43RS0026-01-2020-000883-08
Дело №2-650/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Омутнинск 16 октября 2020 г.
Омутнинский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Костина А.В.,
при секретаре Ситчихиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в Омутнинском районе Кировской области (межрайонному) о включении периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском, в основании которого указал, что 03.03.2020 он обратился в Управление ПФР в Омутнинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 17.03.2020 *** ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого специального стажа. В стаж не зачтены, в том числе, периоды работы: с 26.10.1990 по 12.10.1992 электросварщиком ручной сварки, так как отсутствуют сведения, подтверждающие занятость в течение полного рабочего дня, и с 02.03.2015 по 31.12.2019 осмотрщиком-ремонтником. С исключением из специального стажа указанных периодов работы он не согласен, и просит: обязать ответчика включить периоды работы с 01.11.1990 по 31.12.1991 в качестве электросварщика ручной сварки и с 02.03.2015 по 31.12.2019 в качестве осмотрщика-ремонтника в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; признать незаконным решение ответчика в части невключения вышеуказанных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и а также взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлины в размере 300 руб. и по оплате юридических услуг в размере 8000 руб.
В связи с отказом истца от иска в части требований о возложении на ответчика обязанности включить период работы с 01.11.1990 по 31.12.1991 в качестве электросварщика ручной сварки в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, производство по делу в этой части прекращено, о чём вынесено определение от 08.09.2020.
На остальных требованиях истец ФИО1 и его представитель ФИО2 настаивали.
Представитель ответчика Август С.П. исковые требования не признал по доводам письменных возражений, пояснив, что по первичным документам профессия ФИО1 не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Работодателем ФИО1 представлены сведения по спорному периоду работы без кода льготы.
Представитель третьего лица ОАО «Российские железные дороги» в лице Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» ФИО3 просила рассмотреть дело в её отсутствие, направив письменный отзыв, согласно которому Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утверждённым постановлением Правительства РФ от 24.04.1992, предусмотрены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог. В спорный период ФИО1 работал, согласно записям в трудовой книжке: с 02.03.2015 осмотрщиком-ремонтником вагонов 5 разряда пункта опробования тормозов станции Яр, с 16.04.2018 осмотрщиком-ремонтником вагонов 5 разряда пункта опробования автотормозов (в отзыве ошибочно указано «тормозов») станции Яр, с 08.09.2019 по настоящее время осмотрщиком-ремонтником вагонов 5 разряда пункта опробования автотормозов станции Яр пункта технического обслуживания вагонов станции Балезино. Таким образом он не имел, согласно штатному расписанию, права на досрочную пенсию, и у ОАО «РЖД» отсутствовали основания для учёта данного периода в качестве льготного стажа.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришёл к следующему.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. №272.
В указанный Список включены осмотрщики-ремонтники вагонов, занятые на пунктах технического (технического и коммерческого) обслуживания вагонов станций внеклассных, первого и второго классов магистральных железных дорог.
03.03.2020 ФИО1 обратился в ГУ-Управление ПФР в Омутнинском районе Кировской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 17.03.2020 №96362/20/33/1 ему было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л. 25-29). В стаж не был включён, в том числе, период работы осмотрщиком-ремонтником с 02.03.2015 по 31.12.2019, поскольку в выписке из ИЛС указанный период указан без кода льготы. Его специальный стаж определён как 08 лет 03 месяца 16 дней.
Согласно трудовой книжке ФИО1, с 11.01.2013 он работал осмотрщиком-ремонтником вагонов 6 разряда пункта технического обслуживания вагонов станции Балезино (указанный период включён в специальный стаж); 02.03.2015 переведён осмотрщиком-ремонтником вагонов 5 разряда пункта опробования тормозов станции Яр; 16.04.2018 переведён осмотрщиком-ремонтником вагонов 5 разряда пункта опробования автотормозов станции Яр, 08.09.2019 переведён осмотрщиком-ремонтником вагонов 5 разряда пункта опробования автотормозов станции Яр пункта технического обслуживания грузовых вагонов станции Балезино пункта технического обслуживания станции Балезино (л. 40-42).
Согласно приложению №1 к приказу начальника Горьковской дирекции управления движением от 24.04.2015 №ГорькД-174, железнодорожная станция Балезино относится к первому классу, железнодорожная станция Яр – ко второму (л. 54-56).
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как установлено судом, в сведениях, содержащихся в индивидуальном лицевом счёте ФИО1, представленных его работодателем ОАО «РЖД», спорный период работы указан без кода льготы, что и послужило отказом в его включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Приказом начальника Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 11.02.2010 №60/н «Об оптимизации работы пунктов технического обслуживания вагонов» установлено, что пункты опробования тормозов входят в состав пунктов технического обслуживания грузовых вагонов, а при их отсутствии с состав пунктов технического обслуживания пассажирских вагонов, с организацией работы по технологическим процессам работы ПТО, ЛПТО, в том числе расположенных на одной станции: в состав станции Балезино входит пункт технического обслуживания пассажирских вагонов (л. 43-45).
Приказом начальника Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» от 01.09.2011 №434/н «Об оптимизации работы пунктов технического обслуживания вагонов и установлении внутридорожных и междорожных гарантийных участков безопасного следования грузовых и пассажирских поездов в вагонном хозяйстве Горьковской железной дороги» утверждён перечень подразделений Службы вагонного хозяйства, пунктов технического обслуживания грузовых вагонов (далее – ПТО), пунктов технического обслуживания пассажирских вагонов (далее – ЛПТО), пунктов опробования тормозов (далее – ПОТ), и т.д. (п. 1). Установлено, что пункты опробования тормозов входят в состав пунктов технического обслуживания грузовых вагонов, а при их отсутствии в состав пунктов технического обслуживания пассажирских вагонов, с организацией работы по технологическим процессам работы ПТО, ЛПТО, в том числе расположенных на одной станции: а) в состав ПТО Балезино входит пункт технического обслуживания пассажирских вагонов и пункты опробования автотормозов Яр, Зуевка (п. 2) (л. 46-50).
Согласно приложению №1 к данному приказу, ПОТ Яр является подразделением ПТО Балезино, ЛПТО Балезино (л. 51-53).
Как следует из выписки из штатного расписания структурных подразделений Горьковской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», введённого в действие с 01.01.2015, в штате ПТО станции Балезино и ПОТ станции Яр имелись должности осмотрщиков-ремонтников вагонов, при этом тарифная ставка у работников одинаковых разрядов ПОТ и ПТО была также одинаковой; ПОТ входил в состав ПТО, что следует из графы «Итого по пункту технического обслуживания вагонов станции Балезино» (л. 95-97).
Правилами внутреннего трудового распорядка работников эксплуатационного вагонного депо Лянгасово Горьковской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» на основании положений ст. 104 Трудового кодекса РФ, в которой предусмотрено, что учётный период рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не может превышать трёх месяцев, установлен перечень профессий (должностей), для которых установлен суммированный учёт рабочего времени с учётным периодом – квартал. В указанный перечень включены осмотрщики-ремонтники вагонов ПОТ Яр (л. 102).
Аналогичные положения содержатся в Правилах внутреннего трудового распорядка, утверждённых приказом от 09.11.2018 (л. 169-170).
03.02.2014 утверждён акт №1 внедрения технологического процесса работы пункта опробования тормозов грузовых вагонов станции Яр подразделения эксплуатационного вагонного депо Лянгасово Горьковской дирекции инфраструктуры №01001.00017 (л. 110-120). В данном акте содержится технологическая инструкция, согласно введению к которой пункт опробования тормозов является производственным участком, входящим в состав пункта технического обслуживания Балезино эксплуатационного вагонного депо Лянгасово. Указано, что работники ПОТ должны своевременно в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов производить техническое обслуживание и безотцепочный ремонт вагонов. В случае невозможности устранения неисправности вагон должен быть отцеплен от состава в текущий отцепочный ремонт. Работники ПОТ Яр, связанные с движением поездов, должны в соответствии с технологическим процессом своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание вагонов.
Инструкцией регламентировано техническое обслуживание вагонов на ПОТ, которое проводят осмотрщики-ремонтники вагонов 5 и 6 разрядов.
Также имеется технологическая инструкция по работе пункта обслуживания тормозов станции Яр, разработанная 10.12.2018 (л. 134-139), устанавливающая обязанности осмотрщика-ремонтника вагонов: проведение технического обслуживания и ремонта подвижного состава, осмотр вагонов под погрузку и сдвоенные операции, и т.д.
Согласно должностной инструкции осмотрщика-ремонтника вагонов 5 разряда ПОТ станции Яр, утверждённой 01.10.2012, он: производит технический осмотр и ремонт вагонов в транзитных поездах, в поездах, прибывших для расформирования, формирования на станции, выявляя неисправности, угрожающие безопасности движения; осматривает предъявляемые под погрузку вагоны с росписью за них в журнале ВУ-14; выдает уведомление формы ВУ-23 на вагоны, подлежащие подаче в ремонт, и т.д. (л. 195-199).
Согласно должностной инструкции осмотрщика-ремонтника вагонов 5 разряда ПОТ станции Яр, утверждённой 01.09.2018, он неукоснительно соблюдает технологический процесс работы ПОТ Яр; проводит технический осмотр и безотцепочный ремонт вагонов в транзитных и прочих поездах, выявляя и устраняя неисправности, угрожающие безопасности движения поездов; осматривает предъявляемые под погрузку, из-под выгрузки, а также подаваемые под сдвоенные операции вагоны, передавая данные по осмотру оператору ПТО станции Балезино, и т.д. (л. 123-126).
Согласно должностной инструкции осмотрщика-ремонтника вагонов 5 разряда ПТО станции Балезино, утверждённой 01.10.2018, он неукоснительно соблюдает технологический процесс работы грузового и пассажирского ПТО; проводит технический осмотр и безотцепочный ремонт вагонов в грузовых и пассажирских поездах, выявляя и устраняя неисправности, угрожающие безопасности движения поездов; осматривает предъявляемые под погрузку, из-под выгрузки, а также подаваемые под сдвоенные операции вагоны, передавая информацию оператору ПТО, осуществляет контроль за сохранностью вагонного парка, и т.д.
В суд также представлена должностная инструкция осмотрщика-ремонтника вагонов 6 разряда ПТО станции Балезино, утверждённая 01.09.2012. Согласно указанной инструкции, круг его обязанностей практически идентичен обязанностям осмотрщика-ремонтника вагонов 5 разряда ПОТ станции Яр, за исключением обеспечения правильного производства работ при подъемку вагонов домкратами, при обслуживании сложных универсальных машин или самоходных машин, предназначенных для ремонта грузовых вагонов всех типов.
Коллективным договором ОАО «Российские железные дороги» на 2014-2016 годы предусмотрена обязанность работодателя предоставлять дополнительный отпуск работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и особыми условиями труда, в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в Российской Федерации (п. 4.1.2).
Приказом от 01.06.2017 №529 работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, с 01.08.2015 установлен дополнительный оплачиваемый отпуск в размере 7 календарных дней, в том числе осмотрщикам-ремонтникам вагонов ПОТ Яр.
Приказами работодателя ФИО1 в 2016-2019 годах предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.
Согласно расчётным листкам за март 2015 – декабрь 2019 годов, ФИО1 производилась доплата за работу во вредных условиях (л. 58-88).
Данных о том, что характер, специфика и условия осуществляемой ФИО1 работы с 02.03.2015 по 31.12.2019 в ПОТ станции Яр существенным образом отличались от характера, специфики и условий работы истца в период, когда работодатель в сведениях персонифицированного учета в отношении ФИО1 указывал код льготы, и указанный период засчитан ответчиком в специальный стаж истца, материалы дела не содержат.
Истец в спорный период работал в ПОТ станции Яр, являющемся структурным подразделением ПТО станции Балезино, работа в котором в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Доводы пенсионного органа о том, что работодатель в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета на имя истца с 02.03.2015 не указывал код льготного характера труда, не могут служить основанием для невключения данного периода в специальный стаж.
Истцом как застрахованным лицом каких-либо нарушений обязанностей, предусмотренных статьей 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не допущено.
Неуказание работодателем истца в сведениях, предоставленных в пенсионный орган, кода особых условий труда в спорный период работы, не может повлечь для истца неблагоприятные последствия в виде отказа во включении этого периода в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда лежит на работодателе.
Отсутствие кода льгот в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в период трудовой деятельности истца, включаемого в страховой стаж, связанного с особыми условиями труда, не может являться основанием для отказа во включении данного стажа в специальный, поскольку факт работы ФИО1 в спорный период в тяжелых условиях труда был подтверждён в суде иными доказательствами, исследованными судом.
При выполнении работы в спорный период истец подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда, с наличием которых законодатель связывает возникновение права на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением деятельности осмотрщика-ремонтника вагонов на пункте технического обслуживания вагонной станции 2 класса магистральных железных дорог.
В связи с изложенным исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В силу ст. 88, 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.
В соответствии с ч. 1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Квитанцией на оплату юридических услуг №000782 от 12.08.2020, согласно которой ФИО1 уплатил ИП ФИО2 8000 руб. за составление данного иска, подтверждён факт оказания юридических услуг истцу в связи с обращением в суд с настоящим иском.
Понесённые истцом издержки связаны с рассмотрением дела, являются необходимыми, разумными и соразмерными, в связи с чем должны быть возмещены ответчиком в полном объёме. При определении размера расходов на оплату юридических услуг суд учитывает категорию спора, объём и характер выполненной работы.
Также подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить.
Признать незаконным решение государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Омутнинском районе Кировской области (межрайонного) №96362/20/33/1 от 17.03.2020 в части отказа во включении ФИО1 в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», периода работы с 02.03.2015 по 31.12.2019 в качестве осмотрщика-ремонтника вагонов, обязав включить указанный период в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 5 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Взыскать с ГУ-Управления ПФР в Омутнинском районе Кировской области (межрайонного) в пользу ФИО1 в возмещение расходов по уплате госпошлины 300 рублей, в возмещение расходов по оплате юридических услуг 8000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Омутнинский районный суд.
Судья А.В. Костин
Мотивированное решение вынесено 23.10.2020