ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-650/14 от 13.02.2014 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

КОПИЯ

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.;

при секретаре Скороходовой Т.М.

с участием:

представителя заявителя ФИО1 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия три года,

представителя администрации г. Томска ФИО2, действующего по доверенности ДД.ММ.ГГГГ сроком действия на один год

рассмотрев 13 февраля 2014 года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлениям ФИО3 о признании бездействия незаконными, обязании устранить нарушение

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации города Томска, выразившимся в не оповещении о проведении общественных слушаний и письма от ДД.ММ.ГГГГ-з за подписью первого заместителя Мэра города Томска ...., обязании администрацию города Томска рассмотреть заявление ФИО3 и передать в комиссию на условно разрешенный вид использования земельного участка, оповестить заинтересованных лиц в проведении публичных слушаний и издать распоряжение на проведение публичных слушаний по изменению целевого использования земельного участка с разрешенного на условно разрешенный в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявления указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью ... кв.м., расположенного по адресу г. Томск, ул. <адрес>.

Обратилась в администрацию города Томска с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, повторно ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ получен отказ в предоставлении муниципальной услуги.

Считает это бездействием администрации города Томска, поскольку в течение 10 дней администрацией не произведено уведомление о проведении публичных слушаний совладельцам смежных земельных участков и направлен ответ за пределами 30-дневного срока.

Письмо первого заместителя Мэра города Томска в не предоставлении муниципальной услуги отсутствует в действующем законодательстве и расценивается заявителем как бездействие органа местного самоуправления. Проведение общественных слушаний не муниципальная услуга, а обязанность, которая возложена на орган местного самоуправления.

Заявитель в процесс не явилась, была извещена о дате и времени процесса.

Представитель заявителя доводы заявления в процессе поддержала. Дополнительно пояснила, что согласно положениям ст. 39 ГрК РФ администрация города Томска обязана была по заявлению ФИО3 провести общественные слушания, передав заявление в комиссию. Закон не содержит понятия муниципальной услуги, поэтому в ней не могли отказать, в этом бездействие. Направленное им и полученное ДД.ММ.ГГГГ письмо является бездействием администрации города Томска в том числе и потому, что направлено за пределами 30-дневного срока. Признала, что на сегодня нарушение прав прекращено в данной части.

Представитель администрации города Томска просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку администрация города Томска отказала заявителю в предоставлении муниципальной услуги, данный отказ заявитель не оспаривает. Все действия ими были осуществлены в рамках муниципального регламента, ответ дан уполномоченным лицом. Действительно, отказ ими был направлен с нарушением сроков, но на сегодня в данной части бездействие прекращено, права заявителя не нарушены.

Суд в силу положений ст. 257 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.

Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст.13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

В соответствии со ст. ст. 30, 36 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков по общему правилу определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.

В силу п. 7 ст. 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007 N 687, градостроительный регламент в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства включает: основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые при условии соблюдения технических регламентов не могут быть запрещены; условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства; вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Указанные положения Правил соответствуют п. 1 ст. 37 ГрК РФ, в котором также предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Согласно п. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу п. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

На основании изложенного собственник вправе выбрать один из установленных видов разрешенного использования земельных участков. При этом согласно ст. 37 ГрК РФ, п. 7 ст. 3 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" вспомогательный вид разрешенного использования не может избираться самостоятельно, так как допускается только в качестве дополнительного по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляется совместно с ними. Из перечня основных видов разрешенного использования земельных участков может быть указан любой вид разрешенного использования.

Ст. 39 ГрК РФ предусмотрено, что лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Судом установлено, что ФИО3 в лице представителя ФИО1 обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на имя Председателя комиссии по землепользованию и застройке ... о предоставлении разрешения на условно-разрешенный вид использования – многоквартирный жилой дом этажа в отношении земельного участка по адресу г. Томск, <адрес> в связи со строительством многоквартирного жилого дома.

Аналогичное заявление было подано ФИО3 лично ДД.ММ.ГГГГ.

Суд не усматривает бездействия администрации города Томска на дату рассмотрения заявления исходя из следующего.

Суд не соглашается с заявителем и его представителем об отсутствии в законодательстве понятия муниципальной услуги.

Согласно п.2.ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.01.2014) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований;

В п.4. данной статьи дано понятие административного регламента - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;

Согласно п. 11 Постановления администрации Города Томска от 14.02.2012 N 130 (ред. от 19.12.2013) "Об утверждении перечня муниципальных услуг, оказываемых администрацией Города Томска и ее органами" прием предложений и принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, объектов капитального строительства относится к перечню муниципальных услуг.

Таким образом, заявитель обратилась в администрацию города Томска с просьбой о предоставлении ей муниципальной услуги.

Постановлением администрации Города Томска от 29.06.2012 N 766 (ред. от 13.11.2013) утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и принятие решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков, объектов капитального строительства» (далее – регламент).

П. 3.2 данного регламента предусмотрено, что муниципальная услуга включает в себя следующие административные процедуры:

1) прием и регистрация документов, представленных заявителем для предоставления муниципальной услуги;

2) запрос недостающих для предоставления муниципальной услуги документов в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в рамках межведомственного (или) межуровневого информационного взаимодействия;

3) рассмотрение принятых запроса и документов, принятие решения о предоставлении муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги, подготовка документов для рассмотрения на Комиссии;

4) рассмотрение запроса Комиссией;

5) подготовка, согласование, утверждение постановления администрации Города Томска о проведении публичных слушаний;

6) подготовка и проведение публичных слушаний;

7) с учетом письменных заключений и результатов публичных слушаний повторное рассмотрение запроса Комиссией, подготовка Мэру Города Томска рекомендаций о предоставлении или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства;

8) подготовка, согласование, утверждение постановления администрации Города Томска о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства;

9) выдача (направление) результата предоставления муниципальной услуги.

Согласно п.п. «е» п 3.5.2. регламента, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2.15 настоящего административного регламента, выявленных в ходе рассмотрения документов специалистом, ответственным за предоставление муниципальной услуги, специалист отдела подготавливает за подписью Мэра Города Томска проект письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги (срок исполнения административного действия не более 4 календарных дней). Проект письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги передается на подпись Мэру Города Томска в порядке, определенном Инструкцией по делопроизводству администрации Города Томска, а затем на регистрацию в канцелярию администрации Города Томска. Срок исполнения административного действия - не более 3 календарных дней.

Согласно п. 3.5.3. регламента, критерий принятия решений - наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги в соответствии с пунктом 2.15 настоящего административного регламента. Результатом административной процедуры является письмо об отказе в предоставлении муниципальной услуги или комплект документов, необходимых для рассмотрения запроса на заседании Комиссии.

Как указано представителем администрации города Томска, по п.п. 3 п. 3.2 было принято решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Как следует из письма от ДД.ММ.ГГГГ -з в адрес ФИО3, ей отказано в предоставлении муниципальной услуги в соответствие с п. 2.15 административного регламента.

Данный ответ подписан ..., который в силу распоряжения администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №р-, ДД.ММ.ГГГГ №293к, уполномочен на подписания данного документа.

Из содержания данного письма следует, что ФИО3 отказано в предоставлении муниципальной услуги, оно не является письмом информационного характера, поэтому не может расцениваться как бездействие.

Учитывая, что проведение публичных ( а не общественных, как указывает заявитель) слушаний возможно только после того, как принято решение о предоставлении муниципальной услуги, бездействие отсутствует.

Доводы представителя заявителя о том, что после подачи заявителем заявления администрация города Томска обязана было провести публичные слушания по ст. 39 ГрК РФ основано на неверном толковании норм материального права.

Доводы заявителя о нарушении сроков рассмотрения ее заявления в настоящее время правового значения не имеют, поскольку на дату рассмотрения дела в суде бездействие отсутствует, ответ заявителем получен.

На основании ч.4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая, что на дату рассмотрения дела права заявителя по его заявлению не нарушены, оснований для удовлетворения заявления суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО3 о признании незаконным бездействия в неоповещении о проведении общественных слушаний и письма от ДД.ММ.ГГГГ , обязании администрацию города Томска рассмотреть заявление ФИО3 и передать в комиссию на условно разрешенный вид использования земельного участка, оповестить заинтересованных лиц в проведении публичных слушаний и издать распоряжение на проведение публичных слушаний по изменению целевого использования земельного участка с разрешенного на условно разрешенный в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет __________________ 2014г

Судья: ОГ Черных