ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-64/2022 от 11.02.2022 Якшур-бодьинского районного суда (Удмуртская Республика)

УИД 18RS0031-01-2021-001310-73

№ 2-64/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Уткиной Н.В. единолично,

при помощнике судьи Ложкиной Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенно круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности провести рекультивацию земель,

УСТАНОВИЛ:

Удмуртский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» возложении обязанности провести рекультивацию земель.

В обоснование заявленного иска прокурор указал, что проведенной Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения требований федерального законодательства при реализации национального проекта «Экология» в деятельности Администрации МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» (далее - Администрация) выявлены нарушения законодательства при проведении работ по рекультивации объекта накопленного экологического вреда, расположенного в Якшур-Бодьинском районе УР.

Согласно ч. 1, п.2 ч. 2, ч. 5 и 6 ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 (далее Правила рекультивации).

Согласно п. 8 Правил рекультивации рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

В 2016 году по заказу Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» разработана проектная документация «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов».

Указанный объект расположен по адресу: <адрес>, эксплуатация свалки велась с 1992 года без разрешительной документации и без соблюдения технологии складирования отходов, проведения мониторинга за состоянием окружающей среды. Общий объем накопленных отходов составил 85 тыс.м, высота слоя отходов колеблется от 1,5 до 7 метров. В 2015 году размещение отходов на свалке прекращено.

Согласно п. 7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Приказом Управления Росприроднадзора по УР от 09.03.2017 № 172-П утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов» № 12-У (далее - заключение экспертной комиссии), разработанной Удмуртской Ассоциацией переработчиков отходов на основании технического задания, утвержденного главой Администрации МО «Якшур-Бодьинский» район Леконцевым А.В.

Как следует из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее - Заключение ГЭЭ) и проектной документации, организационно-технологическая схема работ по рекультивации включает организационный, подготовительный и основной периоды.

В основной период выполняются технический и биологический этапы рекультивации.

Технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного тела и его воздействия на окружающую среду, подготовку территории объекта к последующему целевому использованию.

К процессам технического этапа рекультивации относятся стабилизация тела объекта, выполаживание и террасирование, сооружение системы дегазации, создание рекультивационного покрытия, передача объекта для проведения биологического этапа рекультивации.

По окончании технического этапа объект передается для проведения биологического этапа рекультивации. После проведения засыпки и выполаживания до проектных отметок на объект завозится плодородный грунт, которым покрывается вся площадь рекультивации слоем 25 см.

Биологический этап рекультивации продолжается 4 года и включает следующие работы:

подбор ассортимента многолетних трав;

подготовка почвы;

посев и уход за посевами.

В первый год проведения биологического этапа производится подготовка почвы к посеву многолетних трав, включающая в себя внесение основного удобрения, дискование, предпосевную культивацию.

В последующем на 2, 3 и 4 годы выращивания многолетних трав производится их подкормка, боронование, полив и скашивание.

Через 4 года после посева трав предусмотрена посадка саженцев ели в количестве 5 118 штук.

Таким образом, проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, предусмотрен срок проведения биологического этапа рекультивации 4 года.

Кроме того, как следует из раздела 2.3.6 Заключения ГЭЭ в период рекультивации свалки предусмотрено проведение экологического мониторинга. Программа мониторинга включает разделы по контролю за состоянием атмосферного воздуха (5 контрольных точек, периодичность наблюдений - 1-2 раза в год), поверхностных вод (1 точка отбора, периодичность наблюдений - 2 раза в год) и подземных вод (2 контрольные скважины по потоку грунтовых вод, периодичность наблюдений - 1 раз в год), почв (2 опытные площадки, периодичность наблюдений 1 раз в год).

По требованию абз. 5 ст. 27 ФЗ «Об экологической экспертизе» заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

В нарушение абз. 5 ст. 27 ФЗ «Об экологической экспертизе» Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» допущено осуществление деятельности по проведению рекультивации земель, не соответствующей проектной документации «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, в части изменения срока проведения биологического этапа рекультивации.

Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора по поручению заместителя председателя Правительства РФ Абрамченко В.В. в августе текущего года проведена проверка в отношении ИП Игитханяна К.С. по указанному объекту рекультивации, которой на территории рекультивируемого участка саженцев ели колючей не установлено, вся площадь рекультивируемого участка покрыта густой травянистой растительностью, что свидетельствует о необходимости продолжения работ по биологическому этапу рекультивации.

Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором по результатам ранее проведенных проверок по указанным нарушениям закона вносилось представление об устранении нарушений закона (от 19.02.2021 № 27-2021), по инициативе природоохранного прокурора глава Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» Леконцев А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.4 КоАП РФ (осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы).

В соответствии с ч. 5 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 3 Закона УР от 11.05.2021 № 43-РЗ «О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа» Администрация МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» является правопреемником Администрации МО «Якшур-Бодьинский район».

Непринятие Администрацией МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» мер, направленных на организацию рекультивации нарушенных земель в установленном законом порядке, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Истец просит возложить на Администрацию МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» обязанность в установленном законом порядке в срок до 31.12.2024 года провести биологический этап рекультивации земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики в строгом соответствии с проектной документацией «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов» и заключением государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов» № 12-У, утвержденным приказом Управления Росприроднадзора по УР от 09.03.2017 № 172-П, в том числе провести выращивание многолетних трав, их подкормку, боронование, полив, скашивание, посев саженцев ели в количестве 5118 штук, а также мониторинг окружающей среды на территории объекта рекультивации, в сроки, установленные указанными проектной документацией и заключением государственной экологической экспертизы.

Старший помощник прокурора Воронцова О.А. на исковых требования настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» - Вахрушева Н.А. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, при этом пояснила, что были посажены многолетние травы, деревья, но ели погибли. Мониторинг впервые проведен в конце 2021 года, так как не был завершен технический этап рекультивации.

Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, изучив и проанализировав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Положения статьи 45 ГПК РФ предусматривают право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что в 2016 году по заказу Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» разработана проектная документация «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов».

Указанный объект расположен по адресу: <адрес>, эксплуатация свалки велась с 1992 года без разрешительной документации и без соблюдения технологии складирования отходов, проведения мониторинга за состоянием окружающей среды. Общий объем накопленных отходов составил 85 тыс.м, высота слоя отходов колеблется от 1,5 до 7 метров. В 2015 году размещение отходов на свалке прекращено.

Согласно п. 7.2 ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе» проекты рекультивации земель, которые использовались для размещения отходов производства и потребления, в том числе, которые не предназначались для размещения отходов производства и потребления, являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.

Приказом Управления Росприроднадзора по УР от 09.03.2017 № 172-П утверждено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов» № 12-У (далее - заключение экспертной комиссии), разработанной Удмуртской Ассоциацией переработчиков отходов на основании технического задания, утвержденного главой Администрации МО «Якшур-Бодьинский» район Леконцевым А.В.

Как следует из заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее - Заключение ГЭЭ) и проектной документации, организационно-технологическая схема работ по рекультивации включает организационный, подготовительный и основной периоды.

В основной период выполняются технический и биологический этапы рекультивации.

Технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного тела и его воздействия на окружающую среду, подготовку территории объекта к последующему целевому использованию.

К процессам технического этапа рекультивации относятся стабилизация тела объекта, выполаживание и террасирование, сооружение системы дегазации, создание рекультивационного покрытия, передача объекта для проведения биологического этапа рекультивации.

По окончании технического этапа объект передается для проведения биологического этапа рекультивации. После проведения засыпки и выполаживания до проектных отметок на объект завозится плодородный грунт, которым покрывается вся площадь рекультивации слоем 25 см.

Биологический этап рекультивации продолжается 4 года и включает следующие работы:

подбор ассортимента многолетних трав;

подготовка почвы;

посев и уход за посевами.

В первый год проведения биологического этапа производится подготовка почвы к посеву многолетних трав, включающая в себя внесение основного удобрения, дискование, предпосевную культивацию.

В последующем на 2, 3 и 4 годы выращивания многолетних трав производится их подкормка, боронование, полив и скашивание.

Через 4 года после посева трав предусмотрена посадка саженцев ели в количестве 5 118 штук.

Таким образом, проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, предусмотрен срок проведения биологического этапа рекультивации 4 года.

Кроме того, как следует из раздела 2.3.6 Заключения ГЭЭ в период рекультивации свалки предусмотрено проведение экологического мониторинга. Программа мониторинга включает разделы по контролю за состоянием атмосферного воздуха (5 контрольных точек, периодичность наблюдений - 1-2 раза в год), поверхностных вод (1 точка отбора, периодичность наблюдений - 2 раза в год) и подземных вод (2 контрольные скважины по потоку грунтовых вод, периодичность наблюдений - 1 раз в год), почв (2 опытные площадки, периодичность наблюдений 1 раз в год).

Для реализации проектной документации между Администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» и ИП ФИО8. 03.03.2020 заключен контракт по выполнению работ по объекту: «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов Якшур-Бодьинского района Удмуртской Республики».

Срок выполнения работ по контракту до 30.11.2020 (технический этап до 31.08.2020, биологический этап до 30.11.2020).

На основании акта выполненных работ от 07.12.2020 комиссия приняла работы по техническому и биологическому этапам рекультивации земельного участка.

Как следует из указанного акта, осуществлена высадка саженцев ели в количестве 5 118 штук.

Таким образом, биологический этап рекультивации проведен в течение 3 месяцев, что не соответствует проектной документации «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведена проверка в отношении ИП ФИО9 по указанному объекту рекультивации, которой на территории рекультивируемого участка саженцев ели колючей не установлено, вся площадь рекультивируемого участка покрыта густой травянистой растительностью, что свидетельствует о необходимости продолжения работ по биологическому этапу рекультивации.

Кроме того, в нарушение указанных требований закона, а также заключения ГЭЭ Администрацией не проводился мониторинг окружающей среды на территории объекта рекультивации.

Таким образом, в соответствии со ст. 30 ФЗ «Об экологической экспертизе» осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, является нарушением законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенно круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности провести рекультивацию земель - удовлетворить.

Возложить на Администрацию МО «Муниципальный округ Якшур-Бодьинский район Удмуртской Республики» обязанность в установленном законом порядке в срок до 31.12.2024 года провести биологический этап рекультивации земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов в Якшур-Бодьинском районе Удмуртской Республики в строгом соответствии с проектной документацией «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов» и заключением государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Рекультивация земель, нарушенных при складировании, захоронении промышленных, бытовых и иных отходов» № 12-У, утвержденным приказом Управления Росприроднадзора по УР от 09.03.2017 № 172-П, в том числе провести выращивание многолетних трав, их подкормку, боронование, полив, скашивание, посев саженцев ели в количестве 5118 штук, а также мониторинг окружающей среды на территории объекта рекультивации, в сроки, установленные указанными проектной документацией и заключением государственной экологической экспертизы.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение по делу изготовлено 15.02.2022 года.

Судья Н.В. Уткина