2-6508/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2016 года | г. Ростов-на-Дону |
Октябрьский районный суд г Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Багдасарян Г.В.,
при секретаре судебного заседания Куделя В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, 3-е лицо: ФИО2, о признании права на получение жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то, что он является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г. Распоряжением главы Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону №94 от 25.02.2016 г. истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. После постановки на учет, ФИО1 получил письмо №59-21.01.3023 от 09.08.2016 г., в котором сообщалось, что сохранение очереди в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 г. возможно только после предоставления обязательства о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в государственную или муниципальную собственность. Истец, полагая свои права нарушенными и не согласившись с принятым решением, обратился в суд с настоящим иском, в котором просит признать за ним право на получение жилищной субсидии в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 г., составом семьи на одного человека, без предоставления обязательства о сдаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность
Представитель истца, действующий на основании доверенности, ФИО3 в судебное заседание явилась, уточнила исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просила признать право ФИО1 на получение жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 г.г., составом семьи 1 человек, без предоставления обязательства о сдаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность – квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, представила письменные возражения на иск.
3-е лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца и 3-го лица по правилам ст.167 ГПК РФ.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев материалы учетного дела, приходит к следующим выводам.
Меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, предусмотрены Законом Российской Федерации N1244 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п.11 ч.1 ст.13 названного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Указанным Законом в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ (о монетизации льгот), для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 г. и в последующие годы из зоны отселения предусматривалось одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда или одноразовое внеочередное приобретение квартир в том же фонде (п.6 и 11 ч.1 ст.13, п.7 ст.17, ст.22).
01.01.2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 г. N122-ФЗ, которым в рамках реформирования системы социальной защиты населения был изменен и порядок обеспечения жильем указанных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации: согласно ч.7 ст.17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в новой редакции тем из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., было предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного предписания Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 29.12.2004 г. N866, которым в качестве основной формы обеспечения таких граждан жильем за счет средств федерального бюджета было избрано предоставление субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В связи с внесением Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N153 изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года N1050, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении «Маяк», принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г., получили право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Механизм предоставления социальных выплат (жилищных субсидий, субсидий) таким гражданам закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N153, с последующими изменениями и дополнениями.
На основании подпункта «е» п.5 названных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Для граждан, относящихся к указанным категориям, но принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г., ч.7 ст.17 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N122-ФЗ предусмотрел обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Данное право ФИО1, как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., подтверждается соответствующим удостоверением, выданным главой Администрации Ростовской области, которое до настоящего времени никем не оспорено и не признано недействительным.
Также в судебном заседании установлено, что по договору на передачу квартиры в частную собственность граждан №298 от 30.11.2007 г. Гладкой А.А. была приобретена квартира по адресу: <...>. При этом, ФИО1, подписал письменный отказ от приватизации в пользу своей супруги.
08.12.2015 г. брак между ФИО1 и Гладкой А.С. был расторгнут, однако ФИО1, не имея иного жилья, был вынужден и после расторжения брака проживать в указанном помещении.
В дальнейшем он, реализуя свои права на получение государственного жилищного сертификата, обратился в Администрацию Октябрьского района г.Ростова-на-Дону.
В ходе рассмотрения дела судом также установлено, что 15.01.2016 г. истец обратился с заявлением о принятии на учет в связи с отсутствием жилья и наличии льгот как участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
25.02.2016 г. распоряжением главы Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону №94 от 25.02.2016 г. истец был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
28.05.2016 г. истец обратился с заявлением о выделении сертификата и включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата в 2017 г.
06.07.2016 г. распоряжением главы Администрации Октябрьского района г.Ростова-на-Дону №429 от 06.07.2016 г. истец был включен в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 г.
09.08.2016 г. Администрация района сообщила истцу, что сохранение очереди в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 г. возможно лишь при сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, в государственную или муниципальную собственность.
Действительно, в силу п.16 Правил, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
42 кв. м - на семью из 2 человек;
по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
В соответствии с п.16.1 Правил, норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если:
а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания;
б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения;
в) гражданином - участником подпрограммы и (или) членами его семьи, имеющими в собственности жилое помещение (жилые помещения) без установленных обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность. При этом отчуждение жилого дома (части жилого дома) осуществляется вместе с земельным участком, занятым указанным жилым домом (частью жилого дома) и необходимым для его использования.
Согласно п. 16.2 Правил, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилого помещения (жилых помещений), принадлежащего им на праве собственности, либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16(1) настоящих Правил), или принятия ими или гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) членами его семьи решения не отчуждать такое жилое помещение (долю в праве общей собственности на жилое помещение) в государственную или муниципальную собственность, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания (доли в праве общей собственности на жилое помещение, приходящейся на указанного в настоящем абзаце гражданина и (или) члена его семьи, установленной соглашением собственников жилого помещения или рассчитанной пропорционально их доле в праве общей собственности на жилое помещение). Указанные гражданско-правовые сделки учитываются за период, предшествующий выдаче ему сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет.
Право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Таким образом, получение жилищного сертификата обусловлено предоставлением обязательства участника подпрограммы о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения, занимаемого им и членами его семьи.
Однако, жилое помещение по адресу: <...>, ул. <...>, в которой истец зарегистрирован и проживает, с 2011 года находится в собственности у его бывшей супруги, брак с которой был расторгнут в 2015 году. Другого жилья для проживания истец никогда не имел и не имеет.
Учитывая изложенное, предоставление истцом обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении занимаемого им жилого помещения, объективно невозможно. Данный факт не оспаривался ответчиком в судебном заседании.
Суд считает, что истец имеет право на предоставление социальной выплаты, исходя из норматива общей площади жилого помещения – 33 кв.м как для одиноко проживающего гражданина, поскольку отказ истца от приватизации в пользу своей супруги нельзя расценивать как отчуждение им жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, поскольку жилое помещение на праве собственности истец никогда не имел и не имеет.
То обстоятельство, что истец сохраняет право пользования квартирой по адресу: <...>, ул. <...>, не является основанием для отказа в предоставлении ему государственного жилищного сертификата.
Как следует из положений закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане имеют права на получение обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным законом при соблюдении двух условий: отнесение к числу определенных законом категорий и одновременно нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Истец указанным условиям в полной мере соответствует, факт отказа ФИО1 от участия в приватизации не влияет на его нуждаемость в жилье в силу ст.ст.51,53 ЖК РФ, и само по себе не может служить препятствием к выдаче сертификата.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным удовлетворить исковые требования ФИО1 в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к А. О. района г.Ростова-на-Дону, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, 3-е лицо: ФИО2 о признании права на получении жилищного сертификата – удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на получение жилищного сертификата в соответствии с подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 г.г., составом семьи 1 человек, без предоставления обязательства о сдаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность – квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2016 года.
Судья: