ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-650/2011 от 19.12.2011 Осинского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-650/2011 мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оса 13 декабря 2011 года

Осинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Н.С.Шабунина,

с участием истца П.,

представителя истца- Ч. (по доверенности),

представителя ответчика-Ш.(по доверенности),

представителя ответчика-муниципальное образование «<данные изъяты> сельское поселение» К.,С.(по доверенности),

представителя ответчика-Г.(по доверенности),

при секретаре Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по иску П. к администрации муниципальное образование «<данные изъяты> сельское поселение», комитету имущественных отношений администрации Осинского муниципального района, администрации Осинского муниципального района о признании незаконными бездействия возложении обязанности сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, и расходов на оплату госпошлины,

установил:

П. обратилась с иском к администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение», комитету имущественных отношений администрации Осинского муниципального района о признании незаконными бездействия ответчиков, выразившиеся в не проведении работ по формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пос. <адрес> ул. <адрес>, д., кв. , возложении обязанности на ответчиков сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный под указанным жилым домом и иными входящими в состав дома и объектами недвижимого имущества, взыскании с ответчиков расходов на проведение кадастровых работ в сумме 2500 рублей и расходов на оплату госпошлины.

В обоснование исковых требований указала, что она, является собственником однокомнатной квартиры, расположенной в доме по указанному адресу, который является многоквартирным. В доме три квартиры. Товарищество собственников жилья в доме не создано. Земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, границы и площадь его не определены, на кадастровом учете участок не стоит. Данный факт подтверждается актом проведения муниципального земельного контроля в отношении данного земельного участка, составленного по результатам проверки администрацией <данные изъяты> сельского поселения. На общем собрании собственников жилого дома по улице <адрес>, пос. <адрес> от 04.10.2011г.. на котором присутствовали собственники квартир, рассматривался вопрос о формировании земельного участка, находящегося под многоквартирным домом и придомовой территории. Однако, собранием собственников не было принято решение о формировании земельного участка, находящегося под многоквартирным домом и придомовой территории, а также не был назначен уполномоченный для обращения в администрацию <данные изъяты> сельского поселения. Администрация <данные изъяты> сельского поселения отказывается формировать земельный участок под многоквартирным домом по ул. <адрес>, пос. <адрес>, ошибочно полагая что в обязательном порядке собственники дома должны на основании протокола решить вопрос о формировании участка, и что с заявлением в орган местного самоуправления о формировании участка должен обратиться только уполномоченный общим собранием собственниками многоквартирного дома. Администрация <данные изъяты> сельского поселения обязана подготовить схему земельного участка под многоквартирным домом, а совместно с Комитетом имущественных отношений сформировать земельный участок, т.е. провести кадастровые работы, поставить на кадастровый учет вновь образуемый земельный участок и передать его собственникам многоквартирного жилого дома по ул. <адрес> по. <адрес>. Ответчики бездействуют, не выполняют требования действующего законодательства, т.е. не выполнили соответствующие работы по формированию земельного участка под указанным многоквартирным жилым домом и иными входящими в состав такого дома объектами недвижимого имущества. Ею лично заключен договор на оказание кадастровых работ № 138 от 12.10.2011г. по подготовке схемы использования земельного участка для формирования под многоквартирным домом, указанные действия и расходы, связанные с ними, должен нести орган местного самоуправления. Просит взыскать с ответчиков расходы на проведение кадастровых работ в размере 2500 рублей и расходы на оплату госпошлины.

25.11.2011г. истец уточнила свои исковые требования, просит взыскать с администрации Осинского муниципального района в ее пользу расходы на проведение кадастровых работ в размере 7875 рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 600 рублей, расходы на предоставление сведений из кадастрового учета в размере 1360 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 600 рублей.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала, просила их удовлетворить.

Представитель истца Ч. пояснила, что истец обратилась в суд в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ и ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и постройки, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. На данный момент земельный участок под домом истца не сформирован, границы и площадь его не определены, на кадастровом учете участок не стоит. В силу решения Конституционного суда - за обращением о формировании земельного участка может обратиться любой собственник многоквартирного дома в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Истец обращалась в <данные изъяты> сельское поселение с этим вопросом, ей было отказано. Учитывая то, что ответчики бездействовали, истец самостоятельно заключила договор на оказание кадастровых работ по подготовке схемы использования земельного участка для формирования участков под многоквартирным домом. Указанные расходы должен нести орган местного самоуправления. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика комитета управления имуществом администрации Осинского района Ш. с иском не согласилась, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на исковые требования: в соответствии со ст. 16 ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», если земельный участок на котором находится многоквартирный дом, не был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка. На основании протокола собрания собственников многоквартирного дома находящегося по адресу: п. <адрес> ул. <адрес>,д. по вопросу формирования земельного участка проголосовали за - 1 человек (П.), проголосовали против 3 человека(В.; Т., А. ) один человек отсутствовал. В соответствии с п.1 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. На основании акта проведения муниципального земельного контроля в отношении земельного участка в п. <адрес> ул. <адрес>, д., Осинского района от 27.09.2011г. указано, что у П. земельный участок находится в собственности общей площадью 650,0 кв.м. В исковых требованиях истцу просит отказать в полном объеме.

Представители ответчика МО «<данные изъяты> сельское поселение» С., К. с иском не согласились, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении на исковые требования: в администрацию поселения заявления о формировании данного земельного участка не поступало, П. не обращалась с просьбой о межевании земельного участка, поэтому администрация поселения не могла отказать П. формировать земельный участок под многоквартирным домом по ул.<адрес> пос.<адрес> Для администрации поселения было бы достаточным заявление любого из собственников данного дома о формировании земельного участка, П. нужно было написать заявление в администрацию поселения с просьбой сформировать данный земельный участок и предоставить его в коллективно-долевую собственность собственникам данного дома, также не было необходимости заключать договор с ООО «<данные изъяты>» на проведение кадастровых работ и запрашивать сведения из гос. кадастра. Данный земельный участок является государственной собственностью, и на основании статьи 2 ФЗ от 17.04.2006 №53-Ф3 «О внесении изменений в Земельном кодексе РФ, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса РФ, Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Между администрацией Муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» и администрации Осинского муниципального района от 26.06.2007 заключено соглашение о сотрудничестве, в регламенте к соглашению о сотрудничестве предусмотрено, что межевание земельных участков осуществляет администрация поселения, а оплату за межевание несет администрации района. Просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Представитель ответчика администрации Осинского муниципального района Г. с иском не согласилась, пояснила, что собственники многоквартирного дома должны самостоятельно формировать земельные участки под многоквартирным домом.

Третье лицо В. пояснила, что она поддерживает исковые требования истца, считает, что земельные участки под домом необходимо сформировать. Ей известно со слов П. о том, что она обращалась в администрацию поселения к К. с просьбой сформировать земельные участки, на что ею был получен ответ, чтобы собственники жилья решали этот вопрос сами.

Третье лицо Т. пояснила, что она обращалась в 2007 году в администрацию поселения по этому вопросу, ей отказали. Тогда она обратилась в прокуратуру, администрации <данные изъяты> поселения вынесли предписание. П., обращалась в поселение с заявлением о формировании земельного участка, собрала общее собрание. На общем собрании она были против, т.к. не было главы поселения. Она считает, что земельные участки необходимо сформировать. В конце сентября-начале октября 2011г. она звонила в администрацию <данные изъяты> сельского поселения, глава сельского поселения К. была в отпуске, ее обязанности исполнял И. В конце августа 2011г. жители дома обращались к К. о необходимости сформировать участки под домом, она не отреагировала.

Выслушав истца, представителя истца, представителей ответчиков, третьих лиц исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч.1 ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

земля как природный объект и природный ресурс;

земельные участки

части земельных участков

Согласно положениям ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 16 ФЗ от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Кодекса и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. При этом свидетельство о государственной регистрации права в связи с государственной регистрацией права общей долевой собственности на объекты недвижимости собственнику помещения в многоквартирном доме не выдается. Согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной Приказом Минюста РФ от 14.02.2007 N 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимости включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости и указания размера доли в праве общей собственности на него.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ, в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости:

-описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок. Таким образом, законодатель исходит из того, что объектом прав и обязанностей может выступать земельный участок, который в установленном законом порядке сформирован, что включает в себя его межевание, установление границ, формирование землеустроительного дела, постановку на государственный кадастровый учет, как объекта гражданских прав.

В силу частей 3 и 4 ст. 16 ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», по заявлению любого лица, в том числе одного из собственников помещений в доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом. Если земельный участок не сформирован и в отношении его не проведен государственный кадастровый учет, то земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В соответствии со ст. 68 Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 г. « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006г. № 53-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской

Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Судом установлено, что дом , по ул. <адрес>, пос. <адрес> является многоквартирным, В указанном доме находится квартира, принадлежащая П. на праве собственности. Товарищество собственников жилья в доме не создано. Земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, границы и площадь его не определены, на кадастровый учет он не поставлен.

Согласно справке, выданной ГУП «ЦТИ Пермского края» от 19.02.2008г. собственником <адрес> - является Ю.

Согласно договору дарения от 21.09.2010г., заключенного между Ю. и П., <адрес> по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес> д и земельный участок по указанному адресу переданы П.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 10.10.2010г., П. является собственником <адрес> по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес> д.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.10.2010года в собственности П. имеется земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 650 кв.м. по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес> д.. кв.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 10.10.2011г, выданной ФБУ «Кадастровая палата» по Пермскому краю граница указанного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Из указанных документов следует, что земельный участок под домом по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес> не сформирован.

Согласно справке от 11.10.2011г., выданной администрацией <данные изъяты> сельского поселения, дом по указанному адресу в едином реестре муниципальной собственности <данные изъяты> сельского поселения не значится.

Согласно справке от 05.10.2011г., выданной комитетом имущественных отношений администрации Осинского муниципального района <адрес> по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес> д. в едином реестре муниципальной собственности Осинского муниципального района не значится.

В соответствии с распоряжением главы администрации <данные изъяты> сельского поселения №60 от 23.09.2011г. составлен акт муниципального контроля от 17.09.2011г., в ходе которого установлено, что границы земельных участков по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес> д..(трехквартирный дом) не установлены, придомовая территория не определена. Собственниками квартиры№1 являются П.,Т.,А.,Р..,кв.№2-П., собственником кв.№3 -В.

В соответствии с протоколом общего собрания собственников дома, находящимся по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес> д.. от 04.10.2011г. за формирование земельного участка, расположенным под указанным домом проголосовала П.

Согласно п.1 регламента к соглашению №1 о сотрудничестве, заключенного между администрацией муниципального образования « <данные изъяты> сельское поселение» и администрацией Осинского муниципального района от 26.06.2007г., администрация поселения обеспечивает подготовку акта выбора земельного участка и изготовление проекта границ земельного участка в месячный срок. Готовит проект решения об утверждении границ земельного участка. Производит постановку на государственный кадастровый учет.

В соответствии с протоколом разногласий по п.1 указанного регламента, поселение обеспечивает подготовку акта выбора земельного участка и изготовление границ за счет средств муниципального района (районного бюджета).

В силу Постановления Конституционого Суда РФ от 28.05.2010г №12-П «По делу о проверке конституционности частей 2,3,5 ст.16 Федерального Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ч.ч.1 и 2 ст.36 ЖК РФ, п.3 ст.3 и п.5 ст.36 ЗК РФ в связи с жалобами граждан Д.,М.,Е.» обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

О том, что земельный участок по указанному адресу не был сформирован, администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» было известно ранее. Как следует из материалов надзорного производства №192ж-07 прокуратуры Осинского района на обращение Т., собственника <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес>, д., получен ответ главы администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» К. от 17.11.2007г «в домах многоквартирной застройки земельные участки не выделяются в натуре, они находятся в долевой части владельцев жилья и при переходе права собственности жилья земельный участок переходит в долевую часть нового владельца». Помимо этого 17.09.2011г. был составлен акт муниципального контроля, из которого следует, что границы земельных участков по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес> д..(трехквартирный дом) не установлены, придомовая территория не определена.

Суд считает, что с учетом постановления Постановления Конституционого Суда РФ от 28.05.2010г №12-П администрация <данные изъяты> сельского поселения совместно с администрацией Осинского муниципального района независимо от обращения П., обязаны были сформировать земельный участок, т.е подготовить схему земельного участка под многоквартирным домом, провести кадастровые работы, поставить на кадастровый учет вновь образуемый земельный участок и передать его собственникам многоквартирного жилого дома по ул. <адрес> по. <адрес>. О том, что данная обязанность не выполнена ответчиками, следует из обращения истица, а также из возражений, представленных ответчиком МО «<данные изъяты> сельское поселение», «для администрации поселения было бы достаточным заявление любого из собственников данного дома о формировании земельного участка, П. нужно было написать заявление в администрацию поселения с просьбой сформировать данный земельный участок и предоставить его в коллективно-долевую собственность собственникам данного дома. Как пояснила глава администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» К., функции по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом и иными входящими в состав такого дома объектами недвижимого имущества, расположенными по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес>, д., кв. возложены на администрацию МО «<данные изъяты> сельское поселение» и администрацию Осинского муниципального района. В случае обращения истицы с заявлением в администрацию сельского поселения о формировании земельного участка под многоквартирным домом, администрацией сельского поселения были бы произведены необходимые действия по формированию земельного участка.

Суд исключает, из числа ответчиков комитет имущественных отношений администрации Осинского района, поскольку финансирование работ, связанных с формированием земельных участок под многоквартирными домами в МО «<данные изъяты> поселение» возложено на администрацию Осинского муниципального района.

Таким образом, суд считает, что с учетом обращения истца с иском в суд, следует обязать МО «<данные изъяты> сельское поселение» и администрацию Осинского муниципального района сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом и иными входящими в составе такого дома объектами недвижимого имущества по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес>, д.. кв. , поскольку установлено нарушение права истца.

Вместе с тем в удовлетворении исковых требований истицы о признании незаконными бездействия Ответчиков, выразившихся в не проведении работ по формированию земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес>, д., кв. ., должно быть отказано, поскольку достоверных и бесспорных доказательств, подтверждающих, что истец надлежащим образом обращалась к ответчику не представлено, истцом не доказан письменного обращения в администрацию МО «<данные изъяты> сельское поселение» о формировании указанного земельного участка. К. отрицала обращение П. в устной форме к ней по указанному вопросу. Истица в ходе судебного заседания пояснила, что с письменным заявлением в администрацию МО «<данные изъяты> сельское поселение» по формированию земельного участка она не обращалась.

Разрешая требования истца в остальной части, суд приходит к следующим выводам.

Истец просит взыскать в свою пользу с ответчика администрации Осинского муниципального района расходы на проведение кадастровых работ в размере 7875 рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 600 рублей, расходы на предоставление сведений из кадастрового учета в размере 1360 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 10 300 рублей.

В силу ст.15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно пункту 3 статьи 393 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено.

П. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ за N 6 и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ за N 8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.д.

Между П. и ООО «<данные изъяты>» был заключен Договор подряда на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка № 157 от 09.11.2011г. (далее -Договор подряда № 157 от 09.11.2011г.) по подготовке плана горизонтальной съемки с указанием границ земельного участка для формирования материалов межевания земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес>, д. кв. .,

ООО «<данные изъяты>» по результатам произведенных кадастровых работ передал истцу Технический отчет, согласно которому фактическая площадь земельного участка под многоквартирным домом и придомовой территорией составляет 1072 кв.м. (стр. 5, раздел 1.5.).

Договор подряда № 157 от 09.11.2011г. был заключен П. с целью формирования земельного участка, хотя указанные действия и расходы, связанные с ними должны нести органы местного самоуправления.

Стоимость кадастровых работ согласно Договору подряда № 157 от 09.11.2011г. составила 7875 рублей., что подтверждается квитанцией от 09.11.2011г. и чеком от 09.11.2011г. на 2750 руб.; квитанцией от 21.11.2011г. и чеком от 21.11.2011г. на 1250 руб.; квитанцией от 23.11.2011г. и чеком от 23.11.2011г. на 3875 руб., всего на общую сумму 7875 рублей. Данные убытки, должны быть взысканы с администрации Осинского муниципального района, поскольку в соответствии с протоколом разногласий по п.1 указанного регламента от 26.06.2007г., МО «<данные изъяты> сельское поселение» обеспечивает подготовку акта выбора земельного участка и изготовление границ за счет средств администрации Осинского муниципального района (районного бюджета).

Таким образом, с ответчика администрации Осинского муниципального района в пользу истца следует взыскать убытки в размере 7875 рублей.

Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика судебных расходов.

Для подготовки плана горизонтальной съемки истцом были представлены в ООО «<данные изъяты>» кадастровый план от 27.10.2011г., кадастровые выписки по земельным участкам по адресу: <адрес> п. <адрес> ул. <адрес> д. Суду представлены квитанции об уплате госпошлины за предоставление кадастрового плана и кадастровых выписок на сумму 1360 руб., чек-ордеры, заявления о предоставлении сведений в ФБУ «Кадастровая палата» (л.д.69-83).

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: связанные с рассмотрением дела и признанные судом необходимыми расходы.

Суд признает расходы, понесенные истцом на получение кадастровых выписок, необходимыми, поскольку эти документы имеют для дела доказательственное значение

Таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать издержки в сумме 1360 руб.

На основании положений ч.1 ст.98, ст.103 ГПК РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины при подаче искового заявления в размере 400 рублей. Факт несения истцом расходов по уплате госпошлины подтверждается квитанциями об уплате госпошлины. Согласно ст.ст.333.19,333.20 НК РФ: 4 проц. от 7875 рублей. Берется 400 рублей. В удовлетворении требований истца о взыскания госпошлины за неимущественные требования о признании бездействия в размере 200 рублей следует отказать.

Согласно п.п.4 п.1 ст.94 ГПК РФ к издержкам связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Суд считает, что требования истца о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 10 300 рублей являются завышенными, понесенные истцом расходы подтверждаются договором на оказание юридических услуг №20/10-11Ч, заключенным между П. и Ч. В связи с этим, суд определяет расходы на оплату услуг представителя с учетом требований разумности, степени участия представителя в размере 2 000 рублей, которые подлежат взысканию в пользу истца с ответчика.

Таким образом, оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что с ответчика администрации Осинского муниципального района в пользу истца П. подлежат взысканию расходы на проведение кадастровых работ в размере 7875 рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 400 рублей, расходы на предоставление сведений из кадастрового учета в размере 1360 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 2000 рублей.

В удовлетворении остальных исковых требований П. следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать муниципальное образование «<данные изъяты> сельское поселение» и администрацию Осинского муниципального района сформировать и поставить на кадастровый учет земельный участок, расположенный под многоквартирным жилым домом и иными входящими в составе такого дома объектами недвижимого имущества по адресу: <адрес>, пос. <адрес>, ул. <адрес>, д.. кв. .

Взыскать с администрации Осинского муниципального района в пользу П. расходы на проведение кадастровых работ в размере 7875 рублей, расходы на оплату госпошлины в размере 400 рублей, расходы на предоставление сведений из кадастрового учета в размере 1360 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 2000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований П. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Н.С.Шабунин