями губернатора Пермского края, Уставом Большесосновского муниципального района, правовыми актами администрации Большесосновского муниципального района, Положением о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Большесосновского муниципального района, должностной инструкцией);

абз. 3 п. 1.5 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального района (количественный состав комиссии на заседаниях не может быть менее 7-ми человек);

п.п. 2.3.8 п. 2.3 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального района (на заседании комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя комиссии);

п.п. 3.4.1 п. 3.4 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большесосновского муниципального района (на заседании комиссии ответственный секретарь комиссии ведет протокол).

Как следует из распоряжения от 11 октября 2021 г. № 192-01-12 основанием для применения дисциплинарного взыскания явились представление прокуратуры от 15 сентября 2021 г. № 5-4-2021 и служебная записка от 07 октября 2021 г. № 138.

Как следует из представления прокурора Большесосновского района от 145 сентября 2021 г. № 5-4-2021 «Об устранении нарушений исполнения законодательства, направленного на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних» основанием для внесения представления в адрес главы муниципального района – главы администрации Большесосновского муниципального районам явилось рассмотрение КДН 09 сентября 2021 г. дел об административных правонарушениях № 14-4-2 - 14-4-9 незаконным составом комиссии: председательствующим на заседании КДН был избран член КДН ФИО20 в связи с отсутствием на заседании КНД заместителя председателя КДН Вдовиной И.Н., что прямо противоречит Положению о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В представлении прокурора главе муниципального района - главе администрации Большесосновского муниципального района прямо предписано привлечь к дисциплинарной ответственности за выявленные нарушения законодательства ответственного секретаря КДН ФИО1

Между тем, по смыслу взаимосвязанных положений ст. ст. 21, 22, 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", учитывая, что органы прокуратуры не подменяют собой органы местного самоуправления, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и не обладает силой принудительного исполнения, поэтому требование о решении вопроса о дисциплинарной ответственности виновных лиц не освобождает представителя нанимателя от обязанности в установленном порядке провести проверку и установить виновных лиц (в случае их наличия).

Между тем, судом установлено, что какая-либо служебная поверка по фактам, изложенным в представлении прокурора от 15 сентября 2021 г., Аппаратом администрации Большесосновского муниципального района проведена не была.

Из письменных объяснений истцы ФИО1 от 21 сентября 2021 г. главе муниципального района – главе администрации Большесосновского муниципального района по фактам, изложенным в представлении прокурора Большесосновского района от 15 сентября 2021 г., следует, что рассмотрение административных протоколов с № 14-4-1 по 14-4-9 «переносятся к рассмотрению на комиссию, с момента выздоровления заместителя председателя КДН Вдовиной И.Н.»

Как следует из объяснений истицы ФИО1 в судебном заседании, поводом для написания объяснений такого содержания явилось заявление помощника прокурора Большесосновского района Тарасовой Н.П., которая заявила ей, что все дела вернет в КДН на новое рассмотрение.

Между тем, судом установлено, что решение о повторном рассмотрении дел об административных правонарушениях, рассмотренных на заседании КДН 09 сентября 2021 г., принято не было, повторно эти дела в последствии КДН не рассматривались, в связи с чем заявление представителя ответчика в судебном заседании о том, что в результате незаконных действий ответственного секретаря КДН ФИО1 граждане были привлечены к административной ответственности дважды за одни и те же административные правонарушения обоснованным признать нельзя.

Кроме того, наряду с представлением прокурора от 15 сентября 2021 г. основанием для применения к истице ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде выговора в распоряжении от 11 октября 2021 г. № 192-01-12 указана служебная записка от 07 октября 2021 г. № 138.

Из содержания служебной записки заместителя председателя КДН Вдовиной И.Н. от 07 октября 2021 г. на имя и.о. руководителя аппарата администрации Большесосновского муниципального района следует о необходимости проведения проверки по факту отсутствия при проверке документов протокола заседания КДН от 09 сентября 2021 г. и принятии соответствующих мер в отношении ответственного секретаря КДН ФИО1

Судом установлено, что служебная проверка по фактам, изложенным в служебной записке Вдовиной И.Н. от 07 октября 2021 г. руководителем аппарата администрации Большесосновского муниципального района не проводилась, письменные объяснения по поводу отсутствия протокола заседания КДН от 09 сентября 2021 г. у ФИО1 в нарушение требований ст. 193 Трудового кодекса РФ не истребовались.

Между тем, как следует из представленных истицей ФИО2 доказательств, проект протокола заседания КДН от 09 сентября 2021 г. ею был подготовлен, подписан председательствующим Вдовиной И.Н. (заместителем председателя КДН) и направлен для ознакомления в Управление образования Администрации Большесосновского района 02 сентября 2021 г., прокурору Большесосновского района.

Доводы представителя ответчика о не изготовлении ответственным секретарем КДН ФИО1 протокола заседания КДН 09 сентября 2021 г., что, в том числе, послужило основанием привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, опровергнуты доказательствами, представленными самим ответчиком: суду представлен протокол заседания КДН от 09 сентября 2021 г. № 14, который подписан как ответственным секретарем КДН, так и председательствующим на заседании комиссии ФИО20

Из содержания протокола заседания КДН от 09 сентября 2021 г. следует, что на заседании КДН кроме ответственного секретаря КДН ФИО1 присутствовало более 7 членов КДН, как того требует Положение о КДН, следовательно ссылку в распоряжении о применении к ФИО1 дисциплинарного взыскания за нарушение абз. 3 п. 1.5 Положения о КДН обоснованной признать нельзя.

Как указано судом выше, дисциплинарным проступком в силу ст. 192 Трудового кодекса РФ, в силу ст. 27 Закона о муниципальной службе признается неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, в силу ст. 192 Трудового кодекса РФ при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Привлечение работника к дисциплинарной ответственности допускается в случаях, когда работодатель установил конкретную вину работника и доказал ее в установленном порядке (принцип презумпции невиновности и виновной ответственности, т.е. наличия вины как необходимого элемента состава правонарушения).

Противоправность действий или бездействия муниципального служащего имеет место быть, если действия или бездействие совершены в нарушение должностного регламента, служебного контракта, правил трудового распорядка муниципального органа, требований законов и иных нормативных правовых актов. Противоправность действий или бездействия муниципального служащего может быть связана с неисполнением или ненадлежащим исполнением должностных обязанностей, нарушением трудовой дисциплины.

С учетом вышеприведенных в настоящем решении положений трудового договора, заключенного с ФИО1, должностной инструкции ответственного секретаря КДН, Положения о Комиссии по делам несовершеннолетних Большесосновского муниципального района суд приходит к выводу, что ответственный секретарь КДН ФИО1 не наделена полномочиями по принятию решений о назначении заседаний КДН, не наделена полномочиями по принятию решений об отложении заседаний КДН на другую дату.

Судом установлено, что практика проведения заседаний КДН в отсутствие председателя КДН и заместителя председателя КДН имела место быть и ранее.

Так из представленного суду протокола заседания КДН от 08 июля 2021 г. № 12 следует, что по предложению заместителя председателя КДН ФИО26, фактически присутствующей на заседании КДН, по ее же предложению по причине нахождения ее «на больничном» общим голосованием членов комиссии председательствующим на заседании КНД избран член КДН ФИО27 – заведующая отделом культуры, спорта и молодежной политики аппарата администрации Большесосновского муниципального района.

Между тем, судом установлено, что проведение заседания КДН подобным образом осталось как без принятия прокурором Большесосновского района мер прокурорского реагирования, так и без внимания руководителя аппарата Администрации Большесосновского муниципального района, что, по мнению суда, послужило формированию у членов КДН, в том числе у ответственного секретаря КДН ФИО1, ошибочного мнения о законности проведения таким образом заседаний КДН и принимаемых таким образом решений.

Как указано судом выше, Комиссия по делам несовершеннолетних является коллегиальным органом, решения по всем вопросам принимает коллегиально, посредством голосования, предложение ответственного секретаря ФИО1 избрать председательствующим на заседании комиссии 09 сентября 2021 г. члена КДН ФИО20 с учетом ранее состоявшейся практики проведения заседаний КДН подобным образом, само по себе о виновном поведения ФИО1 не свидетельствует и не может повлечь привлечение её к дисциплинарной ответственности за решение, принятое коллегиально членами комиссии (единогласно).

Судом установлено, что план работы КДН на 2021 год и график заседаний КДН на 2021 г. утвержден постановлением КДН от 17 декабря 2020 г. № 22/5, согласно графику заседания КДН в 2021 г. назначены, в том числе, на 09 сентября 2021 г.

Более того, судом установлено, что достоверно зная о длительном отсутствии председателя КДН по причине вакантной должности заместителя главы администрации по социальным вопросам, достоверно зная о временной нетрудоспособности с 6 сентября 2021 г. заместителя председателя КДН Вдовиной И.Н., вопрос о назначении временно исполняющего обязанности заместителя председателя КДН в целях обеспечения работы КДН, в том числе, в целях проведения заседания КДН 09 сентября 2021 г., назначенного заблаговременно в соответствии с утвержденным графиком заседаний КДН, ни главой администрации района, ни руководителем аппарата администрации района решен не был.

Кроме того, из представленных суду доказательств, в частности, Представления заместителя председателя Правительства Пермского края ФИО28 от 06 октября 2020 г. об устранении нарушений законодательства в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, справки проверки Департамента социальной политики Администрации Губернатора Пермского края от 05 августа 2021 г. № 08-05-211, составленной по результатам анализа деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Большесосновского муниципального района, следует:

КДН Большесосновского муниципального района осуществляет свою деятельность без председателя КДН с февраля 2020 г., фактически полномочия председателя комиссии осуществляет заместитель председателя при отсутствии на то правовых оснований, длительное отсутствие председателя комиссии способствует нанедлежащему выстраиванию системной работы и эффективной реализации функций КДН как коллегиального органа, о чем свидетельствуют негативные тенденции, сложившиеся на территории Большесосновского муниципального района;

до настоящего времени отсутствует нормативный акт, регламентирующий деятельность аппарата комиссии, соответствующее подразделение в структуре администрации Большесосновского муниципального района не создано;

должностные инструкции специалистов, обеспечивающих деятельность КДН, содержат положения о возложении на муниципальных служащих обязанностей по выполнению задач, которые действующим законодательством отнесены к полномочиям непосредственно КДН как коллегиального органа;

вопросы реализации постановлений краевой комиссии № 1 КДН Большесосновского муниципального района в 2019 г. не рассматривались, в 2020 году рассмотрение данного вопроса запланировано лишь на сентябрь 2020 г. (представление заместителя председателя Правительства Пермского края от 06.10.2020).

Между тем, из справки проверки Департамента социальной политики Администрации Губернатора Пермского края от 05 августа 2021 следует, что нарушения, указанные в представлении от 06 октября 2020 г. администрацией Большесосновского муниципального района в полном объеме не устранены, в частности:

представление от 06 октября 2020 г., внесенное в адрес главы администрации района соответствующим образом рассмотрено не было, план по устранению нарушений, изложенных в представлении, не принят;

председатель КДН не назначен;

структурное подразделение по обеспечению деятельности КДН не создано;

выполнение задач и функций, возложенных непосредственно на КДН как коллегиальный орган, из должностных инструкций муниципальных служащих не исключено.

Главе администрации Большесосновского муниципального района предписано в срок до 15 августа 2021 г. рассмотреть справку проверки на заседании КДН, копию постановления представить в Администрацию Губернатора Пермского края; в срок до 31 августа 2021 г. утвердить план устранения недостатков и нарушений, указанных в представлении от 06 октября 2020 г.; в срок до 10 сентября 2021 г. обеспечить подбор кандидатов на замещение вакантной должности заместителя главы администрации по социальным вопросам и вести ее в состав КДН в качестве председателя; в срок до 01 октября 2021 г. направить в Департамент социальной политики Администрации Губернатора Пермского края информацию об исполнении справки.

Из объяснений представителя ответчика судом установлено, что настоящего времени председатель КДН не назначен, информация о выполнении предписания от 06 октября 2020 г. и справки проверки от 05 августа 2021 г. в Администрацию Губернатора Пермского края не направлена.

При установленных судом, приведенных выше обстоятельствах, противоправности действий либо бездействия ответственного секретаря КДН ФИО1 в нарушение ее должностной инструкции, трудового договора и Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Большесосновского муниципального района не установлено, заявленные истицей исковые требования следует удовлетворить.

В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что заявленные истицей требования судом удовлетворены полностью, с ответчика, не освобожденного в силу закона от уплаты судебных расходов, в доход бюджета Большесосновского муниципального округа подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истица при обращении в суд была освобождена, в размере 300 рублей (п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ).

На основании ч. 2 ст. 61.6, ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджеты муниципальных округов по месту совершения юридически значимых действий по нормативу 100 процентов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным распоряжение Аппарата Администрации Большесосновского муниципального района Пермского края от 11 октября 2021 г. № 192-01-12 «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1», наложенное дисциплинарное взыскание в виде выговора отменить.

Взыскать с Аппарата Администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края в бюджет Большесосновского муниципального округа Пермского края государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Бахарева Е.Б.

Решение в окончательной форме принято судом 10 февраля 2022 года.

Судья Бахарева Е.Б.