ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-64/2022 от 22.06.2022 Нестеровского районного суда (Калининградская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2022 года г. Нестеров

Нестеровский районный суд Калининградской области в составе

председательствующего судьи Янча С. А.,

при секретаре Яценко Д. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нестеровского района Калининградской области к администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», третьи лица - Отдел культуры администрации МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области, Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, о возложении обязанностей по разработке проекта границ территории объекта культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Нестеровского района Калининградской области обратился в суд с иском, в котором просит (с учетом уточнений) возложить на ответчика обязанность по разработке в срок до 31 декабря 2023 года проекта границ территории объекта культурного наследия - «Памятник герою Советского Союза ФИО1 (ск. ФИО2) (г. Нестеров)», расположенного по адресу: <...> утвердить их в уполномоченном органе.

В обоснование требований указано, что на территории МО «Нестеровский муниципальный округ», по адресу: <...> расположен объект культурного наследия местного (муниципального) значения - «Памятник герою Советского Союза ФИО1 (ск. ФИО2) (г. Нестеров)», проект границ территории которого не разработан.

По данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения Закона не устранены, в связи с чем прокуратура обратилась в суд.

В судебном заседании помощник прокурора Нестеровского района Мартынюк Е. В. заявленные требования поддержал в полном объеме, изложив в их обоснование доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области», действующий на основании доверенности, ФИО3, не оспаривая отсутствие установленных границ объекта культурного наследия и обязанность администрации исполнить указанные в иске действия, сослался на Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» не согласился с исковыми требованиями, поскольку данным законом срок установления зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых установлены защитные зоны объектов культурного наследия, продлен до 01 января 2025 года. Полагает, что данный срок установлен для выполнения всего комплекса мероприятий в отношении объектов культурного наследия, начиная от межевания до установления защитных зон, в том числе и для разработки границ территории объекта. Кроме этого сослался на письма Службы Государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области, указывая, что данный объект является монументальным и в отношении него не требуется установление границ.

Третье лицо - отдел культуры администрации МО «Нестеровский муниципальный округ» представителей в суд не направили, возражений по существу заявленных требований не предоставили.

Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области предоставила в суд письменный отзыв, из которого следует, что указанный в иске объект включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качества объекта культурного наследия местного (муниципального) значения. Требования прокуратуры о возложении на администрацию обязанности по принятию мер, направленных на разработку проекта границ территории объекта культурного наследия, поддержали.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В силу ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно ст. ст. 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа относится владения, пользование и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального городского округа, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального, городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального городского округа, осуществление муниципального контроля в границах городского округа.

Из преамбулы Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ), в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущих поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

К объектам культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

Согласно ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В силу ст. 9.3 Закона № 73-ФЗ обязанности по осуществлению контроля за состоянием объектов культурного наследия местного значения и принятию мер к их сохранению возложены на соответствующие органы местного самоуправления и в силу п. 1 и подп. 10 п. 2 ст. 33 включают в себя, установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта.

В статье 3 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 года № 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» установлено, что воинскими захоронениями являются захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями.

В силу ст. 11 данного Закона обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений возложена на органы местного самоуправления, если они находятся на их территории, при этом статей 6 определено, что в целях обеспечении сохранности воинских захоронений устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области от 23.11.2016 № 341 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качества объекта культурного наследия местного (муниципального) значения включен выявленный объект культурного наследия «Памятник Герою Советского Союза ФИО1 (скульптор ФИО2)», 1956 г., расположенный по адресу: Калининградская область, г. Нестеров, в сквере, и утвержден перечень предмета охраны.

30.04.2021 прокуратурой Нестеровского района Калининградской области в адрес главы администрации МО «Нестеровский муниципальный округ» было внесено представление об устранении нарушений в сфере исполнении законодательства об охране объектов культурного наследия, которое администрацией было рассмотрено 27.05.2021 и признано обоснованным, начальник отдела архитектуры, строительства и газификации привлечена к дисциплинарной ответственности.

Доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером , площадью 5378 +/- 26 кв. м, расположенный по адресу: <...> учтен как земли населенных пунктов с разрешенным использованием - историко-культурная деятельность.

Из пояснений представителя ответчика, которые никем не оспаривались, следует, что именно на этом земельном участке расположен объект культурного наследия, указанный в иске.

В соответствии с Законом Калининградской области от 30 марта 2018 года № 157 «Об объединении поселений, входящих в состав муниципального образования «Нестеровский район», и организации местного самоуправления на объединенной территории», муниципальные образования: «Нестеровское городское поселение», «Илюшинское сельское поселение», «Пригородное сельское поселение» и «Чистопрудненское сельское поселение», «Нестеровский муниципальный район» упразднены, создано муниципальное образование «Нестеровский городской округ», в связи с чем с 11 декабря 2018 года правопреемником администрации поселений и администрации муниципального района является администрация МО «Нестеровский городской округ», а в последующем администрация МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области».

В силу ч. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решения вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Сведений о разработке проекта границ территории объекта культурного наследия, указанного в иске, суду не представлено.

Таким образом, в суде установлено, что администрация, как орган местного самоуправления, в силу требований закона обязана предпринять меры к разработке проекта границ территории для объекта культурного наследия «Памятник герою Советского Союза ФИО1 (ск. ФИО2)», датировка объекта культурного наследия - 1956 год, <...>.

Довод ответчика о продлении законодательно установленного срока для проведения всего комплекса мероприятий по установлению защитных зон для объектов культурного наследия, основан на неверном толковании законодательных норм.

Так, согласно Федеральному закону от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статьей 7 в статью 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения.

Пункт 15 ст. 26 Закона № 342-ФЗ изложен в следующей редакции: «Зоны охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования настоящего Федерального закона установлены защитные зоны объектов культурного наследия, должны быть установлены в срок не позднее 1 января 2025 года».

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которым установлен порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 года № 972.

Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изначально был установлен срок не позднее 1 января 2020 года, Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 455-ФЗ срок был продлен - не позднее 1 января 2022 года.

Таким образом, требования законодательства об установлении охранных зон введены с 2015 года, при этом продление сроков устанавливалось для зон охраны объектов культурного наследия, в отношении которых до дня официального опубликования Федерального закона уже были установлены защитные зоны объектов культурного наследия.

Ссылки представителя ответчика на письма Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области в обоснование возражений против удовлетворения иска, суд не может принять, поскольку из их текста вытекает обязанность муниципального образования выполнять требования об установлении границ объекта культурного наследия.

Также суд не может принять доводы представителя ответчика об отсутствии у администрации обязанности по разработке проекта границ территории данного объекта культурного наследия, в связи с его монументальностью.

Действующее законодательство не содержит указанного представителем ответчика положения, указанные доводы основаны на неверном толковании закона, из которого следует, что в связи монументальностью объекта в отношении него могут не устанавливаться защитные зоны (ст. 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ), об установлении которых требования не предъявлялись.

Поскольку администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» проект границ территории объекта культурного наследия не разработан, суд приходит к выводу о нарушении администрацией МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом того, что решение суда должно быть исполнимым, учитывая, что для проведения работ по разработке границ территории объекта культурного наследия и защитной зоны необходимы временные и финансовые затраты, суд приходит к выводу, что сроки исполнения требований, указанных в иске являются разумными и достаточными.

Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Нестеровского района Калининградской области удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Нестеровский муниципальный округ Калининградской области» в срок до 31 декабря 2023 года разработать проект границ территории объекта культурного наследия - «Памятник герою Советского Союза ФИО1 (ск. ФИО2) (г. Нестеров)», расположенного по адресу: <...>.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда через Нестеровский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 29 июня 2022 года.

Судья Янча С. А.